Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Потёмкина Татьяна Борисовна.


Потёмкина Татьяна Борисовна.

Сообщений 1 страница 10 из 18

1

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА ПОТЁМКИНА

https://img-fotki.yandex.ru/get/909751/199368979.11f/0_225269_2a307b4e_XL.jpg

Э. Виже-Лебрён. Портрет Т.Б. Потёмкиной. 1820 г.

Татьяна Борисовна Потёмкина (урождённая княжна Голицына; 30 января 1797, Санкт-Петербург — 1 июля 1869, Берлин) — русская благотворительница, статс-дама, устроительница крымского имения «Артек». По её ходатайству и на её средства была восстановлена Святогорская пустынь на берегу Северского Донца (ныне лавра). Память о Потёмкиной сохранилась в названии посёлка Татьяновка в Донбассе.

Дочь князя Бориса Андреевича Голицына и его супруги княгини Анны Александровны, урождённой княжны Грузинской. В детстве была любима всеми, обладала кротким характером и привлекательной наружностью, но слабым здоровьем. Гувернанткой княжны и её сестёр была госпожа де Нуазвиль .

Летом 1814 года княжна Голицына стала невестой Александра Михайловича Потёмкина (1790—1872), сына княгини Татьяны Васильевны Юсуповой от первого брака с Михаилом Сергеевичем Потёмкиным. Княжна Варвара Туркестанова, близкая подруга княгини Анны Александровны Голицыной, в это время гостила на даче Юсуповых и в её переписке с Кристином обсуждались все перипетии предстоящего союза. Находя жениха равнодушным настолько, что он «даже невесте не оказывает внимания больше, чем необходимо, а у других уж и говорить нечего», Туркестанова объясняет и причину этого союза: «Жених не представляет из себя ничего особенного, но добрый малый. Он хорошо служит, скоро будет произведён в полковники и имеет десять тысяч крестьян, чем нельзя пренебречь в наш век». Впрочем, невеста, по замечанию гостьи, также «выходит замуж без особой любви, но охотно.» Княжна пришлась по сердцу новым родственникам: будущая свекровь была «к ней ласкова», да и отчим жениха, князь Николай Борисович Юсупов, «был доволен свадьбой».

Волновало Туркестанову, не «унаследовал ли молодой Потёмкин скупость свой матери», ведь, собираясь жениться, он ещё не обзавёлся собственным домом и не купил лошадей. Счастье девушки она видела в возможности «управлять мужем». Татьяна Борисовна же «прекрасно справлялась с ролью невесты: она не дичится и не держит себя слишком свободно — она умеет найти середину, … эта молодая особа умнее, чем про неё думают». Единственным препятствием к свадьбе едва не стало хрупкое здоровье невесты: она была так слаба, что потела при малейшем движении. Кристин, в ответ на опасения Туркестановой, писал: «Напрасно выдают Татьяну замуж, если у неё слабая грудь; роды могут в её возрасте повлечь за собой чахотку». Венчание состоялось 7 февраля 1815 года в Санкт-Петербурге. Находясь в курсе начавшейся совместной жизни, Варвара Ильинична сообщала: Татьяна в восторге от чудесного дома, а Потёмкин счастлив, что обладает наконец предметом своих желаний. Напрасно думали, что она вышла за Александра исключительно из послушания; она доказывает, что расположена к мужу. Княгиня Юсупова очарована своей невесткой и оказывает ей всевозможное внимание.

Вскоре у супругов родился сын, который прожил лишь 10 месяцев[4]. Потеря ребёнка так сильно потрясла Потёмкину, что врачи посоветовали ей для поправки здоровья отправиться за границу. М. Д. Бутурлин писал: «Татьяна Борисовна Потёмкина, тогда в цвете юной, но болезненной красоты, отправлена была медиками, по причине угрожавшей ей чахотки, сначала в Швейцарию, после чего она провела одну или две зимы во Флоренции и совершенно выздоровела. Неразлучно при ней находилась бывшая её гувернантка, старая француженка г-жа Ноазвиль [sic!], преумнейшая и забавнейшая особа.» Вместе с Потёмкиной в Париже в доме на улице Бержер в 1819—1821 годах жил кузен Татьяны Борисовны, князь Сергей Трубецкой.

Проведя семь лет за границей и возвратившись в Россию, Потёмкина — духовная дочь святителя Игнатия — посвятила себя благотворительности. Татьяна Борисовна учредила и содержала на свои средства приюты для детей, богадельни и приюты для призрения дряхлых и больных, для приготовления иноверных к таинству крещения и для кающихся падших женщин. В учебных заведениях она открыла несколько вакансий для сирот. В своём имении Гостилицы (около Петербурга) в начале 1820-х годов при участии кузена Трубецкого, состоявшего членом Вольного общества учреждения училищ взаимного обучения, устроила ланкастерскую школу.

