Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Вяземский Пётр Андреевич.


Вяземский Пётр Андреевич.

Сообщений 31 страница 40 из 54

31

https://img-fotki.yandex.ru/get/1334987/199368979.17b/0_26df30_6f7a35c1_XXXL.jpg

Томас Райт. Портрет П.А. Вяземского. 1844 г.

Вяземский Петр Андреевич

[1792—1878] — поэт и критик. Происходил из древнего княжеского рода; в ранней молодости остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Служебную карьеру Вяземский начал в Варшаве [1819—1821], где присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, известную своими либеральными обещаниями, и участвовал в составлении H. H. Новосильцевым проекта конституции для России. Либеральная атмосфера Варшавы того времени была воспринята легко увлекающимся В. особенно горячо, тем более, что сам он, как представитель когда-то влиятельного древнего рода, тяготился деспотизмом самодержавия, возвышением новоиспеченной аристократии и изолированным положением, в котором находилось старинное родовитое дворянство. Его переживания этого периода близко совпали с назревшим настроением декабристов. Свои убеждения В. демонстративно высказывал в стихах, частных письмах и беседах. В 1820 он подписал записку об освобождении крестьян, поданную Александру I гр. Воронцовым. В результате — В. был отстранен от службы и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. Лишь в 1830 году, освободившись от либеральных «увлечений молодости», Вяземский примирился с правительством и вновь поступил на службу. Во вторую половину жизни достиг высших чинов, званий и положения при дворе Александра II и умер ярым консерватором и реакционером.

Как поэт Вяземский может быть назван блестящим представителем так наз. «светского стиля» в русской поэзии. Воспитанный на французской литературе XVII и XVIII вв., он оставался всю жизнь под сильным влиянием французского классицизма, хотя и выступал в 20-х гг. защитником романтизма против его врагов. Стиль его многочисленных посланий, стихов «на случай», эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т. п. свидетельствует об их близкой связи с теми же жанрами в французской «легкой поэзии» конца XVIII века. Отличаясь язвительным, хотя и не глубоким умом, чрезвычайной находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал все свое внимание, как в поэзии, так и в прозе, на заостренной мысли, на блестящей игре словами, часто игнорируя красоту и отделку формы. Слабая сторона его поэзии — внешнее остроумие и отсутствие художественной простоты. Стремление В. обновить русский литературный язык введением малоупотребительных или заново сочиненных слов и оборотов речи придавало его стилю лишь большую претенциозность и туманность. В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Он вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей (см. например его «Послание к халату», 1817). Наряду с эпикурейской поэзией мы видим у него сатирические произведения, басни, эпиграммы и пр., осмеивавшие как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей (например «Да как бы не так», 1822, цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие). Годы политического либерализма вдохновили его на «свободолюбивые» стихотворения. Лучшие из них: «Петербург» [1818], заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и «Негодование» [1820 г.], грозящее местью деспотам за угнетение народа. Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки Пушкинским («Деревне» и «Вольности»). В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения (напрель «Уныние», 1849). Стихотворения второй половины жизни В., в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно более художественной формой — результат влияния поэзии Пушкина и его плеяды. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжелой меланхолии и пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разложения дворянства, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступление на общественную сцену ненавистной ему демократической интеллигенции, В. чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в последние десятилетия жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современностью, но чаще уходил в далекие воспоминания о прошлом или с тоской изображал свое безотрадное существование.

Лит-ая деятельность для В. была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека, более преданного лит-ым интересам, тщательнее следившего за жизнью русской литературы. В. был связан личными дружескими отношениями с большей частью писателей, принадлежавших к тому же высшему дворянскому слою общества: Карамзин, Дмитриев, Батюшков, Жуковский, Пушкин и Баратынский — его ближайшие друзья. Он принимал горячее участие в борьбе «Арзамаса» (см.) против «Беседы» (см.), в начале 20-х гг. выступил в защиту романтизма и в особых статьях явился толкователем ранних поэм Пушкина. Особенно развернул он свое полемическое дарование на страницах «Московского телеграфа» Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешел в 1830 в «Лит-ую газету» Дельвига и позднее в «Современник» Пушкина. Вместе с своими друзьями — редакторами этих органов — он выступил на защиту «лит-ой аристократии» против нападок Булгарина, Греча и того же Полевого. Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, В. попробовал свои силы в серьезной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине (напис.—1830, напеч.—1848). В этой книге, как и в предшествовавших ей работах об Озерове и Дмитриеве, В. противопоставил формально-эстетическому разбору творчества писателя его историко-культурное и биографическое изучение. Это было первое применение в России методов, выработанных европейской критикой (М-те де Сталь, Шлегель и др.). После смерти Пушкина В. почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике. Особенно вызывали его негодование Белинский и его школа. В старости В. пытался иногда выступать с ярыми патриотическими и реакционными статьями («Письма русского ветерана», 1865), но чаще уходил от неприятной современности к «образам прошлого». В своей «Старой записной книжке» он собрал интересные клочки воспоминаний, относящихся к лицам и событиям высшего светского круга конца XVIII и начала XIX вв., а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвященных наиболее дорогим для него умершим людям.

