Мысловский П. Н. Письмо Якушкину И. Д., 3 апреля 1837 г. С. Петербург // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 150—154. — [Т. XII].
4
С. Петербург. 1837, Апреля 3-е.
Везде прелюдии; нигде без предисловий. И мне должно сделать оговорочку: извините, что так поздно отвечаю Вам, любезный мой Иван Дмитриевич. Можете быть уверены, что не желание, а что-то похожее на недосуг, особенно в продолжение поста, не позволяло взяться за перо. Но пора к делу.
Известно, что никакое музыкальное орудие не издаст тонов, не скажет о своем достоинстве или недостоинстве, доколе не прикоснется к нему рука знатока. Иначе — лучшее орудие простоит век свой молчаливым и безгласным, как покойник. Но задень три, две струны; коснись остальных, и глас сладкий, часто обворожительный, польется в твою душу. Кажется, то же самое бывает со струнами сердца человеческого.
Не удивляйтесь моей прелюдии, или, все равно, этому вступлению: оно прямо метит в Вас. Я едва только успел написать несколько строк к моему строгому Г. философу, как он тотчас на всех парусах пустился в свою мудрость. Так, думал я, читая Ваше письмо, опытный моряк пускается в пространство морей, окруженный картами, ландкартами, компасом и прочими снадобьями. Видно, пришла вторая мысль, отдохнули и освежились способности души. Мертв бы, и оживе. И что, однакож, привело в соблазн такого критика и умозрителя? На чем с такою силою остановились его взоры и ум зоркий? На слове благодарность, которое происходит от глагола “благодарить”.
Знаю, что иногда можно противиться Вам, но трудно противиться Вашему мнению. Смею, однакож, вытти на этот открытый бой. Ведь он будет не кровавый. Согласен с Вами, что слово благодарность часто обращается в самую мелкую монету; но прошу Вас согласиться и с общим мнением, что самая последняя по ценности монета не должна вытти из употребления потому только, что она мелка. В кругу общежития, так, как и в физическом мире, ничтожная, по-видимому, вещь поддерживает бытие целого. На что-нибудь да придуманы же мошки, комары, червячки, спички, шилья-копылья, потом — звезды, планеты и два великих по себе, но столь умаленных пред общим Творцом, светила. Св. Павел далее еще простирает эту мысль: член немощный, т. е. ничего не стоющий, даже презренный, необходимо нужен в составе благороднейших членов. Следовательно, по злоупотреблению человека, до какой бы степени не унизилось чувство благодарности, нельзя не дать ей местечка или уголка в нашем сердце. Иначе прервались бы в нем и прочие благороднейшие нити, связующие нас друг с другом. Вы говорите, что часто благодарят за поднятие с пола перчатки, все равно — нечаянно ли уроненной, или дамскою хитростию. Очень хорошо: да разве лучше было бы, если бы в подобных случаях кокетства стали бранить и ругать не на живот, а на смерть? Помилуйте, г. философ: благовоспитанность, самая нравственность, даже простое приличие не простили бы таких выходок. Когда я вижу, что из рук дамы падает на пол перчатка, платок или ключик от заветного ящичка, и тому подобное, а учтивый кавалер, заметя это, кидается со всех ног из противоположного конца залы, стремясь по паркету, как Англичанин по молодому льду на коньках; тогда с одной стороны усматриваю я одну только оплошность, а с другой вежливость, заслуживающую некоторого рода признательности дамы. Почему ж и не так? Опять повторю: ужели уронившая платок должна напасть на учтивого, бедного кавалера всею силою своего неудовольствия, а тем более резкого ругательства? — Ни во Израили толики веры обретох. По-моему, благодарность есть священный и неизбежный долг облагодетельствованных. Правда, бывший предметом добра, может иногда забыться, но благодетель никогда не теряет своих прав. Между тем и другим необходимо должна быть соразмерная связь. За поднятую перчатку — такая и благодарность, за приветствие — здравствуйте, такое и спасибо. Но когда прикрываются одеждою обнаженные чувства братий наших; когда елей и обвязания прилагают к ранам страждущего, когда пред нашими глазами глад не жжет внутренности страдальца и младенец не томится на иссохшей груди матери от нашей жестокой нечувствительности, — тогда, скажите, друг мой, можно ли не допустить чистой благодарности из уст чистейших? За чуждых сострадательности, равно как и за безблагодарных, во всякое время — камение умеют громко и страно возопить.
