Пушкин А.С. и Брюллов К.П.
В. А. Царева
Всероссийский музей А.С. Пушкина
В. А. Тропинин. Законченный эскиз к портрету К. П. Брюллова. 1836 г.
Осенью 1835 года, после 13-летнего отсутствия, Карл Павлович Брюллов вернулся на родину. Его возвращения потребовал Николай I, но «Великий Карл» не спешил в столицу, а решил остановиться на зиму в Москве, ссылаясь на слабое здоровье. Спустя несколько дней после приезда Брюллова в Первопрестольную П. В. Нащокин пишет Пушкину:
«Уже давно, т. е. так давно, что даже не помню, не встречал я такого ловкого, образованного и умного человека; о таланте говорить мне тоже нечего: известен он — всему Миру и Риму. Тебя, т. е. твое творение он понимает и удивляется равнодушию русских относительно к тебе. — Очень желает с тобою познакомится и просил у меня к тебе рекомендательного письма… Человек весьма привлекательный, и если ты его увидишь — и поговоришь с ним, я уверен, что мое желание побывать еще раз с ним — тебе будет вполне понятно. — Статья о Брюлове — к концу, и вот чем заключаю. Прошу тебя покорно… кому Рим удивлялся, кого в Милане и в Неаполе с триумфом народ на руках носил, кому Эвропа рукоплескала — того прошу принять с моим рекомендательным письмом благосклонно».
Но рекомендательное письмо не понадобилось. Весна подходила к концу, а Брюллов из Москвы уезжать не спешил. Зато в ночь со 2 на 3 мая 1836 года в Москву приезжает Пушкин — и 4 мая пишет жене:
«Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; пожалуйста, не прогони его, как прогнала ты пруссака Криднера. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на всё…».
(Скульптор, о котором упоминает поэт — Иван Петрович Вита́ли, — очень хотел вылепить бюст К. Брюллова, и художник поселился в его доме. После смерти Пушкина Нащокин заказал И. П.Витали бюст поэта, который сегодня находится в 17-м зале Литературно-монографической экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина.)
Всего несколько месяцев личного знакомства уготовила судьба поэту и художнику, но за творчеством друг друга они следили давно. В 1827 году, вскоре после того как Пушкин вернулся из ссылки и приехал в Петербург, Дельвиг отвел его на художественную выставку, где была представлена картина К. Брюллова «Итальянское утро». А в 1834 году Пушкин одним из первых увидел «Последний день Помпеи» и сразу же набросал на листе бумаги стихотворные строки:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Ниже на том же листе поэт несколькими штрихами набросал фигуры сыновей, несущих на плечах отца.
Живя в Италии, К. П. Брюллов не только читал произведения Пушкина, но и часто общался с его ближайшими друзьями: В. А. Жуковским, М. Ю. Виельгорским, А. И. Тургеневым, С. А. Соболевским, З. А. Волконской.
В 1836 году они встретились как давние друзья и много общались.
Художник и поэт часами говорили о живописи, о словесности, об отечественной истории. Н. В. Гоголь отмечал редкий дар Брюллова «выражаться сочно, метко, образно». Е. И. Маковский вспоминал: «У них шел оживленный разговор, что писать из русской истории. Поэт говорил о многих сюжетах из истории Петра Великого. Карл Павлович слушал с почтительным вниманием. Когда Пушкин кончил, Карл Павлович сказал: я думаю вот какой сюжет просится под кисть и начал объяснять кратко, ярко, с увлечением поэта, так, что Пушкин завертелся и сказал, что он ничего подобного лучше не слышал и что он видит картину писанную перед собою».
18 мая поэт пишет жене: «Брюллов сейчас от меня. Едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи. Я стараюсь его утешить и ободрить; а между тем у меня у самого душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист…Что же теперь со мною будет?.. чёрт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!».
Много лет спустя в бумагах Брюллова исследователи обнаружат автограф незаконченного стихотворения Пушкина и предположат, что именно в Москве «подарил поэт Брюллову только что написанный автограф»:
Альфонс садится на коня;
Ему хозяин держит стремя.
«Сеньор, послушайтесь меня:
Пускаться в путь теперь не время;»
................................
— Мне путешествие привычно
И днем и ночью — был бы путь, —
Он отвечает, — неприлично
Бояться мне чего-нибудь.
Я дворянин, — ни черт, ни воры
Не могут удержать меня,
Когда спешу на службу я...
23 мая 1836 года художник приезжает в Санкт-Петербург. «Вскоре после того как я приехал в Петербург, — вспоминал К.П. Брюллов, — вечером, ко мне пришел Пушкин и звал к себе ужинать. Я был не в духе, не хотел идти и долго отказывался, но он меня переупрямил и утащил с собой. Дети Пушкина уже спали, он их будил и выносил ко мне поодиночке на руках. Не шло это к нему, было грустно, рисовало передо мною картину натянутого семейного счастья, и я его спросил: „На кой черт ты женился?" Он мне отвечал: „Я хотел ехать за границу — меня не пустили, я попал в такое положение, что не знал, что мне делать, — и женился“».
