Обзор документов Государственного архива Красноярского края
Первая половина XIX века в истории Енисейской губернии тесно переплелась с судьбами довольно большой группы декабристов. В разное время с 1826 по 1855 год в Ачинском, Канском. Минусинском уездах, Туруханском крае Енисейской губернии побывали на поселении 33 декабриста. Десять из них волею судьбы оказались в Красноярске. Братья НС. и П.С. Бобрищевы-Пушкины, А.А и Н.А. Крюковы, В.Л Давыдов, М.М. Спиридов, М.Ф. Митьков, С.Г. Краснокутский, Ф.П. Шаховский, И.Б. Аврамов, А.П Арбузов и другие.
Каждый из них по выходе на поселение внес свою лепту в осуществление просветительской программы подъема Сибири сформированной в казематных застенках.
Многие из них с успехом занимались медицинской практикой, ботаникой, краеведческой деятельностью, сельским хозяйством, педагогической работой. На долгое время культурным центром города стал дом семьи В.Л.Давыдова. Образцовое опытное хозяйство на хуторе Дрокино, служившее школой для местных крестьян, создал участник Отечественной войны, офицер Черниговского полка М.М. Спиридов.
Михаил Фотиевич Митьков, живя в Красноярске в течение 10 лет вел метеорологические наблюдения, составлял прогнозы погоды. Обучением крестьян занимались братья Беляевы, Федор Петрович Шаховской.
Губернатор А.П. Степанов был глубоко заинтересован в хозяйственном и культурном развитии губернии и в силу своих либеральных взглядов покровительствовал декабристам. Неслучайно Иван Иванович Пущин, приговоренный по 10 разряду "отдачей в рядовые" с высылкой в Красноярский гарнизон в 1826 году, спустя много лет писал: "Четырехмесячное мое пребывание в Красноярске прошло как счастливый сон".
Пребывание этих людей в Сибири оставило яркий след в сознании современников. Пройдя через ссылку и каторгу, они остались верными прежним идеалам. Об этом немало написано и сказано. И тем ценнее для нас каждое новое свидетельство их жизни на поселении в нашем крае. Обширное поле деятельности для поиска новых фактов представляют документы Государственного архива Красноярского края.
Наиболее полно документы о декабристах представлены в фондах Туруханского отдельного управления, Минусинского окружного суда. Красноярской городской думы, Енисейской духовной консистории, фондах волостных правлений. Особая ценность этих документов заключается в их подлинности.
Подборки копийных материалов со ссылками на источники: об общественно-полезной деятельности на поселении, переписке, личной жизни декабристов содержатся в личных фондах сибирских краеведов С.Н. Мамеева. А.В. Гуревича. В фонде последнего собраны сибирские легенды и устные рассказы современников о декабристах.
Особо необходимо выделить правительственные указы и другие распорядительные документы относительно судьбы декабристов. В фондах волостных правлений имеются списки участников восстания в С-Петербурге 14 декабря 1825 г., копия указа Николая I о смягчении наказания.сведения о восстании Черниговского полка и о наказании В.Н. Соловьева, А.Е. Мозалевского, И.И. Сухинова, о снижении сроков каторжных работ.
Подробную характеристику жизни туруханской группы декабристов можно получить, изучая документы Туруханского отдельного управления.
В основном это секретные донесения местных властей о поведении и образе жизни поселенцев И.Б. Аврамова. Н.Ф. Лисовского, Ф.П. Шаховского, С.И. Кривцова,.предписания и рапорты по поводу корреспонденции, получаемой декабристами. В переписке местных чиновников говорится об общественной деятельности декабристов. Напористо, невзирая на запреты. И.Б. Аврамов и Н.Ф. Лисовский занялись промысловыми работами на севере, организовали торговлю хлебом.
Одной из самых действенных форм помощи местному населению была педагогическая деятельность декабристов. И хотя власти находили это занятие противным прямому смыслу существующих узаконений, многие из них с честью выполняли труд педагогов. В одном из донесений Туруханского исправника читаем, что "Шаховской принял на себя обучение грамоте здешних жителей, за что их отцы к нему расположены с большой благодарностью и почтением". В данном случае действия поселенца представлены как гуманные, благотворительные. Чаще же полицейские чиновники, контролируя каждый шаг каждое самостоятельно принимаемое действие декабристов, сообщали вышестоящим властям об этом без каких-либо положительных оценок….
….Те же донесения властей Туруханского отдельного управления проливают свет еще на одну страницу жизни декабристов на поселении: на их тесную связь друг с другом, поддержку и помощь.
Состоятельные декабристы поддерживали не получавших помощь из России товарищей не только морально. В реестре наблюдений за поведением и образом жизни государственных преступников" зафиксировано, что 9 марта 1830 года Лисовский получает от жены Нарышкина 75 рублей и посылки в двух ящиках, а " 16 августа 1830 года поступило Аврамову от жены Волконского двести рублей, а Лисовскому 75 рублей и письмо".
Жизнь на поселении была вся на виду высвеченной оказалась она и в документах.
Из рапорта священника Туруханской церкви Андрея Орлова: "Сего 1833 года июля дня находившийся при здешней Преображенской церкви благочинный протоиерей отец Алексей Петров отдал родную дщерь свою Платон иду за государственного преступника Николая Лисовского, имеет с ним явную и даже тайную в отношениях связь и неизъяснимое дружелюбие чего я по верности к августейшему монарху никак сокрыть не осмеливаюсь..."
И еще один донос на протоиерея о его связях с поселенцами:
"Другой государственный преступник Иван Аврамов...в доме своем держит в наложницах казачью дочь Феоктисту Даурскую, прижил с ней двух сыновей, нареченных протоиереем в святом крещении Сергеем и Александром. Но благочинный с государственными преступниками тесну и тайну связь не токмо от тако всего преступления частырскими советами не отводил, но к дальнейшему поощрению еще отдал дщерь свою Платониду за государственного преступника Николая Лисовского"......>>