Всероссийский музей А.С. Пушкина

Пушкина Надежда Осиповна

https://sun1-92.userapi.com/Kjo9KX1kbcgw8il52OXII7wL-_dhTv_AqhgJqQ/oRuV2AY-KgE.jpg

Ксавье де Местр. Портрет Н. О. Пушкиной. 1802–1805 гг.
Кость, акварель, гуашь

  245 лет назад, 2 июля (21 июня по ст. ст.) 1775 года, родилась Надежда Осиповна Пушкина.

Детство и юность будущей матери поэта были омрачены серьезным разладом между ее родителями — капитаном морской артиллерии Осипом Абрамовичем Ганнибалом (сыном знаменитого арапа Петра Великого) и Марией Алексеевной Ганнибал, урожденной Пушкиной. Осип Ганнибал был уличен супругой в двоеженстве и по суду отстранен от воспитания дочери, которая осталась на руках у М. А. Ганнибал.

Надежда Осиповна получила хорошее домашнее образование, знала современную французскую литературу, блистала веселостью и остроумием, чем, очевидно, и покорила будущего супруга — поручика лейб-гвардии Измайловского полка С. Л. Пушкина, с которым они сорок лет прожили в любви и согласии. В браке у них родилось восемь детей: пятеро умерли в раннем возрасте, в живых остались только старшие Ольга, Александр и Лев, в котором мать души не чаяла, возможно, из-за того, что все дети, рожденные после него, умирали.

Африканское происхождение деда, А. П. Ганнибала, наложило своеобразный отпечаток на внешность Надежды Осиповны, придавая ее лицу особую прелесть. В свете ее называли прекрасной креолкой. Близко знавший семью Пушкиных князь П. А. Вяземский утверждал, что Александр Пушкин и его брат «в движениях, в приемах» походили на отца, «но африканский отпечаток матери заметным образом отразился на них обоих…».

Мать будущего поэта, как и ее муж, Сергей Львович, тяготилась домашними заботами, предпочитая им беззаботную светскую жизнь, выступая в роли любезной хозяйки дома, всегда открытого для друзей — поэтов, музыкантов, художников. Хозяйством в доме занималась ее мать — бабушка поэта — М. А. Ганнибал. После ее смерти Надежда Осиповна получила в наследство имение А. П. Ганнибала Михайловское, но ни она, ни муж не интересовались сельским хозяйством, и все их имения довольно скоро оказались на грани разорения. В 1830-х годах они были вынуждены снимать самые скромные квартиры в непрестижных районах Петербурга, а старший сын Александр, пытаясь поправить финансовое положение семьи, взялся было за управление имениями, но вскоре от этого отказался, обнаружив, насколько запущены хозяйственные дела.

По окончании Лицея Пушкин жил с родителями в отдаленном районе столицы — в Коломне, в доме вице-адмирала Клокачева (наб. Фонтанки, 185). Их сосед и недавний однокашник поэта, Модест Корф, весьма неприглядно описывал семейный быт Пушкиных, отмечая, что Надежда Осиповна — «женщина не глупая и не дурная, имела, однако же, множество странностей, между которыми вспыльчивость, вечная рассеянность и, особенно, дурное хозяйничанье стояли на первом плане. Дом их был всегда наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой — пустые стены или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня, с баснословною неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана. Когда у них обедывало человека два-три лишних, то всегда присылали к нам, по соседству, за приборами».

https://sun9-33.userapi.com/c627424/v627424797/17b83/V74Yz21uvog.jpg

Неизвестный художник. Портрет Н. О. Пушкиной. 1820-е гг.
Кость, гуашь

Н. О. Пушкина гордилась литературными успехами старшего сына и беспокоилась тем, что его отношения с властью осложнялись. Когда он оказался в ссылке в Михайловском, она много хлопотала, чтобы ему разрешили выехать за границу для лечения аневризмы. В прошении на имя Александра I она умоляла позволить сыну «поехать в Ригу или какой-нибудь другой город… чтобы подвергнуться операции, которая одна еще даст мне надежду сохранить его».

Когда в 1826 году новый царь возвратил Пушкина в Москву, Антон Дельвиг писал ему из Петербурга: «Как счастлива семья твоя, ты не можешь представить! Особливо мать, она на верьху блаженства». Жена Дельвига, Софья Михайловна, также заметила, что получив известие об освобождении сына, «Надежда Осиповна плакала, как ребенок, и всех нас растрогала».

Вернувшись в Петербург в 1827 году, Пушкин поселился отдельно от родителей, но бывал у них в доме Устинова у Семеновского моста (наб. Фонтанки, 92). По словам Анны Керн, мать «заманивала его к обеду печеным картофелем, до которого Пушкин был большой охотник». Позднее, когда Пушкин жил своей семьей, родители бывали у него в гостях, а в сентябре 1831 года день своего ангела Надежда Осиповна праздновала на даче у Александра в Царском Селе.

В письмах, адресованных дочери в середине 1830-х годов, Надежда Осиповна часто признавалась: «У меня одна радость на свете, дети мои, — это получать ваши письма»; «…для меня же без вас — все пустыня».

В последние годы Надежда Осиповна много болела, а на дорогих докторов денег не хватало. По ее собственным словам, она так похудела и постарела, что маленькие внуки даже пугались при виде своей бабушки. Зимой 1835/36 года они с мужем жили в доме Кокушкиной на углу Шестилавочной улицы и Графского переулка, где в Светлое Воскресенье 26 марта 1836 года Надежда Осиповна умерла.

О взаимоотношениях поэта с матерью рассказывала их давняя знакомая баронесса Е. Н. Вревская: «Пушкин чрезвычайно был привязан к своей матери, которая, однако, предпочитала ему второго своего сына (Льва) <…>. Но последний год ее жизни, когда она была больна несколько месяцев, Александр Сергеевич ухаживал за нею с такого нежностью и уделял ей от малого своего состояния с такою охотой, что она узнала свою несправедливость и просила у него прощения, сознаваясь, что она не умела его ценить. Он сам привез ее тело в Святогорский монастырь, где она похоронена. После похорон он был чрезвычайно расстроен и жаловался на судьбу, что она и тут его не пощадила, дав ему такое короткое время пользоваться нежностью материнскою, которой до того времени он не знал».

Текст подготовлен Галиной Михайловной Седовой, заведующей Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина.

1. Ксавье де Местр. Портрет Н. О. Пушкиной. 1802–1805 гг. Кость, акварель, гуашь
2. Неизвестный художник. Портрет Н. О. Пушкиной. 1820-е гг. Кость, гуашь