Мысловский П. Н. Письмо в Читинский острог, 27 сентября 1828 г. С. Петербург // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 126—131. — [Т. XII].
ПИСЬМО П. Н. МЫСЛОВСКОГО В ЧИТИНСКИЙ ОСТРОГ
Публикуется по автографу: ОР РГБ. Ф. 319. К. 2. № 63.
***
С. Петербург. Сентября 27 дня. 1828.
Третий уже год, время довольно значительное для человека, и столь ничтожное для Бога, не знающего никакого времени! Третий уже год, как я расстался с Вами, дети и друзья мои! С тех пор не вижу ни единого из Вас лицом к лицу, не беседую усты ко устом, и не могу прижать злополучных к сердцу отеческому. Так определили Праведные Судьбы Божии и кто посмеет противурещи им или противопоставить что-либо? Для сердца однакож любящего трудно определить черту, далее которой оно не могло бы простираться. Для него нет никакого препятствия, ни расстояния, ни пределов. А потому, не смотря на мою разлуку с Вами, не смотря на время, особенно на место, столь отдаленное, мне приятно самому мыслить, а еще приятнее уверить Вас, что поднесь не было почти ни одного дня, в который бы я не соединялся с Вами в духе теплой молитвы и неумирающей любви моей к Вам. И могу ли забыть незабвенных о Христе чад моих? О! Да забудет меня Господь, естли сердце мое когда-либо закроется для сих отеческих и священных чувствований. “Свидетель ми суть Бог, — приведу здесь слова Ап. Павла, — яко люблю всех Вас по милости Иисус-Христове, и о сем молюся, да любовь Ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяком чувстве, во еже искушает Вам лучшая, да будете чисти и не преткновении в день Христов”. Вот язык любви моей к Вам, яже несть от мира сего, и которая, по выражению Писания, крепка, аки смерть. Она, а не что другое, управляет и пером моим. Следовательно, не ищите здесь узоров красноречия; смотрите на дело. Я не имею нужды пребирать слова мои, как жемчужные перла, одно к одному; не восхожду к древу родословному и не ищу у корени его Вашего происхождения: мне нужно только человечество, и человечество страждущее. Не язык, дети мои, а сердце грустное возжелало побеседовать с Вами. И надобно ли сказывать Вам, сколь много буду я награжден, естли письмо мое принесет Вам хотя каплю отрады, а тем более — естли какую-либо пользу?
Говорят, что несщастие к чему-нибудь пригодится. Пусть кто хочет возражает на сию истину, но меня убедил в ней опыт горький и тяжкий. Я еще более скажу: тот никогда не наслаждался щастием, кто не испытал нещастия. Но с чем сравнить Ваше злополучие, стоившее мне многих слез, смешанных некогда вместе с Вашими слезами? Кто измерит глубину сего нещастия? — Так! Я не слышал слышанное, я был горестным очевидцем, когда волны превратностей земных, возбужденные бурею до возможной высоты, с шумом яростным ударились об Ваш житейский челн и увлекли его в бездну глубочайшую! Мне суждено было видеть пред собою гробы живых и оплакать политическое погребение братий моих. Припомните слова мои во дни оны: “Вам не осталось места, где бы упасть ниже”. Непреложная, хотя и горестная правда! Никакие убеждения рассудка не в силах разуверить в ней.
Не помню хорошенько, кто?.. кажется, Франциск I-й, венценосец Галлии, потеряв сражение при Павии, сказал: “все потеряно, кроме чести”. Слова сии некоторым образом можно применить к Вашему нынешнему состоянию, с переменою однакож смысла: и для Вас потеряно всё, кроме духовных приобретений, кроме надежды на милосердие Божие. И так надгробными ли песньми должен я творить память о Вас? Слезою ли кровною, отеческою орошу гроб Ваш, не раскопанный, ни сокрытый еще в недрах Земли? Не лучше ли обратиться к Богу и при помощи Его поискать еще хотя некоторой искры щастия в бездне Ваших нещастий? Не загорелась ли благодатная искра сия естли не в жилищах Ваших, естли не в образе жизни Вашей, по меньшей мере — в Ваших сердцах, примиренных с совестию помощию чистого раскаяния. Нельзя ли нам и Вам хоть на минуту опочить на сей утешительной мысли, что нещастие Ваше к чему-нибудь пригодилось для Вас. Не отделится ли внезапно от неба ясный милующий луч и — так сказать, окатясь оттоле струею золотой, не прикоснется ли к обители скорбных? Не знакомый ни с какими дарами щастия, конечно, не может ничего терять. Грозы небесные и ураганы громовые, страшные только для мест возвышенных, едва замечают хижину безвестную и преклоненную долу. А что сказать о Вас? Мимо идох и се — не беша! Опустимте скорее завесу на время, для Вас минувшее, и от которого осталось Вам одно только горестное воспоминание. Так мореплавателю, потерпевшему кораблекрушение, остается только одна доска, на которой спасен он Провидением; он смотрит на нее и вспоминает, как бы видит пред собою стихии разъяренные и ужасные. Не будем озираться вспять, дабы оживлять в памяти разнообразия тех благих и красных мира сего, ими же упитано было сердце Ваше, как бы ко дне заколения. Вот что остается для Вас и в настоящем, и в будущем: милосердие Преблагого и вопль сердца Вашего к нему: грехи юности нашея не помяни Всещедрый Владыко! Прежде, даже до конца не погибнем, спаси нас! Вообще должно смотреть на Вас не по тому, что Вы были прежде, а по тому, что Вы теперь.
