АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ МЕНШИКОВ
Светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков (26 августа 1787 — 2 мая 1869, Петербург) — генерал-адъютант, адмирал, морской министр Российской империи в 1836—1855 гг., генерал-губернатор Финляндии в 1831—1854 гг. Правнук петровского фаворита.
Александр родился в 1787 году в семье генерал-поручика князя Сергея Александровича Меншикова (1746—1815) и княжны Екатерины Николаевны Голицыной, одной из первых красавиц своего времени. По утверждению злоязычного Долгорукова, его биологическим отцом был известный ловелас Армфельд. У него был младший брат Николай и сёстры Елизавета и Екатерина. Получил домашнее воспитание; посещал лекции в лучших университетах Германии.
В 1805 году на 18 году от роду приехал из Дрездена в Россию и был принят на службу коллежским юнкером (или коллегии-юнкером) в Коллегию иностранных дел (Санкт-Петербург, Английская наб., 32). В следующем году от был повышен до камер-юнкера V класса. Вначале он был причислен к российской миссии в Берлине, а затем, с 1807 года, состоял при миссии в Лондоне; некоторое время был атташе в Вене.
15 июля (ст. стиль) 1809 года начал военную службу: поступил подпоручиком Лейб-гвардии в артиллерийский батальон. В 1809—1811 участвовал в русско-турецкой войне, состоя адъютантом при главнокомандующем Молдавской армией генерале от инфантерии графе Н. М. Каменском (Каменский 2-й).
20 мая 1810 года участвовал в сражении при переправе через Дунай и взятии укреплений Туртукая; с 24 по 29 мая — при осаде Силистрии. В начале июня 1810 года Каменский 2-й два дня подряд (11 и 12 июня) пытался овладеть крепостью Шумла посредством штурма. Александр Меншиков участвовал в сражении и «при занятии высот был посылаем со стрелками». Убедившись в невозможности взять силой укреплённые позиции, Каменский отступил, потеряв до 800 человек, и решил овладеть крепостью посредством блокады.
18 июня Меншиков находился при занятии Джимай, а 25 и 26 июня — при построении осадных батарей перед Шумлою и при отражении неприятельской вылазки из крепости. Однако блокада не дала результата, так как турки были обильно снабжены продовольствием. Тогда граф Каменский 2-й решил прежде взять крепость Рущук, а под Шумлой оставил отряд в 28 тысяч человек, назначив его начальником своего брата. 22 июля Меншиков участвовал в штурме Рущука, где был ранен пулей в правую ногу. С 6 августа по 15 сентября находился при построении осадных траншей и батарей против крепости Журжи, а 15 октября — при взятии Никополя.
В том же 1810 году Меншиков получил первый знак отличия — за боевую службу он был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. В 1811 году 24-летний Александр Меншиков был пожалован во флигель-адъютанты к императору Александру I. Таким образом он вошёл в свиту императора и часто выполнял его поручения.
В начале Отечественной войны поручик князь Меншиков был назначен дивизионным квартирмейстером 1-й гренадерской дивизии в 1-й Западной армии и после этого неоднократно служил в генеральном штабе. Он также участвовал во всех сражениях, в которых принимала участия дивизия, в том числе и в Бородинском сражении. Будучи лично храбр, за отличие при Бородине 21 ноября 1812 года произведён в штабс-капитаны.
В конце 1812 года князь Александр Сергеевич был переведён в лейб-гвардии Преображенский полк, произведён в поручики. В 1813—1814 годах участвовал в заграничных походах русской армии. 1 января 1813 года Преображенский полк в составе колонны генерала Тормасова в Высочайшем присутствии перешёл реку Неман — война с французами перенеслась за границу в Пруссию и Варшавское герцогство. 16 января Александр Меншиков произведён в капитаны лейб-гвардии Преображенского полка. С занятием Берлина 20 февраля русская армия соединилась с австрийской; там 21 марта полк участвовал в параде войск в присутствии императора Александра I и короля Прусского Фридриха Вильгельма III.
