И.В. Грачева
«Путь трудной чести и добра…»
(Жизнь и творчество С.Д. Нечаева)
Степан Дмитриевич Нечаев родился 18 июля 1792 года в семье богатого помещика. Его отец Дмитрий Степанович принадлежал к старинному роду, который, по семейным преданиям, происходил от некоего Федора Бяконта, выходца из Чернигова, ставшего боярином великого московского князя Ивана Даниловича Калиты. Со временем потомки Федора превратились в заурядных служилых дворян, В "Гербовнике" так описан их герб: "В щите, имеющем красное поле, крестообразно изображены серебряный меч и золотая булава. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями".
Дмитрий Степанович Нечаев жил в Москве и "находился при Герольдии" в чине надворного советника. Он владел землями в Московской губернии (Серпуховском округе), Тульском, Рязанском, Тверском наместничествах; всего за ним к 1792 году числилось 660 крепостных душ мужского пола; не считая их семейств. Вскоре он вышел в отставку, сначала переехал с семьей в Скопинский уезд, служил при казенных винокуренных заводах, затем обосновался в поместье Сторожево (Сторожевая слобода) Данковского уезда Рязанской губернии, купленном его женой Анной Ивановной, урожденной Сиверс. Он дослужился до коллежского советника и по данным пятой ревизии (1795) владел 1071 душой мужского пола в разных губерниях и уездах. У Нечаевых родилось три сына (Степан, Платон, Павел) и три дочери (Александра, Мария, Феодосия). Павел умер в раннем детстве. Платон был годом младше Степана, в отроческие и юношеские годы их связывала тесная дружба, но дальнейшая судьба Платона неизвестна. Видимо, Феодосия, младшая сестра Степана, назвала своего сына тоже Платоном в память о брате.
В имении Нечаевых Сторожево на высоком берегу реки Дон в конце 18 века был выстроен внушительный усадебный комплекс. Главный каменный особняк "растреллиевской архитектуры", походивший на загородный дворец, украшался четырехколонным портиком с балконом. От дворца в две стороны шли галереи, служившие оранжереями и заканчивавшиеся боковыми флигелями. По традициям ландшафтного искусства 18 века перед главным подъездом были цветники и водоемы, а позади дома – тенистый парк для прогулок и большой фруктовый сад. Юность Степана прошла среди сельской природы. Усадебный дворянский быт конца 13 – начала 19 века унаследовал от "золотого века" Екатерины II тяготение к шумным, роскошным празднествам и забавам, хлебосольным пирам и вместе с тем – к овладению уровнем европейской культуры. В Сторожеве была своя картинная галерея. Отец Степана, сразу занявший лидирующее положение среди местных землевладельцев, неоднократно избирался данковским уездным предводителем дворянства – с 1800 по 1808 и с 1812 по 1817 годы. Само положение обязывало его жить открытым домом на широкую ногу, устраивать многолюдные охоты, званые обеды и вечера с танцами, домашними концертами, спектаклями и прочими увеселениями, на которые съезжались помещики со всей округи. Недалеко находилось еще одно богатое имение – Баловнево, принадлежавшее Муромцевым. Их сын М.М. Муромцев, лишь годом старше Степана, вспоминал, как к ним то и дело собирались многочисленные гости, и они часто по приглашениям отправлялись к соседям: "В Данковском уезде было шесть охот с гончими и борзыми. У Нечаева и Огарева оркестры". Хозяйство в Баловневе велось образцово, крестьяне не только знали и использовали рациональные приемы хлебопашества, но и разводили фруктовые сады. Помещики содержали небольшие винокуренные заводы, суконную и кожевенную фабрики. Муромцевы, а впоследствии и Нечаевы, одними из первых в уезде начали строить для крестьян каменные дома крытые черепицей. В Данковском уезде в селе Знаменском находилась усадьба графов Толстых, где, по воспоминаниям младшего современника С.Д.Нечаева Д.Н.Толстого, также имелись "псовая охота, хор; музыкантов и певчих" и по старинной барской традиции держали еще штат шутов. Сторожево стало истоком развития поэтического дарования Степана Нечаева. Недаром в элегии "воспоминания" он писал об отцовской усадьбе на Дону:
...В юности моей, брегов его владелец,
Я в первый раз прижал пастушечью свирель
К устам, трепещущим от радости безвестной...
Подрастающие дворяне получали в основном домашнее воспитание, но благодаря прекрасным библиотекам, собранным их предками, и нанятым учителям их образованность не уступала столичному уровню. По рассказу М.М.Муромцева, в то время в богатые поместья ездил из Данкова давать уроки преподаватель уездного училища Сахаров, человек весьма толковый ж эрудированный. "Кстати замечу, - писал Муромцев, г что этот г. Сахаров был один в данковском училище для всех предметов, и ученики у него были отличные <…> и я знал нескольких дворян, окончивших у него своё воспитание, которые после того отлично служили". По всей вероятности, к их числу относился и С.Д.Нечаев. Он успешно сдал экзамены на аттестат при Московском университете, в 1811 году неполных 19-ти лет поступил на службу в Коллегию иностранных дел ж вскоре был причислен к канцелярии Рижского военного губернатора Д.И.Лобанова-Ростовского. С начальником Степану Дмитриевичу повезло. Князь Д.И.Лобанов-Ростовский, боевой офицер, некогда брал Очаков, был в польском походе под командой А.В.Суворова, но особенно стал известен после того, как император Александр I доверил ему вести переговоры с Наполеоном, закончившиеся Тильзитским миром. Князь получил генеральский чин, оба императора наградили его подарками, Наполеон пожаловал ему орден Почетного Легиона. Когда началась война 1812 года, Лобанова-Ростовского отозвали из Риги и назначили начальником территорий от Ярославля до Воронежа, где он должен был формировать дивизии резерва. По его поручению Нечаев собирал ополчение во Владимире и Арзамасе, Именно у своего патрона молодой чиновник научился ревностно, с полной самоотдачей выполнять любое порученное ему дело.
В 1813 году Лобанова-Ростовского перевели на западную границу, где он принял командование резервной армией, а Нечаев вернулся в Петербург. Однако блестящий столичный мир не вскружил голову юноше, обладавшему завидной самостоятельностью характера. Несмотря на приобретенные знакомства в литературных кругах, чопорная великосветская жизнь его не привлекала, не прельстила и возможность столичной карьеры. В 1814 году он уволился из Коллегии. Позднее в "Послании Коринне о счастьи" он признавался, что недолго упивался "отравой" тщеславных желаний и недолго манил его "почестей блеск лучезарный". Он предпочел вернуться в родные места и "от светских сует в удаленьи" всецело посвятить себя литературным занятиям. Стихотворение "Отставка и возвращение на родину", написанное в Сторожеве, открывается строками:
О брега, холмы родные,
Лет беспечных колыбель,
Где встречал я дни златые.
Где теперь их вновь обрел!
Мирных радостей обитель,
Кров отеческой драгой!
Я уж твой не посетитель -
Я опять хозяин твой...
Нечаев, как и многие его современники, был увлечен незаурядной личностью и поэзией героя 1812 года Д.В.Давыдова. Получив от Давыдова на память его портрет, Нечаев ответил ему восторженным стихотворным посланием. А в "Вакхической песне", написанной в подражание поэту-гусару, благонравный провинциальный юноша принял вид лихого кутилы, прославляя не скованное светскими условностями веселье дружеских пирушек и простодушные радости любви. Стихотворение Нечаева "Дружба" по ритмике и идеям близко "Песне старого гусара" Давыдова, открывавшейся строками: "Где друзья минувших лет, / Где гусары коренные?..." Аналогично начало у Нечаева: "Позабыл о дружбе свет! / Где Оресты, где Пилады?..."