Библиография: I. Собр. сочин. Вяземского в 12 тт., СПб., 1878—1886; его переписка, «Остафьевекий архив», т. I — V.

II. Статьи Грота Я., Сухомлинова М., Пономарева С., в Сборн. 2 отд. Ак. наук, т. XX, 1880; Трубачев С. С., Вяземский как писатель 20-х гг., «Истор. вестн.", No 8, 1892; Спасович В., Вяземский и (то польские отношения и знакомства. Сочин. Спасовича, т. VIII, 1896; Языков Д., П. Вяземский, М., 1904; Кульман Н., Вяземский как критик, Изв. Ак. наук, кн. 1, 1904; Гинибург А., Вяземский литератор, Сборн. «Русская проза», под реп. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. I, СПб., 1900.

В. Нечаева.

32

https://img-fotki.yandex.ru/get/903341/199368979.17b/0_26df33_87613936_XXXL.jpg

Портрет князя Петра Андреевича Вяземского. Фотография С.Л. Левицкого. 1865 г.

33

https://img-fotki.yandex.ru/get/978233/199368979.17b/0_26df31_d08acd1d_XXXL.jpg

Пётр Андреевич Вяземский. Фотография С.Л. Левицкого. 1865 г.

34

https://img-fotki.yandex.ru/get/986442/199368979.17b/0_26df32_78d217cd_XXXL.jpg

П.Ф. Борель. Портрет П.А. Вяземского. Литография. 1865 г.

ВЯЗЕМСКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

(1792-1878) русский поэт

Потомок удельных князей Петр Андреевич Вяземский принадлежал к старинной феодальной знати. О своем отце, князе Андрее Ивановиче, он писал: «20-ти лет с небольшим был он уже полковником и командовал полком.Не знаю, чему приписать такое скорое повышение, но верно уже — не искательству, чему служит доказательством,что, находясь под начальством князя Потемкина в турецкую войну, был он с ним в неблагоприятных сношениях:слыхал я, что князь находил молодого человека чересчур независимым и гордым».

В 1805 году А.И.Вяземский поместил сына в петербургский иезуитский пансион. Некоторое время Петр Андреевич учился и в пансионе при Педагогическом институте.В 1806 году он вернулся в Москву, где пополнял свое образование, беря частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 году А.И.Вяземский умер,оставив своему пятнадцатилетнему сыну крупное состояние. После смерти отца Петр поступил на службу. Он числился в Межевой канцелярии, но эта служба была в значительной мере формальной.

Сознательно чуждаясь официальных бюрократических кругов, юный князь ведет рассеянную жизнь, азартно играет в карты, но в этот же период складываются прочные литературные связи, которые надолго определили еготворческий путь.

Беззаботное существование независимого аристократа и светского любителя литературы нарушили грозные события двенадцатого года. Вяземский вступил в военное ополчение и участвовал в Бородинском сражении, где под ним была убита лошадь, а другая ранена. Вместе со сверстниками он вдохновлен победоносным окончанием войны, переживает бурный подъем национального самосознания, испытывает большие политические надежды, которым, однако, не суждено было осуществиться.

Вяземский довольно легко вошел в литературный мир,во многом благодаря родственным связям с Н.Карамзиным. Известный историк и писатель был женат на его сестре Екатерине Андреевне, и старый князь Вяземский,умирая, поручил сына руководству Карамзина.

Уже на рубеже 1810-х годов Вяземский сближается сбудущими членами литературного объединения «Арзамас» — В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, Д.В.Давыдовым, В.Л.Пушкиным, А.И.Тургеневым. Эта «дружеская артель», как ее называет Вяземский, постоянно собиралась в его московском доме. Для поэтов арзамасского круга существенное значение имела традиция французской«легкой» поэзии XVIII — начала XIX века. Они переносят ее на русскую почву и создают легкий, гармонический слог, искусно варьируют условные и изящные поэтические формулы. Молодой Вяземский тоже увлекается французской поэзией и опытами в духе русского гармонического стиля:

Настал любви условный час.