Без сумнения, хладные сердца, которые не успели, может быть, заплатить еще тяжкой дани слабостям человеческим, даже чрезмерной и всеми видимой, никогда не согреются для зрелища заблуждения и неразлучных последствий оного — страданий и бед. Егоисты и чуждые сострадательности пожмут плечами при виде стен, разделяющих Вас от мира и от общества людей. Они готовы взять по камню, дабы бросить в бедного грешника. Они при виде Вас покивают главами своими и рекут: уа! — мир, которому Вы принесли, извините мое выражение, — столь безрассудные жертвы неопытной молодости и который за то как ужасно успел заплатить Вам! Сей лукавнующий мир не будет к Вам снисходительнее сынов своих. Я как бы слышу изрекаемое им осуждение на Вас: “Се — сыны погибельные! Се плевелы утучненные! Презрение и клятва всеобщая да тяготит остаток ничтожного их существования. Да бежим далече от них, как от язвы тлетворной и губительной. Самое нещастие их заразительно”. — Скажите, с чем сравнится злополучная доля сия? Где искать большего нещастия? Разве только в одном аде! Но да не смутится сердце Ваше, чада мои возлюбленные о Христе! Веруйте в Бога и уповайте на милосердие Его, ничем непобедимое. Не пугайтесь самих себя. Так обыкновенно судит мир, который по какой-то странности своей равно преследует и добродетель, и порок, но не так судит Евангелие, не то внушает нам Вера утешительная и божественная, сей агнец мира и кротости, который един в силах научить Вас и победить, и полюбить Ваше нещастие. Вера вообще открыла нам истину сию, что Господь не престает любить грешника и во грехах его, что нет у Него приятнейшей мысли, желания и намерения, как только спасать заблуждавшихся от пути правого; что возлюбивший человека до того, что не пощадил для него и Сына Своего, дал бы нам лучшее и большее, естли бы имел, и наконец, что Господь спас по милосердию Своему и весь мир не иным чем, как только крестом: им спасает и каждого из нас. Заметьте, как нужен крест для человека-христианина! По внушению Веры мы равномерно знаем, что всякий человек, кто бы он ни был, раб или свободь, Скиф или Варвар, дикий ли Американец или с испещренным лицом Индеец, праведник или грешник, мужеский пол или женский, всякий человек есть кровный наш, есть брат наш и одно с нами создание Божие. Но это еще не все: сии тесные отношения нам тем пространнейшим и беспредельным соделывают и самый круг наших действований, наших безусловных и взаимных обязанностей. Вера повелевает нам любить не только любящих нас, но и самых врагов. Она сопровождает нас в темницы и заточения, к одру болезненному и в хижину нищеты и убожества. Она научает нас, что кто чем нещастнее, тем больше имеет тот право на наше снисхождение, на нашу сострадательность и любовь. И не здесь однакож полагаются пределы велениям веры: чистейшие небесные чувствования свои она простирает гораздо далее. Как бы олицетворенная посланница Небес, невидимый и вместе ощущаемый образ Божества, она повергается долу и умоляет Царя тварей: Спаси брата погибающего на счет собственной своей погибели. Какая это молитва! Какие высокие чувства! Какое глубокое самоотвержение! И по сим токмо признакам можно узнать нашу Веру божественную, Веру святую. Первое благословенное утро на земли — нежная улыбка матери-природы — ничто в сравнении с ее ощущениями сладкими, с ее светом, изливающимся в сердце страдальца, погруженного в думу мрачную. Ей одной определено торжествовать повсюду, и в пропастях земных, и во узах, в заточении и в горьких работах, на троне и в лачуге пастуха. Ей дано милосердовать и чудотворить. В ней одной заключается и Ваш единственный ковчег спасения. Под ее благотворным кровом нет неблагополучных и пришелец на земле чуждой засыпает под ним сном безмятежным. О Вера, Вера! сколь сладостен глас твой! Как радостен лик твой паче, чем лик исполина небесного, исходящего осветить мир! Озаряй, подруга небес, озаряй сидящих во тьме. Будь Гением-хранителем и моих страдальцев!
