ТАЙНА БАРГУЗИНСКОГО КЛАДБИЩА
… Захоронение М.К. Кюхельбекера из двух могил было огорожено с трёх сторон деревянной оградкой. Восточная сторона оградки отсутствовала, калитка находилась с северной стороны. К столбикам калитки были прибиты рейки, а на них вверху закреплена деревянная дощечка с надписью в стихах. На правой могиле, на маленьком холмике, стоял высокий деревянный крест с двумя перекладинами, с крышей. Из надписи на табличке креста мне запомнилась фамилия Одинец, а имя, если не изменяет память, Анастасия. На мой взгляд, как крест , так и штакетник, оградки пропитывались древесной смолой, поэтому имели темно-коричневый цвет.
Рядом на другой могиле (левее могилы Одинец), лежала чугунная плита, в верхней торцевой части имеющей овальную форму. На плите была следующая надпись: "М.К. Кюхельбекер. 1835 год". Восточнее могилы М.К. Кюхельбекера стояла сосна (примерно в 1,2 метра от могилы), у подножия которой лежала другая плита из камня розово-коричневого цвета. Лицевая часть плиты - овальная. Принадлежность её подтверждалась надписью. Видимо, эта плита была заменена чугунной. Каменную плиту я видел ещё в 1960 году, а в 1969 году она исчезла. В 1960 году крест с могилы Одинец и оградка захоронения исчезли. Тогда, в 1952 году, Матвей Гершевич привёл нас на необычное захоронение из пяти могил, находящиеся восточнее могилы М.К. Кюхельбекера. Захоронение было огорожено оградкой из круглого металла. На заднем плане захоронения находились три могилы. На них стояли кресты с одной перекладиной, выполненные из деревянных брусков. Надписи на табличках крестов были выполнены на русском языке белой краской в следующей последовательности: "Иожеф Варги, 1859 год, Карой Фаркаш, 1860 год, Иштван (Стефан) Доморот, 1864 год". На переднем плане захоронения - две могилы. На правой стоял высокий деревянный крест с двумя перекладинами, с крышей и имел тёмно- коричневый цвет. На табличке креста надпись: "Анна Степановна Токарева, 1867 год". На левой могиле возвышался необычный для наших мест, высокий литой чугунный крест с одной горизонтально - расположенной перекладиной. По цвету она выглядела светлее столба (возможно, отлита отдельно и закреплена в углублении столба). По высоте перекладина находилась примерно в 1,8 метра от уровня земли. Ниже перекладины была табличка восьмигранной формы, надпись плохо просматривалась. На столбе, выше перекладины, была закреплена металлическая табличка прямоугольной формы, надпись на которой выполнена белой краской: "Sandor Petefi, Mai, 1856 god." Сравнивая надписи на верхней и восьмигранной табличках, я пришел к заключению, что верхняя табличка дублировала надпись на восьмигранной. В связи с этим есть уверенность в том, что на восьмигранной табличке была надпись, близкая к приведенной. Ниже восьмигранной таблички висела табличка прямоугольной формы, выполненная из фанеры, с надписью красной краской: "Александр Степанович Петрович, май, 1856 год, майор". Мне тогда показалось, что в надписи сделана какая-то ошибка, так как по-русски не все согласовывалось в окончаниях. Когда я прочитал надпись "майор", то подумал, что похоронен милиционер, но год 1856 отверг мои предположения. Я не мог понять, почему на одном кресте находились нерусская и русская надписи. Но когда обратил внимание на даты смерти, которые совпадали, решил, что в одной могиле похоронены два человека-один русский, а другой какай-то иностранец. В районе захоронения Ш.Петефи и в промежутках между захоронением М.К. Кюхельбекера погребены Бобор, Зомбори, Эттевеньи, Тормаш, Немеш, Кальмар, Чизмадиа.
