11. А.Н. Муравьев
[ Волынь. 5 декабря 1810 года] 38)
Любезные братья,
Давно, давно уже и я к вам не писал, но вы на мне не взысчите, ибо вам известно, что я очень занят; вам однакож не прощаю ваше молчание и назову даже сие леностию с вашей стороны, Брат Николай, ты загладил свою вину, написавши мне в Батюшкином письме, и притом списав с оного три копии, а Мише видно сие тяжко показалось, и он без дальних хлопот меня оставил. - Война объявляется ему для сего, и я только для того пишу сие письмо, чтоб ему дать время сделать капитуляцию, чтоб он сдался, чтоб увидев мое великодушие он с раскаянием почувствовал свою вину, и поправил оную. Поздравьте братцы любезные Батюшку от меня с днем его именин, в письме к нему не мог я сие уместить, и тебя брат любезный Николай поздравляю. Завтра сей день будет, вы веселитесь, в Москве, а я здесь в проклятой стороне, в холод и снег, должен ездить и снимать планы 39); сжальтесь надо мною братцы, друзья мои, то и тем доволен буду. Но прощайте, когда то вас увижу, не прежде верно, как в феврале месяце 40).
Прощайте, еще раз, обнимаю вас всем сердцем, ваш брат и друг
Александр Муравьев
Книга №1, лл. 34-35 об.
Примечания:
38 Письмо А.Н. Муравьева датировано по содержанию. Именины Николая праздновались зимой 6 декабря, письмо написано накануне. В декабре 1810 г. А.Н. Муравьев был на съемках, а его братья вместе с отцом — в Москве. В декабре следующего 1811 года в Петербурге были уже два брата Муравьевы — Александр и Николай. Н.Н. Муравьев (отец) привез в декабре сына Михаила для определения на службу (см. комментарий №31). В "Записках" Н.Н. Муравьева-Карского отмечено, что А.Н. Муравьев в конце 1810 — начале 1811 г. был на съемках в Волыни (см. "Русский архив", 1885, № 9, стр. 5). Таким образом, письмо можно датировать только 5-ым декабря 1810 г.
39 А.Н. Муравьев в своих "Записках" пишет, что съемка "к несчастью, выпала нам не летом, в благоприятную погоду, но на осень и часть зимы 1810 года, и мы должны были окончить это дело в январе этого же года £1811 г. — И.К , а потому оно сделано было торопливо и без настоящего внимания. Нас снабдили прогонами, подорожными, астролябиями и, дав надлежащие инструкции, отправили из Петербурга в конце сентября" (сб. "Декабристы. Новые материалы". М., 1955, стр. 157).
40 А.Н. Муравьев действительно вернулся в Петербург только в феврале 1811 г. "В феврале месяце 1811 г. отец привез меня в Петербург для определения в военную службу... В день приезда моего в Петербург, он (брат Александр. — И. К.,) возвратился из Волыни, куда был командирован для съемки" ("Записки" Н.Н. Муравьева-Карского. — "Русский архив", 1885, № 9, стр. 5).