Замечено, что когда постигнет человека какое-либо нещастие, то он и думает уже, что нет нещастнее его на земли. Ему даже представляется, что гибель его невозвратна! Отчего же сие? Оттого, что мы вообще на все происшествия мира сего смотрим одними только глазами простого рассудка, который, по мере того, как он есть плохой судия в делах религии и ненадежный спутник в жизни, всегда почти бессилен поддержать падающих, а тем более восставить падших. Мы сильно чувствуем то, что отнимает у нас Вера, а о вознаграждениях, какие она сделать может, и думать не хотим. Отчего низлагаемии не гибнут? Отчего радуются и в скорбях? Кто облекает бессилия и немощи человеческие в силу крепкую? Это разрешит Павел мудрый, который ясно говорит о себе самом: поколику немощен есть, потолику силен, о укрепляющем мя. И так где прекращаются действия рассудка, там только начинаются действия Веры. Рассудок, поставленный, чтобы освещать наши стези, большею частию разливает вокруг мрак и тьму. Вера разливает свет благодатный, ибо она ниспослана нам от Бога в лице единородного Сына Его, единственного света, о котором молился и Давид: “Господи! Посли свет Твой и истину Твою! Та мя настависта и введоста в гору Твою святую”. Правда, дела Веры всегда прикрыты завесою тайны. Руководимый ею обязан идти путем, которым Авраам изыде, неведый, камо чувствует. Не наше дело снимать покров таинственный: для нас довольно повиноваться всему сказанному от Спасителя и того, что Бог благоволил открыть нам волю Свою, иначе мы не имели бы и Веры, сего неоцененного дара Небес. И потому продолжаются ли еще нещастия наши, наш долг смотреть на них, как на одно испытание нашей веры. Грозит ли мир нападением новым? Мы должны, подобно Петру, как бы видя пред собою Иисуса, вопить к Нему: Господи! Спаси ны; погибаем. Колеблется ли питомец Веры среди трудного пути креста? В сем случае надлежит крепко ятися за Бога силою Веры и не отпущати дондеже паки благословит Словом: там и сям, здесь и повсюду мы должны только просить у Бога подкрепления Веры нашей: “Господи! Приложи нам Веру!” Недаром Иисус Христос сказал Петру: “Мне много надобно молиться за тебя, да не оскудеет Вера твоя”.
Вы вправе, дети мои, сказать мне: “щастливцы слишком бывают разборчивы в нещастиях других”. Им хорошо судить и рядить, когда еще не подвергались испытаниям тяжким. И какое отношение благополучного к неблагополучным? У них все розное!” — Согласен. Но положим, что суждение мое было бы самое холодное, разве Вы сделаетесь от того еще нещастнее? Разве искреннейшее участие, даже, если хотите, поддельное и прикрытое одною благовидностию, не есть врачество для душ страждущих? Вы меня знаете всего, следовательно, всего и поймете. Когда разделяется бремя, тогда легче бывает человеку под бременем. Господь видит, как бы я желал разделить его с Вами! Чем же могу быть для Вас полезным издали? Моими желаниями, моими советами, моим отеческим наставлением. Как человек, удобно могу и я заблуждаться умом, но сердцем никогда. Оно, вы это выше видели, беседует с Вами, и как же не дать ему свободы? У меня нет в виду ничего такого, что бы противно было Вашим выгодам, Вашему спокойствию, а наиболее — Вашему спасению. И так, позвольте мне опять начать прерванный разговор. Достоинство и сила Веры наипаче ознаменовывается в нещастиях. Она любит начинать все от противного, так, как и сам Бог из ничего сделал все, из мрака воззвал свет, из порока человеческого извлек его спасение. В самом деле, когда сердце наше сокрушается о камень соблазнов и падает в блато греховное, когда нещастия, подобно потокам водным, хлынут со всех сторон на главу страдальца и внидут даже до души его, когда вообще изнеможет природа наша, падая под крестом, подобно Великому Крестоносцу, тогда, сознайтесь по совести, кто спорее и прежде всех поспешит на помощь к нам? Не плоть ли и мир? Но они станут от нас на неимоверное, ужасное расстояние! Притом они сильны только увлечь нас в бездну, но извлечь оттуда не в состоянии. И так, не Вера ли предстанет пред нас в виде Ангела Спасающего и в виде друга, не изменяемого в щастии и злополучии? Не она ли шепнет слово сладкое к сердцу убитому и сраженному страстьми или бедствиями? Не одна ли она во всякое время и творит словом своим, и глаголет делом? Не она ли проповедует чадам скорби и сетования, что в Боге, как в источнике