В 1814 году Нечаев стал почетным смотрителем скопинского уездного училища; А в 1817 году его назначили директором училищ Тульской губернии. Именно на ниве народного просвещения и раскрылись незаурядные дарования Степана Дмитриевича. Н.И.Надеждин, сын священника села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии, впоследствии ставший известным ученым и литератором, издателем журнала "Телескоп", свидетельствовал, что Нечаев сыграл большую, если не решающую роль в его духовном становлении. Ему Надеждин посвятил раннее стихотворение "Благодетелю", где называл Нечаева "сияющим между почтеннейших людей" и писал:
Ты путь к познанью мне открыл
Неоцененными дарами:
Меня в поэзьи просветил
И озарил наук лучами.
Об чем я прежде не слыхал,
Подробно ныне то узнал.
И ты один сему виною,
Науки я познал тобою. 4
В Туле Нечаев стал инициатором создания широкой сети учебных заведений, которые, по его замыслу, должны были охватить все сословия. При нем начали действовать два новых мужских и два женских пансиона. Но особое внимание он уделял народному образованию, пропагандируя ланкастерскую систему взаимного обучения. Степан Дмитриевич обладал редким даром объединять людей для служения общественному благу. Как установила тульский краевед О.Е. Глаголева, когда в 1820 году Нечаев открывал ланкастерскую школу для простонародья на сотню с лишним человек, благодаря его усилиям "было собрано более 5 тысяч рублей. Причем на его призыв откликнулось не только дворянство, но, что примечательно, купечество и оружейники". Богатейшая тульская помещица графиня А.В.Бобринская (вдова А.Г.Бобринского, побочного сына Екатерины II) передала от своего семейства на устройство школы 4 тысячи рублей, сам Нечаев пожертвовал годовое жалование в 900 рублей. Вслед за этим аналогичная школа появилась в городке Ефремове. Нечаев своим энтузиазмом заражал окружающих, и А.В.Бобринская в конце 1820 года принялась устраивать в своем имении в Богородицке школу для крестьян на 50 человек. Для этого она выделила каменный дом и все расходы по содержанию школы и учителя взяла на себя. Стремление энергичного тульского директора распространять просвещение в среде простонародья и особенно - крепостных насторожило столичные власти, и Нечаев получил выговор из департамента народного просвещения. Видимо, тогда и родился его горький афоризм: "Блаженно государство, где можно делать добро без спроса и без страха". Однако тульский губернатор В.Ф.Васильев оказался единомышленником Нечаева и всячески поддерживал его начинания (а при случае - и закрывал глаза на то, что чересчур инициативный чиновник порой явно превышал свои полномочия).
Нечаев поощрял открытие даже маленьких частных школ, и местные жители, уразумевшие пользу учения, активно использовали предоставленные им возможности: 10 школ устроили церковнослужители, 7 - зажиточные мещане, 3 - оружейники. Даже после того, как осенью 1823 года Нечаев покинул свой пост, начатое им дело продолжало развиваться. В 1824 году в городе Алексине открылось училище, об устройстве которого он ранее хлопотал; в Туле появились еще три школы - для солдат стоявших здесь частей и для мастеровых при оружейном заводе.
В Туле вокруг одаренного и общительного директора училищ сплотился кружок местной интеллигенции, которому покровительствовал губернатор. В городе нашлось немало творческих личностей: В.Б.Броневский, инспектор Александровского военного училища, морской офицер, печатавший в столичных журналах воспоминания о прошлых военных походах и составивший "Историю Донского войска"; Ф.Г.Покровский, преподаватель, а затем директор гимназии, занимавшийся историческими изысканиями; А.Г.Глаголев, один из первых тульских археологов; А.В.Гевлич, под влиянием Канта написавший диссертацию "О прекрасном" и др. Даже штаб-лекарь Ф.М.Громницкий, более 20 лет успешно лечивший тульчан, увлекся переводческой деятельностью. Нечаевский кружок занимался изданием книг, способствовал возрождению в Туле театра, который существовал в конце 18 века, потом заглох и вновь открылся в 1818 году. Под театр переустроили дом купцов Ливенцовых. При Нечаеве в 1822-1823 годах в театре с большим успехом играл М.С.Щепкин. Но когда тульчане вознамерились было издавать свою газету, их категорично осадили. Министр народного просвещения и духовных дел А.Н. Голицын посчитал это излишним. Появление в российской глубинке местных газет, которые имели бы выход на широкую публику, но слабо контролировались из столицы, никак не устраивало правительство.
Несмотря на то, что Нечаев служил в провинции, в 1810-1820-е годы его имя получило известность в столичных литературных кругах. Стихи и заметки Нечаева публиковались в "Вестнике Европы", "Благонамеренном", "Русском вестнике", "Московском телеграфе", "Мнемозине", "Северной пчеле", "Дамском журнале" и др. С 1816 года он стал членом Общества истории и древностей российских (в 1838-1839 годах являлся его вице-президентом). В 1820 году Нечаева приняли в Общество любителей российской словесности. Его лирика в основном носила камерный характер. Он прославлял скромные радости верной дружбы, родственных привязанностей, любви, общения с природой, занятий литературой и искусством. Культ "естественного" человека Нечаев противопоставлял лицемерию блестящего, но холодного и расчетливого столичного света. В "Послании к Леониду" он писал:
В тиши отрадной кабинета
Найдем забвенье зол в святом забвеньи света.7
Неприязненное отношение к великосветской суете, карьеризму, оценке человека не по его личным достоинствам, а по его чину и связям звучит в стихотворениях Нечаева "К семейству NN", "Дружба". Свое жизненное кредо он сформулировал в послании "Одному молодому человеку", в котором были такие строки:
Другом будь великодушным,
Презирай в приязни лесть,
Нет чего - считай ненужным:
Будь доволен тем, что есть.
Не гоняйся ж за мечтами.
Почесть - прах, а слава - дым!
Будь их выше - не словами,
Делом то яви самим...
Некоторые стихи Нечаева стали известными в свое время романсами: "К неверному", "Один еще денек". К последнему музыку написал Г.А.Рачинский, скрипач-виртуоз, композитор, пользовавшийся большим успехом у публики и широко гастролировавший по России. Ноты романса "Один еще денек" прилагались к журналу "Вестник Европы" (1817 , где печаталось нечаевское стихотворение. Поэтическое послание Нечаева "Г.А.Рачинскому" свидетельствует, что их связывали теплые приятельские отношения. Судя по контексту и времени создания стихотворения, Рачинский бывал в Сторожеве и устраивал там концерты для радушного хозяина и его гостей. Но особенно нравился современникам романс Нечаева "На слово "люблю", переведенный с французского и опубликованный в мае 1816 года в "Вестнике Европы". Он сразу же стал исполняться в гостиных, списывался в домашние альбомы. По словам литературоведа В.Э.Вацуро, "романс принадлежит к числу наиболее популярных в альбомном обиходе 1810-1820-х годов стихов, потерявших авторство и переписывавшихся как анонимные". В августе 1816 года супруги Лермонтовы (родители М.Ю.Лермонтова) приехали погостить в родовое тульское имение Кропотово. Ю.П.Лермонтов в альбом своей сестре Екатерине в качестве московской новинки записал текст нечаевского романса (кстати, тоже без указания имени автора).
Видимо, познакомился он с романсом не по журнальному варианту, а где-то в дружеском кругу. А.Г.Чавчавадзе перевел романс Нечаева на грузинский язык, и он зазвучал на Кавказе.
