Усадьба СМОЛЬНЕВО, Владимирская область, Киржачский район
Существует легенда, что необычность архитектуры храма в Смольнево объясняется тем, что у графа С.В. Салтыкова (1739-1800) жена была немка (принявшая крещение). Для неё, он внес в постройку элементы западной архитектуры.
После Салтыковых усадьбой владел известный декабрист Павел Иванович Калошин, его дочь Софья была подругой детства Л. Н. Толстого. Она - прототип Сонечки Волошиной из повести «Детство».
В имении своей жены отбывал многолетнюю ссылку известный декабрист Павел Иванович Колошин. По бокам у входа в церковь стояли в нишах статуи апостолов Петра и Павла.
В писцовых книгах Смольнево упоминается впервые в 1628 году: оно заложено за 500 рублей Иваном Борисовичем Лодыгиным Василию Фёдоровичу Шишкину, в селе "место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, двор помещиков пустой", описываются последствия разорения края после Смутного времени. Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века.
В 1715 году владелец села генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери.
В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году).
Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живо-начальной Троицы, освящён в 1788 г., и Казанской иконы Божией Матери, освящён в 1787 г.). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны – подобная ей колокольня, на которой в 1799 г. были установлены часы.
Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1883 г. она стала закрытой, с 36 окнами.
На втором этаже в 1783 г. был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1870-х гг. был образован объединённый Ильинско-Смольневский приход, его настоятелем назначен священник церкви с. Смольнева Михаил Орлов, в штате храма состоял причетник того же села Пётр Горлицын. В Смольневе в это время было 79 ревизских душ. В семье Михаила Павловича Орлова родились сыновья Василий (1861) и Николай (1864), они окончили Переславское Духовное училище (в 1877 и 1879 гг.) и Вифанскую Духовную семинарию (в 1883 и 1885 гг.).
С 1800 г. усадьбой владел граф Григорий Сергеевич Салтыков (1777-1814). До 1801 г. он носил фамилию Жердеевский (по д. Жердеево, входившей в состав Смольневского прихода), как рождённый до брака, затем императорским указом, по поданной в 1800 г. просьбе матери, был восстановлен в правах и получил графский титул (в 1804 г.). Он имел прекрасное домашнее образование, знал несколько языков, чрезвычайно любил музыку и сам хорошо играл на скрипке. В 1804-1806 гг. Григорий Сергеевич вместе с Д.И. Хвостовым и П.И. Голенищевым-Кутузовым издавал журнал «Друг просвещения», в котором напечатал множество своих стихов.
Он был также и прозаиком. К 1801 г., дослужившись до чина коллежского секретаря, оставил службу.
Григорий Сергеевич Салтыков с 1811 г. был членом Общества истории и древностей российских при Московском университете; почётным членом Московского университета и Общества испытателей природы при нём.
В 1811 г. вместе с А.А. Прокоповичем-Антонским, М.Т. Каченовским, А.Ф. Мерзляковым и другими учредил Общество любителей российской словесности при Московском университете, в «Трудах» общества он также печатал свои произведения.
В 1824 г. мужем его дочери, графини Александры Григорьевны Салтыковой (1804-1871) - «привлекательной, стройной, живой, умной и любезной», по отзыву современницы (Е.П. Яньковой), «одна дочь у матери, все знали, что дадут за нею немало, так около девочки мужчины, точно рой пчёл, так и жужжали», - стал Павел Иванович Колошин (1799-1854, сын полковника лейб-гвардии Измайловского полка).
Он служил при благоволившем к нему московском генерал-губернаторе, князе Дмитрии Владимировиче Голицыне, жена которого Татьяна Васильевна и устроила свадьбу. Павел Иванович получил домашнее воспитание, был умён, в обращении ловок, хорошо воспитан и имел порядочное состояние. В феврале 1812 г. он вступил в службу колонновожатым в императорскую свиту по квартирмейстерской части. В 1815 г. он офицер Генерального штаба, учился в Московском учебном заведении для колонновожатых, прапорщик с 1817 г., в том же году слушал лекции в Санкт-Петербургском университете. Перешёл в гражданскую службу и для экзаменов на чин коллежского асессора брал уроки у профессоров Московского университета.
В 1823 г. стал советником 2-го департамента Московской палаты гражданского суда, а в 1825 г. советником Московского губернского правления.
Был членом преддекабристских организаций - «Священной артели» и с 1817 г. «Союза Спасения», членом Коренного совета «Союза Благоденствия» и Московской управы Северного общества.
Арестован в Москве, после полугодового заключения в Петропавловской крепости отставлен от службы с запрещением жить в обеих столицах.
Поселился в имении жены Смольнево.
С 1831 г. ему разрешено жить в Москве, в 1838-1839 гг. с семейством Колошиных познакомился граф Лев Толстой.
С 1844 г. Колошины в Петербурге.
Последние 20 лет жизни Павел Иванович был слеп.
Умер в Москве.
