ОПИСАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ МЕЖДУ КОЛЫМОЮ И МЕРИДИАНОМ ШЕЛАГСКОГО МЫСА
Все пространство земли, простирающееся от 64о30' до 69R30' широты и от 61R до 70R долготы, называется Колымскою или Каменною тундрою. Она отличается тем, что необитаема, камениста, пересекаема частыми ручьями и не так озериста. Диагонально через нее от NW из SO пролегает отвесный хребет гор (отпрядыш Яблонового Станового хребта), разделяющий тундру сию на две части, которые во многих отношениях совершенно между собою различны.
По южной стороне оного хребта, защищенной от пронзительных северных ветров, растет в изобилии лес и трава. Снежные облака и морской туман останавливаются на вершине хребта, небо к S от оного большею частью безоблачно и Ямо-река по южной части оного больше, шире и быстрее. Главное направление ее от О к W, что показывает, что главная покатость идет к западу. Меж тем по северную сторону хребта земля покрыта почти вечным снегом, над которым плавают туманы и густые облака, изредка только проносимые сильным восточным ветром. Горные потоки не так значительны, часто они низвергаются с быстротой водопада со снежных вершин, потом уже тихо вьются по плоскому морскому, усеянному озерами, берегу.
Хребет гор не имеет общего названия, но именуется по рекам... Часть называется Камни Баранихи -- тут имеют начало несколько рассох Баранихи и река Тауншео -- первая изливается в Ледовитое море, другая в Чаунский залив. С южной стороны стекают несколько незначительных ручьев и горных потоков, впадающих в Малый Анюй.
Самое большое возвышение сей части хребта в широте 67о30' до 168R45' от Гринвича. Горы здесь имеют особенный характер дикости и гигантической огромности. Они большею частью остроконечной формы и крышеобразного вида. Состоят из обсыпавшегося черного шифера, связанного жилами крепчайшего камня в разных наклонных направлениях, иногда и в виде параллельных к горизонтальных венцов. В позднее время года выпавший снег, туманы, холода и некоторые другие присоединившиеся к тому посторонние обстоятельства были причиною, что я не обратил настоящего и должного внимания на составные части гор, пока они были для непривыкшего глаза слишком единообразны, мне казалось, что я везде видел шифер, пересекаемый кварцевыми и широко-шпатовыми жилами -- одна только гора в вершине р. Баранихи (значит, в самом большом возвышении сей части хребта) отличалась видом и цветом -- на солнце она казалась красного, или, лучше, кирпичного цвета, имела пирамидальный вид и ограничивалась с S стороны отвесными большими и гладкими стенами красной яшмы (No 15), которые терялись в низших возвышениях из шифера. Я вошел в хребты Баранихи с северной стороны вверх по течению реки Тауншео. Берега устья, так же как и все прилегающие морские берега до Баранихи, были низкие, пологие, земляные. Она течет по долине, усеянной озерами. Далее, верстах в 30--40, долина ее делается уже, с обеих сторон, особенно с W, видны каменные горы, возвышающиеся рядами, одни выше других. Река делается извилистее, быстрее, усеянная древесными осередышами. Берега ее также большею частью дресвяны или песчаны. Ближе же к вершине ее берега суживаются, со всех сторон -- отвесные утесы, рассекаемые неглубокими ложбинами, по коим низвергаются ручьи от тающего снега и льда; иные из ручьев вытекают из озер, находящихся между горами в самой высокой полосе хребтов. Дно и берега сих озер каменисты, они наполняются снежною и дождевою водою, которая так чиста и прозрачна, что и в большой глубине дно видно, и болотные и озерные травы или мох в них никогда не растут. Но что всего достопримечательнее, что в сих озерах бывает рыба, вкусная и жирная -- хариусы, гольцы и налимы. Перешед полосу Станового хребта, который покрыт непроницаемою завесою снежных облаков, не пустивших на южную покатость хребта, видна тотчас большая разница в наружном виде гор -- спуски круче.
Пологости почти не встречаются. Гребни гор состоят из кекуров -- везде отстой и столбы. Покатость хребта не так постепенна, как по N сторону. Спустившись только с хребта, представился Анюй, в коем и обрываются все горы высокими утесами. Южный берег Анюя гораздо ниже, только холмист и вдали также виднеются высокие каменные горы, прилежащие Большому Анюю. Средина сего хребта называется Погинденскою. Я видел ее токмо с S стороны и уже при последних отвалах, выходящих на Сухой Анюй -- породы камней те же, токмо что чаще попадается гранит в разных видах. Из сей части хребта вытекает W Бараниха, впадающая в Ледовитое море, и Погинден, текущий в Сухой Анюй. Самое большое возвышение в широте 68R50' и 166R 30'.
Наконец, третья, или севернейшая часть гор, называемая Сухарповскими каменьями, лежит в 69о20' и 164R -- из нее вытекает река Медвежья, впадающая в устье Колымы, Березовая -- в Ледовитое море и Филатова -- в Погинден, а потом в Анюй. Сия часть гор приметно ниже Баранихских -- дикость гор ее не так ужасна и виды их не столь огромны. Составные части ее -- также черный шифер, пересекаемый широкошпатовыми жилами, S сторона сего хребта полога и теряется постепенно в низких едомах, меж тем как северная обрывается крутыми и высокими утесами в море.
Четвертою и последнею возвышенностью сего хребта можно почесть Медвежьи острова, ибо они, хотя отстоят от хребта более нежели на 100 верст, но имеют те же породы, из коих состоит хребет, между тем как прилежащий евр. мат. и W материк состоят из чернозему.