В 1820 году скончался отец Нечаева. А в мае 1823 года Степан Дмитриевич уволился со службы в Туле, взяв отпуск "для лечения на Кавказских минеральных водах". По возвращении, в январе 1824 года он был назначен чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе князе Д.В.Голицыне и поселился в Москве. Среди прочих дел ему доверили организацию Глазной больницы и Работного дома. Подобные дома практиковались в России со времен Петра I и являлись одним из способов борьбы с нищенством. Их цель – дать кров и работу тем, кто по какой-то причине лишился средств к существованию, и в то же время - принудить к общественно-полезному труду бродяг-тунеядцев. Помимо казенного содержания, Работный дом и Глазная больница поддерживались частными пожертвованиями, сбор которых требовал от Нечаева немалых усилий. В послужном списке Степана Дмитриевича сказано, что он "в знак всемилостивейшего внимания к трудам и усердию, оказанных по устройству в Москве Дома Трудолюбия, удостоился получить от государыни императрицы Александры Федоровны бриллиантовый перстень 1827 августа 22".10 Через год последовала еще одна аналогичная награда.
С.Д.Нечаев был личностью талантливой и сложной, во многом представлявшей загадку для современников и позднейших исследователей. В повседневной жизни он производил впечатление добродушного и общительного барина, тяготевшего к уюту и покою, но в общественной деятельности проявлял кипучую энергию и незаурядные организаторские способности. Несмотря на кажущуюся простоту и открытость, это был осторожный и умный конспиратор, хранивший немало своих и чужих тайн. Около 1818 или 1819 года он вступил в Союз Благоденствия, одну из ранних декабристских организаций, и пытался в Туле создать местную ячейку Союза. Открылось это совершенно случайно. На следствии после подавления восстания декабристов никто из них не упоминал имени Нечаева. Но когда в 1826 году правительство потребовало у служащих по ведомству министерства народного просвещения подписку о непринадлежности к тайным обществам, то бывший тульский учитель Д.И.Альбицкий в неуместном порыве верноподданнического чистосердечия признался: "По чистой совести и без всякой утайки сим объявляю о кратковременной прикосновенности моей к Союзу Благоденствия, в который вступил членом в начале 1819 года по предложению бывшего тогда директором тульских училищ титулярного советника Степана Дмитриева сына Нечаева". По распоряжению шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа полицейский агент А.А.Волков отправился собирать сведения о Нечаеве, но выяснил лишь, что тот пытался привлечь в тайную организацию тульского почтмейстера И.Ф. Бабаева – и "ничего более узнать не мог".11
Право принимать новых членов в Союз Благоденствия получали от его Коренной управы лишь те, кто пользовался особым доверием. И хотя свидетельств об участии Нечаева в поздних организациях, возникших после распада Союза Благоденствия, не встречается, круг его близких знакомств с декабристами и теми, кто им сочувствовал, весьма обширен. Он хорошо знал К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, Ф.Н.Глинку, А.И.Тургенева, Е,А.Баратынского, П.А.Вяземского, А.С.Грибоедова, С.Н.Бегичева и других. Когда литераторы-декабристы начали издавать альманах "Полярная звезда", Нечаев предложил привлечь в журнал лучших московских авторов. А.А.Бестужев- Марлинский писал Вяземскому 5 сентября 1823 года: "Если увидите Ст.Нечаева, сделайте одолжение, напомните ему об обещании собрать для нас У московских стихотворцев стихи".12 В "Полярной звезде" появилось стихотворение Нечаева "Сирота", основой для которого могли стать впечатления хорошо знакомой поэту деревенской жизни. Эта сочувственная попытка возвести до уровня высокой поэзии голос деревенской девушки-сироты, "забытой от всех людей", предваряла мотивы лирики А.В.Кольцова и Н.А.Некрасова. Однако финал стихотворения решен в свойственном эпохе романтическом ключе. Героине, лишенной любви и заботы, не суждено долгой жизни. Появление дамы под черной вуалью, тщетно разыскивающей её затерянную могилу, вносит в стихотворение оттенок романтической тайны. Вместе с тем усиливается и критическая направленность произведения: героиня оказалась жертвой не только социальных отношений, но и жертвой темных грехов бросившей её матери, судя по всему, принадлежавшей к привилегированному кругу.
Стихи Нечаева входили и в программу декабристского альманаха "Звездочка", но его выпуск был прерван событиями восстания. У Нечаева есть стихотворения, посвященные участникам декабристского движения: приятельски-шутливое послание Г.А. Римскому-Корсакову, панегирически-возвышенное обращение к А.И.Якубовичу, горестная эпитафия П.Д.Черевину, талантливому и многообещавшему юноше, скончавшемуся на 23 году от скоротечной чахотки. Видимо, этим событием навеяно и стихотворение то Нечаева "Умирающий певец".13 В некрологе Нечаев писал о Черевине: "При глубоких сведениях, при уме основательном, он приобретал всеобщую любовь и уважение истинным благородством характера и неизменяемою добротою сердца. <...> Он тщательно избегал всякой роскоши, боялся выйти из скромного круга необходимости, чтобы не пала лишняя тягость на крестьян его, которых благосостояние было для него дороже всех удовольствий, чтоб не утратилась возможность доставлять себе другое, высшее наслаждение, помогая в нужде достойному человеку". Черевин печатал в журналах статьи по вопросам обществоведения и политэкономии. По словам Нечаева, эти публикации "показывают довольно ясно, чего ожидать было должно от покойного Черевина и сколько с кончиною его потеряли науки, дружба и может быть самое Отечество".14
Даже в последние месяцы жизни Черевин не оставлял напряженной работы, переводя "Историю упадка и разрушения Римской империи" Э.Гиббона, Его обращение к этой теме не случайно, В России с конца 15 века господствовала великодержавная концепция "Москва - третий Рим", ставшая со временем основой монархической идеологии. Императорская Россия мыслилась единственной наследницей политических традиций цезарианского Рима, претендовавшего в свое время на исключительное влияние в мире. Декабристы обратили внимание на иную, теневую сторону этой концепции, предсказывая, что, подражая древнему Риму, самодержавная Россия, как и он, неминуемо придет к краху.
Одним из мотивов поэзии Нечаева этого периода стали созвучные декабризму свободолюбивые настроения. Увлеченный событиями греческого восстания против турецкого владычества, он пишет "Заздравную песнь греков", в которой прославляет тех, кто вступил в борьбу с "тиранством". Печаталось это стихотворение в альманахе "Мнемозина", издававшемся В.К.Кюхельбекером и В.Ф.Одоевским. И поэтический рассказ о мечтах "Отчизны истинных друзей", надеявшихся, что в скором времени "свободы песнь благословенна помчится по родным полям", воспринимался современниками как завуалированный намек на политическую программу декабризма. Это к своим соотечественникам и единомышленникам обращался Нечаев в последней строфе:
Тогда мы братский круг составим
И, разогнав тиранства тень,
Отчизны светлый день прославим,
Как славим ныне дружбы день.
Даже в нейтральных, с первого взгляда, произведениях Нечаева скрывался порой глубокий подтекст. В стихотворении "Мечтатель" речь идет о том, что в обществе, где ценится лишь родовитость и богатство, где целью жизни становятся чины и солидное состояние, чуткого, одаренного человека, тоскующего по иным, истинным нормам бытия, ждут одни "тернии". И только в искусстве он может силой воображения восстановить попранный порядок общественной гармонии и увлечь читателей мечтой о "золотом веке", где царят любовь и справедливость. Внешне это стихотворение перекликается с посланием Н.М.Карамзина "К бедному поэту", где говорится:
Мой друг! существенность бедна:
Играй в душе своей мечтами...
