Очевидно, что составителями биографического справочника "Декабристы", изданного в 1988 году в Москве, допущена ошибка в определении данного лица.
Судите сами.
Привожу дословно текст в отношении "Польмана", содержащийся в "Алфавите..." А.Д. Боровкова:
"Польман. Умер. По показанию мичмана Дивова, Беляев однажды рассказывал ему, что когда жил он с Недобровым, то бывший у них некто Польман (уже умерший) говаривал, что стоит только подвезти к дворцу несколько пушек и сделать залп ядрами, то вот и конец всем несчастиям. Комиссия оставила сие без внимания."
Несмотря на дважды указанное Боровковым обстоятельство - смерть Польмана на момент составления "Алфавита", т.е. к середине 1826 года, составители современого справочника утверджают, что Польман в 1827 году просил о четырехмесячном отпуске для свидания с родными в Ревеле. При этом даже они указывают, что Польман умер до 1826 года! Но ведь не может человек одновременно быть умершим и проситься в отпуск!
Ответ напрашивается сам собой: смешаны биографические данные двух разных лиц!
Чтобы выяснить, кто же был этот самый "Польман", достаточно обратиться к воспоминаниям Александра Петровича Беляева. Вот что он пишет:
"Я поселился в Петербурге с молодыми Недоброво, у которых почти каждый вечер собиралось общество молодых людей.
Тут же в нашем кругу был Михаил Михайлович Пальмен, кончивший курс в Московском университете, а тогда служивший переводчиком у дежурного генерала Закревского. Это был молодой человек с большим умом, основательным и высоким образованием, весьма остроумный, веселый и приятный. Он всегда был душою в нашем кругу и это он-то украл мой задушевный журнал и читал его громогласно. С ним и братьями Недоброво я особенно был связан; с последними по близости и дружбе наших семейств, а с Пальменом - потому что мать его с дочерью и сыном жила на одном дворе с матушкою, так как муж ее служил управляющим в какой-то части имений графа Разумовского и она жила тут на пенсии. Сын приезжал на лето из гимназии, и мы еще мальчиками игрывали с ним".
Имеющаяся в обоих источниках ссылка на временной отрезок - время, когда Беляев жил на одной квартире с братьями Недоброво (1820-1822 г.г.), лишний раз убеждает нас, что речь идет об одном и том же лице.
Итак, не Польман, а Пальмен Михаил Михайлович.
И в отпуск в Ревель к родным от проситься никак не мог. Как уже указано выше, А.Беляев и М.Пальмен "ещё мальчиками игрывали", а жили семьи "на одном дворе".
Где же жили Беляевы и Пальмен в детстве? Снова обратимся к "Воспоминаниям":
"По выходе моего отца из службы граф Алексей Кириллович Разумовский, хорошо его знавший, предложил ему управление своими обширными имениями в Пензенской и Тамбовской губерниях. Из Петербурга он с семейством переехал в Пензенскую губернию, в село Ершово Чембарского уезда, близ границы Кирсановского, где находилось вотчинное управление.
Мы поселились в большом управительском доме, который стоял в центре села Ершово".
Пальмены - матушка Наталья Ивановна, Михаил и сестра жили в доме поменьше, стоявшем рядом.
Издание "Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1822. В 2-х частях". С.-Петербург. 1822г., содержит данные о том, что по состоянию на 24.12.1821 года в должности переводчика при канцелярии Дежурного генерала Главного штаба служил Пальмен Михаил Михайлович, чиновник 10 класса. Эти данные полностью согласуются с информацией Беляева и лишний раз подтверждают правильность моей версии о личности Польмана-Пальмена.
Мы не имеем данных о том, состоял ли Пальмен М.М. в декабристских тайных обществах. Но тематика бесед, которые велись в кругу молодых офицеров, собиравшихся в 1820-1822 годах на квартире братьев Недоброво и А.П. Беляева, говорит сама за себя.
Отредактировано Александр (18-07-2016 17:05:28)