единого бесконечного добра, нет и быть не может ни малейшего зла, что нет в Нем, в прямом смысле, никакого гнева к бедным грешникам, что Он естли и посылает на нас нещастия или попускает нам, по непостижимым судьбам Своим, исполнить меру пресыщения нашего в страстях, в том и другом случае хочет только в точности исполнить отеческие о нас намерения, что искушения и бедствия суть те спасительные средства, которые приближают нас к первобытной чистоте и святости, ослабляют в нас прилежащее нам от юности помышление на злое, расторгает узы законопреступных страстей, так, как бедность преграждает путь к роскоши, болезни изгоняют плотские вожделения, враги извлекают нас из беспечности и небрежения, и что, наконец, ничто не дает нам столь чистого удовольствия, как опытность, чрез страдания приобретенная? Покажется ли для Вас все сие невероятным или неудобь-носимым? Вспомните, что действиями Веры располагает Сам Совершитель Веры Господь Иисус, что естли есть возможность развратить брата нашего умом нашим, то несравненно легче для вечной премудрости вывести нас из заблуждения и пороков. Вообще я хотел бы, дабы Высмотрели на нещастия свои, как на школу, в которой нет иного наставника, опричь Духа Божия, и в которой от века не бывало еще примера, чтоб ученики недоучивались. Послушайте, как усовершается это духовное образование.
Св. Павел, верховный из проповедников Веры, находясь в тюрьме в Риме, нашел там подобного себе узника, именем Онисима. По некоему внутреннему чувству, Апостол обратил особенное внимание на молодого человека; узнав, что Онисим обокрал господина своего, сбежал от него, и потом попал в темницу, учитель истины подкрепил дух его надеждою на милосердие Божие, с тем вместе преподав ему спасительное учение Веры, окрестил его. Потом раба Христова посылает к бывшему его господину и пишет так: “Молю тя о чаде моем, его же родих во узах моих Онисима. Он был доселе неверен тебе, ныне же сделался верным Христу. И так, прими его, не как раба, тебе неверного, но как брата возлюбленного о Христе. О Филимоне! Упокой утробу мою, или все равно — мое отрождение о Господе”. — Самое вернейшее, когда он Сам уже предупредил Вас в том. Ежели мы любим обыкновенные мирские добродетели, то для чего ж нам не полюбить в Боге беспредельных и неисчислимых доброт? Естли мы поверяем себя известному врагу, другу, даже стряпчему по делам, то для чего же не отдать себя совершенно Богу? Естли страсти пылкие и молодость увлекали Вас доселе от пути Евангельского, то постарайтесь стать на сию стезю теперь. Никогда не поздно начать жизнь духовную, возрожденную. Естли Вы доселе искали просвещения своего в пустых кладезях суемудрия человеческого, то черпайте и насыщайтесь обильно от воды живой из кладезя мудрости Христианской, не понятной для сынов мира. Попробуйте хоть раз твердо последовать влечению духовному, как Вы доселе следовали влечению мирскому, воспротивьтесь злу, сколько Вы, может быть, сопротивлялись некогда добру. Что ж Вы стали, друзья мои? Чего боитесь? Боитесь сделаться смиренными, послушными, рассудительными, верными и признательными в рассуждении Отца Небесного? Лучше бойтесь своего рассудка, колеблющегося между Богом и миром, между добродетелию и пороком. Его наиболее не слушайтесь. Он Вас вторично проведет и обманет. Всего же более страшитесь и остерегайтесь Бога! Иисус Христос говорит: “не бойтесь от убивающих тело и не могущих что-либо лишнее сотворити, но убойтесь от имущего власть ввергнуть Вас в дебрь огненную, того токмо убойтеся”.
Простите ль Вы мне, что я, желая только написать Вам просто грамотку, кажется, впал в многоглаголание? От избытка сердца уста глаголют! Я не следую за Тассом26 в его Иерусалиме в лагерь христиан, в замок Армиды и в страшный очарованный лес: вся душа моя в сии минуты — летит в Читу. Обнимаю мысленно всех Вас. Низвожу на Вас благословение Божие в пламенных мольбах моих: да научитесь воспользоваться падением своим гораздо более, чем возвышением, и самым бесславием, чем славою всего мира. Среди блистательных отличий света имя победителя есть имя знаменитейшее, но я желаю Вам лучшей победы — победы над нещастиями, над Вами самими.
Прощайте, дети мои! Не нужно мне подписывать здесь имя свое: сердце Ваше отгадает пишущего и отличит его среди тысящей.
Ваш некогда духовник, друг и отец —
Протоиерей Петр Мысловский