Михаил Орлов - он подписал акт капитуляции Парижа и стал «Иоанном Предтечей» отмены крепостного права в России.
Наталья Ярославова-Чистякова
Михаил Федорович Орлов - русский генерал, который спас от разрушения Париж и русские войска от огромных человеческих потерь в финале войны в Наполеоном. Он единолично вел переговоры о капитуляции Парижа и предложил себя в заложники военной аристократии Франции перед штурмом французской столицы, когда Наполеон уже отдал приказ взорвать все запасы пороха, способные превратить город в руины.
«Полковник Орлов, флигель-адъютант его величества императора всероссийского, который желает спасти Париж для Франции и мира» - с этих слов он начал свою великую миссию.
Всю ночь, на чистом французском языке Михаил Орлов вел переговоры с высшими чинами французской армии, составил по их предложению проект Акта капитуляции Парижа в французской версии, который и был ими подписан.
Когда утром следующего дня Михаил Орлов вручил Акт капитуляции Государю, Александр I обнял его и сказал: «Поздравляю Вас: Ваше имя связано с великим событием».
Прошло почти 200 лет с той даты, когда Михаил Орлов спас Париж, но памятника Михаилу Орлову нет в Париже!
Нет ни одного памятника или даже бюста Михаилу Орлову и в России, несмотря на то, что он был не только Героем Войны 1812 года, но и «Иоанном Предтечей» императора Александра II в вопросе отмены крепостного права.
Именно Михаил Орлов сделал первую публичную попытку ликвидации крепостного права в России, когда подал на имя императора Александра I петицию, подписанную им и высшей русской аристократией.
Отмену крепостного права, как главную цель, он записал и в Устав «Ордена Русских Рыцарей», созданный им с благословения Александра I.
Это был тайный орден аристократии с политическими целями, который контролировал все рыцарские, масонские и декабристские организации…
Как пишут историки, если бы Михаил Орлов родился в демократической стране, то он блистал бы на политическим Олимпе подобно Джорджу Вашингтону.
Но промыслом Божьим ему суждено было родиться в России. Наверное потому, что особенно России XIX века, нужен был человек такой выдающейся силы и духа, как Михаил Орлов, который сделал несколько тектонических сдвигов в её истории.
Уже сама его фамилия Орлов - соответствовала уровню царских задач, которые он решал. И это не только символизм. Это история его рода по мужской линии. Михаил Федорович Орлов был сыном генерал-аншефа Федора Григорьевича Орлова - одного из братьев Орловых, подаривших Екатерине II Российскую корону.
Мать Михаила Орлова - урожденная Татьяна Федоровна Ярославова, состояла в родстве с Михаилом Ивановичем Ярославовым, чьи «масонские тетради», подобные «масонским тетрадям» Александра Пушкина времен «Орловской» кишеневской ложи «Овидий № 25», хранятся в рукописном собрании Ярославля («Потомки святых Михаила Черниговского и Федора: Ярославовы и Зузины в масонском Ярославле 18 века»). Возможно число 25 в названии ложи «Овидий-25» возникло от даты рождения Михаила Орлова - 25 марта 1788 года, что близко ко дню весеннего равноденствия и Благовещенью.
Супругой Михаила Орлова была урожденная Екатерина Николаевна Раевская - «Герба Лебедя».
В связи с ранней смертью отца, в воспитании Михаила Орлова принимал участие его дядя, Владимир Григорьевич Орлов - первый Директор Петербургской Академии Наук (ныне РАН), находившийся в этой должности с 1766 по 1774 год, после изучения наук в Лейпциге.
К тому времени, когда В.Г.Орлов принял покровительство над Михаилом Орловым, он уже оставил пост директора Петербургской Академии Наук и его главным занятием было обустройство усадьбы «Отрада» в 10 км от Давидовой пустыни. Авторство дворца в усадьбе «Отрада» до сих пор остаётся загадкой, одни исследователи приписывают его К.И. Бланку, другие - В.И. Баженову. Построена усадьба в стиле английских лордов и в то время она являлась центром культурной жизни России. В течение полутора веков в ней хранилась библиотека и телескоп Ломоносова.
Ландшафт усадьбы «Отрада» включает гидросистему из искусственных прудов и просторное Лебединое озеро, овеянное приданием… («Усадьба Отрада»). Наследие этих прудов встречается позже «в обрядовости» «Ордена Русских Рыцарей» Михаила Орлова.
