Прянишников Ипполит Петрович
ПРЯНИШНИКОВ Ипполит Петрович, 14(26).8.1847, Керчь — 11.11.1921, Петроград — арт. оперы (драм. баритон), режиссёр, антрепренер, вокальный педагог и муз.-общ. деятель.
Родился в семье управляющего Керченской таможни П.Д. Прянишникова. Нач. образование получил в нем. школе в Дрездене, где с семи лет также обучался игре на скрипке. Позднее участвовал в любительских публичных концертах и играл в квартетах. В 12 лет поступил в Петерб. Морской кадетский корпус, по окончании к-рого (1867) служил ок. пяти лет во флоте (находился в плавании за границей). В 1871, уйдя в отставку, нек-рое время служил в таможне в Риге (здесь брал уроки пения у Гейнеке), затем в Ревеле (ныне Таллин). В 1873—74 обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Бронникова и Дж. Корси). В 1874 продолжил вокальное образование в Неаполе и Милане, где обучался у Гуэрчиа, Ф. Ламперти и в основном у Дж. Ронкони.
22 декаб. 1875 дебютировал в партии Герцога де Шевроза ("Мария ди Роган" Г. Доницетти) на сцене милан. т-ра "Castelli". В 1876—77 выступал в Болонье, Милане (т-р "Даль-Верме"), Парме, Генуе, Флоренции. В 1878—86 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Демона — одноим. опера А. Рубинштейна), где чередовался с И. А. Мельниковым. В 1886—89 солист и режиссёр Тифлис. оперного т-ра. В 1889 гастролировал в Праге.
Обладал ровным во всех регистрах, но не сильным голосом мягкого тембра, высокой культурой пения. Яркий представитель рус. реалистической школы, П. создал ряд значительных вокально-сцен. образов. Певец "тщательно отделывал каждую фразу, умея придать выразительность всякому слову и к своему, продуманному до конца, музыкальному исполнению присоединял столь же продуманную игру" (Э. Старк). Репертуар певца насчитывал 51 партию (18 — в операх рус. композиторов и 33 — в операх зарубеж). Выступил в 873 спектаклях.
1-й исп. партий: Евгения Онегина (одноим. опера П. Чайковского, конц. исп., 6 марта 1879), Остапа ("Тарас Бульба" В. Кюнера, 1880), Лионеля ("Орлеанская дева" П. Чайковского, 1881), Мизгиря ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, 1882), Абубекера ("Кавказский пленник" Ц. Кюи, 1883), Орсо ("Корделия" Н. Соловьёва, 1885), Демона Агбара ("Тамара" Б. Фитингофа-Шеля, 1886);
в Мариинском т-ре — Риголетто (одноим. опера Дж. Верди, 1878), Мазепы (одноим. опера П. Чайковского, 1884; партия не удалась), Евгения Онегина (одноим. опера П. Чайковского, 1884);
в Киеве — Князя Игоря (одноим. опера А. Бородина, 1891);
на рус. сцене — Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло, 1893).
Лучшие партии: Лионель ("Орлеанская дева" П. Чайковского), Евгения Онегина (одноим. опера П. Чайковского, Тифлис, 1886), Пётр ("Вражья сила" А. Серова), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р. Вагнера).
Др. партии: Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Калашников ("Купец Калашников" А. Рубинштейна), Каленик ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова); Дон Жуан (одноим. опера В. А. Моцарта), Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Граф Оберталь ("Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж. Мейербера), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини, 1882), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Паоло Орсини ("Риенци" Р. Вагнера), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Р. Вагнера).
Партнёры: Г. Г. Верже, В. М. Зарудная, М. Д. Каменская, М. М. Корякин, П. А. Кошиц, Е. А. Лавровская, П. А. Лодий, В. Я. Майборода, М. И. Михайлов, Э. К. Павловская, В. И. Рааб, Е. К. Ряднов, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, А. Фострём. Пел п/у М. М. Ипполитова-Иванова, К. А. Кучера, Э. Ф. Направника, И. В. Прибика, П. Чайковского.
Принимал участие в симф. концертах (в т. ч. в 1878 исп. арию из оратории "Илия"/"Elias" Ф. Мендельсона-Бартольди). 15 янв. 1880 исп. каватину Ивана Грозного ("Псковитянка" Н. Римского-Корсакова п/у Н. Римского-Корсакова, 1-е исп.), 26 янв. 1880 исп. Арию Онегина (из 1-го акта № 12), Ариозо Онегина (3-й акт, № 21) и Заключительную сцену (из 3-го акта, № 22) совместно с М. Каменской (Татьяна) из оперы "Евгений Онегин" П. Чайковского в 7-м симфонич. концерте РМО п/у Э. Направника (Петербург).