Согласен с Вами и в том, что есть время, когда действительно надобно оставить всякие знаки благодарности; но этот случай я нахожу один: именно, естли кто не торгует благодеяниями, но творит добро для самого добра. Но тогда сделанное добро само по себе превращается вместе и в сладкую для благодетеля награду и в благодарность. Впрочем, и здесь должны быть исключения. Для сего довольно образца, представленного нам нашим Спасителем. Вообразите, что может быть чище, бескорыстнее и святее побуждений к добру, как в Богочеловеке? Однакож, когда один из прокаженных, исцелившихся по Его мощному мановению, возвратился к Нему для изъявления своего благодарения, то Спаситель не только не отверг признательности изцеленного, но еще благоволил спросить у него: “Вас, кажется, изцелилось десятеро; где же прочие девять?” “Не десять ли очистишася, да девять где?” — Это все равно, буде бы Спаситель спросил: — “а для чего ж остальные, наравне получившие с тобою исцеление, позабыли свой долг? Зачем они не пришли сюда? А-а, как были больны, то изо всех сил кричали мне на пути моем: помилуй нас, сжалься над нами, избавь нас от нестерпимой боли. А теперь? Болезнь прошла, и один только из десятерых подвигся сердцем — воздать славу Богу”. — А что значит воздавать славу Богу, как не искренне благодарить Его за вся благая? Предугадываю Ваше возражение: однакож, скажете Вы, не за перчатку или письмо. Прекрасно, да этого-то я и хотел добиться: допустим одни только степени того и другого.
Дабы судить о всякой вещи сколь возможно правильнее, надобно судить по сравнению. Свет мы называем светом потому, что есть тысячи различных болезней, приковывающих человека к болезненному одру на многие десятки лет, и так далее. Благодарности же противопоставляется безблагодарность. Уже по сему одному не может не существовать между людьми эта добродетель. Не случалось ли Вам слыхать: какой неблагодарный труд, какая неблагодарная служба, и проч.
Не явно ли, что мы все, почти все дурное разумеем под именем неблагодарности? И не даром неблагодарность есть поле, не приносящее никаких добрых плодов. Оно или пусто, или терние и волчцы готовы подавить добрую пшеницу, ежели бы трудолюбивый ратай вздумал сеять ее на этом поле. Безблагодарный, по нашей латинской пословице, не стоит и не заслуживает никакого благодеяния.
Не подумайте, однакож, чтоб я, защищая право благодарности, столь легко поверил бы Вашей перчатке, а тем более даже на минуту усомнился бы в Вашем сердце. Припомните, Вы некогда дали мне слово — не забыть меня до Вашего гроба. Скажите, что это за выражение? Что за чувство? Не та же самая вещь, но облеченная в иную форму: опасаюсь, чтоб Вы не впали в противоречие собственным и Вам особо принадлежащим чувствам. Можете быть покойны, что, конечно, вопрошает Вас здесь ни гордыня мира, ни подлое самолюбие. — Искренность беседует с Дружбою, и еще не велика беда, если бы каждый из нас остался при своем мнении. Я слыхал и много читал, что в Иностранных Парламентах чуть не дерутся за мнение во время споров, а по окончании заседаний садятся в одну карету и едут в какую-нибудь знаменитую таверну — дружески поесть. Пожелаем им на все доброго аппатита, а себе прежних чувств, укрепленных Св. верою и тяжким испытанием.
Я без памяти рад, что Вы нашли себе в Ялуторовске соседа50, знаемого Вами более четверти столетия. Оно все-таки получше и повеселее. Робинсон Крузо, сидя на своем острову, как Царь на престоле, имел у себя все в избытке, и не было у него ничего. Солнечные лучи каждый день освещали лиственный дворец его: чего ж более? Для сердца, ничем ненасытимого, и целый свет — пустыня, а для умеренного и тихого и безлюдный остров рай. Но Вы, благодарение Богу, еще не Робинсон. С Вами не то, что с ним. Вы, по крайней мере, можете сказать хозяюшке квартиры Вашей: “бабушка, или тетушка, посмотри, какой сегодня прелестный вечер, или утро”. Вы можете идти к соседу, разделить с ним время в семье, а потом, взявшись рука об руку, прогуляться за селение, окинуть глазами картины созидания Божия, и в нем преклониться пред Божеством с пламенным детским приветом: воззри, о Боже, как мы благоговеем пред Тобою. Конечно, от сих вдохновенных минут Вам должно будет опять возвратиться в свое одиночество: что ж делать? Не забывайте, друг мой, что жребий человеческий, каков бы он ни был, взвешивается токмо на весах вечной правды. Нет на земли воли и силы, которые бы могли противостоять судьбам Всемогущего. Убо в терпении Вашем стяжите душа ваша. Нет зла без существенного добра. Не имея сильных причин, и часто необходимых, привязываться к земному, легче проглядывать в небесное. Когда кто готовится плыть чрез реку, тогда он сбрасывает с себя всю одежду. Мы на сей стороне как бы на ночлеге; на той — будем дома. Нет в том никакой разницы, на рогоже ли кто проспит эту ночь или на одре златошвейном, — все надобно будет поутру отправляться восвояси. Но вот вопрос: как отправиться? Положите руку на сердце и вслушайтесь в слово Божие: одна только вера, среди самого разрушения мира, в состоянии подать нам руку помощи и озарить для нас бездну вечности. Тогда и смерть будет уже не страх и трепет естества, но тихий Ангел, закрывающий отягченные слезами вежды страдальца.
