Семен Егорович Раич (настоящая фамилия Амфитеатров)[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy82MTk1ODAuanBn[/img2] принадлежит к роду Амфитеатровых, многие представители которого прославились на ниве служения Русской православной церкви.
Из автобиографии Раича (Издатель Б.Л. Модзалневский. [Отт. «Русского библиофила»» 1913 г., кн. VIII]. C.-Петербург. 1913.)  [img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy81MzAyNzQuanBn[/img2]мы узнаём, что отец его был священником в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии.
Раич в автобиографии пишет: «Отец мой был священник, пользовавшийся по умственным и нравственным своим качествам, глубоким уважением всех коротко знавших его». И продолжает: «отец мой был большой  охотник до пчеловодства, садоводства и вообще до сельского хозяйства; пристрастие к пчёлам и садам перешло по наследству ко всему нашему семейству…».
А вот, что из автобиографии узнаём мы о матери Раича: «Начатками учения обязан я матери моей, женщине необыкновенно кроткой и образованной, по тогдашнему времени, выше своего состояния: ей знакома была грамота».
Там же Раич описывает забавный случай, который между прочим свидетельствует о достаточно высоком статусе его матери: «Из подражания отцу моему и старшим моим братьям, взрослые дети церковнослужителя, одного из наших соседей, вздумали посадить в своём огороде две-три молодых яблони; отец их, непримиримый, закоснелый враг нововведений, вышел как-то в огород и разразился страшною бранью на детей: «Как, - заревел он громовым голосом, - вы затеяли разводить сад! Нет! Этому не бывать, - этого не делали   ни отец, ни деды наши, а они поумнее нас были!»
- Что ж за беда такая, - робко возразили дети, - что мы хотели развести сад? Посмотри-ка у отца Егора…
- «У отца Егора!.. Пожалуй у отца Егора и жена то дворянского рода, а мы что, - дворяне, что-ли? Держитесь старины!».
Есть предположение, что Раич – это девичья фамилия матери Семёна Амфитеатрова. Предположение основано на сноске в книге «Урания» (карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности). Эта книга была издана М. Погодиным в Москве.
Сноска отсылает нас к запискам Ксенофонта Алексеевича Полевого, который пишет, что Раич был «серб по происхождению».
Во многих работах о Раиче местом его рождения названо село Рай-Высокое. Такого названия село никогда не носило, оно называлось просто Высокое. Так оно названо в автобиографии Раича.
Описывая в  своей автобиографии время обучения в семинарии, Раич указывает: «… Ректор Семинарии Филарет, теперешний Киевский Митрополит; о последнем мог бы я сказать много занимательного и поучительного в филантропическом и гуманистическом отношении, но боюсь оскорбить его христианское смирение, тем более, что меня соединяют с ним узы крови…». Сноска в автобиографии прямо указывает: брат С.Е. Раича – Филарет Амфитеатров (в мире Федор Егорович; род. 1779, ум. 1857). [img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy83NTE5ODEuanBn[/img2]Поскольку Филарет Амфитеатров был родным братом Раича, из книги «Святитель Филарет (Амфитеатров) и его время» [img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy82MzU4MDEuanBn[/img2][img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy84MDE1NzkuanBn[/img2][img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy8xNTY3NzAuanBn[/img2]мы можем составить некоторое представление о самом старейшем из известных нам предков Семёна Егоровича Раича – его деде Никите.

«Достоверно однако, что родитель иерея Георгия, дед высокопреосвященного Филарета, Никита был священником в селе Высоком; он, как увидим впоследствии, любил заниматься, между прочим, обучением грамоте своих внуков…  Что же касается самой фамилии Амфитеатровых, то трудно определить её происхождение. Носил ли эту или другую фамилию сам дед Никита, не известно.
Младенец Фёдор родился почти слепеньким. Родители были в сильной печали и почти в отчаянии за новорожденного несчастненького сына. Один только дед Никита смотрел на дело иначе, именно свято-евангельски; так как при первых усмотренных признаках слепоты у младенца, он от всей глубины веры повторил слова Иисуса Христа о слепорожденном. Чтобы не давать много тужить самой матери над слепотою младенца, дед Никита сам нянчился с ним, пеленал, клал в люльку и пр. и давал его матери только для кормления грудью. Когда же у младенца стало открываться зрение, тогда и родители и прочие семейные приписывали это как бы чудо молитвам отца Никиты, говоря, что Господь услышал эти молитвы собственно за такую любовь  и неусыпную попечительность деда в отношении к своему внучку.