В 1917 году из усадьбы «Отрада» в Москву было вывезено 68 ящиков историко-культурных ценностей. О многом говорят имена художников, рисовавших для В.Г. Орлова и названия картин, которые он коллекционировал. Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, К.П.Брюллов, скульптор Ф.И. Шубин, картина «Моление о Чаше». «Похищение Европы» и «Спаситель» Рембранта («Сокровища усадьбы Отрада»).
Вот этот мир усадьбы «Отрада» был, одновременно, и миром Михаила Орлова.
Я долго искала ответ на вопрос о том, какое отношение Ярославовы имели к Петербургской Академии Наук, в музее которой хранится табакерка с посвящением Ф.С.Ярославовой, подаренная в Архангельском («Ярославовы-Голицыны тайны из табакерки в Архангельском»). Исследовала данные о дружбе Ярославовых с С.Г.Домашневым - директором Академии наук в 80-х годах XVIII века, или с пришедшей на смену С.Г.Домашневу - Е.Р.Дашковой, а оказалось, что связь более прямая.
Сын Т.Ф. Ярославовой - Михаил Орлов воспитывался под патронажем экс директора Петербургской Академии Наук - В.Г. Орлова. А, следовательно, все потомки братьев «Семеновцев» Михаила Ивановича Ярославова и Алексея Тихоновича Ярославова были в центре культурной жизни усадьбы «Отрада». Этим объясняется и тот факт, что рядом с «Отрадой» и Ступино находилась усадьба Е.А. Ярославовой, а также усадьба Новиковых. («Катакомбная Русь»: вотчины, имения, особняки и памятные места Ярославовых, XV-XXI веке»).
Образование Михаил Орлов получил у иезуитов в пансионе аббата Николя в Петербурге. Иезуиты славились своими образовательными и воспитательными методиками. Позже эти навыки проявятся у Михаила Орлова в организации Ланкастерских школ, в руководстве Киевским отделением Библейского Общества, а также при создании Художественного класса - предтечи Училища живописи и ваяния, из которого вырос Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.
Личность аббата Доминика Шарля Николя (1758 - 1835) - главы пансиона, где обучался Михаил Орлов, заслуживает пристального внимания, ибо его питомцы были весьма заметно представлены среди декабристов.
В пансионе аббата Николя получали образование дети из самых известных аристократических семей Петербурга, в будущем - высший интеллектуальный слой нации: Волконские, братья Орловы, Александр, Алексей и Михаил Голицыны, Гагарины, Дмитриевы и другие.
Пансион находился на Екатерининском канале (ныне Канал Грибоедова, дом 8). Пользуясь особой милостью императора Павла I Иезуитский коллегиум построил о. Габриэль Грубер, в будущем - генерал иезуитского ордена. («Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)?»).
Преподавание велось на французском и латинском языках. В последующем блестящий французский язык Михаила Орлова позволил ему не только быть парламентарием и вести переговоры на французской языке, но и составить акт Капитуляции Парижа на родном языке французов.
20 декабря 1815 года иезуитский коллегиум в Петербурге, в котором учился Михаил Орлов, был упразднен. Произошло это после капитуляции Парижа.
Т.е. если в Царстве Польском иезуитское воспитание к началу XIX века уже давно пустило глубокие корни, то воспитанием детей русских знатных семейств иезуиты занимались около 20 лет : с 1794 года до 1815 года. («Педагогическая деятельность иезуитов в Петербурге»).
В контексте иезуитского образования Михаила Орлова обращает на себя внимание тот факт, что Михаил Орлов не поддерживал идею Александра I, симпатизировавшего Польше, о присоединении Польши к России. Михаил Орлов считал, что на территории Польши действует много тайных орденов, которые не должны начать действовать в составе России. Более того, позже в его Уставе « Ордена Русских Рыцарей» была отдельная позиция о недопущении участия Иноземцев в управлении Россией!
Нельзя не заметить и фанатичной приверженности Михаила Орлова к Ланкастерским школам. Ланкастеры - лебединая ветвь и на их гербе - Лебеди. Возможно, эти лебеди Ланкастеров имели значение для молодого человека, который воспитывался в усадьбе лебединого озера, овеянного приданиями (Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты (ч.3))
По окончании пансиона Михаил Орлов в 1801 году был причислен к коллегии иностранных дел, но уже в 1805 году оставил Коллегию, и поступил юнкером в Лейб-гвардии Кавалергардский полк.
Так, в неполных восемнадцать лет, Орлов стал военным и в составе гвардии выступил в долгий заграничный поход против армии Наполеона…
Как видим, я ещё только начала свое повествование о Михаиле Орлове, но уже сейчас ясно, что речь идет о биографии человека, не имеющей аналогов в истории России.