В 1827 году Потёмкина приняла на себя обязанности председательницы Санкт-Петербургского Дамского попечительного о тюрьмах Комитета и исполняла эти обязанности в течение 42-х лет, стараясь улучшить положение заключенных, предлагая им материальную и духовную помощь. По желанию Татьяны Борисовны был учреждён приют детей заключенных, на содержание которого она выделяла личные средства.

Отличаясь редкой доступностью, Потёмкина и в своем собственном доме давала приют многим бедным. Она всегда готова была принять, выслушать каждого прибегавшего к её покровительству и помочь ему. Приобретя в 1824 году Гостилицы, Потёмкины узнали, что шестьдесят местных крестьян были сосланы в Сибирь за бунт, вызванный жестоким отношением управляющего. Татьяна Борисовна много ходатайствовала и хлопотала о возвращении их на родину, и по её личной просьбе император Николай приказал водворить ссыльных на прежнее место жительства. П. А. Вяземский писал: «Потёмкина была вообще, очень может быть, слишко доступна ко всем искательствам». Её покровительством пользовались и родственники. Так, брат, Николай Борисович, любивший жить широко и расстроивший свое состояние, был вынужден был заложить своё имение Богородское. Татьяна Борисовна выкупила усадьбу и отдала её под управление Вере Фёдоровне, супруге брата.

Потёмкина много заботилась о поддержании храмов, об устройстве новых церквей и о распространении православия. Её домовая церковь была «сборной крещальной» для всех иноверцев; более тысячи человек евреев и других иноверцев обращены ею в православие. Заботясь о распространении христианства среди язычников и в дальних пределах России, Потёмкина собирала в своем доме на Миллионной улице, 22 для совещаний деятелей духовных миссий и самих миссионеров. Граф С. Д. Шереметев, близко знавший Потемкиных, писал в своих мемуарах: Известный дом Потемкиных в столице был в свое время каким-то открытым домом, чуть не гостиницей для всякого, кто только носил рясу или слыл за святого. Кто только ни перебывал в этом доме, кому только ни давали приюта в бесчисленных комнатах и закоулках этого лабиринта, чего только ни выделывали в этом доме с ведома и без ведома хозяйки, всесильно Татьяны Борисовны, которая до сих пор для меня словно загадка… сам хозяин дома Александр Михайлович Потёмкин безобидный старик, который хлопотал только об одном, чтобы его не тревожили и не мешали бесчисленным его привычкам.

Татьяна Борисовна делала щедрые пожертвования на церкви и монастыри. Её особым покровительством пользовалась Святогорская обитель в Харьковской губернии, которую она на свои средства восстановила в 1844 году. Имение Святые Горы досталось Александру Михайловичу при разделе наследства умершей в 1841 году матери. Вскоре Потёмкин обратился с прошением в Священный Синод о восстановлении монастыря. 15 января 1844 года Святогорский монастырь был возобновлен по высочайшему согласию императора Николая I, а 12 августа того же года состоялось его официальное открытие. Для восстановления обители Потемкины сразу же пожертвовали 10 тысяч рублей и 70 десятин земли, продолжая выделять значительные денежные пожертвования и в последующие годы.

Потёмкина часто посещала и Троице-Сергиеву пустынь, будучи знакомой с настоятелем Игнатием, ещё с тех времён, когда он был офицером корпуса инженеров; много жертвовала туда вещами и деньгами на помин своей матери Анны Александровны.

К Татьяне Борисовне очень тепло относились в царской семье. При дворе императоров Николая I и Александра II она пользовалась большим уважением. Николай Павлович с семьёй бывали в имениях Потёмкиных (Святые Горы и Артек). Татьяна Борисовна была подругой и наперсницей старшей дочери императора, великой княгини Марии Николаевны. Именно священник Троицкой церкви Гостилицкой усадьбы Потёмкиной совершил венчание Марии Николаевны и графа Григория Александровича Строганова. Близко общалась Татьяна Борисовна и с великой княгиней Александрой Петровной, которая также была очень религиозна.

Во время одного из визитов в резиденцию великой княгини, Николаевский дворец, Потёмкина стала жертвой несчастного случая: один из первых в городе лифтов — подъёмник с креслом — сорвался с большой высоты и упал, пробив мраморный пол. Получив серьёзные травмы, Татьяна Борисовна чудом осталась жива, но с начала 1869 года здоровье её стало ухудшаться, и врачи посоветовали продолжить лечение за границей. Вместе с сестрой Софьей 29 июня она прибыла в Берлин, где и скончалась спустя два дня в ночь на 1 июля 1869 года.