Но Карамзин резюмировал: "Кто есть поэт? Искусный лжец..." В нечаевских же строках скрывался иной смысл. Недаром тема "золотого века", века Астреи (богини справедливости) вновь возникнет в "Застольной песне греков". В "Мечтателе" задачи искусства формулируются в духе декабристской идеологии: служить формированию нового, прогрессивного общественного сознания. Поэт у Нечаева - проводник высшей, Божественной правды:
Окрылен воображеньем,
Протекает он эфир
И с священным умиленьем
Внемлет глас небесных лир,
И восторженный низводит
Дщерь венчанную с небес –
Мудрость...
Это стихотворение предваряет пушкинского "Пророка" (1826), в котором лирический герой, получив божественный дар мудрости, говорит:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет...
В элегии "Воспоминания", отразившей впечатления поездки Нечаева на Кавказ в 1823 году, рассказывалось о покоренных горцах, которым только в песнях осталось вспоминать о своей утраченной свободе:
Певец тоску свою с слезами
На струны тихо изливал, -
И скорбь он пробудил в униженном народе,
И мнилось мне, он возглашал
Надгробный плач своей свободе.
Но в контексте настроений "Полярной звезды", где печаталось стихотворение, эти строфы приобретали более широкое звучание и вызывали ассоциации с тем, что происходило в России, напоминая о своем "униженном народе", отстоявшем независимость в войне с Наполеоном, но вновь обращенном в покорных рабов собственными властителями. Недаром близкий к декабристским кругам А.И. Тургенев писал о "Воспоминаниях" П.А.Вяземскому 28 мая 1825 года: "Я очень доволен стихами Нечаева: они полны мыслей и чувства. Язык чистый и благозвучный".15 Писатель Н.Д.Иванчин-Писарев, живший в своем имении Рудники Серпуховского уезда Московской губернии и увлеченно занимавшийся сельским хозяйством, получив элегию Нечаева, ответил стихотворным посланием:
Оставя плуг, спешит тебя благодарить
Рудинский пахарь за вниманье.
Кто оценить умел твое "Воспоминанье",
Кто в нем живет - в потомстве будет жить.
Сам же Нечаев даже в период литературного успеха был строг к себе и невысоко ценил свой талант. Он считал, что для общественного блага предпочтительнее какая-нибудь практическая деятельность, чем стихи, пусть даже хорошо отделанные. В письме А.А.Бестужеву 25 мая 1825 года он признавался: "На поверку же выходит, что едва ли не лучше мы бы сделали, если б самом деле променяли наши сопелки на борону".16
В конце "Воспоминаний" после описания ярких южных впечатлений Нечаев рассказывает о том, с какой радостью он вновь увидел знакомые данковские места:
О милой родины страна,
Какою тайною прелестной
С душою ты сопряжена!
Что мне перед тобой все красоты чужбины?
Что может заменить безмолвный сей привет
Знакомой от пелен долины,
Не изменившейся от лет
Нас изменяющей судьбины?
Глубокая привязанность к родным местам звучит также в стихотворениях Нечаева "Отставка и возвращение на родину", "К другу", "К сестре".
В альбоме С.Д.Полторацкого, начатом в 1820-е годы, сохранился экспромт Нечаева "Что кому нужно?":
Для ума потребен гений.
Для рассудка - зрелость лет,
Для улана - конь игрений,
Для красавицы - корсет,
Для романа - нежны чувства,
Для сатиры - едка соль,
Для судей - воров искусство,
Для попов - Тартюфа роль,
За прекрасными - смотренье.
Для ревнивых - сто очей,
Для влюбленных - сто ночей,
А терпенье - для мужей. 17
Эта стихотворная шутка получила известность и кочевала по разным альбомам, со временем утратив авторство. В Рязанском областном архиве находится тетрадь стихов, переписанных Н.Горбовым (1823), отец которого помещик Д.И.Горбов дважды в 1812-1817 годах избирался касимовским уездным предводителем дворянства. В этой тетради нечаевское стихотворение помещено без указания автора с изменением первой строки ("Для дела потребен гений") и концовки ("Для несчастных - утешенье, Для ревнивых - сто очей, Для влюбленных - снисхожденье, А терпенье - для мужей"). Рязанский дворянин А.Измайлов, сын М.В.Измайлова, ряжского уездного предводителя дворянства в 1806-1808 годах, в свой альбом переписал стихотворение "Сирота" Нечаева из "Полярной звезды". Кстати, оба альбома демонстрируют хорошее знакомство владельцев с декабристским журналом, из которого они делали выписки.
Читающей публике Нечаев был известен не только как стихотворец, но и как мастер редкого, изысканного афористического жанра. В конце 18 - начале 19 века острословие, умение высказывать оригинальные и глубокие замечания весьма ценилось и культивировалось в образованных кругах, что оказывало немалое влияние на развитие литературы. Меткие выражения из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума1* или басен И.А.Крылова, широко распространившиеся в обществе, начали свою самостоятельную жизнь в качестве присловий и поговорок. В "Вестнике Европы" на протяжении нескольких лет (I8I6-I824) печатались "Мысли и замечания" Нечаева, привлекавшие своими порой парадоксальными, но верными наблюдениями, И здесь также проскальзывали оппозиционные настроения, свойственные декабристским взглядам. В то время, как в России и Европе чествовали Александра I как победителя Наполеона, Нечаев выступал с ироничными высказываниями, отражавшими иную, не придворную точку зрения: "Земные величия совершенно подлежат общим законам оптики: чем далее мы от них, тем менее они нам кажутся". Но в то же время он не любил, когда острословие превращалось в самоцель: "Когда слушаю разговоры людей, занимающихся одною игрою остроумия, мне всегда кажется, будто вижу детей, бегающих за бабочками". Афоризмы Нечаева не были модной литературной "игрой ума", они являлись его заветными убеждениями, раскрывали его мировоззренческую позицию и воплощались в его собственных делах и поступках.
