Судьба наделила ее великими предками
В городе Владимире жили и живут очень интересные люди. Мы о них всегда мало знаем. Между тем эти люди - настоящая, подлинная история России, которой можно гордиться. Они не совершали великих или малых открытий, героических поступков, не были знамениты какими-то конкретными достижениями в профессиональной деятельности или на общественном поприще. Вся ценность этих людей в том, что они просто были, жили и живут рядом с нами. Их судьбы складывались на изломе эпох, порой драматически и трагически… Но дело даже не в этом. Национальная история в некотором смысле шита серыми суровыми нитками. Их неспособны разорвать даже глобальные катастрофы, войны, десятилетия варварства и дикости, в которые время от времени впадает цивилизованное человечество. Это связующие нити истории в прямом смысле слова. Связь далеких друг от друга эпох наглядно иллюстрирует судьба Ксении Сабуровой, прожившей во Владимире полвека. Предлагаем вниманию читателей журналистский эскиз к портрету этой примечательной женщины, написанный человеком, который знал Ксению Александровну лично.
Двадцать пять лет назад во Владимире ушла из жизни Ксения Александровна Сабурова (1900-1984). Судьба наделила ее великими предками. Она - прямой потомок одного из родных братьев знаменитой бабушки М.Ю.Лермонтова - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой и, таким образом, является внучатой племянницей великого поэта. По материнской линии эта жительница г. Владимира была праправнучкой другого русского поэта П.А.Вяземского, друга Пушкина, крестного отца ее матери - Анны Сергеевны Шереметевой (по мужу Сабуровой), которая с гордостью вспоминала об этом до самой смерти. Она тоже, как и дочь, умерла во Владимире. Дед Ксении Александровны Сабуровой по материнской линии Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918) в 1878 году активно участвовал в освобождении Болгарии от османского ига, проявив при этом мужество и героизм. Он, в свою очередь, внук русской актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, бывшей крепостной графа Николая Петровича Шереметева, на которой он впоследствии женился. Таким образом, Ксения Александровна праправнучка П.И.Ковалевой-Жемчуговой. В числе ее предков также знаменитый сподвижник Петра Великого, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. И, если заглянуть совсем уж в глубь веков, вспомним жену великого князя Василия III - великую княгиню Соломонию Сабурову, сосланную мужем в суздальский Покровский монастырь и закончившую здесь свои дни.
Родилась Ксения Сабурова в семье вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Петровича Сабурова и Анны Сергеевны Шереметевой, которая до замужества была фрейлиной Императорского двора и на всех царских балах танцевала в первой паре с будущим императором Николаем II. Родные братья Ксении - Борис и Юрий - оба учились у К.Э.Циолковского и много могли бы дать своей родине, но судьба их сложилась трагически. Пройдя долгий путь ленинско-сталинского ГУЛАГа, братья там и погибли. А намного раньше, в 1919 году, был расстрелян большевиками их отец - вице-губернатор северной столицы. К этому времени семья жила в Москве и в дальнейшем была выслана в Калугу. Здесь Ксения Александровна познакомилась с Георгом Пейджем - английским специалистом, которых было много в двадцатых годах прошлого века в России. Ксения и Георг полюбили друг друга и были обвенчаны в церкви. Их семейная жизнь длилась один месяц и пять дней. Георг Пейдж уехал, чтобы оформить документы и увезти к себе на родину свою супругу. Но этому не суждено было сбыться.
Горькая чаша ГУЛАГа не обошла и Ксению Александровну Сабурову. За свое аристократическое происхождение и связь с иностранцем она тоже была репрессирована. На первом допросе, по ее воспоминаниям, следователь волновался, выходил из себя и требовал признания, что она, Сабурова, агент английской разведки. На столе лежал томик Чехова. Вдруг он схватил его и стал им бить арестованную по лицу. Ксения Александровна героически прошла через все допросы с пристрастием, т.е. с битьем, этапы, нары, лесоповал, ссылки и другие ужасы сталинского ада.
В ее судьбе гуманитарную роль сыграл соратник Ленина Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, с которым она даже одно время переписывалась. С его помощью была выхлопотана Лермонтовская пенсия дяде К.А.Сабуровой - Павлу Сергеевичу Шереметеву. После его смерти пенсия перешла Анне Сергеевне - матери Ксении Александровны, а впоследствии ей самой. Так Сабурова стала пенсионером республиканского значения.