Тело её было доставлено в Россию и похоронено в Троице-Сергиевой пустыни. 9 июля при многочисленном стечении народа и в присутствии великой княгини Александры Петровны, Евгения Максимилиановича, Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских и других знатных особ настоятелем обители архимандритом Игнатием была совершена литургия. Император писал Александру Михайловичу: С душевным прискорбием известясь о внезапной кончине супруги вашей, вменяю себе в сердечную обязанность выразить вам горячее участие, принимаемое Мною в столь неожиданно постигшем вас несчастии. Постоянно питав глубокое уважение к высоким качествам и добродетелям покойной Татьяны Борисовны, я искренне желаю, чтобы вы нашли некоторое утешение в том общем сочувствии к понесенной вами потере, которое вызывается памятью о достойной супруге вашей. Да поможет вам Бог смиренно покориться воле Всевышняго, подвергшей вас столь тяжкому удару.

2

https://img-fotki.yandex.ru/get/962950/199368979.11f/0_22526a_c04234e_XL.jpg

Татьяна Борисовна Потемкина (урожденная княжна Голицына) родилась 30-го января/12 февраля 1797 г. (по другим источникам - 1801 г.), скончалась 1/14 июля 1869 г. в Берлине.

Известность она приобрела благодаря своей выдающейся благотворительной деятельности. Отличаясь глубокой религиозностью, она делала щедрые пожертвования на церкви и монастыри. Особенное впечатление на современников произвело восстановление ею находящейся в ее имении Святогорской Успенской обители на реке Северский Донец, упраздненной в 1787 г. (ныне - Лавра).

Татьяна Борисовна весьма часто посещала Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, неподалеку от Стрельны, много жертвовала туда. Хорошо она была знакома и с настоятелем Пустыни: архимандритом (тогда) Игнатием (Брянчаниновым) (1807-1867).

Замужем она была за А. М. Потемкиным, с которым прожила 55 лет.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/906517/199368979.11f/0_2250b2_ae997e2f_XL.jpg

А.П.Брюллов. Портрет Т.Б.Потемкиной.
Середина 1830-х годов.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.
Поступил от Н.А.Давыдовой, Москва, в 1972 году. ГМП.

Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княжна Голицына (1797–1869) — статс-дама, жена действительного тайного советника А.М.Потемкина, известная благотворительница

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/477095/199368979.11f/0_22526b_f8513109_XXXL.gif

5

https://img-fotki.yandex.ru/get/940943/199368979.11f/0_22526c_6a07a764_XXXL.gif

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/940943/199368979.11f/0_22526d_c5686c91_XXXL.gif

7

Татьяна Борисовна Потёмкина и её благотворительная деятельность


https://img-fotki.yandex.ru/get/906517/199368979.11f/0_22526e_d11da2c0_XXL.jpg

Т.Б. Потёмкина (1797-1869) с молодости занималась благотворительностью и была широко известна своими делами. Всю свою жизнь она посвятила делу милосердия. 42 года она возглавляла Санкт-Петербургский Дамский попечительный о тюрьмах комитет, всеми мерами стараясь улучшить и облегчить положение заключенных, предлагая им и материальную и духовную помощь. Она заботилась о сиротах и детях заключенных, повсюду организовывала их обучение грамоте и ремеслу. На свои деньги в училищах открывала вакансии для детей из неимущих и малоимущих семей. Как вспоминали современники, не было благотворительного или богоугодного заведения, в котором Татьяна Борисовна не состояла бы членом и не принимала бы в нем участия. Ею же были учреждены богодельни для больных, приюты для приготовления иноверных к таинству крещения, приюты для кающихся падших женщин. Считаясь одной из первых красавиц своего времени, она еще в молодости отказалась от всех светских развлечений, не появлялась на придворных торжествах; но принимала у себя в городе и в своих имениях. По доброте душевной она никому не могла отказать и постоянно помогала странникам, духовной братии, художникам, музыкантам, бывшим заключенным, словом, всем, кто нуждался в ее помощи. Она специально приезжала к дочери Николая I Марии в часы, когда император навещал своих внуков и обращалась с просьбами к государю прямо. С утра в ее приемной толпились просители, и она неустанно хлопотала, пользуясь своими связями и родством с министром духовных дел А.Н. Голицыным. Случалось, что ей отказывали и даже отчитывали ее министры Александра II, но она продолжала благотворительную деятельность до конца своей жизни.

Заботилась она и об улучшении быта своих крепостных. После покупки Гостилиц, она выхлопотала разрешение у Николая I вернуть туда крестьян, сосланных в Сибирь при прежнем владельце. Она открыла для крестьянских детей в Гостилицах ланкастерскую школу, а смотрителем ее назначила освобожденного из острога по ее просьбе крепостного, выкупив его у прежней помещицы. Он был посажен в тюрьму, видимо, по религиозным причинам.

