ЗДРАВСТВУЙТЕ, "БРАТЬЯ САПОЖНИКОВЫ”!
У астраханцев старшего поколения фамилия Сапожниковы еще, пожалуй, на слуху, в памяти, но с навязанным идеологическим стереотипом советского периода, почти по Маршаку: "владелец заводов, газет, пароходов”, а Сапожниковы к тому же владели и рыбными промыслами, винными погребами и т.д. В новой книге "Братья Сапожниковы”, вышедшей весной в серии "Астраханская губернская библиотека”, Александр Марков прослеживает судьбу нескольких поколений династии, прославившей губернию вплоть до рокового семнадцатого года минувшего столетия. Ее чтение увлекательнее любого модного бестселлера, потому что автор проделал большую исследовательскую работу, собирая по крупицам в архивных фондах и библиотечном океане книг факт за фактом, уточняя, выверяя и сопоставляя степень родства, истоки фамилии, энергетику характеров, скрытую, казалось бы, завесой времени. Редко кто из нас, сегодняшних, знает историю своей семьи, своего рода далее трех поколений, а Марков с присущей ему скрупулезностью восстанавливает истоки неистового трудолюбия и благодетельную цепь добродеяний и поступков Сапожниковых, выбившихся "в люди” из простой крестьянской семьи.
"Портрет П.С. Сапожникова” кисти крепостного художника Николая Аргунова, копия которого находится в Астраханской картинной галерее, становится отправной точкой, той нитью Ариадны, которая увела в семидесятые годы восемнадцатого века, когда отец Петра Сапожникова, крестьянин-старовер из саратовской деревеньки Малыковка, был повешен на сельской площади за участие в пугачевском бунте. Однако тесен мир! О расправе сообщает не кто иной как поручик царской армии Гавриил Державин, будущий российский поэт, отряд которого был отправлен на подавление мятежа.
Писателю Маркову, автору книги "Братья Сапожниковы” повезло, а может, потому и везет, что он сам грузит и везет этот умножающийся исторический воз событий, фактов, лиц, - и, будучи еще тогда в Ленинграде, Марков встречается с Г.А. Шретер, внучкой М.А. Сапожниковой-Бенуа, которая не только знакомит его с семейным преданием, записанным ее матерью, но и дарит копию рукописи. А в ней – несколько иная версия изложенного выше факта. Когда во время пугачевского бунта в Малыковку вошел отряд Державина, командир приказал доставить старосту и сельскую казну. Старостой был Семен Сапожников, а казну сразу не нашли, и старосту повесили. Приказ был выполнен мгновенно. Но вскоре казна нашлась, а старосту уже похоронили на старообрядческом кладбище. Позже внуки Сапожникова построили на этом месте церковь, а ранее была возведена часовня.
Петру Сапожникову в то время было двенадцать лет. Я берегу время читателей и газетную площадь, чтобы не повторять вслед за автором путь становления крестьянского мальчика из сельца Малыковка. Уверена, что каждый, кто раскроет книгу "Братья Сапожниковы”, не оторвется от чтения, потому что автору удалось воссоздать колоритные фигуры, яркие личности этого семейства, прославившегося в Вольске, потом в Астрахани и в Санкт-Петербурге недюжинной энергией и предпринимательским талантом, щедрой благотворительностью и беспримерным усердием на благо города и горожан.
Знаете ли вы, что по заказу Петра Семеновича Сапожникова в 1818 году в Петербурге были искусно исполнены серебряные царские врата весом в 32 пуда для нашего Успенского собора, а еще раньше, в 1812 году, на его же средства сделаны под мрамор стены и столпы верхнего этажа в соборе, которым восхищался еще Петр Великий. Это еще не говоря о безвозмездной услуге государству по провозу провианта к действующим в Персии русским войскам, за что был награжден золотой медалью с бриллиантами. А большие денежные пожертвования по предотвращению эпидемии чумы в Астрахани. А помощь русской армии во время нашествия Наполеона. Петр Сапожников был патриотом России, как и герой Чесменской битвы Иван Андреевич Варваций, с которым вместе вели дела и торговые операции, вместе участвовали в благотворительности, если так скромно можно назвать их огромный вклад в украшение города.
А книга, собственно, о детях Петра Семеновича – Александре и Алексее Сапожниковых, достойных своего отца, и втором поколении братьев - Александре Александровиче и Алексее Александровиче. В оглавление книги вынесено, кстати, название 60-сильного буксирного парохода "Братья Сапожниковы”, возившего по Волге караваны с рыбной продукцией.
Вот только названия некоторых глав: "Александр Сапожников и декабристы”, "Собрание картин Александра Сапожникова”, "Сапожниковы и Шевченко”, "Каспийские экспедиции Карла Бэра”, "Царь-освободитель на Житном промысле”, "Из книжного собрания Сапожниковых”, "Высокие гости на Оранжерейном промысле Сапожниковых”, "Мадонна Бенуа”. Как не напомнить, что это та самая "Мадонна с цветком” Леонардо да Винчи, изображением которой открывается почти каждый красочный альбом Эрмитажа. Картину дочь Александра Александровича Сапожникова получила в дар от отца вместе с другими свадебными подарками. Об истории и легендах ее приобретения, о подтверждении авторства и обо всех перипетиях ее появления в коллекции Эрмитажа в авторском исследовании Маркова рассказывается увлекательно и до деталей точно. Мария Александровна уступила картину за 150 тысяч рублей Эрмитажу вместо 187 тысяч, которые предложил английский антиквар Дювин. Согласие на приобретение "Мадонны с цветком” ("Мадонны Бенуа”) дал Николай II, а сумма должна была выплачиваться владелице из рода Сапожниковых в течение десяти лет, но все же она предпочла Россию, поскольку была "очень русской и большой патриоткой”. В январе 1914 года полотно Леонардо поступило в Эрмитаж, а в декабре 1918 года Велимир Хлебников в своей статье "Астраханская Джиоконда”, опубликованной в газете "Красный воин”, задает риторический вопрос: "Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да – то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани "Мадонну” - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?”
Но ось времени уже надломилась. Последнего управляющего Оранжереинским промыслом Сапожниковых Василия Корнеева застрелили бандиты в 1922 году прямо в его кабинете. Владелица бесценного полотна Мария Александровна Сапожникова скончалась в 1938 году в Германии у дочери Ольги на руках, ее муж, Леонтий Николаевич Бенуа, в двадцатом году был арестован и просидел несколько месяцев в тюрьме - "по недоразумению”, как ему потом сказали, он был ректором Академии художеств.
Книга "Братья Сапожниковы” богато иллюстрирована. Черно-белые и цветные фотоизображения, собранные автором, дополняют удивительное повествование об этой астраханской династии.
Открыта еще одна малоизвестная глава в исторических хрониках Астрахани – через судьбы нескольких поколений Сапожниковых.
Н. КУЛИКОВА