Фёдор начал учиться под руководством своего деда о. Никиты. Явления и опыты такого рода, т.е. когда родные бабушки нянчат своих внуков и внучек, а дедушки обучают их в первые годы детства грамоте, не были в те времена редкостью. Это было самым обычным делом и входило, можно сказать, в ряд почти обязательных отношений и условий в семейном быту при тогдашней патриархальной жизни, и особенно в среде духовенства. Отцы из духовных, при первой возможности и удобности предоставляли детям свои служебные места и доживали при них свои последние годы. И в этом то положении они, всего естественнее, принимали на себя обязанности домашних педагогов своих внуков, чтобы не оставаться праздными и вместе с тем не даром пользоваться приобретаемым детьми достоянием, и чтобы проводить и упрочивать свое родоначальническое влияние не на детей только, но и внуков, не редко даже и на правнуков. При подобных занятиях старцев-дедов с детьми-внуками и сами отцы наперёд могли быть уверены в благотворности такого воспитания детей. Уверенность эта была тем более несомненна, когда самые старцы-деды были искренно расположены ко внукам. Вместе с родственною любовью первых сама собою соединялась и особенная заботливость об успехах учения последних. Метод о. Никиты, как и вообще тогдашнего обучения, был таков, что дети учились от зари до зари с известными отдыхами.
Ко времени окончания Фёдором курса учения о. Никиты не стало в живых».     
Год смерти о. Никиты – примерно 1795.
Всего детей у отца Георгия Амфитеатрова было восемь. В книге о Филарете указано, что до его рождения в семье были две дочери и сын. Автор книги приводит имена детей в порядке их рождения, но сначала сыновей, потом – дочерей. Сыновья: Василий, Федор, Гавриил, Семен, Никита, дочери – Евдокия, Анна, Мария.
Там же мы находим некоторые сведения о детях Георгия Амфитеатрова: «Василий – священник в селе Гнани Орловской епархии. Гавриил – протоиерей в Калуге. Семен при поступлении в Московский университет принял фамилию Раич. Евдокия и Анна были замужем за священниками, а Мария за дьяконом».
Ничего неизвестно о судьбе брата Раича – Никиты. Вот, что сказано о нём в книге «Святитель Филарет (Амфитеатров) и его время»: «Но был у него и еще брат Никита, в котором он, при всем любвеобильном участии к нему, сыздавна не предвидел прока и который нанес ему такую глубокую скорбь, что одно напоминание о постигшей его судьбе приводило дух его в смущение, умиряемое только молитвенными чувствами веры и упования».   
В государственном архиве Орловской области получены такие сведения об этом брате Филарета и Раича: «22 лет по предыдущей ревизии (1811 г.), в 1812 г «выбыл в светскую команду». (Ревизская сказка священнослужителей 1815 года села Высокое Кромской округи Орловской Епархии (с 1786 г. Кромского уезда)».
Светской командой в те времена  именовалась организованная группа из военных, собираемая для выполнения различных целей (поиск беглых, сопровождение важных колодников, проведение дознания по требованиям Синода и Сената). Возможно, именно определение брата Никиты в светскую команду так омрачило мысли Филарета о нём. Дело в том, что в светские команды священнослужители определялись в том числе за неблаговидные поступки.
В примечаниях к автобиографии Раича мы читаем сведения о его жене: «Раич был женат на Терезе Андреевне Оливье; в 1833 году она открыла в Москве пансион для девиц, с платой по 2000 р. Асс. в год; об этом и программу пансиона см. в «Московских Ведомостях» 1833 г., № 70, с. 3114-3116».
А сам Раич о создании семьи пишет следующее: «Я вступил 1829 года, Февраля 15, в брак; Господь благословил меня женою умною, образованною, просвещенною, любящею и даровал нам с нею добрых детей на утешение старости не ея, а моей… Незабвенная, она семь лет назад тому, на 38 году от рождения, по неисповедимым судьбам Божиим сошла с земного многотрудного поприща, оставив мне пятерых детей сирот, глубокую скорбь и пустоту в охладевшем ко всему сердце».
Если учесть, что автобиография датирована Раичем 1854 годом, получается, что Тереза Андреевна умерла в 1847 году. А год её рождения 1809.