Там же, в Гостилицах, Татьяна Борисовна открыла больницу и богодельню для крестьян.

Поэтому потомкам гостилицких крестьян есть за что с благодарностью вспомнить эту замечательную женщину.

Начало распространения образования в Гостилицах среди крестьян относится к I-й трети 19 века. Существуют некоторые разночтения в более точной дате открытия школы. Так, один из церковных источников дает точную дату – 1825 год. Сведения же начальника Санкт-Петербургского учебного округа об открытии школы в 1830 году получены не из первых рук. Хозяйка же усадьбы могла долго не входить в отношения с министром просвещения по поводу открытия школы, так как имела возможность получить все необходимые разрешения лично от императора или же от своего родственника министра духовных дел и обер прокурора Синода А.Н. Голицына и от брата Андрея, который к началу 20-х годов стал главой Общества распространения в России ланкастерских школ.

В записках П.А. Вяземского, сделанных летом 1830 года, есть упоминание об уже  работающей в Гостилицах школе. Сведения об открытии школы П.А. Вяземский получил непосредственно от Т.Б. Потемкиной, слушая ее рассказы во время посещения Гостилиц. Поэтому вполне авторитетной следует считать его позднейшую приписку о том, что школа была открыта еще при Александре I. Сравнение всех этих данных позволяет считать, что в 1825 году, на следующий год после приобретения Потемкиными Гостилиц, начальная школа уже существовала, и эту дату можно принять как дату основания школы в селе Гостилицы.

Как уже было сказано выше, в Гостилицах школа начала свое существование в 1825 году. В школе была введена ланкастерская система обучения. Эта система взаимного обучения использовалась в начальных школах (при обучении чтению, письму, счету), при которой старшие, более успевающие ученики, под руководством учителя вели занятия с остальными. В Россию эта система пришла из Англии. В России такие школы стали открываться с 1818 года, но не привились. Эту методику обучения грамоте использовали декабристы.

Гостилицкая школа была одной из первых школ на селе в Санкт-Петербургском учебном округе и, наверное, единственная, которая не прекратила свое существование за последующие 170 лет.

Первым учителем (смотрителем) школы был назначен крепостной, освобожденный Т.Б. Потемкиной из острога, выкупленный ею у прежней владелицы.

В одном из источников отмечается, что в 1842 году в школе, разместившейся в деревянном доме времен П.К. Разумовского, училось 60 детей. Начальное училище, содержимое Потемкиной, продолжало действовать вплоть до освобождения крестьян в 1861 году.  В связи с освобождением оно было ненадолго закрыто,  но уже в 1862 году снова открылось при волостном правлении. Учителем был студент семинарии. Число учащихся доходило до 80 человек. В это время в Гостилицах, судя по источникам, было два училища – мужское и женское. В 1863 году вместо студента семинарии учителем назначен волостной писарь.

В 1864 году грамотность в Петергофском уезде среди мужчин была 23%,  среди женщин – 7%.

В 1870-е годы в Гостилицкой волости было открыто еще 2 училища – Дятлицкое и Забородское.

В 1882 году в Гостилицком сельском одноклассном училище преподают: один законоучитель (священник), один учитель и одна учительница; учащихся – 46 мальчиков и 36 девочек. Истоки существования училища были земство и сельское общество, от них на содержание училища поступило соответственно 750 и 350 руб., от государства помощи не поступало.
В 1885 году по церковным сведениям в Гостилицах два училища, в которых училось 80 детей.

Земские статистические сборники позволяют проследить рост уровня образования населения Гостилиц. К 1882 году среди мужчин грамотность составляла 24% (по всему уезду – 18%), для женщин эти цифры соответственно составляли 2% и 5%. Другой источник сообщает, что среди тех, кому было более 8 лет грамотных было 21%, а среди новобранцев – 83%.

В 1895-96 годах в Гостилицах в женском училище было 35 девочек, в мужском – 65 мальчиков; в каждом училище было по одному учителю. В среднем же по уезду на 1 учителя приходилось по 46 человек. В обоих гостилицких училищах в этом году были народные чтения со световыми картинками (диафильмами) из священной истории, из русской истории, из естественной истории, географии и беллетристики, а также – басни.

В 1896/97 учебном году в женском училище – 40 девочек, в мужском – 64 мальчика, в 1897/98 – соответственно 54 девочки и 65 мальчиков. Также в каждом училище по одному учителю. В 1897/98 учебном году при Гостилицком народном училище появились бесплатная народная библиотека и читальня. Библиотека принадлежала Петергофскому уездному земству. Книги были на русском языке, велся каталог. Всего же в уезде было 12 библиотек.