В 1820-е годы Степан Дмитриевич стал частым посетителем знаменитого литературного салона княгини З.А.Волконской, в 1824 году переселившейся из Петербурга в Москву и жившей в доме на Тверской, Будучи сама талантливой писательницей, увлекаясь наукой и искусством, Волконская, где бы ни появлялась, собирала вокруг себя цвет творческой интеллигенции. Широкая образованность и изысканное очарование хозяйки делали её вечера особенно привлекательными. Нечаев написал ей в альбом:
Я не завидую Париду:
На трех богинь взирать он мог;
Одну я видел Зенеиду -
И весь Олимп у милых ног! 18
Тесная дружба связывала Степана Дмитриевича с А.А.Бестужевым-Марлинским. Они познакомились зимой 1823 года в Москве. В мае 1825 года, прибыв в очередной раз в Москву, Бестужев остановился у Нечаева. Они вместе ездили по знакомым, посещали народные гуляния. После отъезда Бестужева Нечаев писал ему 25 мая 1825 года: "Я знаю, что ты ко мне писать не соберешься. По крайней мере, когда решишься опять побывать в Москве, вспомни, что у меня найдется для тебя всегда небольшая комната и трубка табаку. О дружбе моей говорить не люблю. Догадливый меня поймет и сам..." 9 ноября 1825 года Нечаев посылает другу очередное письмо: "Насилу ты откликнулся, милая моя Шехеразада! Не было о вас ни слуху, ни духу, - и я, право, не знал, что о тебе подумать". Прослышав, что Бестужев вновь собирается в Москву, Нечаев напоминал ему: "…Я надеюсь на дружбу твою, что хотя два разика в месяц приедешь ночевать у меня, как в первый раз, подле моей комнаты, в гостиной, - и мы поутру кой о чем побалакаем, как не удастся поговорить ни в какой иной час целых суток. Даешь ли мне в этом честное слово... ?19 Шехеразадой Нечаев величал друга за то, что тот сам, восхищенный радушной, приветливостью московских литераторов и массой полученный впечатлений, в письме П.А.Вяземскому 21 марта 1823 года назвал, свою поездку в Москву "Шехеразадин мой сонн, добавив: "В Петербурге очень скучно и сухо". Беспокойство Нечаева за своих петербургских друзей, прозвучавшее в письме накануне декабристского восстания, не случайно. Видимо, он был посвящен в какие-то планы декабристов и имел основания опасаться их ареста в случае преждевременного провалаэ
Во время событий на Сенатской площади, потрясших Россию, Нечаев Находился в Москве. Даже если генерал-губернатор Голицын и был осведомлен о связях своего подчиненного с мятежниками, он не собирался об этом докладывать. Наоборот, то ли по доброте душевной, то ли желая доказать, что под его управлением Москва не знала политической крамолы, губернатор старался помочь тем, кто попадал под следствие. Когда, например, в Петербург затребовали бумаги из дома М.А.Дмитриева-Мамонова, привлеченного к следствию, то Голицын потихоньку изъял из них самую компрометирующую часть - письма декабриста М.Ф.Орлова. Когда же Бенкендорф заинтересовался Нечаевым, оказалось, что тот уже откомандирован (причем "по высочайшему повелению") в глухомань Пермской губернии в помощь А.Г.Строганову, проводившему там ревизию по поводу волнений работных людей. Правда, от "всевидящего ока" тайной полиции не так легко было скрыться: за Нечаевым следили, возникли подозрения о его "неблагонадежности". Однако он умел быть осторожным. Недаром он говорил: "Есть люди, которые имеют редкую способность забывать вверенные им тайны из одного опасения - открыть их не у места". Даже о том, что он встречался со ссыльным декабристом М.И.Пущиным и вместе с ним ездил на Верх-Исетские заводы, стало известно только из опубликованных на рубеже 19-20 веков воспоминаний последнего. Зато когда ревизия была закончена, Николай I получил докладную записку, составленную с удивительной смелостью. В то время, когда русское общество, пораженное расправой с декабристами, испуганно притихло, в отчете звучали резкие фразы о пагубном "самовластии", "произволе и тиранстве" горнозаводчиков, о "жалостном изнурении угнетенных крестьян" и т.д. С.Л.Мухина, анализируя текст отчета, пришла к выводу, что составлял его не Строганов, который, по свидетельству современников, большею частью говорил и писал по-французски и не мог свободно беседовать с приказчиками и рабочими, дотошно вникая в подробности, описанные в отчете. Автор записки - Нечаев, принимавший и разбиравший многочисленные жалобы и выполнявший функции не только ревизора, но порой и следователя. А Строганов, близкий знакомый Грибоедова, видимо, прикрыл его своим именем. Видя в Нечаеве деятеля, стремившегося защитить права простого человека, ему доверяли и такое, что редко открывают должностному лицу. Позднее, в 1832 году Нечаеву пришлось давать объяснение: почему он не доложил по начальству об антиправительственном заговоре в Ирбите, о котором он якобы узнал во время ревизии. Тот отпирался, заявив, что никаких подозрительных слухов до него не доходило. Но его дневник показывает, что даже недоверчивые раскольники делились с ним своими тайнами. Нечаев записал: "На Тагильских заводах между раскольниками долго ходила молва, что государь Александр Павлович не преставился, но живет скрытно, отращивает бороду, набирает особое войско и скоро прибудет на заводы для истребления никониан".22
Эта легенда возникла не на пустом месте. Н.В.Путята в "Обозрении жизни и царствования Александра I" сообщал, что русский император, когда Наполеон занял Москву и потребовал от него капитуляции, сказал: "Если у меня не останется ни единого солдата, я созову мое верное дворянство и добрых поселян, буду сам предводительствовать ими и подвигну все средства империи. Но если промыслом Божиим предоставлено роду моему не царствовать более на престоле моих предков, то, истощив все усилия, я отращу себе бороду и лучше соглашусь скитаться в недрах Сибири, нежели подписать стыд моего отечества".23 После смерти Александра I в далеком Таганроге, вызвавшей столько разноречивых толков, эти слова в народном сознании трансформировались самым неожиданным образом, соединившись с вековечной мечтой о могущественном заступнике. Раскольники же фразу императора об отращивании бороды восприняли как свидетельство его обращения в старую веру. Зто императорское заявление стало одним из истоков легенд о загадочном старце Федоре Кузьмиче, объявившемся в Сибири и якобы очень похожем на Александра I.
Исполнительная деловитость, проявленная Нечаевым во время ревизии, всё же была отмечена. По возвращении из поездки он был причислен к собственной Его Императорского Величества канцелярии. Возможность попасть в придворные сферы, для многих становившаяся предметом страстных желаний и смыслом всей жизни, его не увлекла». В 1828 году Нечаев женился на дочери известного стекло заводчика Софье Сергеевне Мальцевой. Её брат И.С.Мальцев был секретарем русской миссии в Тегеране, которую возглавлял А.С.Грибоедов, и один остался в живых после разгрома посольства. Благодаря дяде Софьи Сергеевны обер-прокурору Синода С.П.Мещерскому карьера Степана Дмитриевича делает неожиданный поворот. Он поступает на службу в Синод, и ему поручают наблюдение за строительством нового здания Сената и Синода, которое придирчиво курировал сам Николай I. Для Нечаева сложность представляли не только личные контакты со своенравным, не терпящим противоречий императором, но и необходимость постоянно лазать по лесам грандиозной постройки, в то время, как одна его нога, поврежденная в детстве, не сгибалась в колене. Но и с этим заданием он успешно справился.
