https://sun1-88.userapi.com/WRjca5OGXg-fi_mmme4wsekq84Z9T3u-oc-Plg/ssQMWjCoMCk.jpg

Раков с оригинала Ш. Козины. Портрет П. Я. Чаадаева. 1864 г. 
Всероссийский музей А.С. Пушкина

7 июня (27 мая по ст. ст.) 1794 года родился один из оригинальных и ярких российских мыслителей, публицист, блистательный офицер Петр Яковлевич Чаадаев.

Пушкин познакомился с ним в царскосельском доме историка Н. М. Карамзина в двадцатых числах мая 1816 года. Не исключено, что в гусарском полку, который также стоял в Царском Селе, в те счастливые майские дни пили за здоровье их обоих. Известно, что на следующий год, 26 мая 1817-го, поручики лейб-гвардии Гусарского полка Петр Чаадаев и Яков Сабуров специально навещали Пушкина-лицеиста в день его рождения.

Впереди было двадцать лет жизни, в которые уложились стремительное сближение двух выдающихся современников, их тесное интеллектуальное общение и нарастающая отчужденность, неприятие многих позиций и взглядов, принципиально важных для каждого из них. Не станем разбирать их философские и политические разногласия в день рождения этого талантливейшего человека, а приведем перечень стихов Пушкина, адресованных Чаадаеву, в которых нашла отражение эволюция их отношений: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818); «К портрету Чаадаева» (1820); «Чаадаеву» («В стране, где я забыл тревоги прежних лет…», 1821); «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья…»,1824). Считается, что некоторые черты характера философа, его безукоризненные и щегольские манеры просматриваются в облике Евгения Онегина.

Их встречи, прерванные отъездом Пушкина на юг, возобновились в конце 1820-х годов, когда поэт уже не разделял крайностей политического вольнодумства друга и не во всем соглашался с его философскими идеями, но оставался глубоко убежден в значимости размышлений Чаадаева, их важности для России и ее будущего. Письмо, в котором Пушкин подробно разбирал одно из «Философических писем», осталось неотправленным, так как в последний момент поэт узнал о гонениях, которые обрушились на их автора. «Ворон ворону глаз не выклюет», — написал Пушкин на обороте черновика своего ответного письма Чаадаеву, где, в частности, сказано: «Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. <…> Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Напомним и запись поэта о Чаадаеве другого времени, из кишиневского дневника от 9 апреля 1821 года: «Получил письмо от Чедаева. — Друг мой, упреки твои жестоки и несправедливы; никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье...».