Каторга, поселение, европейская Россия
У этих людей на календаре всегда 14-е декабря, и никогда не наступит 15-е.
П. А. Вяземский
Около ста семидесяти человек, привлеченных по делу декабристов, но оправданных в ходе следствия, административно, то есть без суда, выслали на Кавказ. Чуть позже к ним присоединились и те декабристы, кто, по мнению Зимнего дворца, был менее виновен перед властью и мог кровью смыть свою вину. В середине 1830_х гг. вернулись домой чуть более тридцати отправленных под пули горцев революционеров. Дорога же в Сибирь началась для осужденных летом 1826 г.; преступники отправлялись туда в основном в повозках, закованными, в сопровождении специальных фельдъегерей. Власти очень торопились (на шесть тысяч пятьдесят верст отпускалось двадцать четыре дня), почему и рисковали доставить не всех ссыльных и каторжан в места заключения. Михаил Бестужев вспоминал фельдъегеря, который так безжалостно избивал эфесом сабли ямщика, что, когда лошади добрались до Суксонского перевала, тот, бросив вожжи, крикнул: «Ну, барин, теперь держи сам!» Фельдъегерь вцепился в вожжи и направил коней прямо на повозку ехавшего впереди Барятинского. Тот еле спасся, успев перескочить из телеги на свою коренную. Затем вся масса из шести сцепившихся лошадей помчалась на телегу Горбачевского, лошади которого в испуге понесли под гору и опрокинули на обочину повозку М. Бестужева. Хорошо, что это произошло уже в конце спуска. Не без приключений добирался на каторгу и Иван Якушкин. «При переезде через Сильву, — вспоминал он в „Записках“, — лед проломился под моей повозкой; меня вытащили и спасли чемодан мой, плававший в воде». До сих пор бытует мнение, что декабристы, за редким исключением, довольно спокойно восприняли свою участь и смирились с ней. Да, конечно, Лунин или Сухинов сопротивлялись активно, но большинство их товарищей вроде бы втянулись в повседневные заботы, просветительскую деятельность, мелкие стычки с местным начальством. Это абсолютно неверно. Первым из декабристов задумал и совершил побег унтер-офицер Московского полка Александр Луцкий, отправленный в 1827 г. в Сибирь в составе этапной группы. Уже по дороге он бежал, но был пойман. Вновь побег, арест, одиночка — и вновь побег! Циркуляры о поиске этого неугомонного человека осели в архивах многих городов страны. Имя Луцкого стало настолько популярным, что беглые каторжники с удовольствием его использовали. В результате в разных концах Сибири в разные годы одновременно вылавливали по нескольку «Луцких».
Это был дерзкий одиночка, но необходимо отметить, что и центральные, и сибирские власти живо ощущали опасность возможного организованного побега декабристов. Первый вопрос, который после оглашения приговора дворянским революционерам задал Николай I генерал-губернатору Восточной Сибири Лавинскому, звучал так: ручается ли тот за безопасность края? Лавинский честно ответил, что никакой гарантии нет, и потребовал не расселять декабристов по краю, а собрать их на одном заводе, до предела усилив его охрану. Это стало первой удачей для ссыльнокаторжных революционеров. Живя по одному — по два на разных заводах, они быстро погибли бы, как Сухинов или позже Лунин.
Второй удачей следует признать выбор коменданта места их каторги. Станислав Романович Лепарский не являлся тюремщиком в обычном смысле слова. Генерал_майор, в прошлом адъютант фельдмаршала Румянцева, он оказался человеком благородным, умным и достаточно добрым. Нельзя сказать, что декабристы благоденствовали под его началом, но он далеко не всегда действовал в соответствии с бестолково-жестокой инструкцией. Достаточно упомянуть о его отношении к декабристкам, по поводу которых он говорил: «Для них у меня нет закона, и я часто поступаю против инструкции». Третьей удачей для декабристов стал выбор места их содержания. Начальник сибирских заводов Бурнашев предлагал собрать их всех в Акатуе—самом гиблом месте Восточной Сибири. Лепарский настоял на Петровском Заводе, близ Читы, здесь ему легче было организовать охрану «государственных преступников». После высочайшего утверждения места каторги под Читой выстроили новые казематы, учредили особую канцелярию, назначили коменданта. Впрочем, и обустроенная клетка — это всего лишь клетка.
О побеге декабристы думали постоянно, начиная с момента своего ареста. Трубецкой позже признавался, что строил фантастические «прожекты» бегства еще в Петербурге — то хотел бежать по пути к коменданту крепости, то по дороге в Следственный комитет или в баню. Реальные контуры план побега приобрел в Сибири весной 1827 г., когда начальство собрало в Чите и близ нее около семидесяти декабристов. Этот план, разработанный совместными усилиями к осени того же года, отличался четкостью и взвешенностью. В него входили разоружение караула, захват Читы, овладение баркой достаточной вместимости и плавание по рекам Имгоде, Шилке и Амуру до океана. Там надеялись встретить американское китобойное или торговое судно, которое могло доставить беглецов в Северную Америку, или, как ее называли декабристы, «матерь свободы».