В 1964 году в стране отмечалось 150-летие со дня рождения Лермонтова. Большие торжества, связанные с этой знаменательной датой, прошли и во Владимире. В средней школе № 29 и Доме офицеров перед учащейся молодежью выступила тогда и внучатая племянница великого поэта - К.А.Сабурова. По случаю этого юбилея Сабуровой была выделена отдельная квартира (до этого она жила в коммунальной) на улице Завадского. После переезда сюда новой хозяйки квартира стала напоминать маленький музей со старинной мебелью, антикварными вещами и редкими книгами, где не было (и слава Богу!) телевизора и радио, а на стенах висели не ковры, а фотографии родных и близких. А на самом видном месте квартиры Сабуровой висел большой портрет Лермонтова. Это был самый любимый поэт Ксении Александровны. В ее небольшой библиотеке главное место занимали произведения Михаила Юрьевича и книги о нем, изданные в советское время. Ксения Александровна поддерживала связь с музеем М.Ю.Лермонтова в Тарханах. Она передала в этот музей красивое кружевное покрывало, принадлежавшее бабушке поэта.
Во Владимире Сабурова прожила более полувека и здесь в разное время работала кассиром в аптеке № 86, библиотекарем в авиамеханическом техникуме, где спасла много книг от уничтожения (список «вредных произведений» был утвержден Н.К.Крупской). В нем под номером один стояла Библия, а среди авторов художественной литературы были «вредные» Достоевский, Бунин, Есенин и другие авторы-классики. А еще Ксения Александровна преподавала частным порядком иностранные языки, так сказать, занималась репетиторством прямо на дому.
Обладая обширными знаниями в области истории и литературы, она оказывала большую и бескорыстную помощь писателям, историкам, краеведам, учителям, журналистам, музейным и архивным работникам. Ксения Александровна любила людей и всегда радовалась гостям, тем более, что много лет прожила одиноко, личная жизнь ее не сложилась, хотя и были поклонники. Но она отказывала всем по той причине, что была повенчана, и носила золотое кольцо, где на внутренней стороне было выгравировано: «Георг 1931 год». Она считала, что второй раз выходить замуж не имеет права. Ее личное обаяние и доброта были безграничны.
В числе гостей Сабуровой были писатели Владимир Солоухин и Сергей Голицын, великий музыкант Мстислав Ростропович, краевед Николай Софронов и многие другие. Вокруг Ксении Александровны всегда была неповторимая атмосфера, располагающая к очень интересному и приятному общению. В ее квартире сохранялся маленький уголок давно ушедшего мира. Уголок старой России. Здесь бывал и член дореволюционной Государственной думы, известный в свое время государственный и политический деятель Василий Витальевич Шульгин. Рекой лились воспоминания, но была и музыка. Под собственный аккомпанемент на гитаре Василий Витальевич исполнял салонные романсы. Иногда к нему присоединялась Ксения Александровна - и получался божественный вокальный дуэт.
Хозяйка квартиры была отменным кулинаром. Особенно славились ее удивительные пресные ватрушки, да и вишневая наливка ее приготовления была просто бесподобна. Гостей всегда было чем угостить, да и удивить. Пили лермонтовский чай, который, по рецепту поэта, должен быть, как поцелуй: крепким, горячим и сладким. Ксения Александровна любила вспоминать всех своих родных и близких и рассказывала о них очень много интересного, в том числе и о роде Сабуровых, который берет свое начало на рубеже XIII и XIV веков. Но это уже другая - отдельная - тема.
Всей своей светлой жизнью и деятельностью Ксения Александровна сохраняла и передавала самые лучшие правила, манеры, нормы и традиции русской национальной культуры, без чего сегодня возрождение России невозможно. Еще при жизни она вошла в Лермонтовскую энциклопедию, а вот во Владимирской… ей не нашлось места.
В последний путь Ксению Александровну Сабурову проводили немногочисленные московские родственники и владимирские друзья. По просьбе покойной и особому разрешению городских властей она была захоронена в могилу матери на старом городском кладбище при Князь-Владимирской церкви. Так мать и дочь соединились в своем последнем приюте.
Михаил КОНШИН, 7.09.2009.