В Петербурге поэт и художник продолжали общаться. Известно, что 1 ноября Пушкин с Жуковским навещали Брюллова в его мастерской, и Пушкин восхищался картиной «Распятие», над которой художник работал по заказу Лютеранского собора святых Петра и Павла. «Во время работой над эскизом, — вспоминал ученик Брюллова А. Мокрицкий, — я читал ему из Пушкина „Моцарт и Сальери“, „Сказка о царе Салтане“ очень забавляла его».
Мокрицкий поведал и о последней встрече художника и поэта: «..были Пушкин и Жуковский… Карл Павлович угощал их своей портфелью и альбомами. Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его дивными акварельными рисунками, но когда он показал им недавно оконченный рисунок: „Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне“, то восторг их выразился криком и смехом… Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой. Пушкин был безутешен: он с рисунком в руках стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: „Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне этот“. Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой... Это было ровно за четыре дня до смерти Пушкина...» (И. Е. Репин, узнав об этом эпизоде, нарисовал два рисунка, изображающих эту встречу. Они хранятся в фондах Всероссийского музея А.С.Пушкина.)
И. Е. Репин. Пушкин А.С. у Карла Брюллова. 1912 г.
Бумага, акварель, тушь, перо
И. Е. Репин. Пушкин А.С. у Карла Брюллова. 1918 г.
Бумага, акварель, тушь, перо
М. И. Железнов, другой ученик К. Брюллова, добавлял, что художник «обещал Пушкину написать с него портрет и назначил время для сеанса». Но Брюллов заболел, и, как писал А.Мокрицкий, «болезнь довела его до такого положения, в каком он ещё не был».
В это время и произошла роковая дуэль. Из-за болезни Брюллов не смог прийти проститься с поэтом, а послал своего ученика. А. Мокрицкий сделал для своего учителя рисунок, который сегодня представлен в экспозиции музея-квартиры А. С. Пушкина, а в дневнике записал: «Говорили о Пушкине. Он читал его стихотворения, восхищался каждой строкой и каждой мыслью знаменитого поэта».
Известно, что Брюллов читал своим ученикам письмо Жуковского к отцу Пушкина о последних часах жизни поэта, много общался с А. А. Краевским. Краевский был среди тех, кто разбирал бумаги поэта, и на одну из встреч принес Карлу Павловичу копии неизданных сочинений Пушкина: «Каменного гостя», «Русалку», стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны…». По воспоминаниям Мокрицкого, в этот день чтение и разговор о поэте продолжались с 7 до 12 вечера.
Брюллов признался Краевскому, что думает над памятником: поэт на скале посреди величественной природы. Он нарисовал Пушкина в виде бога Аполлона с лирой в руках, рядом — крылатый конь вдохновения Пегас, а на обороте набросал по-итальянски программу композиции: «Пушкин. Внимает и восхищается Россия. Поэзия увенчивает его. В лучах, исходящих от лиры, видны фрагменты поэзии Пушкина. Сверху внемлют Данте, Байрон, Гомер...».
Художник тяжело переживал смерть Пушкина. Он приобрел одну из первых отливок бюста поэта, сделанную С. И. Гальбергом, вызолотил и поставил в своей мастерской.
Вскоре М. И. Глинка начнет работать над оперой «Руслан и Людмила», и К.П. Брюллов сделает эскизы костюмов и декорации к IV действию оперы – «Сады Черномора».
Настоящим художественным памятником поэту станет картина «Бахчисарайский фонтан». К.П. Брюллов начал работу над ней вскоре после кончины Пушкина и продолжал более 10 лет, до отъезда за границу(1838–1849). Художник избрал не драматический момент поэмы, а описание безмятежной жизни полусонного гарема.
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Веселью «младых жен» противостоит тихая грусть Марии, одиноко сидящей на дальнем окошке:
Там дева слезы проливает
Вдали завистливых подруг.
К. П. Брюллов. Эскиз к картине «Бахчисарайский фонтан». 1849 г.
Бумага, карандаш графит
Брюллов не сразу пришел к такому решению. В раннем карандашном эскизе он изобразил молодых женщин купающимися в бассейне. Марии еще не было. Но чем дольше Брюллов живет в Петербурге, тем актуальнее для него становится тема свободы.
К. П. Брюллов. Жены Гирея у фонтана. «Бахчисарайский фонтан». 1849.
Холст, масло
Картина осталась незаконченной; ее покупает великая княгиня Мария Николаевна перед отъездом художника за границу. Сейчас картина и карандашные наброски к ней хранятся в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина.
Текст подготовлен В. А. Царевой, заведующей экскурсионно-просветительским сектором музея.
1. В. А. Тропинин. Законченный эскиз к портрету К. П. Брюллова. 1836 г. Холст, масло
2. И. Е. Репин. Пушкин А.С. у Карла Брюллова. 1912 г. Бумага, акварель, тушь, перо
3. И. Е. Репин. Пушкин А.С. у Карла Брюллова. 1918 г. Бумага, акварель, тушь, перо
4. К. П. Брюллов. Эскиз к картине «Бахчисарайский фонтан». 1849 г. Бумага, карандаш графит
5. К. П. Брюллов. Жены Гирея у фонтана. «Бахчисарайский фонтан». 1849. Холст, масло