В 1905 году в Гостилицкой волости было 8 земских училищ, из них 2 – мужское и женское – в Гостилицах. Очагами культуры волости также были две чайные: в Гостилицах и в Дятлицах. В чайных проходили духовные беседы, чтения с туманными картинками, чтения в лицах драматических произведений.
По данным за 1914 год Гостилицкое училище фигурирует как двухклассное.

В 1908 году было открыто училище в дер.Новой, перед революцией здесь было уже 2 школы: одна, по воспоминаниям местных жителей, была начальной, а в другой учились до 4 класса. Своих зданий у школ не было, занимались по избам местных жителей, если была возможность разместиться. Как вспоминают старожилы, занимались вместе 1 и 3 классы в одной комнате, а в другой 2 и 4 классы. Вместе с крестьянскими детьми занимались и дети священника, а их старшая сестра, знавшая несколько языков, преподавала здесь французский язык.

До нынешних дней сохранилось здание Гостилицкого земского училища, построенное в конце 19 века (сейчас так называемый дом рыбхоза) и его необходимо взять под охрану.

Потемкина Татьяна Борисовна, урожденная княжна Голицына, родилась в 1797 году умерла в 1869 году, была известна в обществе как благотворительница. С 25 лет отказалась от светских удовольствий и посвятила себя делу служения ближним. В 1827 году приняла на себя обязанности председательницы Санкт-Петербургского Дамского попечительного о тюрьмах комитета, исполняла эти обязанности в течение 42 лет. Для детей заключенных по ее идее был учрежден приют, поддержанию которого она помогала своими средствами. Также на свои средства открыла и содержала приют для бедных детей, ею были учреждены приюты для дряхлых и больных. Почти во всех учебных заведениях она открывала вакансии для бедных сирот. В своем имении в Гостилицах для крестьянских детей открыла ланкастерскую школу. Отличаясь редкой доступностью, Потемкина и в своем доме давала приют многим бедным, которых поддерживала до приискания мест.

Муж Т.Б. Потемкиной – Александр Михайлович Потемкин – действительный тайный советник, дальний родственник Г.А. Потемкина, фаворита Екатерины II. Некоторое время был предводителем дворянства СПб губернии. Участник заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах. Был членом Опекунского совета, управляющим Родовспомогательного учреждения, училища глухонемых, действительным членом Императорского Человеколюбивого общества.

Брат Т.Б. Потемкиной – Николай Борисович Голицын, виолончелист, прекрасный музыкант-любитель. Был меценатом Бетховена.

Интересно, что Т.Б. Потемкина также приходилась кузиной декабристу С.П. Трубецкому и П.И. Багратиону.

Ссылаясь на свидетельства Вяземского П.А., бывшего в 30-е годы XIX века в Гостилицах, Сухомлин утверждает, что Потемкины еще при Александре II устроили на свои деньги ланкастерскую школу. Балл-ланкастерская система взаимного обучения использовалась в начальных школах (чтение, письмо, счет), при которой более успешно успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с остальными. В России такие школы стали открываться с 1818 года, но не привились.

Школу Потемкины содержали на свои средства. Смотрителем Т. Б. назначила освобожденного из острога крепостного.

После освобождения крестьян в 1861 году школа была закрыта, но открылась уже при волостном управлении. Учитель из студентов семинарии учил за 15 р. серебром в месяц. Число учащихся доходило до 80 человек. Через год для сокращения расходов учение было поручено писарю с оплатой 7 р. 50 к. в месяц.

Следует помнить, что эти училища значились как открытыми лишь как земские, а до этого они тоже могли существовать, но как частные, или принадлежа министерству или др.ведомству.

В 1882 году в Гостилицком земском одноклассном училище преподавали: один священник, учитель и учительница; учащихся – 46 мальчиков и 36 девочек. Источник существования от земства 750 р., от сельского общества 350 р., от государства помощи не поступало.

В 1885 году по церковным сведениям в «Гостилицком приходе находилось 3 школы: 2 в Гостилицах и 1 в Мишелове». Всего было 46 мальчиков и 70 девочек. Учащиеся в Гостилицах участвовали в церковном пении. К концу века школ в приходе уже 4; с 60-х гг. действует церковно-приходское попечительство.

В 1861 году отрыто мужское училище, в 1865 году – женское. В женском училище 35 девочек, преподавателем общих предметов была М.С. Ефимова, в мужском училище 65 мальчиков, преподаватель Е.А. Эрбом. Зарплата была неравная: мужчина получал 317 р., женщина 298 р. Школы везде переполнены, из-за требований гигиены были отказы в приеме детей, желающих учиться. Процент грамотных по уезду был 23% мужчин, 7% женщин, т.е. 15,6%.

В 1896-1897 уч.г. в Гостилицком женском училище было 40 девочек, учитель Е.А. Косякова, в мужском – 64 мальчика, учитель  Е.А. Эрбом.

