Азартный охотник по натуре, Лунин органически не мог быть ничьей жертвой.
Поэтому не его преследует правительство, а он преследует его своими
сочинениями. При этом Лунин может одобрять отдельные действия или
направления политики Николая I, но в любом случае это будет взгляд сверху вниз.
Ощущение собственного превосходства над петербургским двором Лунину
давали два обстоятельства. Во-первых, тот факт, что «выдающиеся люди эпохи
оказались в сибирской ссылке, ничтожества во главе событий» (215). Вовторых, Лунин убежден, что «влияние власти должно, в конце концов, уступить
влиянию общественного мнения» (203). На себя декабрист смотрит, прежде
всего, как на выразителя общественного мнения. На этом основано его
противопоставление себя как человека себе же как политическому деятелю:
«Как человек я всего лишь бедный изгнанник; как личность политическая я
являюсь представителем системы, которую легче упразднить, чем
опровергнуть»(211).
Принадлежность к определенной политической системе для Лунина
является критерием, позволяющим отличить истинного политика от «политика
поневоле» (перефразировка мольеровского «лекаря поневоле»). При этом
важно, чтобы система не была единственной. Более того, она только тогда
имеет смысл, когда ее представители «восстанавливают борение частей,
необходимое для стройного целого… Именно диссонанс в общей гармонии
приготовляет и создает совершенное согласие»(53; 166). В политике таким
диссонансом является оппозиция. Как оппозиционер Лунин отстаивает
принципы европейского буржуазного права перед лицом отечественного
беззакония. «В нашем политическом строе, — пишет он, — пороки не
злоупотребления, но принципы»(217), т. е. речь идет о порочности самой
политической системы. В глазах Лунина это скорее плюс, чем минус, так как
изменить систему в целом проще, чем бороться с отдельными
злоупотреблениями. Поэтому «появление принципов порядка было бы тем
более заметным и успешным»(217).
В этом отношении опыт Англии Лунину представляется наиболее
продуктивным, так как «англичане заложили основы парламентского
правления»(167). В «Розыске историческом» Лунин проводит широкие
исторические параллели между Россией и Англией, исходя из общности
исторического пути, по которому идут все европейские страны. Вывод, к
которому он приходит, малоутешителен: «В несколько веков нашего
политического быта мы едва придвинулись к той черте, от которой пошли
англичане»(66). Имеется в виду договор, заключенный Иоанном Безземельным
с восставшими против него баронами 15 июня 1215 г., т. н. Великая хартия,
ставшая основой английского конституционализма. Если прошлое Англии есть
будущее России, то «история должна… путеводить нас в высокой области
политики. Наши учреждения очевидно требуют преобразований»(66).
Первую попытку таких преобразований с опорой на западноевропейский
конституционный опыт предприняли декабристы. Их принадлежность к
высшему сословию наложила на них обязанность «платить за выгоды, которые
доставляют им совокупные усилия низших сословий»(55), т.е. быть
защитниками народных интересов, которые они в силу своей просвещенности
осознают в большей степени, чем сам народ. Поэтому Лунин всячески
подчеркивает мысль, что дело тайного общества «было делом всей22
России»(54). Считая восстание 14 декабря ошибочным и случайным явлением,
Лунин ретроспективно видит конечную цель тайного общества не в свержении
самодержавия, а в закрепленном конституцией договоре дворянства,
представляющего народ, с монархом. Основанием для этого являются
обещания самого Александра I «даровать конституцию русским, когда они в
состоянии будут оценить пользу оной»(56). Поэтому задача декабристов
заключалась не в подготовке восстания, а в том, чтобы заставить царя
выполнить свое обещание, т. е. в подписании документа, подобного Великой
хартии.
Лунин вовсе не склонен абсолютизировать ее значение даже для
английского государственного строя. «Великой хартии присягали и
подтверждали ее 35 раз, и, несмотря на это, она была попрана Тюдорами.
Однако и в ту политически незрелую эпоху англичане, чтобы защитить ее, не
взялись за оружие. Они оценили важность самих форм свободного правления,
даже лишенных того духа, который должен их одушевлять; они вынесли
гонения, несправедливости, оскорбления со стороны власти, лишь бы
сохранить эти формы и дать им время укорениться»(119). На этом основании
Лунин осуждает поляков, восставших в 1830 г. против Николая I, поправшего
польскую конституцию. Это восстание не только не привело поляков к
желаемой свободе, но и способствовало распространению самодержавного
произвола21.
Польша всегда вызывала огромный интерес и симпатии Лунина. Это
объясняется не только биографически, но и географически. Польша —
западный рубеж России, пространство, где русская культура максимально
приближена к европейской. Всячески подчеркивая черты сходства между
Россией и Польшей, Лунин смотрит на перспективу их отношений по аналогии с
Великобританией. «Может ли Польша пользоваться благами политического
существования, сообразными с ее нуждами, вне зависимости от России? — Не
более, чем Шотландия или Ирландия вне зависимости от Англии»(123).
Решение польского вопроса Лунин видит не в подчинении Польши
российскому деспотизму, а, наоборот, в распространении на Россию принципов
польской конституции, о чем говорил Александр I в своей варшавской речи 15
марта 1818 г.
Подавление польского восстания совпало с покорением Кавказа. Если в
отношении Польши Россия должна выступать как восприемница
конституционных свобод, то в отношении Кавказа она сама является
носительницей цивилизации и прогресса. Поэтому не случайно убежденный
западник Лунин отдает явное предпочтение восточному направлению внешней
политики России, т. к. именно здесь Россия утверждает себя как европейская
страна. Все действия России на западе независимо от их реальных военных
или политических результатов оказываются проигранными в цивилизационном
плане, и только на востоке российское превосходство не вызывает у Лунина
никаких сомнений. «Каждый шаг на север принуждал нас входить в сношения с
державами европейскими. Каждый шаг на юг вынуждает входить в сношения с
нами. В смысле политическом взятие Ахалцика важнее взятия Парижа»(15).
21 Подробнее об отношении Лунина к польскому восстанию см.: Эйдельман Н. Я. Лунин. М.,
1970. С. 231–239; Перцева Т. А. Польский вопрос в публицистике Лунина // Сибирь и
декабристы. Иркутск, 1981. Вып. 2. С. 37–56.23