Захоронение политических ссыльных находилось севернее могилы М.К. Кюхельбекера и было отгорожено деревянной ветхой оградкой Ворота захоронения, установленные с южной стороны, выглядели достаточно внушительно. На лиственничные столбы ворот опиралась арка, выполненная со стороны входа из листовой бронзы или латуни. Надпись на арке "Там узники вместе наслаждаются покоем, не слыша окриков приставника"- была выполнена печатными буквами из латуни или бронзы, закрепленными на металлических лентах, выкрашенных в зеленый цвет. Завершающей архитектурной группой ворот в верхней части были три маковки, выполненные, на мой взгляд, из дерева и окрашенные в белый цвет. Первая маковка имела раскол, характерный для дерева. Внутри захоронения находилось 10 могил в два ряда. С левой стороны - три могилы с прихода. На средней могиле из трех стояла усеченная пирамидка, которая завершалась пятиконечной звездой. На двух других не было ни крестов, ни плит. С правой стороны на могилах лежали плиты и стояли кресты. На правой стороне ограды, с внутренней её стороны, на столбике висел кожаный пиджак темно- коричневого цвета. Сверху он был накрыт деревянной накладкой и прибит к верхнему торцу столбика. Кому принадлежал этот пиджак? Может быть комиссару или командиру революционного отряда, участнику становления советской власти в Баргузине. Посетив могилу М.К Кюхельбекера в 1969 году, невольно как-то завел разговор с родственниками о декабристе. Они знали, что на кладбище похоронен декабрист, что плиты с могил исчезают. И вдруг подумал: "Что, если плита М.К. Кюхельбекера исчезнет? Как исчезла чугунная плита Ивана Орлова (с броненосца "Потемкин"), похороненного в 1919 году, и другие, и никто не будет знать место захоронения М.К. Кюхельбекера".
Я вернулся на кладбище, чтобы как можно точнее запомнить место нахождения могилы М.К. Кюхельбекера. Ещё раз прочитал надпись на чугунной плите. Смотрел каждую цифру, даты захоронения и сделал визуальную привязку могилы, увязав место её нахождения с несколькими ориентирами, одним из которых являлась сосна. Чтобы ещё надежнее запомнить это место, решил сделать привязку к предполагаемому захоронению Ш. Петефи, находящемуся восточнее сосны и могилы М.К. Кюхельбекера. С северной, восточной и южной сторон металлической оградки предполагаемого захоронения Ш. Петефи был багульник, ещё сохранивший зелень. За оградой захоронения с восточной стороны зеленела группа смешанного леса и кустарника, на переднем плане которого росла молодая раскидистая ель.
К 1969 году на предполагаемом захоронении Ш.Петефи не осталось ни одного креста. Но лежала чугунная плита, вросшая в холмик, которая, видимо служила опорой чугунному кресту. На плите просматривалась щель, похожая на раскол. Визуальная привязка дала возможность связать воедино описанные захоронения. По наблюдениям 1962- 69 годов мною был составлен примерный план расположения могилы М.К. Кюхельбекера и предполагаемой могилы Ш. Петефи на старом Баргузинском кладбище и выполнены рисунки.
В 1977 году перед отъездом из Баргузина, проходя мимо кладбища вечером, я решил навестить могилу М.К. Кюхельбекера. При входе в калитку меня остановила женщина в годах и поинтересовалась, к кому я направился в столь поздний час. Я ей объяснил, что иду на могилу М.К. Кюхельбекера, хочу посмотреть, цела ли чугунная плита.- "Так ему новый памятник построили, - сказала она, - видишь, стоит из камня сделанный". Я посмотрел на памятник и ответил ей, что он стоит не на том месте, где могила М.К. Кюхельбекера. Она больше ничего не сказала, не стала расспрашивать, наверное поняла, если человек пришел в столь поздний час, то в этом есть необходимость.
Я прошел мимо памятника, подошел к сосне и не обнаружил чугунной плиты М.К Кюхельбекера. Но еще надеялся, что её положили к подножию нового памятника. Там её не оказалось. Взволнованный, поклонился сосне, свидетельнице непочтительного отношения живущих к памяти, вечной памяти, без которой человек не может считать себя человеком, и ушел с кладбища. В 1987 году мне вновь пришлось побывать в Баргузине с Э.В.Деминым. кладбище претерпело большие изменения. Исчезли кустарники, многие сосны, плиты с могил, облицовочные плиты с памятников, сами памятники, а также холмики загадочных могил.
Место нахождения могилы М.К. Кюхельбекера определено. Однако, интересующее венгров и нас предполагаемое захоронение Ш.Петефи оказалось под курганчиком земли, высотой около 80- ти см. не знаю, сохранилась его целостность или нет, так как земляные работы были прекращены на границе предполагаемого захоронения Ш. Петефи. Возможно, одна из могил захоронения нарушена. После всего увиденного на душе остался неприятный осадок …
Горько смотреть на баргузинцев, которые не могут отыскать могил своих отцов, матерей и близких. И в этом повинны мы сами. Кто знает, какие еще тайны хранит старое Баргузинское кладбище? Какие еще судьбы встретятся на пути исследователей, которым предстоит эти тайны разгадать? Для этого нужны настоящие исследователи, пытливые умы, бережно хранящие прошлое. В памяти- наши корни, наша опора, наша жизнь. Об этом забывать нельзя.
П. Муравьев, научный сотрудник КузНИУИ, г. Прокопьевск.
Газета "Правда Бурятии", 1988.