Связь времен
Декабристы украли миллион?
Идея о том, что декабристы то ли украли миллион рублей на революцию, то ли собирались украсть, кочует по разной литературе давно.
Давайте попробуем разобраться – что это был за миллион, откуда он взялся и куда делся? Пытались провести национализацию? Пытались ограбить государственный банк? Хотели залезть в сокровищницы Зимнего дворца?
Идея эта высказана в работах известного историка О. Киянской. Это биография П. Пестеля в серии ЖЗЛ, книга «Южный бунт», серия статей о декабристах. О чем же она рассказывает?
Мысль о том, что декабристы вовсю тратили казенные деньги на революцию относится не к Северному обществу, а к Южному. И касается двоих его лидеров – Павла Пестеля и Алексея Юшневского. Павла Пестеля Киянская обвиняет в шантаже, махинациях и использовании полковых средств. Но даже по ее подсчетам, миллиона там не было. В стремлении спереть миллион обвиняется человека, у которого этот миллион был.
Это второй Директор Южного общества, Алексей Петрович Юшневский. Он генерал-интендант 2-ой армии, штаб которой находился в Тульчине. Генерал-интендант – это, в общем-то завхоз. Он ворочает всем армейским бюджетом, а это немало. Бюджет всей российской армии тогда составлял примерно 100-150 млн. рублей в год (это вообще треть всего государственного бюджета). Годовой бюджет 2-й армии, относительно небольшой и расквартированной на юго-западной границе – около 10 миллионов.
Любой современный человек, зная Россию и армию, скажет, что чиновник, который сидит на таких деньжищах, не воровать просто не может. А уж раз он революционер и член тайного общества, то ворует он не себе в карман – а на революцию. О. Киянская – это вполне любой современный человек. Но только она еще и историк, а историку требуется обосновывать своим идеи фактами.
Итак, что же это был за миллион и воровал ли его Юшневский? Дело было в начале 1823 г. Генерал-интендант составляет смету на 1823 г. – и запрашивает из бюджета денег несколько больше обычного. «В несколько раз больше», - пишет Киянская в одном месте, а в другом указывает точные цифры – запросил больше примерно на 10%, аккурат на миллион. Разумеется, на революцию, утверждает Киянская.
Вообще, полагаю, что каждый, кто вообще хоть раз составлял смету на грядущий год, знает, что лучше запрашивать больше. Денег не хватает всем и всегда – офисам, фирмам, фермам, полкам… Если вы думаете, что 2-ой армии хватало бабла на провиант, вооружение, госпиталя, форму и вот это вот все – не думайте. Не хватало. Если вы думаете, что в армейских финансах тогда был порядок – ойо, такого страшного бардака, наверно, и сейчас нет. Например, тот же Юшневский, принимая должность в 1819 году, обнаружил, что последние несколько лет внятной сметы по годовым бюджетам, поступлениям и тратам, вообще никем толком не велось. И убил года два на восстановление документации и на то, чтоб привести это все хоть в относительный порядок. Что же такое намечалось в 1823 году? Киянская пишет – выступление войск, революция и все такое прочее, на нее Юшневский с Пестелем и рассчитывали потратить миллион. Вообще-то нет, судя по материалу следственных дел, ничего такого особенного на 1823 г. не намечалось. А вот дела армии находились в расстроенном состоянии. Юшневский жалобно взывал со своим бюджетом лично к Государю императору: «Государь сжалится над нами и прикажет подкрепить по возможности. В противном случае не будет никакой возможности учредить продовольствие Армии…», - писал он начальнику Штаба. И нет, он не надеялся, что его бюджет подпишут, не читая, а он потом деньги приберет – он надеялся ровно что прочитают, осознают масштабы и дадут бабла. На армию.
И еще одна вещь, которая точно намечалась в 1823 году. Приезд Императора на юг и смотр 2-ой армии. Да, у декабристов периодически появлялась идея как-нибудь эдак захватить Государя во время смотра. Но у генерал-интенданта по службе в первую очередь болела голова ровно о том, что к смотру армию надо подготовить. А на это надо бабла, бабла, бабла и еще раз бабла…
Итак, что было дальше? Украли все-таки миллион-то или нет?Александр прочитал этот бюджет и денег не дал. Потому что кризис постиг не только отдельную 2-ую армию, а с деньгами было в эти годы худо по всей России. Послал Александр I не денег, а прислал финансовую инспекцию для проверки – что за бардак такой творится?
Инспекция полтора месяца разбирала армейские бумажки и поступила совершенно по-российски. Юшневского похвалили за отличное ведение интендантской части, отметили его честность и ум, и велели сократить бюджет обратно. Тот пожал плечами и сократил – надо полагать, запрашивал действительно несколько с запасом. Вот примерно на этот миллион и сократил. Кстати, в итоге оказался в выигрыше – потому что в 1823 году бюджет 1-ой армии тоже был сокращен. А бюджет 2-ой, благодаря всей этой фанаберии, оказался примерно таким же, как и в прошлом году. Все-таки свое дело генерал-интендант знал.
Собственно, вот и вся история. Украденный миллион – чистый домысел. Вся ситуация происходит в сфере финансовых отношений 2-ой армии и государства. И главный ее участник – генерал-интендант А. П. Юшневский - вполне выдержал государственную проверку и по ее итогам получил не выговор, а одобрение.
В следующих выпусках читайте о том, как полковник Пестель залезал в полковую казну (или не залезал), и как Юшневского все-таки обвинили в растрате казённых средств аж на 300 тысяч и что из этого вышло.
@По материалам историка Ек. Ю. Лебедевой