В 1833 году Нечаев стал обер-прокурором Синода. Требовательность, прямота и независимость нового главы Синода многим чиновникам пришлись не по вкусу. Н.С.Лесков в очерке "Синодальные персоны" с иронией комментировал воспоминания секретаря - Ф.И.Измайлова, который возмущался, что Нечаев по своему усмотрению мог изменять или вовсе отменять постановления Синода, казавшиеся ему несправедливыми, а при посещении Синода Николаем I не устроил императору подобающей пышно-подобострастной встречи. Пугали секретаря и резкие речи Степана Дмитриевича, который открыто высказывал в Синоде негодование по поводу жандармской слежки за духовенством, "подстрекая членов к неудовольствию".24 По словам другого чиновника, Нечаев "положительно господствовал в Синоде и не церемонился с остальными его членами".25 Он не терпел невежества, соединенного с тщеславным самомнением, которыми . нередко отличались представители русского, особенно провинциального духовенства. Зато всячески заботился о совершенствовании системы духовного образования и заботливо поддерживал начинания подвижников-просветителей. Так, в 1831 году, когда Нечаев исполнял обязанности чиновника за обер-прокурорским столом, к нему поступили жалобы на иркутского архиепископа Иринея. Тот был человеком грубым и властным, бесцеремонно оскорблял священников во время церковной службы и жестоко преследовал не сумевших ему угодить. Вероятно, Нечаев припомнил и то, что Ириней в бытность свою ректором духовной семинарии в Кишиневе вместо попечений о лучшем обучении воспитанников писал доносы на М.Ф.Орлова, одного из лидеров декабристов, который запретил в своем полку телесные наказания и открыл для солдат ланкастерскую школу. В конце концов Ириней был лишен сана и сослан в монастырь, И в том же 1831 году Нечаев с дружеским участием писал ректору Киевской духовной академии Иннокентию: "...Я весьма буду рад всемерно содействовать мерам вашим к улучшению вверенного вам учреждения". Вместе с тем Нечаев интересовался мнением Иннокентия "насчет перемен, необходимых в устройстве духовных училищ вообще". Став главой Синода, Степан Дмитриевич первым делом сменил управляющего Комиссией духовных училищ, привычно-безразличного к своему делу. В письме Иннокентию 9 января 1833 года Нечаев признавался: "При множестве и разнообразии дел церковного управления мне остается весьма мало времени на любимую учебную часть, но я льщусь, что и для неё служба моя не совсем бесполезна".26 В отличие от предыдущего обер-прокурора, Нечаев непременно самолично являлся на экзамены в Петербургскую духовную академию, контролируя качество знаний студентов и требуя, чтобы их учили не "зубрить", а размышлять., Профессор академии Д.И.Ростиславов вспоминал, что Нечаев "не выказывал того благоговейного раболепства перед высшими духовными сановниками, какое замечалось в его предшественнике". Чтобы избежать официальной церемонии лобызания митрополичьей длани, он дипломатично приезжал в академию с опозданием, когда уже шел экзамен. Но как только разносилась весть о его прибытии, отвечающие умолкали, академические начальники, бросив маститых преосвященных старцев, восседавших за экзаменаторским столом, поспешно устремлялись в вестибюль встречать обер-прокурора. Наконец "входит в залу Нечаев: разумеется все встали; одетый в парадную форму он медленно, важно, почти торжественно, хоть и прихрамывая на одну ногу, подходит к столу, за которым сидят члены Священного Синода, подставляет свою правую руку митрополитам и архиереям для получения благословения, но не целует ничьей благословляющей руки, раскланивается со студентами и садится в одном ряду с иерархами". По сути, он сам вел экзамен, с вниманием выслушивал ответы и "предлагал вопросы студентам, особенно по истории". Ростиславов, сам талантливый ученый, с симпатией и сочувствием относился к Нечаеву, рассказывая: "Он хотел быть "оком Государя и стряпчим о делах государевых" (так называл обер-прокурора Священного Синода Петр Великий), улучшить духовно-учебные заведения и положение белого духовенства, ограничить произвол епархиальных властей и пр. Но, кажется, он ошибался, думая, что на той высоте, на которой он тогда стоял, можно поддержать себя только честною и деятельною службою".27
В то же время Нечаева знали и как отзывчивого человека, который, несмотря на свой сан, всегда готов был помочь попавшим в беду. Так, некий Винницкий, служивший под его началом и вышедший в отставку, однажды оказался в тюрьме по несправедливому обвинению. В Херсоне один чересчур подозрительный торговец, увидев у него кошелек, наполненный крупными купюрами, донес в полицию, что это, должно быть, опасный аферист или фальшивомонетчик. Попытки Винницкого доказать свою невиновность местными властями расценивались как злостное упорство и нежелание давать показания. Спасло бедолагу лишь вмешательство Нечаева, которому он в отчаянии написал.28 На великодушие Нечаева рассчитывал и А.С.Пушкин, прося его в письме 12 февраля 1834 года о помощи протодьякону царскосельской церкви, который навлек на себя монарший гнев. Однако перед царской грозой Нечаев был бессилен.
Несмотря на искреннюю религиозность, Степан Дмитриевич отличался широтой взглядов, не любил узко-фанатического педантизма и порой изумлял своими поступками церковное окружение. Его знакомый М.В.Толстой вспоминал, как однажды Нечаев с компанией друзей посетил Троице-Сергиеву лавру и находящийся близ неё Спасо-Вифаньевский монастырь. В зале семинарии его внимание привлек старинный орган, по преданию, подаренный лавре Г.А. Потемкиным. Нашли семинариста, умевшего играть на органе. Наслаждение необычной музыкой настолько увлекло всех присутствующих, что они, выстроившись парами, начали танцевать. В то самое время, как глава Синода под звуки органа, прихрамывая, выделывал па французской кадрили, дверь отворилась, и на пороге появился ректор семинарии. "Он сначала остолбенел, увидев танцующих, - пишет Толстой, - потом, всплеснув руками, воскликнул: "О Господи, какое безобразие! Какой неистовый соблазн!" И тут же в ужасе убежал. Нечаев только смеялся.29
Вероятно, в начале 1830-х годов известный московский художник В.А.Тропинин написал портрет Нечаева (находится в экспозиции Рязанского областного художественного музея). С полотна уверенно смотрит человек с открытым лицом и легкой полуулыбкой. Контраст черного сюртука и пурпурного плаща подчеркивает возвышенную романтичность его духовного мира. И в то же время взгляд Нечаева, отстраненный и не пускающий в себя, свидетельствует о независимости нрава и скрытности. Недаром он говорил: "Несчастная погода заставляет усесться дома; несчастные обстоятельства принуждают уйти в самого себя". Только из воспоминаний М.В.Толстого мы узнаем, что Нечаев принадлежал к московским масонам и каждый год аккуратно присутствовал на их объединенном годовом собрании, происходившем в доме Толстых. Причем время его вступления в ложу и в Союз Благоденствия совпадало. Очевидно, это была одна из тех масонских лож, которые служили своеобразным прикрытием возникающему декабристскому движению. Еще при Александре I организации масонов оказались под запретом, но тайком они продолжали свою деятельность. И то, что Степан Дмитриевич даже после расправы с декабристами не порвал этих опасных связей, свидетельствовало о прочности его оппозиционных настроений.
Судьба Нечаева представляет собой один из удивительных парадоксов русской истории. Трудно представить, чтобы во времена жесточайшей Николаевской реакции во главе русской церкви оказался декабрист и вдобавок еще масон. Однако так оно и было. И при этом Степан Дмитриевич не меняя ни своих убеждений, ни привязанностей» Как только одному из учредителей "Союза Благоденствия" А.Н.Муравьеву дали право переписки, Нечаев открыто восстановил с ним дружеские контакты. Когда в 1835 году Муравьева перевели в Симферополь на должность председателя Таврической уголовной палаты, он по пути посетил Софью Сергеевну Нечаеву, лечившуюся на юге, и 30 декабря сообщал её мужу: "Я заезжал в Одессу, где представился супруге вашей и деточек ваших обнял". Далее он признается Степану Дмитриевичу: "Если бы я мог оставаться с вами на ноге приличий, то благодарил бы вас за дружеское ваше письмо и участие во мне; но дружба моя к вам не хочет подчиняться внешним формам <...> Я просто вам скажу, что люблю и почитаю вас и обнимаю вас всем сердцем". По просьбе Муравьева Нечаев опекал его младшего брата Андрея, служившего в Синоде, и сделал его чиновником за обер-прокурорским столом. В 1835 году Нечаев описал Муравьеву свой странный сон, в котором они трое сошлись в необычной ситуации: А.Н.Муравьев дружески обнимал Нечаева и при этом рыдал, а Андрей холодно взирал на это "издали". Муравьев откликнулся: "Сон, вами описанный, весьма значителен. <...> Он истинно очень много предвещает". Но в духе своих мистически-философских представлений Муравьев предположил, что это касается возможности приобщения Андрея к масонскому кругу: "Час обращения его еще не ударил".30 Однако вскоре Муравьеву и в самом деле впору было плакать горькими слезами по поводу того, как поступил его брат со своим благодетелем.