Капитану Меншикову выпало трудное поручение пробраться через расположение неприятельской армии французов и передать командующему Северной армией союзников и наследному принцу шведскому, Жану-Батисту Бернадотту, известие, что союзные войска соединились и предпринимают наступательные действия. Он был послан из города Темница в сопровождении небольшой партии казаков. Александр исполнил возложенное на него поручение, после чего находился при крон-принце до взятия Лейпцига. В мае 1813 года Бернадотт с 30-тысячной шведской армией высадились в Померании.
В июле 1813 года, после Плесвицкого перемирия, Бернадотт возглавил Северную армию союзников численностью свыше 100 тыс. человек. За успешное выполнение задания Меншиков был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени (13 октября 1813) и шведским орденом Меча. Отличился в сражениях при Кульме (август), Лейпциге (октябрь). 20 сентября 1813 года за отличие в кулемском сражении произведён в полковники. В марте 1814 года при взятии Парижа вторично ранен в ногу. В 1814 году за храбрость награждён орденом Св. Анны 2-й степени с алмазными знаками и, 2 апреля 1814, золотой шпагой с надписью «за храбрость».
После смерти отца в 1815 году к Александру Сергеевичу как к старшему сыну перешло родовое поместье «Александрово», что под Клином (ныне сельское поселение Воздвиженское). Подмосковные же «Черёмушки» он унаследовал только в 1863 году, после смерти брата Николая.
В 1816 году, 15 февраля, был назначен директором канцелярии начальника Главного штаба Е. И. В. В том же году «за отличие по службе» произведён в генерал-майоры с переводом в свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. 16 декабря 1816 года в ходе реорганизации был образован Главный штаб Его Императорского Величества. Первым руководителем Главного штаба был назначен генерал-адъютант П. М. Волконский.
В 1820 году, когда при дворе имел большое влияние Аракчеев, ему было предложено командование Черноморским флотом — с целью удалить его из Петербурга; он отказался, так как никакого понятия о морской службе не имел.
В это время Меншиков слыл вольнодумцем. В 1821 году, вместе с Новосильцевым и Воронцовым, составил проект освобождения помещичьих крестьян, не принятый императором. Предложение занять место посланника в хорошо знакомом ему Дрездене Меншиков счёл за оскорбление. В ноябре 1824 года он вышел в отставку и удалился в деревню, где занимался изучением морского дела.
В январе 1826 года на престол вступил Николай I. В его правление «из либерала князь сделался ярым сторонником существующих порядков». Меншиков вновь вернулся на государственную службу и был послан императором с чрезвычайной миссией в Персию. Россия предложила уступить часть Карабахского и Ленкоранского ханств, однако при шахском дворе посланник был принят холодно. Меншиков был арестован и находился в тюрьме до 1827 года. По возвращении получил поручение преобразовать морское министерство, что и исполнил с большой энергией.
В турецкую кампанию 1828 года, командуя десантным отрядом, посланным к восточным берегам Чёрного моря, овладел крепостью Анапа, после чего был назначен командующим русских войск, подступивших к Варне. Энергично повел осаду этой крепости, но был ранен ядром в обе ноги и вынужден был оставить армию.
В 1829 году он в должности начальника главного морского штаба принял командование над морскими силами Российской империи; с 1830 года был финляндским генерал-губернатором. В 1833 году произведен в адмиралы. В 1848 году был назначен председателем негласного Комитета 2 апреля по контролю за печатью и цензурой, привлекшего внимание Николая I к двум первым повестям Салтыкова-Щедрина.
В 1853 году, для переговоров с Портой, был направлен Чрезвычайным Послом в Константинополь. С началом Крымской войны по собственной инициативе прибыл в Севастополь, где приступил к организации сухопутной обороны крепости. Задолго до высадки противника Меншиков определил район будущего десанта под Евпаторией. Но, вследствие отсутствия необходимых сил, противодействовать высадке не мог.
Во время сражения при речке Альме в сентябре 1854 г. русские войска под командованием князя А. С. Меншикова уступили превосходящим силам англичан и французов и были вынуждены из Севастополя переместиться к Бахчисараю. Севастополь остались оборонять русские матросы под командованием Корнилова и Нахимова.
