Любимые женщины графа Муравьева-Амурского
Детей у Муравьевых-Амурских не было, но свою нерастраченную материнскую любовь Екатерина Николаевна щедро отдавала другим.
Николай Николаевич и Екатерина Николаевна Муравьевы-Амурские, 1860 г.
Фото из книги «Николай и Екатерина Муравьевы-Амурские.
Историко-документальное повествование» Н.И. Дубининой.
В сердце генерал-губернатора было три любимых Екатерины Николаевны - матушка, сестрица и жена.
О матери Муравьева-Амурского современники писали: «Нежная, чуткая ко всему прекрасному, она любила природу, деревню, была любящей, заботливой матерью своим детям, доброй дочерью для отца и матери мужа».
С удовольствием Екатерина Николаевна занималась работами в саду усадьбы Муравьевых Малые Теребони. В письмах родным она писала: «Все эти дни занималась я сажанием и сеянием в саду. Я посадила несколько кустов сирени и рябины».
По-детски трогательно пишет о матери младшая сестра Муравьева-Амурского Екатерина. Она вспоминает, как однажды та нарядила ее в красный сарафан, надела красные шитые золотом башмаки и отвела на празднество в большой светлый зал, где было много наряженных детей.
Екатерина Николаевна Муравьева была искусной рукодельницей. В детской памяти маленькой Екатерины запечатлелась картина, как в имении Ратчино она сидела в саду с куклой, а рядом Екатерина Николаевна шила «пестрое, красивое одеяло».
В письме к родителям своего мужа Николая Назарьевича Муравьева Екатерина Николаевна писала: «посылаю по тяжелой почте батюшке рубашку, которая давно готова, желаю, чтоб она была в пору вам и подкрепляла бы ваше здоровье».
Сестра Н.Н. Муравьева-Амурского вспоминала, как во время ее болезни Екатерина Николаевна ухаживала за ней и поила с ложечки бульоном. Бульон из материнских рук казался необыкновенно вкусным. Екатерина пишет: «<…> я смотрела на маму и чувствовала, что я ее люблю» - это написано в 1890 году, но скажите, разве не было у многих подобного?
Бывавший у Муравьевых в 1818 году Е.Ф. фон Брадке писал: «Г-жа Муравьева была достойная женщина, весьма образованная, она рано скончалась, и весьма вероятно, что она своим влиянием спасала мужа от многих ошибок».
Любимой матушки не стало, когда Муравьеву-Амурскому было 10 лет. Его сестра вспоминала: «<…>однажды родители поехали на обед к дедушке, и оттуда Екатерину Николаевну привели уже под руки.<…> «через некоторое время кто-то из домашних сказал: «Какая барыня бледная. Она померла». Мы спрашивали: «где мама»- она у Бога?- нам отвечали. Старший брат Николай плакал».
Сестра Екатерина была младше Муравьева-Амурского на пять лет. Свое женское счастье она нашла в семействе второй жены своего отца. В 22 года Екатерина вышла замуж за Александра Федоровича фон Моллера, которому было 40 лет.
Как и Н.Н. Муравьев-Амурский, он был генералом от инфантерии. Шаферами на свадьбе были старшие братья Николай и Валериан. У Екатерины Николаевны фон Моллер было два сына и две дочери. Николай, бывший воспитанником Пажеского корпуса, умер в детском возрасте. Две ее дочери одна за другой умерли в расцвете сил.
Екатерина вспоминала, что в детстве младшие дети любили старших братьев и отца «всей силою <…> детской души». Став взрослыми брат и сестра сохранили душевные родственные чувства. При любой возможности они стремились повидаться друг с другом. Екатерина вспоминает случай, как в 1840-х она вместе с мужем и детьми находилась в военном лагере, расположенном в деревне Фабрикантская.
Однажды вечером раздался топот копыт и в дом не вошел, а влетел молодой генерал Муравьев. Он направлялся для представления императору. Нежданных гостей накормили, уложили спать. Рано утром Муравьев выстроил всех перед окнами для приветствия и благодарности хозяйке за радушный прием. После этого конная команда поскакала дальше, как пишет сестра Муравьева-Амурского «красиво и воинственно».
Третьей любимой Екатериной Николаевной для Муравьева-Амурского была его супруга. Супружеский стаж графа 34 года. Судьбой ему было уготовлено найти свою суженую в Париже. Будущую супругу Муравьева-Амурского в Санкт-Петербурге встречала его сестра Екатерина вместе с братом Александром.