В 1836 году состояние Софьи Сергеевны резко ухудшилось, и Нечаев вынужден был срочно выехать к жене. Воспользовавшись его долговременным отсутствием, чиновники Синода начали интригу с целью смещения своего обер-прокурора. И возглавил их Андрей Муравьев. По слухам, он сам мечтал об обер-прокурорском месте. Лескову же он признался, что хотел "возвратить святителям отнятое у них значение"о Но так как обвинить Нечаева в каких-либо упущениях по службе было невозможно, то Синод отправил Николаю I прошение, в котором говорилось,"что настоящий обер-прокурор – человек обширных государственных способностей, что для него тесен круг
деятельности в Синоде и что Синод всеподданнейше просит дать обер-прокурору другое назначение". Николай уважал в Нечаеве его деловитость и считался с ним. Нечаев добился, чтобы обер-прокурор по важным вопросам имел личный доступ к императору, а не подавал докладные. Однако властному самодержцу не импонировала независимость и самостоятельность главы Синода. И в то же время царь, не терпевши нарушений субординации, воспринял инициативу чиновников, энергично стремившихся спихнуть своего начальника, как непозволительный бунт и, удовлетворив их ходатайство, в то же время жестоко наказал их. По его воле новым обер-прокурором стал граф Н.А.Протасов, гусарский полковник, любитель лихих пирушек и бальных танцев. Один из синодских чиновников жаловался Лескову: "Протасов нас забрал в руки по-военному, <...> что просто голоса поднимать не смели. Как был гусар, так им и остался и сонмом архиерейским как эскадроном на ученьи командовал <...> и как бывало разозлится, то и кричит про нас заочно: "Пусть-ка сунутся на меня жаловаться! Я им клобуки-то намну".31
В 1836 году Нечаев был переведен в московский департамент Сената. Преждевременная кончина Софьи Сергеевны еще более сблизила его с шурином И.С.Мальцевым, в доме которого на Девичьем поле он поселился. Нечаев оказался однолюбом и до конца своих дней более не помышлял о женитьбе. Его четверых детей (дочерей Софью, Анну и сыновей Дмитрия, Юрия) воспитывала М.И.Шаровская, выросшая в семье сестры князя А.Н.Голицына Е.М.Кологривовой и получившая отличное образование. Мальцев тоже был одинок и завещал младшему племяннику Юрию всё своё состояние. Впоследствии Юрий выхлопотал у императора дозволение носить двойную фамилию Нечаев-Мальцев. В доме на Девичьем поле любили собираться московские литераторы: всех привлекали радушие хозяев, интересные беседы, тонкий юмор, а также непринужденность, царившая на этих вечерах. А.В.Мещерский писал о Мальцеве: "Он был замечательно приятным собеседником, анекдотистом, остряком".32 Неразлучная дружба связала его с С.А.Соболевским, близким приятелем Пушкина. Перебравшись в Москву, Соболевский поселился в нижнем этаже мальцевского дома. Хлебосольный Степан Дмитриевич потчевал друзей и гостей припасами и наливками, привезенными из данковской глубинки* Частым посетителем дома на Девичьем поле стал лидер московского славянофильства А.С.Хомяков, тоже данковский помещик. В своем имении в селе Ивановском он один из первых в этих местах начал устраивать сахароваренный завод.
Нечаев по-прежнему интересовался науками и искусством. Это он позаботился, чтобы в селе Авдотьино Бронницкого уезда на церкви, возле которой был похоронен всеми забытый просветитель 18 века Н.И.Новиков, установили памятную доску. Но сам Степан Дмитриевич литературу оставил. Только изредка он брался за перо и писал стихами шуточные приглашения на обеды или письма друзьям. В "Послании С.А.Соболевекому" (1845) он колоритно изображает свой осенний переезд из данковского имения в Москву. Свободный язык и юмор послания показывают, что Нечаев в поздний период все более тяготел к простоте и естественности художественного повествования. Однако он считал, что в качестве толкового и энергичного сенатора принесет гораздо больше пользы обществу, чем мог бы принести, оставшись второстепенным литератором. По инициативе Нечаева был учрежден специальный Комитет для разбора и призрения просящих милостыни, и он сам его возглавил. Во время эпидемий при содействии Комитета открывали лазареты для бедняков. В неурожайном 1840 году Нечаев устроил общественные столы, раздававшие бесплатные обеды нуждавшимся, собирал пожертвования для голодающих Тульской губернии. Он сам ездил к московским тузам с просьбами оказать содействие благотворительным мероприятиям, и сила его красноречия делала чудеса. Некто Ахлебаев, человек богатый, но бездетный, завещал свое состояние Комитету, и на эти средства создали новую богадельню. Московский купец, золотопромышленник II.В. Голубков, в юности сам очень бедствовавший, всегда с сочувствием относился к просьбам Нечаева. В 1830-е годы он внес около 500 тысяч рублей пожертвований на различные нужды. Соболевский в стихотворении, посвященном Нечаеву, писал:
В то время, как мы были юны,
Когда и ты юнее был,
Ты, вещий, ударяя в струны,
Нам души сильно шевелил <...>.
Теперь, отстав от песней шумных,
Что так пленяли молодежь,
В премудром сонме старцев думных
Ты правосудие блюдешь;
И часто глас твой вдохновенный
За вдов, за нищих, за сирот
На истый путь сей клир священный
С пути раздумия влечет.33
Известны и другие стихи о Нечаеве, автор которых не установлен, хотя их иногда приписывают М.А.Дмитриеву:
Кто, закон храня в Сенате,
Звуков лиры не забыл,
Кто о нищих, как о брате,
Думы сердца приложил?
Гражданин и Божий воин,
И законник, и певец –
Он воистину достоин
Получить двойной венец.34
Добросовестно, с полной самоотдачей исполняя порученное ему дело, Нечаев и от подчиненных требовал, чтобы они служили не ради чинов и наград, а ради всенародного блага. М.В.Толстой рассказывал: "Весьма приятный и обязательный в сношениях с людьми посторонними, С.Д.Нечаев был весьма строгим и взыскательным начальником по службе. Чтобы угодить ему, нужно было работать изо всех сил, а иногда и сверх сил, что я впоследствии испытал на себе".35
Лето Нечаев чаще всего проводил в Сторожеве (ныне Полибино Липецкой области). Он говорил: "Раб в обществе, человек становится царем в уединении". Его земли в Сторожеве, называемом еще Сторожевой слободой, составляли часть знаменитого Куликова поля. Память о героических событиях Куликовской битвы волновала и увлекала Нечаева на протяжении всей его жизни. Он занялся историей и археологией, сам проводил раскопки. Нечаев опубликовал ряд статей, стремясь привлечь внимание специалистов и общественности к полю древней русской славы ("Некоторые замечания о месте Мамаева побоища", "Описание вещей, найденных на Куликовом поле", "О найденных на Куликовом поле двух старинных орудиях", "Историческое обозрение Куликова поля"). Он не только обращался за консультациями к специалистам по поводу найденных необычных предметов, но не пренебрегал и мнениями местных крестьян. Так, по поводу извлеченного из земли бердыша, лезвие которого было пробито отверстиями, составлявшими загадочный геометрический узор, Нечаев писал: "Вероятно, скважины сии делывались для одного украшения..." И тут же добавлял: "Но крестьяне того места вообще думают, что в старину воины прокалывали так свои оружия для обороны от заговоров или чародейства".36 В речи, произнесенной при вступлении в Общество любителей российской словесности, Нечаев выразил пожелание, чтобы писатели, "отвергнув предрассудок высших сословий, более общались с простым народом и внимательнее изучали его нравы, обычаи, мнения, чувствования".37 Не случайно он сдружился с музыкантом Г.А.Рачинским, который, был одним из самых ярких популяризаторов народных мелодий.