Известно, что в 1846 году родилась младшая дочь Раича – Софья. Возможно, что кончина Терезы Андреевны как-то связана с рождением дочери.
Из примечаний к автобиографии мы узнаем о детях Раича: «У Раича были следующие дети: сын Вадим (род. 8-го апреля 1836 г., ум. в 1907 г., кандидат Историко-Филологического Факультета Московского Университета, служил в Московском Архиве Министерства Иностранных Дел, а потом Судебным приставом Московского Мирового Съезда, секретарем Московской Губернской Земской Управы; написал Историю земства до 1903 года)[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy8zODI4NTkuanBn[/img2], и дочери: Лидия (род. 24-го декабря 1833 г., ум. девицей), Поликсена (род. 1-го августа 1839 г., ум. девицей)[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy82MTIyNzkuanBn[/img2], Надежда[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy8yNTcxNzEuanBn[/img2] (род. 11 сентября 1841 г., ум. в 1903; была замужем за Петром Павловичем Строевым[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy82NjU4MjQuanBn[/img2], сыном археографа[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy81Njg1MjcuanBn[/img2]) и София (род. 1846)[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy82OTEzMzkuanBn[/img2]».
Сведения о детях Раича, взятые из архивных и других источников.
Вадим Семенович Раич женат не был, детей не имел. Служил сначала в Московском архиве Министерства иностранных дел, а затем судебным приставом Московского мирового съезда. Впоследствии он стал секретарем Московской губернской земской управы и написал историю земства, выпущенную к 50-летию его существования – в 1903 году. С 1871 года В.С. Раич работал как фотограф в доме крестьянина Василия Пронина в деревне Мазилово, недалеко от Кунцева, которое тогда было популярной дачной местностью, что обеспечивало постоянный приток клиентов. Несмотря на это, фотоработы В.С. Раича встречаются не часто. В начале 1870-х годов коллежский асессор Вадим Семенович Раич купил в Ясеневе бывший дом дьякона, оказавшийся свободным после упразднения дьяконской вакансии.
Лидия Семёновна Раич скончалась в июне 1876 года. В архиве записка В.С. Раича Викторову А.Е.: «Сим извещая что скончалась сестра наша Лидия Семеновна Раич просим вас пожаловать на вынос тела в понедельник 24 июня 1876 года в 9 с половиной часов утра.
Погребение на Пятницком кладбище, а отпевание у Георгия в Грузинах. Москва».
Лидия Семеновна Раич имела ребенка.
Несколько слов о племянниках Раича и их потомках, дела которых стали важными страницами истории страны.
Сын брата Василия - Егор Васильевич Амфитеатров[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy80MDYxMjEuanBn[/img2] — российский богослов, заслуженный ординарный профессор Московской духовной академии. В период 1873—1888 годов состоял городским головой Сергиева Посада. Е. В. Амфитеатров — один из первых русских историков эстетики.
Сын брата Василия – Николай Васильевич Амфитеатров – священник уездного города Севска Орловской губернии, протоиерей, целитель, отец Валентина Амфитеатрова[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy80MTQ0NjMuanBn[/img2], настоятеля кремлёвского Архангельского собора, чудотворца, дед публициста Александра Амфитеатрова[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy8zNDY2MjYuanBn[/img2].
Сын брата Гаврила – Яков Гаврилович Амфитеатров[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy82NTkzMTUuanBn[/img2] - архиепископ Казанский и Свияжский Антоний, почётный член Петербургской академии наук.
Сын сестры Анны - Яков Космич Амфитеатров - русский педагог и богослов; писатель. При рождении получил фамилию отца – Красин. Фамилию Амфитеатров взял в честь своего дяди - митрополита Киевского и Галицкого Филарета. С 1837 года — ординарный профессор Киевской духовной академии, был самобытным и талантливым профессором, имевшим влияние на студентов. Повлиял на разработку и направление гомилетической науки.
Сын сестры Марии – Пётр Акимович Александров[img2]aHR0cHM6Ly9mb3J1bXVwbG9hZC5ydS91cGxvYWRzLzAwMGUvNTQvMjkvMTcyMy83MTcwMTIuanBn[/img2] - русский юрист, прокурор, выдающийся адвокат и судебный оратор. Будучи защитником по делу Веры Засулич, тяжело ранившей петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, повлиял на вынесение ей оправдательного приговора.