Его сын Сергей (1825-1868) окончил Петербургское училище правоведения, поступил на военную службу, был гренадером, потом гусаром. Играл заметную роль в журнале московских славянофилов «Москвитянин», но в 1851 г. покинул его из-за разногласий с редактором М.П. Погодиным. В 1853-1857 гг. служил в Иркутске, затем вышел в отставку.
В 1861-1863 гг. издавал журнал «Зритель общественной жизни, литературы и спорта», разорился, пошатнувшееся здоровье вынудило его уехать в Италию, где он жил в бедности, работал переводчиком в миланском суде, служил в конторе, сотрудничал в газете. Умер во Флоренции.
Сын Валентин в 1855 г. убит под Севастополем.
Дочь Софья (1828-1911) была подругой детства Л.Н. Толстого.
Она - прототип Сонечки Волошиной из повести «Детство».
В Москве изредка навещал брата Павла Пётр Иванович Колошин (1794-1848), поэт. Он получил хорошее образование, которое завершил, посещая в Москве учебное заведение «Общество математиков», основанное Н.Н. Муравьёвым. Сблизился с его сыновьями Александром, Михаилом и Николаем. В марте 1812 г. начал службу колонновожатым, прерванную войной.
В 1815 братья Павел и Пётр вступили в созданную братьями Муравьёвыми и И.Г. Бурцевым в Петербурге преддекабристскую «Священную артель».
По словам Н.Н. Муравьёва-Карского, Пётр Колошин имел нрав «тихий, скромный, застенчивый и романтический. Он в особенности любит литературные занятия и, будучи душою поэт, легко пишет стихи». Печатным дебютом Петра Колошина стал перевод с французского книги Ж.Н. Беллявена «Элементарный курс полевой фортификации» (М., 1816). Её издал генерал-майор Н.Н. Муравьёв для своего учебного заведения - Училища колонновожатых в Москве, куда в августе 1817 г. и был откомандирован Пётр Колошин (с марта 1816 г. служивший в Генеральном гвардейском штабе) для преподавания всеобщей истории и полевой фортификации.
С 1818 (?) по февраль 1824 г. (в начале 1823 г. училище переехало в Петербург) Колошин исполнял также обязанности помощника начальника училища, с 1821 по январь 1825 г. числился в императорской свите по квартирмейстерской части (подполковник).
В 1816-1817 гг. он состоял в петербургской масонской ложе «Трёх добродетелей» и тогда же стал активным деятелем преддекабристских организаций: с 1817(16?) г. он в «Союзе спасения»; перевёл с немецкого устав «Тугендбунда» (тайного патриотического общества, направленного против Наполеона в Германии) и участвовал в его переработке, то есть в написании «Зелёной книги», ставшей законоположением «Союза благоденствия»; с 1819 г. председатель Московской управы, участвовал в заключительном московском совещании этого союза (1821) - будущие декабристы объявили его распущенным, желая избавиться от ненадёжных членов, которым затем не сообщили об основании Южного и Северного обществ. Жалуясь в письмах тех лет на нехватку времени для стихов, Колошин одновременно усматривал в них «некоторое усовершенствование не в искусстве, но в мыслях, которые, кажется, отвратились от незначащего к истинно хорошему».
Публикации поэта крайне немногочисленны, тем не менее его имя было известно в среде литераторов. Предполагалось участие Колошина в создававшемся Н.И. Тургеневым журнале «Россиянин XIX века» (1819). В начале 1820-х гг. Колошин был вхож в литературный кружок С.Е. Раича, а переехав в Петербург, стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности (1824), печатался в журнале общества «Соревнователь».
После восстания 14 декабря 1825 г. Пётр Колошин был арестован, допрошен и отпущен. С апреля 1825 г. он чиновник по особым поручениям Департамента внутренней торговли Министерства финансов, в 1832 г. вице-директор Комиссариатского департамента, с 1841 г. состоял по Военному министерству. В конце жизни - член Совета Министерства государственных имуществ, тайный советник.
С 1910 г. в доме в течение 20 лет помещалась начальная школа, организованная еще земством. Позже здание было разобрано и перевезено в село Савино. На Смольневском кладбище долго оставалась плита из красного гранита на могиле первой дочери Колошиных – Александры, умершей в 27 лет. Но это кладбище долгое время находилось в забвении, поэтому старожилы, приводя его в ухоженное состояние, пока не могут указать точное место захоронения графини.
Дачники Смольнево и соседних деревень, фермеры, очарованные красотой, нежностью и прелестью бывшей графской усадьбы при щедрой финансовой поддержке московского мецената, который просит не называть его фамилию, уже более 10 лет усердно очищают пруды, родники, бывший парк и уникальной архитектуры храм. Староста прихода Нина Дмитриевна Наумова, бывшая активная общественница, работавшая в лугомелиоративной станции инженером, говорит, что многое уже сделано, и сделано добротно, предстоит сделать еще больше, чтобы вернуть графской усадьбе былое очарование. В одном из приделов открыта церковная служба, на подходе к храму разбиты цветники. В планах завершить полностью внутреннюю реставрацию храма, построить здание для паломников и многое другое.