16 января 1847 года в Троицком соборе г. Богородицка Тульской губернии Елисавета Буржуа де Ришемон (Elisabetch BOURGEOIS de RICHEMONT) после крещения была наречена Екатериной. 19 января 1847 г. состоялось венчание, о чем в метрической книге Троицкого собора, имеется запись № 10.
Свои воспоминания о Екатерине Николаевне Муравьевой-Амурской оставил И.А. Гончаров, который писал:
«Жена Николая Николаевича, француженка, не меньше его отличалась гуманностью, добротой и простотой. Она избегала пользоваться его выдающимся положением в Сибири.<…> Раз как-то она заметила мне, что боится ходить по улицам Иркутска пешком от бродячих коров. Я <…> сказал супруге Николая Николаевича, что она может составить себе охрану и не из двух казаков. Она возразила, что предпочитает вовсе не ходить по улицам, чем лично для себя довольствоваться услугами солдат и других лиц, зависящих от ее мужа <…>. Со всеми в городе Е.Н. Муравьева была очень внимательна и обходительна <…>».
Чиновник из ближайшего окружения Муравьева-Амурского Б.В. Струве писал, что генерал-губернатор был влюблен в свою жену «безумно». Для него Екатерина Николаевна была любящей супругой, надежной спутницей в экспедициях, добродетельной сестрой милосердия.
Детей у Муравьевых-Амурских не было, но свою нерастраченную материнскую любовь Екатерина Николаевна щедро отдавала другим. Племянник Муравьева-Амурского Валериан Валерианович называл ее «тетушкой», а ее прием во Франции называл «сердечным». Долгие годы теплых отношений связывали Екатерину Николаевну Муравьеву-Амурскую с семейством князей Волконских.
О жене графа Н.Н. Муравьева-Амурского писали, что она тоже могла усмирять его гнев и порой предостерегала генерала от опрометчивых поступков. Амурские казаки присвоили ей звание «генеральши», а сибиряки называли «ходатайницей за караемых».
Художественный образ графини Муравьевой-Амурской воссоздали в своих произведениях писатели Н. П. Задорнов, А. Н. Максимов, А. М. Бачурин. В год Франции в России в библиотеке №6 им. Н.Н. Муравьева-Амурского Владивостока прошел салонный вечер, посвященный Екатерине Николаевне Муравьевой-Амурской.
Судьба парижанки, влюбившейся в русского генерала, нашла свое поэтическо-музыкальное воплощение в песне, на основе которой была создана хореографическая композиция. На Первом Дальневосточном православном фестивале-форуме авторской духовно-патриотической поэзии и музыки «Благовест» им. св. Иннокентия митрополита Московского эта композиция в исполнении ансамбля «Школьный двор» была отмечена дипломом лауреата II степени.
Теперь свет любви будет жить в музыке стиха и грации пластики, легкой вуалью на зеркале времени сохраняя образы любимых женщин графа Муравьева-Амурского.
Лика светлого очарованье
Забвенья тень не омрачит.
Татьяна Ананьина,
Хабаровск
Источники:
Барсуков И. П. Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Биографические материалы по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источникам./И.П. Барсуков. Репринтное издание по изданию Синодальной типографии Москва.1891. Приамурское Географическое общество. Хабаровск: Изд-во «Риотип» Кн. 1, 2008. С. 7, 8.
Венюков М.И. Путешествия по Приамурью, Китаю и Японии. Хабаровск: Дальневосточное гос. изд-во, 1952. С. 109.
Гончаров И. А. По Восточной Сибири. Собрание сочинений Т. 3 Путевые очерки. М.: Худ. лит-ра, 1978. С. 493.
Государственный архив Российской федерации Ф. 1146. Оп.1. Д.685. Л.5-8.
Государственный архив Тульской области архивная справка № 317 от 18.02. 2014 г.
Е.Ф. фон Брадке Автобиографические записки. //Русский архив.1875. Год тринадцатый Кн. первая С. 35.
Моллер Е.Н., урожденная Муравьева Памятные записки//Русская старина 1890, Т.66 апрель-май-июль С. 325, 326, 328, 329, 334, 338.
Письмо от библиотеки №6 МУК ВЦБС им. Н.Н. Муравьева-Амурского г. Владивосток URL:// электронная почта 29.11. 2012 архив автора.
Скобельцин Г.Д. Записки. «Исторический вестник» 1894 г. №10, 2001. С. 15.
Струве Б.В. Воспоминания о Сибири.//Русский вестник. 1888, V С. 45.