Осенью 1990 г. в Гостилицком мужском училище начала работать новая учительница Зинаида Васильевна Коноплянникова. Она родилась 14 ноября 1878 г. в Петербруге, в 1899 г. получила звание учительницы народного училища. Через год попала в Гостилицкую школу и развернула в селе просветительскую и пропагандную деятельность, за что ее преследовали местные власти. Журнальным постановлением Петергофского уездного училищного совета от 11 декабря 1902 г. была уволена от занимаемой должности. Вскоре она была вынуждена покинуть Гостилицы.

27 апреля 1903г. Коноплянникова была арестована. При обыске у нее обнаружили революционное издание, рукописи и принадлежности множительного аппарата. Через год ее освободили.

В воскресенье вечером 13 (26) августа 1906 г. на вокзале в Н. Петергофе четырьями выстрелами из револьвера системы «Браунинг» был убит генерал-майор Георгий Александрович Мин З.В. Коноплянниковой, находившейся тогда в подполье. Она была арестована, утром 29 августа в кандалах доставлена в Шлиссербург и через 56 мин. казнена.

После революции Гостилицкая начальная школа продолжала работу, она была переведена в более просторное здание земской управы. Приблизительно в 1922 г. 4-х классную школу перевели во дворец на 2-й этаж.

В 1929 г. на базе гостилицкой школы была организована первая в округе семилетняя школа крестьянской молодежи, а начальная школа переехала в северный кавалерский флигель.

В подвальном этаже бывшего дворца были мастерские по труду, там делали табуретки, скамейки и др. В правой части здания в подвале была столовая, где учеников бесплатно кормили на большой перемене. Классы были на 1-2 этажах. В центре здания на верхнем этаже был круглый зал. Там проводились занятия по физкультуре. Зал был оборудован шведскими стенками, канатами и др.

В школе вырастает опытный с/х участок под руководством агронома Сидорова, учителя ШКМ.

Учащиеся, участники драмкружка с самодеятельностью выезжали в Лопухинку. Инициатором этого был директор школы Степанов Константин Григорьевич. Уроки истории, которые он вел, были очень интересны и познавательны. Уважение к личности ученика, простота обращения, глубокий интерес к ребячьей жизни, знание предмета – вот, что особенно возвышало Константина Григорьевича в глазах людей.

В 1930г. директором стала Подобедова Е.И. С 1932г. учащихся стало более 200 человек. В интернате жило около 100 человек.

В 1935г. директором вновь стал Степанов К.Г. Широко стали применять в школе поощрения: премировали подарками, бесплатно возили в Петергоф, Ломоносов.

В школе был оркестр народных инструментов, состоящий в основном из мальчиков. Они сами писали музыку, выступали на областных смотрах самодеятельности. Работал фотографический кружок (консультантом была Подобедова Е.И.). Продолжал работу драмкружок. В школе были организованы занятия стрелкового кружка.

Как только началась война, мальчики-старшеклассники вошли в истребительные отряды (они охраняли склады, готовили бутылки с зажигательной смесью); иные стали разведчиками (Ярослав Антонов). Многие добровольно ушли на фронт и погибли в боях (Толя Форточкин, Гена Емельянов, Леня Толкачев и др.).

А сам директор – К.Г. Степанов, вступил в партизанский отряд, действующий на территории Лен.обл., и погиб в ноябре 1941г. при выполнении боевого задания.

С 1946г. в одной из комнат разрушенного дворцового здания разместилась начальная школа. Зав.нач.школой была назначена Козина Галина Ивановна. Работали в две смены. Сама Г.И. жила в том же крыле здания. С августа 1948 г. в Гостилицах открылась 7-яя школа (детей всего 175 человек) в восстановленном здании в центре деревни по Парковой улице. В первый год было 7 учителей: Ботаковская О.Н. (директор школы, литература), Гуревич Г.М. (история), Сергеев Б.Г. (физика, черчение), Крашенникова М.И. (математика), Павлова О.А. (биология, география), Дмитриева В.Г. (уч. I-III кл.), Козина Г.И. (II-IV).

В течение года прибыла учительница ин.яз. Ганыгина Людмила Васильевна.

Учителя сами готовили учебные пособия, сами заготавливали дрова.

Много внимания пед.коллектив уделял изучению родного края. Ребята взяли шефство над могилами Гагарина Жени, Тюкина Бори, Кулагина Игоря.

Кроме исторических поисков, каждый мог попробовать себя в разных научных кружках: спортивный, стрелковый, авиамодельный, «Умелые руки». Потом начали работу кукольный театр и драматический самодеятельный театр. Появилась метеорологическая площадка (старш. уч.географии Смелкова О.В.).

В 1951 г. школа все еще семилетняя. В этом году пришли новые учителя: Бабарыкина Л.И., Елагина С.В. на нач.классы 1-3 кл., 2-4 кл.