Были выдающиеся военные. Были выдающиеся дипломаты. Были выдающиеся художники. Были выдающиеся финансисты, но нет судьбы, подобной судьбе Михаила Орлова, в которой человек проявил бы себя на всех поприщах.
Это ярчайший из Орловых - по мужской линии, которому передалась мудрость Лебедя - по женской линии.
Это одновременно ярчайший из русских Михаилов, которого без сомнения можно поставить в один ряд с Михаилом Ярославивым Тверским и Михаилом Черниговским («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»)
Не случайно, человек, о котором сам Кутузов в докладе императору сообщал: «взятию города способствовало быстрое продвижение через Эльбу флигель-адъютанта Орлова», был увлечен «вечным миром аббата Сен-Пьера» - поборника идеи вечного мира, восторженного человеколюбца.
«Михаил Орлов в 1821 году был бы, безусловно, не Алексеем Орловым в 1769 году, а истинным стратегом христианского воинства, защищающего христиан, и он бы вписал одну из самых славных страниц в историю русского народа. Редко встречаются среди народов такие характеры, такие сердца великодушные!» - это слова греческого историка Фалимона, цитируемые в статье «Капитуляция Парижа», посвященной Михаилу Орлову, её автором Юрием Минераловым.
«Историк Фалимон из далекой Греции объясняет всем тем, кто умствует, что Орлов-де готовил свою дивизию для свержения законного государя : Генерал Орлов дивизию свою намеревался вот-вот бросить - самовольно! - на подмогу Ипсиланти … И если бы он успел это сделать, « то православные кресты воссияли бы по Балканам на прежних своих местах...» («Капитуляция Парижа»).
Книга грека Фалимона, выпущенная в 1834 году, была посвящена восстанию 1821 года Александра Ипсиланти - генерала русской службы, участника масонской ложи в Кишиневе «Овидий -25», организатором которой был Михаил Орлов.
Участником этой ложи был также и Александр Сергеевич Пушкин, о чем сам поэт писал : «я состоял в той самой ложе, из-за которой уничтожили все масонские собрания в России…»
Сама ложа «Овидий-25» была учреждена в хорошо известную мне дату 7 июля 1821 года, в день «Моста Лебедя» и «Летнего треугольника»… («Диалог о «справедливых ценах» на нефть с «Королем монет»: Встреча на «Мосту Лебедя» 07.07…»).
Ещё более необычно то, что буквально через год после смерти Михаила Орлова, в 1843 году, был воссоздан древний «Орден Лебедя»…
Считается, что Геркулеса Михаила Орлова, а Геркулесом его называл Герцен, на определенном этапе «сковали» Темные силы, чем замедлили реализацию его блестящих замыслов…
Кто эти Темные силы? Его друг император Александр I? Или родной брат его друга - император Николай I?
Темные силы, в конечном счете, это всегда Зависть...
«Современник-кишиневец Ф. П. Радченко вспоминал: «Надо заметить, что генерал Орлов, осыпанный всеми дарами фортуны и славою военною, не покорил себя ни предрассудками времени, ни обольщением почести. Он был всегда тот же: прям душою, чистосердечен, бескорыстен, но имел одну слабость - быть добрым, слабость, которая ввергнула его в большие неприятности. Главная же вина его состояла в том, что он в весьма короткое время приобрел неограниченную доверенность солдат и … сделался слишком виден и слишком просвещен, чтобы не обратить не себя внимание подозрительного правительства».
Зависть - гнилая сердцевина Темных сил, быстро подтачивает сами эти силы.
Я уже писала однажды: Темные силы «убивают» Светлые силы. А вот сами Темные силы убивать никому не надо. Они разлагаются без всякой помощи и с неизбежностью. Таков закон.
Поэтому остановить проекты Михаила Орлова эти Темные силы не смогли. Ведь всё, что происходило позже, включая отмену крепостного права, относят к продолжению деятельности его «Ордена Русских Рыцарей»…
И поскольку Михаил Орлов все-таки сумел «Объять необъятное», несмотря на противодействие «Темных сил», дальнейший рассказ о нем я представлю по главам : Война с Наполеоном, Орден Русских Рыцарей, Овидий-25, Армия и Орловщина, Киевское Библейское общество, Арзамас, Союз Благоденствия, Южное общество, Декабристы, Отмена крепостного права, Московский художественный класс, Финансы, Философия…