Час упоений, час желаний;

Спи. Аргус, под крылом мечтаний!

Не открывай, ревнивец, глаз! Красавицы!

Звезда свиданий,

Звезда Венеры будит вас!

В раннем творчестве Вяземского представлены элегии, песни, альбомные стихи. Но наибольший интерес представляют его сатирические произведения. В начале своего литературного поприща он также выступает какмастер дружеских посланий. В 1810-1820 годах Вяземский создает ряд посланий к Жуковскому, Батюшкову, Д.Давыдову и другим своим товарищам по поэтическому цеху. Шуточный тон дружеских посланий с их бытовым,конкретным слогом расширял возможности лирической поэзии, поскольку эти послания были проникнуты и лиризмом, и раздумьями, и грустью.

Молодой Вяземский принадлежал к той общественной прослойке, которая считала себя солью русской земли и с гордой уверенностью смотрела в будущее. Он знатен, и в то же время он просвещенный дворянин, носитель передовых настроений и мыслей. Даже свои занятия литературой Вяземский осознавал как важную общественную функцию, направленную на построение новой русской культуры, борьбу за нее против староверов и рутинеров.

В 1817 году Вяземский принял решение поступить наслужбу. Этого требовали прежде всего материальные обстоятельства, так как двадцатипятилетний Петр успел, по его собственному выражению, «прокипятить» на картах полмиллиона рублей. К тому же на него оказывали давление старые друзья отца, считавшие, что наследнику имени Вяземских пора занять в обществе место, принадлежащее ему по праву рождения.

В феврале 1818 года Вяземский выехал в Варшаву в канцелярию Н.Н.Новосильцова, полномочного представителя при Правительствующем совете Царства Польского. Ему поручили иностранную переписку, а также переводы и редактуру бумаг государственного значения. Так, Вяземский, в частности, переводил речь, произнесенную Александром I на открытии польского сейма. Он был также привлечен к участию в подготовке проекта конституции для России. Однако этот втайне разрабатывавшийся проект был положен под сукно. Такая же участь постигла записку по вопросу об освобождении крестьян, поданную Александру I за подписью Вяземского и еще нескольких лиц. Либерализм первых лет царствования Александра сходил на нет, и мечтавший об общественных переменах аристократ привлек внимание властей.

Карьера, на которую Вяземский мог рассчитывать по своему происхождению и положению в обществе, пресеклась в самом начале. В 1821 году он был отстранен от службы и удален из Варшавы. Главной причиной этой опалы стали его «польские симпатии». Полиция наблюдала за ним и даже вскрывала его письма, которые содержали резкую критику правительства.

Оппозиционные настроения Вяземского отразились в целом ряде его сатирических и вольнолюбивых стихотворений — «Сибирякову», «Петербург», «Уныние», «Во имя хартии свободы...» и других. Некоторые свои произведения Вяземский печатает в альманахе «Полярная звезда» Рылеева и Бестужева, которые дорожили сотрудничеством с ним. Центральное место среди вольнолюбивых произведений Вяземского этой поры занимает стихотворение «Негодование», широко распространявшееся в списках.

С годами в творчестве Вяземского стали все больше преобладать политические мотивы. Он очень высоко ценил Байрона, о котором говорил: «Краски его романтизма часто сливаются с красками политическими». Для самого Вяземского романтизм был прежде всего литературным выражением вольнолюбия. Он даже отрицает классическую поэзию, которая, по его мнению, чересчур консервативна. «Провалитесь вы, классики, с классическими своими деспотизмами! Мир начинает узнавать, что не народы для царей, а цари для народов; пора и вам узнать, что не читатели для писателей, а писатели для читателей», — писал Вяземский А.Тургеневу в 1819 году.

В 1821 году началось опальное существование поэта. Он не служит, деятельно занимается литературой. Много времени проводит с семьей в родовом подмосковном поместье Остафьево. К этой поре относится эпизод сотрудничества Вяземского и Грибоедова, когда они написали совместно водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Одним из первых Вяземский услышал комедию «Горе от ума», которую Грибоедов прочитал ему с глазу на глаз.

Вяземский не принадлежал к декабристским организациям, но атмосфера дворянской революционности питала его мысли, его поэтическое творчество. Он крайне болезненно пережил расправу над декабристами, среди которых было много духовно близких ему людей. После разгрома восстания возможности активной дворянской оппозиции были исчерпаны: к концу 1820-х годов Вяземский скрепя сердце пришел к убеждению, что у него нет другого пути, как искать примирения с правительством.