В 1952 г. школа стала 9-ней (225 уч.).

В Гостилицкую среднюю школу после окончания Гатчинского пед.училища 15 августа 1956г. пришла работать Михайлова Раиса Тимофеевна. Директором школы еще работала Ботаковская Ольга Николаевна.

Наполнение классов было большое – до 40 человек. Занимались в 3-х помещениях.

В 1965 г., благодаря усилиям Ботаковской О.Н., построили новую школу – четырехэтажное типовое здание. В этом же году О.Н. ушла из школы по болезни и на ее место назначили Хвалеву Ольгу Семеновну. Появился зоокружок, им руководил уч.биологии – Андреев Н.В. Было много слетов, походов.

В 1975 г. директором школы стала Алехина Лилия Осиповна, она прошла путь от пионервожатой до директора школы. Она отличалась творческим подходом к работе. Главной ее задачей было «сохранение и умножение традиций в школе». В школе появились хор учителей и уч.струнный оркестр. Был ансамбль, сост. из школьников. Действовали кружки: «Хозяюшка», «Изобраз. искусства», «Пения» и т.д.

По путевкам выезжали с коллективом в Казань, Ульяновск, Ростов, Псков, Прибалтику, Казахстан.

Было решено создать музей боевой славы. Открытие было запланировано на 14 января 1979 г., в честь 35-лет. освобождения Гостилиц. Создавали под руководством Распопова Л.А., при помощи Дершевич И.А., Любимовой Н.Р. и др.

В 1989 г. Лилия Осиповна оставляет свой пост директора и работает учителем литературы и русского языка.

После Лилии Осиповны директором стала ее выпускница  Цветкова И.М. С 1989 по 2011 год она работала директором школы и учителем математики.

с 1 сентября 2011 года школу возглавляет Таргонская Екатерина Геннадьевна.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/906518/199368979.11f/0_22526f_4009530_XXL.jpg

Татьяна Борисовна Потёмкина.
Фотография 1860-х гг.

9

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

ПЕРЕПИСКА С ДРУЗЬЯМИ И ЗНАКОМЫМИ

Статс-дама Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княжна Голицына (1797-1869), в свое время была хорошо известна в Петербурге, причем не только в высшем свете, но во всех слоях общества. Всеобщую известность она приобрела благодаря своей выдающейся благотворительной деятельности. Отличаясь глубокой религиозностью, она делала щедрые пожертвования на церкви и монастыри. Особенное впечатление на современников произвело восстановление ею находящейся в ее имении древней Святогорской Успенской обители на реке Донце, упраздненной в 1787 г. Для ее восстановления супруги Потемкины в 1844 г. сразу же пожертвовали 10 тысяч рублей и подарили 70 десятин земли. Значительные денежные пожертвования продолжались и в последующие годы, так что строительство храмов в обители продолжалось до самой кончины благотворительницы. Она вообще очень интересовалась церковными делами, покровительствовала миссионерской деятельности, тридцать лет была попечительницею тюрем, часто посещала больницы и богадельни, военные госпитали.

Замужем она была за Александром Михайловичем Потемкиным, с которым прожила 55 лет. Александр Михайлович был человеком исключительной доброты, в деятельность жены не вмешивался, предоставляя ей полную свободу. Их дом в Петербурге слыл Ноевым ковчегом по количеству призреваемых. Пользующиеся ее гостеприимством говорили и писали, что она ближнего любила как самое себя, была очень ласкова и приветлива, «по сей добродетели, всех, кто вздумает посетить ее, принимала без лицеприятия с любовию христианскою и с пользою для души своей. Пересудов не терпела».

Не все, однако, были такого мнения об ее доме: «Кто только не перебывал в этом доме; кому только не давали приюта в бесчисленных комнатах и закоулках этого лабиринта; чего только не выделывали в этом доме и с ведома и без ведома хозяйки, всесильной Татьяны Борисовны. Под прикрытием доброты и смирения делалось многое, что не всегда имело последствием добро. Нужно было хоть раз проникнуть в этот дом, чтобы понять все особенности этого приюта, этого сочетания святости с сплетнями, дрязгами и интригами, подпольными похождениями и темными делами всякого рода. Наружная патриархальность скрывала внутренний разлад...»

Татьяна Борисовна весьма часто посещала Сергееву пустынь, много жертвовала туда и вещами и деньгами — для памяти своей матери, рабы Божией Анны. Хорошо она была знакома и с Настоятелем Пустыни: «Брянчанинова знавала я еще офицером корпуса инженеров, — вспоминала она. — Он был любимцем Государя. ...Безуспешны были все попытки Государя и Великого Князя Михаила Павловича отговорить Брянчанинова от поступления в монашество: он бросил свою блистательную карьеру служебную и ушел в Свирский монастырь к старцу Леониду. Говорили потом, что некоторые видели Брянчанинова возницею о. Леонида, приезжавшего зачем-то в столицу. После того долгое время ничего не было о нем слышно.