После Альминского сражения, 30 сентября 1854 года, был назначен главнокомандующим сухопутными и морскими силами в Крыму и оставался на этом посту до февраля 1855 года. Действия его в ходе Крымской войны считаются не слишком удачными, его критиковали за осторожность, Меншиков вошёл в историю как виновник русского поражения в войне, хотя в новейшее время предпринимались попытки пересмотреть эту репутацию. Фактически руководил всем морским ведомством и оказал резко отрицательное влияние на развитие военно-морского флота, тормозя его технический прогресс и боевую подготовку. в советской историографии проявил себя бездарным полководцем, проиграл сражения при Альме и Инкермане.
Однако сражение при Альме закончилось весьма достойно для русской армии, противник, располагавший почти двукратным перевесом в численности, значительным перевесом в пушках, не смог разгромить русские войска, а его движение к Севастополю притормозилось, что позволило защитникам Севастополя выиграть время для подготовке к обороне.
В высшем обществе князь Меншиков славился злоязычием и чудачествами. Его остроты в свое время пользовались большой известностью, но многие из них ему только приписывались. Образован был Меншиков для своего времени замечательно; библиотека его была одна из лучших в Петербурге.
Известно, что князь Меншиков по старинной вражде своей с министром путей сообщения графом Клейнмихелем скептически относился к строительству железных дорог: В шутках своих князь не щадил ведомства путей сообщения. Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Московская железная дорога, он говорил: «Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят». Когда же скептические пророчества его не сбылись, он при самом начале езды по железной дороге говорил: «Если Клейнмихель вызовет меня на поединок, вместо пистолета или шпаги предложу ему сесть нам обоим в вагон и прокатиться до Москвы. Увидим, кого убьет!»
В царствование Александра II Меншиков покинул свои посты, но всё же принял деятельное участие в подготовке законодательных актов об освобождении крестьянства. По словам Дениса Давыдова, он «умел приспособить свой ум ко всему, но он не мог сделать своего ума из разрушающего создающим».
Умер князь Меншиков в 81 год и был похоронен в Воздвиженской церкви своего имения Александрово, в одноимённом селе Клинского уезда. В послевоенный период храм был разобран, а могила адмирала — утрачена. Во вновь отстроенном сельском храме есть памятная доска в память об адмирале Меншикове; она отлита из лопастей винта атомной подводной лодки на судостроительном предприятии Северодвинска. По инициативе петербургских моряков во главе с контр-адмиралом Г. Н. Антоновым в селе был установлен и открыт 24 сентября 2011 г. бюст А. С. Меншикова.
Орден Святого Владимира 4 ст. с бантом (1810)
Орден Святого Владимира 3 ст. (13.10.1813)
Орден Святой Анны 2 ст. с алмазами (1814)
Золотая шпага «За храбрость» (02.04.1814)
Орден Святого Георгия 3 ст. (15.06.1814)
Орден Святой Анны 1 ст. с алмазами (1827)
Орден Святого Александра Невского (1829)
Бриллиантовые знаки к Ордену Святого Александра Невского
Орден Святого Владимира 1 ст. (1833)
Орден Святого Андрея Первозванного (1839)
Бриллиантовые знаки к Ордену Святого Андрея Первозванного
Портрет императора Александра I украшенный бриллиантами для ношения в петлице на Андреевской ленте
иностранные:
Шведский Орден Меча, рыцарь (1813)
Шведский Орден Серафимов (12.06.1838)
Бриллиантовые знаки к шведскому Ордену Серафимов (1848)
Меншиков был женат на графине Анне Александровне Протасовой (1790—1849), племяннице камер-фрейлины А. С. Протасовой, и имел двух детей.
Владимир Александрович (1816—1893), генерал-адъютант, генерал от кавалерии.
Александра Александровна (1817—1884), воспитывалась матерью, жившей в Москве отдельно от мужа. В 1838 году по своему желанию вышла замуж за Ивана Яковлевича Вадковского (1814—1865; сын Я. Е. Вадковского, однокурсник Лермонтова). По поводу этого выбора великий князь Михаил Павлович сказал, что он ещё не знает ни одного человека храбрее княжны Меншиковой, ибо она не боится выйти за столь отчаянного повесу.