ПРЯНИШНИКОВ Пётр Дмитриевич.
Сообщений 11 страница 13 из 13
Поделиться1214-07-2016 01:05:27
Прянишников Иван Петрович [3 mai 1841, région de Koursk – 16 avril 1909, Saintes-Maries-de-la-Mer]
Сын декабриста П.Д. Прянишникова. Русский художник. Живописец. Пейзажист и автор батальных произведений. Художественное образование получил в Париже, где жил постоянно. Принимал участие в выставках Парижских Салонов. Известность художнику принесли сцены из русского военного быта и особенно батальные сцены.
И.П. Прянишников. Атака кавалерии. Бумага, акварель, карандаш. 15,5 х 26.
Поделиться1314-07-2016 01:05:42
И.П. ПРЯНИШНИКОВ (1841-1909) И МИФ КАМАРГА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА ХIХ ВЕКА
Юг Франции, Прованс, связан с именем русского живописца Ивана Петровича Прянишникова (1841-1909), который одним из первых передал на холсте особенности природы Камарга, его сурового пейзажа. Одна из улиц камаргского городка Сент-Мари-де-ла-Мер, где Прянишников жил с 1882 года и до конца своей жизни, носит его имя. Русский художник похоронен на городском кладбище, памятник на его могиле выполнен Леопольдом Бернштамом. В музее Баронселли Сент-Мари-де-ла-Мер хранится пять акварелей Прянишникова. На одной из них изображен abrivado – обряд гонки чёрных камаргских быков, сопровождаемых пастухами (gardians) на белых лошадях, а вдали – типичные геометрические крыши провансальских домов (mas). На другой акварели тушью Прянишников изобразил себя в костюме пастуха верхом на лошади. В старинной романской церкви Сент-Мари хранится экс-вото Прянишникова (выполнено маслом на цинке и меди), на котором изображены ангел и две Марии, которым легенда приписывает основание города.
Акварели Прянишникова находятся также в других провансальских музеях: во дворце Рур Авиньона, в музее Арлатен Арля. В 1991 году в Фонтвьейе, где Альфонс Доде написал знаменитые «Письма с моей мельницы», проходила выставка Прянишникова, организованная Мишелем Ге, автором монографии о художнике, и Ильёй Траскиным, внучатым племянником живописца.
Судьба Прянишникова уникальна. Родился он в Курске, классическое образование получил в Варшаве, в учебном заведении для молодых людей из «хороших семей». В 17 лет, по окончании института, Прянишников свободно владел польским, немецким, французским и английским языками. Ему нравилась верховая езда: впоследствии его любовь к лошади выразится в живописи. Молодой человек проявлял способности и к рисованию, и родители решили отдать его в знаменитую Академию св. Луки в Риме. Античная культура, музеи и памятники Рима восхищали Прянишникова. Однако ещё больше привлекала его борьба итальянского народа за независимость. Иван вступил даже в войска Гарибальди. Многочисленные рисунки и акварели этого времени подготовили создание картины «Атака краснорубашечников Гарибальди» (частная коллекция, Париж). В этих произведениях проявились уже черты, ставшие затем типичными для живописи Прянишникова: небольшой формат, миниатюрная техника, великолепно прорисованные, со знанием анатомии, движения лошадей, скачущих галопом, и всадников, единых в своём порыве, тёплый песочный колорит с несколькими мазками белого и красного цветов...
Татьяна Моженок-Нинэн, доктор искусствоведения
Париж, Франция
Статья опубликована в №1(5) 2011