В 1830 году он был назначен чиновником по особым поручениям при министре финансов и прослужил около двадцати лет, в течение которых не переставал считать свое пребывание в этом ведомстве тяжелым недоразумением и с отвращением относился к своей службе. В 1845 году Вяземский был назначен на совсем уж неподходящую для него должность директора Государственного заемного банка. Отвращение поэта к лакействующей бюрократии нисколько не уменьшилось, свидетельством чему является его сатира «Русский Бог».

В разные годы Вяземский сотрудничал в журнале«Московский телеграф», в «Литературной газете», в пушкинском «Современнике». Не будучи большим поэтом, онтем не менее хорошо понимал законы словесного творчества и был весьма проницательным критиком. Своеобразие его поэтического и прозаического стиля постоянно отмечали современники: одни, как Пушкин, — с горячим одобрением; другие — Карамзин, например, — с неудовольствием. Глубоким стариком Вяземский писал, оглядываясь на свой творческий путь: «Странное дело: очень люблю и высоко ценю певучесть чужих стихов, а сам в стихах своих нисколько не гонюсь за этой певучестью.Никогда не пожертвую звуку мыслью моею. В стихе моемхочу сказать то, что сказать хочу: о ушах ближнего не забочусь и не помышляю... В стихах моих я нередко умствую и умничаю. Между тем полагаю, что если есть и должна быть поэзия звуков и красок, то может быть и поэзия мысли».

Николай I терпеть не мог Вяземского, которого до конца жизни считал фрондером и человеком декабристской закваски. После смерти императора положение изменилось: в 1855 году Александр II назначил Вяземского товарищем (заместителем) министра народного просвещения,а в конце 1856 года поставил его во главе цензурного ведомства. До конца жизни он числился сенатором, членом Государственного совета. Он не только бывал при дворе,но и имел свободный доступ в домашнее окружение Александра И. Однако в эти годы Вяземский не принимал реального участия в государственных делах. Много времени онпроводит в разъездах по Европе.

Вторая половина жизни Вяземского отмечена возрастающей депрессией. Хандра становится постоянной и настойчивой темой его стихов. Ее усугубляли и чистоличные обстоятельства — смерть трех взрослых дочерей,утрата почти всех друзей и соратников, одиночество. Вяземский страдал длительными припадками нервного заболевания — оно сопровождалось мучительной бессонницей.

В литературе господствовали теперь враждебные поэту новые силы. Сначала с ним спорили, над ним смеялись. Потом наступило самое страшное, то, что Вяземский сам назвал заговором молчания. С этим его не могли примирить официальные почести и юбилеи. Еще в 1841 году в письме к Тургеневу он определил свое душевное состояние фразой: «Жить не хочу, а умирать не желаю».

Вяземский писал много и работал до самого последнего дня своей жизни. Свои поздние стихи он почти не печатал. Но даже если бы он это делал, они едва ли привлекли бы внимание современников.

В последние годы жизни П.А.Вяземский принял участие в подготовке Полного собрания своих сочинений, предпринятой его внуком С.Шереметевым. Умер он в Баден-Бадене в возрасте восьмидесяти шести лет. Похоронилиего близ могил Карамзина и Жуковского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

35

https://img-fotki.yandex.ru/get/986442/199368979.17b/0_26df36_73fd7097_XXXL.jpg

Портрет П.А. Вяземского. Фотография С.Л. Левицкого. 1865 г.

36

https://img-fotki.yandex.ru/get/1017591/199368979.17b/0_26df34_4fdb7997_XXXL.jpg

СПб. Могила Петра Андреевича Вяземского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

37

https://img-fotki.yandex.ru/get/1335141/199368979.17b/0_26df35_3046df5f_XXL.jpg

Памятник П.А. Вяземскому в усадьбе Остафьево. 1913 г.

38

https://img-fotki.yandex.ru/get/1017591/199368979.17b/0_26df37_74ff4a88_XXXL.jpg

Ю.В. Иванов. Портрет П.А. Вяземского. 1980 г.

39

https://img-fotki.yandex.ru/get/903341/199368979.17b/0_26df3f_8125fa5a_XXXL.jpg

Екатерина Андреевна Карамзина, ур. Колыванова (1780-1851), внебрачная дочь А.И. Вяземского, сводная сестра П.А. Вяземского, жена историка Н.М. Карамзина.
Художник Jean Benner. 1817 г.

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/1102318/199368979.17b/0_26df39_349d9445_XXXL.jpg

Н. Жерен. Портрет Павла Петровича Вяземского.