Помню, однажды, когда была я в покоях покойной Государыни Императрицы Александры Федоровны, с веселым видом вошел к ней покойный Государь и сказал: «Брянчанинов нашелся: я получил о нем хорошие вести от митрополита Московского. Быв хорошим офицером, сделался он хорошим монахом: я хочу его сделать настоятелем Сергиевой пустыни». Вскоре все заговорили в столице о новом настоятеле Сергиевском, любимце Государя, весьма опытном в жизни духовной. С трудом узнала я прежнего Брянчанинова в лице о. Игнатия — так изменился он в иночестве.

Впоследствии довольно часто он нас посещал. Духовный был человек; он умел держать себя во всяком обществе, но вместе с этим умел также всякую беседу сделать душеполезною. Коротко знакомый с учением святоотеческим, сообщал он разговорам своим и суждениям дух этого учения. Многие тогда удивлялись о. Игнатию: как он, подвижник и молитвенник, не чуждался с тем вместе общества, бывал приятным собеседником людям светским, умел возбуждать в них к себе доверие и действовать на них ко благу душевному. Видя в нем не столько лицо духовное, сколько доброго знакомого, равного по уму и образованию, многие, весьма нерасположенные к иночеству люди любили бывать у него в обители и видеть его в домах своих, что незаметно склоняло их к благочестию. Благочестие был целью и основою всех бесед о. Игнатия, и самый светский разговор старался он всегда свести к душеназиданию своих слушателей, нередко заставляя задумываться самых беззаботных. Зато много клеветы выпадало на долю о. Игнатия в столице: чего-чего не говорили о нем понапрасну, и нужно было лишь удивляться тому спокойствию, с которым переносил он людские пересуды.

Он был делателем молитвы Иисусовой, и это некоторым давало повод утверждать, что он находится в духовной прелести, тогда как опытностию своею в подвигах духовных помогал он другим избегать прелести. Так одна из моих знакомых не по разуму предавалась благочестивым упражнениям, отчего близка была к умопомешательству, и только советы о. Игнатия наставили ее благовременно на путь истины. Отец Исайя Никифировский часто, бывало, говаривал, что о. Игнатий более его сведущ в подвижнической науке, и с особым уважением относился к его советом, называя их истинными и вполне чуждыми всякой прелести. «Он учит покаянию, — говорил старец, — какая же может быть прелесть в покаянии?»

Клеветы на о. Игнатия нередко достигали до покойного Государя, но он не внимал им и всегда защищал своего любимца, говоря, что знает Брянчанинова лучше всех. Один случай, впрочем, на короткое время навлек на о. Игнатия неудовольствие Государя, в чем и моя была отчасти вина. В то время был у нас французским посланником Барант; жеиа его была женщина очень набожная и благочестивая. Ей очень нравилось наше православное богослужение, наши храмы и монастыри. С нею была я очень дружна; у нас познакомилась г-жа Барант с о. Игнатием, и потом вместе со мною была в Сергиевой пустыни. Она просила меня потом передать о. Игнатию приглашение ее побывать в французском посольстве, что я и исполнила. В доме Барантов о. Игнатий встретился с одним ученым католиком, с которым произошел у него весьма оживленный разговор о превосходстве религий. Поводом к нему было французское сочинение Екатерины Эмерик о страданиях Спасителя, которое о. Игнатий прямо назвал душевредным, не имеющим тени истины, что противник его опровергал, ссылаясь на авторитет своей церкви. Нужно сказать, что в это время отношения наши с Францией были весьма натянуты: при дворе с Барантом были очень холодны, почему знакомство о. Игнатия с французским посланником весьма было неприятно Государю. Он запретил ему на некоторое время самый выезд в столицу. Не только о. Игнатию, но и другим лицам черного духовенства столицы запрещено было тогда посещать светских своих знакомых; это мне весьма памятно потому, что около двух недель не могла я видеть у себя моего духовника. Впрочем, гнев Государя на о. Игнатия не был продолжителен; вскоре Государь посетил Сергиевскую пустынь и весьма милостиво обошелся с ее настоятелем, после чего о. Игнатий снова начал бывать у знакомых своих в столице. Не укрылось от Государя и мое участие в том, что о. Игнатий был в доме французского посланника; Государь все мне тогда говорил, что неслед православным слишком дружиться с католиками».

Похоронена Татьяна Борисовна Потемкина в Сергиевой пустыни.

Ольга Шафранова

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/979410/199368979.11f/0_225270_975c2328_XL.jpg


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Потёмкина Татьяна Борисовна.