В данковской усадьбе Нечаева возник первый музей находок с Куликова поля. Вот как описан он в географическом справочнике 19 века: "Нечаевская усадьба состоит из старого каменного дома растреллаевской архитектуры, в котором в эпоху освобождения крестьян на стенах и столах обширной залы в два света находилось значительное собрание предметов, найденных нечаевсюши крестьянами ори распашке Куликова поля. Здесь были панцыри, кольчуги, шлемы, кечи, копья, наперстные крести, складни и т.д."38 Московским филиалом этого музея стали комнаты мальцевского дома. Своей влюбленностью в русскую историю, своим благоговейным отношением к памятным событиям Куликовской битвы Нечаев заражал и друзей, и родных. Учитель тульской гимназии Ф.Г. Покровокий в 1823 году выпустил историческое изыскание "Дмитрий Иванович Донской". В посвящении, "с особенной благодарностью и уважением" адресованном Нечаеву, говорилось, что тот "способствовал к сочинению сей книги своими советами" и помог её изданию".39 А.А.Бестужев 18 мая 1833 года сообщал Н.А.Полевому: "Вы пишете, что плакали, описывая Куликово побоище. Я берегу, как святыню, кольцо, выкопанное из земли; утучненной сей битвой. Оно везде со мной, мне подарил его С.Нечаев".40 «История этого кольца необычна и загадочна. Оно трижды меняло погибавших владельцев. Изначально оно принадлежало неведомому воину, павшему в Куликовской битве, потом служило Бестужеву во время боевых действий на Кавказе для взведения тугих курков оружия. В его повести "Мулла-Нур" читаем: "...Кольцо правой руки моей невольно упало на курок пистолета". Сослуживец писателя вспоминал: "Я помню это кольцо Бестужева: оно было древнее, серебряное, очень толстое и большое <…> Кольцо это было найдено на Куликовом поле, и он всегда носил его на большом пальце правой руки".41 В 1837 году в сражении на мысе Адлер Бестужев погиб, тело его не было найдено. А спустя некоторое время роковое кольцо было обнаружено на руке одного из убитых черкесов.
Еще во время службы в Туле Нечаев начал сбор пожертвований на монумент, который бы увековечил нанять о павших на Куликовом ноле героях. В 1320 году в № 22 "Вестника Европы" Нечаев сообщал читателям: "Известный наш художник И.П.Мартос трудится теперь над проектом сего драгоценного для всех русских монумента". Но вмешался министр народного просвещения и духовных дел А.Н.Голицын, который счел композицию Мартоса чересчур роскошной для провинциальной глубинки. Дело затянулось надолго. Только в 1350 году на Красном холме был открыт наконец долгожданный памятник, гранитный обелиск, сделанный но проекту А.Д.Брюллова. Но Нечаев, вышедший в 1857 голу в отставку и поселившийся в Сторожеве, мечтал уже о том, чтобы поставить на поле поминальный храм. И вновь начал хлопотать о сборе средств. Увидеть исполнение своих замыслов ему не удалось: весной 1860 года он скончался. Но его идея продолжала волновать умы русской общественности. Храм-памятник на Куликовом поле все-таки был возведен в 1913 – 1918 годах архитектором А.С.Щусевым. Сын Степана Дмитриевича Юрий впоследствии выстроит в данковском селе Березовка храм в честь Дмитрия Донского. Эскизы для его росписи будут сделаны художником В.М.Васнецовым. Васнецов приезжал для работ в Георгиевском храме на фабрику Ю.С.Нечаева-Мальцева в Гусе Хрустальном, и не исключено, что он мог побывать и в Березовке. Ю.С.Нечаев-Мальцев, крупнейший российский меценат, стал инициатором создания Музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Степана Дмитриевича Нечаева ценили люди самых разных жизненных позиций и убеждений: декабристы и московский митрополит Филарет, видные литераторы и крупные сановники. Вся жизнь и деятельность Нечаева вполне уложились в один из его собственных афоризмов: "История добродетельного человека есть лучший ему панигирик".
Примечания:
1. Воспоминания М.М.Муромцева // Русский архив, 1890. кн.1, с. 61.
2. Из записок графа Д.Н.Толстого // Русский архив, 1885, кн. 2, с.7.
3. Воспоминания М.М.Муромцева ... с.61.
4. Н.К.Козьмин. Николай Иванович Надеждин. Жизнь и научно-литературная деятельность. СПб., 1912, с. 4.
5 О.Е. Глаголева. Русская провинциальная старина. Очерки культуры и быта Тульской губернии ХVШ - первой половины XIX вв.- Тула, 1993, с. 67.
6. Там же, с.69.
7. Поэты 1820-1830-х годов. Т. I. М., 1972, с. 114.
8. Русские писатели 1800-1917 гг. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999, с. 292.
9. В.Б.Сандомирская. Альбом с рисунками Лермонтова // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. Л., 1979, с. 137-138.
10. ГAPO, ф. 98, Оп. 8, Д. 35, л. 17.
11. Мухина С.Л. Безвестные декабристы (П.Д. Черевин, С.Д. Нечаев) // Исторические записки. Т. 96. М., 1975, с. 242-243.
12. Литературное наследство. Т. 60, кн.1. М., 1956, с.207.
13. Поэты 1820-1830-х годов. Т. I, с.104.
14. Вестник Европы, 1824, № 14, с. 151.
15. Поэты 1820-1830-х годов. T.I, с. 705.
16. В.Е.Якушкин. Из литературной и общественной жизни 1820-1830 гг. // Русская старина, 1888, № 12, с.592.
17. Е.С. Некрасова. Альбом С.Д.Полторацкого // Русская старина, 1887, № 10, с. 139.
18. В.Е.Якушкин. К литературной и общественной истории 1820-1830 гг. // Русская старина, 1889, № 2, с. 320.
19. В.Е.Якушкин... // Русская старина, 1883, № 12, с. 593; 1889, № 2, С. 319-320.
20. А.А.Бестужев-Марлинский. Сочинения в 2 тт. Т.2. М., 1952. С. 615.
21. С.Л.Мухина. Современник декабристов С.Д.Нечаев // Вопросы истории, 1983, № 10, с.185.
22. Там же, с.186.
23. Н.В. Путята. Обозрение жизни и царствования Александра I // Девятнадцатый век. Кн.1. М., 1872, с.456-457.
24. Н.С.Лесков. Синодальные персоны // Исторический вестник, 1882, № 11, с.376-377. 25. Филарет Дроздов, митрополит московский // Русская старина, 1885, № 7, с. 17.
26. Н.Барсов. К биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического // Русский архив, 1911, кн. 3, с. 168-169.
27. Д.И. Ростиславов. Петербургская духовная академия при графе Протасове // Вестник Европы, 1883, № 7, с. 125-126.
28. Ф.Н.Винницкий. Рассказы из былого времени // Чтения Общества истории и древностей российских. 1874. Кн.1, с.100-106.
29. М.В.Толстой. Мои воспоминания // Русский архив, 1881, кн.2, с.83.
30. Из бумаг С.Д.Нечаева // Русский архив, 1893, кн.2, с.144-145.
31. Н.С.Лесков. Синодальные персоны... с. 388, 395, 399.
32. А.В.Мещерский. Из моей старины // Русский архив, 1900, кн.2, с. 256.
33. Из бумаг С.Д.Нечаева // Русский архив, 1894, кн. I, с. 11З.
34. П.Бартенев. Письма митрополита Филарета к С.Д. Нечаеву // Русский архив, 1893, кн.1, с. 43.
35. М.В.Толстой. Мои воспоминания... с. 98.
36. С. Нечаев. Описание вещей, найденных на Куликовой поле // Вестник Европы, 1821, № 24, с. 348.
37. С.Л. Мухина. Современник декабристов С.Д.Нечаев... с. 185.
38. Россия. Подвое географическое описание нашего отечества / Под ред. В.П.Семенова. Т.2. СПб., 1902, с. 541.
39. О.Е.Глаголева. Русская провинциальная старина... с.91.
40. А.А.Бестужев-Марлинский. Сочинения в 2 тт. Т.2, с. 651.
41. Из воспоминаний Я.И.Костенецкого // Русская старина, 1900, № 11, с. 455-456.