Дочки сенатора Бороздина
Мария Андреевна Бороздина (около 1803-1849), в первом замужестве Поджио, во втором - кн. Гагарина. Худ. А.П. Брюллов, 1830-е гг.
У жившего на Украине богатого и знатного сенатора Бороздина было две дочери - Мария Андреевна и Екатерина Андреевна, и обеих захватил вихрь декабристсткой трагедии.
Старшая дочь - БОРОЗДИНА Мария Андреевна - вышла замуж против воли отца за члена Южного общества Иосифа Поджио.
Причин для недовольства у папеньки было несколько - Поджио был католик (межконфессиональные браки в те дни были допустимы, но особенно не приняты), вдовец с двумя детьми на руках, а кроме того - член тайного общества.
О существовании же тайных обществ в те дни на Украине, как было замечено, не знало разве что царское правительство.
Сенатор Бороздин беспокоился о будущем дочери.
В декабре 1825 года на Украине начались аресты.
Иосифа Поджио арестовали на глазах у беременной жены и отправили на следствие в Петербург.
Мария рвалась к мужу, но… отец опять проявил заботу о дочери.
Осужденного по четвертому разряду Поджио должны были бы отправить, как и остальных осужденных, в Сибирь - и Мария собиралась последовать за мужем.
Однако стараниями и связями папаши Бороздина, осужденного на каторгу не отправили, а заточили в одиночку в Шлиссельбургской крепости, где он и провел около 8 лет.
Мария ничего не знала о судьбе мужа, обивала пороги правительственных учреждений - но ответом ей было молчание.
Через восемь лет молодая женщина иссякла, отступилась.
И, воспользовавшись дарованным правом на развод с государственным преступником, вышла замуж второй раз - за князя Гагарина.
Вскорости после этого Поджио - рано поседевшего и постаревшего - выпустили из крепости и отправили, минуя каторжные работы, прямиком на поселение в сибирскую глушь.
Существует и несколько другая версия, более благоприятная для Марии Бороздиной, - что отец Бороздиной сообщил ей, что муж находится в крепости и тяжело болен, в том числе скорбутом (цингой), и что его незамедлительно переместят на поселение в Сибирь, в более щадящие условия для здоровья, если она забудет его и вторично выйдет замуж, в противном случае - ему суждено сгнить в крепости.
Но как было на самом деле - покрыто тайной…
О причине смерти М.А. Гагариной декабрист Н. Лорер в своих воспоминаниях «Записки моего времени» писал : «Княгиня Гагарина, урождённая Поджио, после бала взяла холодную ванну нарзана и тут же умерла от удара».
Еще более запутанная история вышла с Катенькой Бороздиной - ее роман с молодым и пылким декабристом-южаниным Михаилом Бестужевым-Рюминым также оброс многочисленной перепиской.
Молодые люди любили друг друга - но в данном случае браку воспротивились родители Бестужева - ссылаясь на молодость сына, его малый чин и затрудненность карьеры для бывших семеновских офицеров после восстания Семеновского полка.
Длительные уговоры и переписка, попытка вмешательства друга Бестужева - декабриста Сергея Муравьева - ни к чему не привели, родители не дали благословения на брак.
Бестужев открыл предмету своей страстной любви существование тайного общества и предупредил девушку, что возможно его ждет каторга, Сибирь, - и юная Катенька, восторженно внимая мужу, давала обещание последовать за ним хоть на край света.
Родственник Бестужева, посредничавший между влюбленными и родителями, писал по этому поводу:
"Молодая особа, которую сейчас ничто не пугает, обманывает самое себя относительно будущего так же, как и ты, и также раскается; однако, когда имеешь немного опыта, знаешь, что это общий язык всех молодых людей, которые желают пожениться. Пусть влюбленный скажет своей возлюбленной, что через два дня после брака он должен поселиться в глубине Сибири, - и вперед отвечу ему: будут счастливы последовать за ним в ссылку, любовь-де скрашивает пустыни - и все высокие слова, которым одна неопытность придает некоторое значение".
Однако обстоятельства оказались сильнее молодой пары - влюбленные расстались.
В отчаянии от родительского отказа Бестужев писал:
"вы не можете себе представить ужасное будущее, которое меня ожидает. К счастью, возле меня находится друг, который разделяет мои печали, утешать меня в них было бы верх сил. Не подумайте же, что я хочу вас испугать намеком на самоубийство. Нет. Я не покушусь на жизнь, с которой, может быть, соединена жизнь моих престарелых родителей… Причина образа действий моих родителей, на мой взгляд, заключается в их убеждении, что я глупец, которого всякий может провести в собственных интересах. Я не знаю, утешительно ли такое мнение о 24-летнем сыне, но мне хочется верить, что оно несправедливо".
Укротила бы женитьба неистового заговорщика?
Кто знает…
Бестужев с головой окунулся в подготовку восстания на юге, а предмет его любви Катенька Бороздина через полтора года вышла замуж… тоже за декабриста, молодого поручика Владимира Лихарева.
Лихарев был также арестован (и тоже, что характерно, при беременной жене) и свой срок - правда, сравнительно небольшой - получил.
Однако Катерина Лихарева за мужем в Сибирь не последовала, как обещала прежнему жениху, а, воспользовавшись правом на развод, через несколько лет вышла замуж второй раз за Льва Шостака.
И как просто теперь предположить, что девица, которая не пошла за Лихаревым в Сибирь, не пошла бы и за Бестужевым.
Но кто знает, кто докажет?
Говорила, что пойдет; видно, любила, может, за Лихарева пошла с горя?
Лихарев недолго был на каторжных работах - уже в 1828 году он вышел на поселение.
Узнав о повторном замужестве своей жены, он, по свидетельству очевидцев, словно разума лишился, не находил себе места.
Вскорости он попросился рядовым на Кавказ - и в битве сложил свою голову.
Говорят, что в кармане его нашли портрет красивой женщины - Екатерины Лихаревой, урожденной Бороздиной, во втором замужестве - Шостак.