Князь Павел Петрович Вяземский (2 июня 1820, Варшава — 29 июня 1888, Санкт-Петербург) — дипломат, сенатор, литератор из рода Вяземских. Владелец подмосковной усадьбы Остафьево.

Родился в семье князя П. А. Вяземского — близкого друга А. С. Пушкина. В детстве и юношестве П. Вяземский неоднократно встречался с А. С. Пушкиным в своем доме, где последний и записал ему в альбом шутливое шестистишье:

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

Эта дружба, вероятно, и заложила начало всей его будущей литературной и научной деятельности. П. П. Вяземский получил блестящее образование в Петришуле, а затем в С.-Петербургском университете. После окончания университета поступил на службу в Министерство иностранных дел, где работал а составе русских дипломатических миссий в Константинополе, Гааге, Карлсруэ и Вене. В 1845 г. опубликовал наделавшую много шума литературную мистификацию «Письма и записки Оммер де Гелль».

После возвращения в Россию в 1848 году В. работал в Министерстве народного просвещения. В 1856 году был назначен помощником попечителя С.-Петербургского учебного округа, а в 1859 г. попечителем Казанского учебного округа. В 1862 г. он перешёл на работу в Министерство внутренних дел, где был назначен председателем С.-Петербургского комитета иностранной цензуры, а 5 апреля 1881 г. по 1 янв. 1883 г. работал Начальником Главного управления по делам печати.

В это время при его участии была разработана программа первой официальной народной газеты «Сельский вестник». Последние годы жизни князь П. П. Вяземский состоял сенатором по департаменту герольдии, где продолжал заниматься историей русских дворянских родов. Он скончался 29 июня 1888 г. в С.-Петербурге и похоронен рядом со своим отцом, Петром Андреевичем Вяземским, в Александро-Невской лавре.

На протяжении всей своей жизни кн. П. П. Вяземский много занимался историей русской литературы и палеографией. В 1877 г. по его почину было основано Общество любителей древней письменности (ОЛДП), в котором он был выбран почётным председателем. Среди его самых известных трудов: «Замечания на Слово о Полку Игореве» (СПб., 1875.), где он анализирует этот один из самых древних памятников русской словесности.

Во время службы в зарубежных дипломатических миссиях, особенно в Карлсруэ, Вяземский проникся модным поветрием на собирание искусства Германии и сопредельных стран XV—XVI веков. С целью воскресить аромат средневековья он оборудовал в Остафьево т. н. Готический зал, по стенам которого были развешаны привезённые из Европы картины. После революции большая часть его художественного собрания была национализирована и поступила в Пушкинский музей.
Семья

Женой князя П. П. Вяземского была Мария Аркадьевна Столыпина (1819-89), вдова И. А. Бека, двоюродная тётка М. Ю. Лермонтова, сестра его друга «Монго», дочь А. А. Столыпина, внучка адмирала Мордвинова. Дети:
Екатерина Павловна (1849-1929) унаследовала родовое гнездо Остафьево. Вышла замуж за графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
Пётр Павлович (1854—1931) в молодости участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг., дослужился до чина генерал-майора, после революции эмигрировал во Францию, умер и похоронен в Ментоне. На нем эта ветвь рода Вяземских угасла.
Александра Павловна (1855-1928) была женой министра внутренних дел Дмитрия Сипягина.
Литературные и научные труды
«О политике Фридриха Великого с 1763 по 1775 г.» (Москва, 1868)
«Слово о Полку Игореве. Исследование о вариантах» (СПб., 1877)
«Докладная записка о сборном каталоге рукописных житий русских святых Н. П. Барсукова» (СПб., 1877)
«О значении русских лицевых рукописей» (СПб., 1878)
«Обзор московских книгохранилищ» (СПб., 1877)
«А. С. Пушкин 1816—1825 г., по документам Остафьевского архива» (СПб., 1880)
«А. С. Пушкин 1826—1837 г., по документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям» (СПб., 1880)
«Монастыри на Ладожском и Кубенском озере» (СПб., 1881)
«Архив князя Вяземского» том 1(СПб., 1881).

В 1877 году в журнале «Филологические записки», издаваемом в Воронеже под редакцией А. А. Хованского, была опубликована статья Вяземского «Ходили-ли скандинавские пилигримы на поклонение к святым местам через Россию», а в 1878 — статья «Волк и Лебедь сказочного мира».

В 1932 году богатейший архив П. П. Вяземского и его собрание древних рукописей было передано в Государственную Публичную библиотеку.


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Вяземский Пётр Андреевич.