Вашим мне воспоминанием о моем на той стороне шампанском, которое я пил с такою сладостию, Вы пробудили во мне какое-то грустное влечение к думам.
И приятно, и тяжело переноситься мыслию во дни оны. Поднесь все вижу, все слышу и осязаю как бы наяву, и в нощь глубокую, и в ясный полдень, шедший прямо к сердцу. Осязаю... и воображение мое уносится далее, гораздо далее видимости. Ой, это Шампанское. Желал бы его иногда не вкушать, но что делать? — все те же брега величественной Невы, и мы все те же.
Право судил сие, говоря о Вашей супруге и о бесценной ее маменьке. Я не знаю, которой из них более должно удивляться, особенно, когда дело идет о Вас. Нельзя не согласиться с Вами, что имея таких особ, хотя и в отдаленности, невозможно еще считать себя несчастным. По меньшей мере, каждую минуту, можете быть покойны за Ваших детей51. Нельзя найти для них лучших и надежнейших рук. О сердцах ни слова: они чисты, как италианское небо, горячи, как Африканские жары. Не знаю, кто-то из Москвичей сказывал мне, что Ваши дети до невозможности милы и много-много обещают. Старший преимущественно. Не ведаю, велит ли мне Господь прижать к груди моей? — Тогда, о Вечеслав, береги свои молоденькие косточки. Затрещат в моих объятьях, как барка в Боровицких порогах.
Мне сказывали однажды об одном моем знакомом, что он с утра до вечера будучи занят делом, совершенно ничего не делает. Но вы, мой друг, напротив. Вы, ничего не делая, занимаетесь делом прекраснейшим и невыразимо сладостным для родительского сердца. Вы чертите для детей математические кривые и прямые линии, стругаете скобелью глобусы, топором выделываете меридианы, еклиптику, млечный путь и вместе географическую небесную и земную дорогу: как это мило. Желал бы хоть одним глазком взглянуть на этот труд и на самого трудолюбца. Продолжайте трудиться. Быть может, что-либо из Ваших трудов чрез руки чад Ваших дойдет и до их потомства. Не бессмертие чрез это обещеваю Вам в этих игрушках; думаю однакож, что кто-нибудь из потомков постигнет намерение отца, желавшего, по силе возможности, добра своим детям. Не мне дальше говорить Вам, что всякий благородный труд и сокращает время, и облегчает душевные скорби.
Поблагодарите, ах — виноват, проговорился, но уж нечего делать: сказанное слово — словно камень. Бросишь — не воротишь. Поблагодарите Матвея Ивановича за обязательное его письмо ко мне. Пусть он извинит меня, что не пишу к нему особо. Я этот долг предоставлю будущему времени. Об его женитьбе52 я давно уже слышал, именно изустно от свидетеля его браковенчания. Я тогда же, как и теперь желаю всех благ этой чете, — чуть было не сказал: чите.
О смерти славного поэта нашего века53 вы, конечно, уже слышали. Жаль его. Он был мне товарищем и сотрудником по Импер. Росс. Академии. Много и многими писано было на смерть его. Один из умных людей спросил меня: как вы думаете о прозе и стихах на смерть Пушкина? — Стихи и проза действительно написаны на смерть Пушкина, но — не Пушкина, — был ответ. Точно, правда. Один експромпт покойного, прошлого году сказанный им жене своей во время гулянья на даче, из четырех стишков состоящий, убьет все сказанное о нем.
Простите, писал бы более, но, вы видите, что уже не стает и бумаги. Я здоров и мои также. Что ж надлежит до обстоятельств моей жизни — к ним бывает иногда прибой мятежных мирских волн. И мне, как человеку, не дано привелегии на это исключение. Спаситель мира да спасет Вас и здесь, и там, где нет ни вздохов, ни слез. — Ваш некогда Духовник, но всегда душою преданный
Протоиерей Петр Мысловский
Это письмо Вы будете читать после Пасхи. Обнимаю Вас Христиански и приветствую: Христос воскресе.