Камерный репертуар певца включал произв. М. Глинки, А. Рубинштейна, Э. Направника (1-й исп. баллады "Воевода", 1877), Р. Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди.
Певцу посвятили романсы: "Свеж и душист твой роскошный венок" Н. Римский-Корсаков (op. 43 № 3) и "Вопрос" Б. Гродзкий.
В 1889 впервые в России организовал Товарищество оперных артистов — в Киеве (1889—92), затем в Москве (1892—93), в к-ром работал в качестве солиста, режиссёра и рук. коллектива. Как режиссёр-постановщик уделял большое внимание исполнителям второстепенных партий и массовым сценам, добиваясь единства драм. действия на сцене. В состав созданного им Товарищества входили, в частности, певцы А. П. Антоновский, А. М. Давыдов, И. В. Тартаков, Е. Я. Цветкова. Несколькими спектаклями, поставленными силами Товарищества ("Фауст" Ш. Гуно, "Демон" А. Рубинштейна, "Евгений Онегин" П. Чайковского), в апр. 1892 дирижировал П. Чайковский, высоко оценивший и вокальное искусство певца, и его режиссёрскую деят-сть.
Лучшие постановки П.: "Пиковая дама" П. Чайковского (1890, Киев), "Князь Игорь" А. Бородина (1891,1-я постановка в Киеве), "Майская ночь" (1892,1-я постановка в Москве), "Каменный гость" А. Даргомыжского (1892), "Паяцы" Р. Леонкавалло (1892; также автор перевода либретто). Его постановки получили высокую оценку муз. критика Н. Кашкина.
В 1893—1921 преподавал в Петербурге.
Воспитал целую плеяду рус. певцов, среди них — П. А. Агнивцев, Н. Аксакова, Н. В. Андреев, К. Е. Антарова, Г. А. Бакланов, О. А. Бахуташвили-Шульгина, А. В. Белянин, Н. А. Большаков, И. В. Васильев, И. К. Гончаров, Г. Дарнэ, Е. Евгеньева, И. В. Ершов, Л. Ю. Звягина, З. Иванова-Иваницкая, М. Д. Каменская, П. Карский, Е. Катульская, О. Ковалёва, А. Г. Козаковская, К. Кржижановский, Н. Лопатинский, В. И. Лосев, А. А. Макарова, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, В. К. Павловская-Боровик, В. Р. Пикок, М. Н. Полякова, Е. Прокудина, В. П. Сараджишвили, Р. Саянов, М. А. Славина, А. В. Смирнов, К. А. Тугаринова, Н. Н. Фигнер, И. Ф. Филиппов. Его советами пользовалась В. Д. Комарова.
Соч.: Советы обучающимся пению. — СПб., 1889; 4-е изд. 1912;
То же — М., 1958;
П. И. Чайковский как дирижёр // Воспоминания о П. И. Чайковском; Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 300—304;
Либретто оперы "Мариам" М. Ипполитова-Иванова — в ГПБ, ф. 320, ед. хр. 404;
Автобиография (3 мая 1883, рук.) — в ГПБ, ф. 320, ед. хр. 3521;
Моя краткая автобиография — в Гос. Дом-музее П. Чайковского в Клину, отдел 11, № 28.
Лит.: Ларош Г. Новый русский баритон // Голос. 1876. № 93, 3 апр.;
Дебют г. Прянишникова // Всемирная иллюстрация. 1878. № 482. С. 234;
Н. Ф[индейзен] И. П. Прянишников // РМГ. 1896. № 11. Стлб. 1391—1396;
С. Ц. Воспоминания об оперном товариществе И. П. Прянишникова в Москве, 1892—1893 // Там же. С. 1396—1398;
Ярон С. Г. Воспоминания о театре. (1867—1887). — Киев, 1898. С. 339—341, 342;
И. П. Прянишников. (Некролог) // Вестник театра и искусства. 1921. № 4. С. 2;
Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизии. — М.; Л., 1940. С. 226—228, 344;
Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. В 3 т. — М., 1956. Т. 3. С. 163—172;
Назаренко И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. — М., 1968. С. 186—190;
Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы. Письма / Сост., вступ. статья Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959;
Ф. И. Стравинский: Статьи. Письма. Воспоминания. — Л., 1972. С. 159—160, 167;
Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 325;
Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 111—114;
Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 479—481, 305;
Елена Климентьевна Катульская / Ред.-сост. Е. А. Грошева. — М., 1973. С. 23—30;
Коган С. Оперное товарищество // Музика (Київ). 1982. № 1. С. 26;
Пергамент Е. А. Неоценимая помощь // Сов. музыка. 1980. № 7. С. 94—98;
Её же. П. И. Чайковский и русское оперное Товарищество И. П. Прянишникова // Театр в жизни и творчестве П. Чайковского. — Ижевск, 1985. С. 64—75.