Насколько этот план можно считать реальным? Уже упоминалось о том, что, собрав со всей Восточной Сибири солдат и офицеров, Лепарский совершенно ее оголил. Для того чтобы перебросить из Иркутска в Читу воинскую часть, требовался по меньшей мере месяц для кавалерии и еще больший срок для пехоты. При самом неблагоприятном развитии событий рискованными для декабристов являлись только первые пять-шесть дней от начала восстания, далее перед ними лежал свободный путь за границу.
Реализация плана больше всего затруднялась отсутствием денег, которые требовались на подготовку побега, да вряд ли и капитан американского судна согласился бы везти их бесплатно. Добыть деньги можно было только у родных, и вот за Урал отправляется горничная Е. Трубецкой Аграфена Николаева. О ее путешествии в столицу и обратно—обратно уже вместе с дворовым человеком графа Потемкина Данилой Бочковым — надо писать отдельный рассказ, что вряд ли здесь уместно. Скажем вкратце: несмотря на помехи со стороны о чем-то пронюхавшего III отделения, деньги удалось доставить в Читу к лету 1828 г., но к тому времени ситуация в Восточной Сибири резко изменилась. После разгрома заговора Сухинова колебания охватили даже самых горячих приверженцев побега. Бдительность тюремщиков утроилась, да и гарантированные репрессии по отношению к тем товарищам, которые отказались участвовать в побеге, удерживали декабристов. В итоге пришлось расстаться с надеждами на освобождение собственными силами.
Конечно, не только обсуждением планов побега были заняты наши герои. Им приходилось работать в шахте, разбивать молотами руду. Молодые кое-как справлялись с установленной нормой, но Трубецкому, Волконскому и некоторым другим каторжанам постарше это было не под силу, тем более что очень скоро дали о себе знать старые раны. В 1827 г. декабристов перевели работать на поверхность земли. Стало легче, но ненамного. Теперь они переносили руду на склад. Каждые носилки тянули на четыре-пять пудов, а перенести пара каторжников за день должна была тридцать таких носилок на расстояние двести шагов. Даже в этих условиях Бурнашев — антипод Лепарского—удивлялся: «Черт побери, какие глупые инструкции дают нашему брату: содержать преступников строго и беречь их здоровье! Без этого смешного прибавления я бы выполнил инструкцию и в полгода вывел бы их всех в расход!»
Многое в Нерчинске способствовало исполнению заветных желаний Бурнашева. «Прибыв туда (к месту отбывания каторги.—Л. Л.),—писал Е. П. Оболенский,—поселили нас в острог, лучше сказать в тюрьму, в которой для каждого поделаны клетки в 2 аршина длины и в полтора ширины. Нас выпускали из клеток, как зверей, на работу, на обед и ужин и опять запирали…» Вскоре начались столкновения с местным начальством. Горный инженер Рик, приставленный Бурнашевым к декабристам, запретил им совместные обеды и чаепития. Те в ответ объявили голодовку — первую голодовку политических узников в России. Начальник заводов, вызванный испуганным инженером, примчался на шахту в полной уверенности, что начался бунт. Выяснив, в чем дело, он, привычно ворча на «глупые инструкции», сменил Рика.
Декабристов и в Сибири не оставляли в покое полиция и провокаторы. Самым известным из провокаторов был Роман Медокс. В начале 1830_х гг. он втерся в доверие к иркутскому городничему А. Н. Муравьеву, притворившись влюбленным в проживавшую в доме городничего В. Шаховскую. Прежде всего Медокс выяснил способы сообщения декабристов с их родными в России. Но этого ему показалось мало, в посылках и письмах не содержалось ничего крамольного. Тогда Медокс сам выдумал «заговор» и известил о нем Николая I и Бенкендорфа. Согласно его сообщению, центром «заговора» стал дом Е. Ф. Муравьевой в Москве. С этим центром декабристы сносятся через В. Шаховскую, пересылающую письма, не проходящие перлюстрации. Сибирским же филиалом центра «заговора», по словам провокатора, является дом городничего Иркутска Муравьева. Последний втянул в антиправительственную деятельность ряд сибирских купцов и обывателей.Провокация Медокса причинила декабристам много неприятностей. Прежде всего она затруднила их связи с Европейской Россией, замедлив получение почты, каждое прибытие которой было для ссыльных праздником. Поняв, что заговор выдуман Медоксом, и желая примерно наказать афериста, Николай I приказал в 1834 г. заточить его в крепость, так что провокатор кончил плохо. Впрочем, и начинал он не лучше. Еще в 1812 г. Александр I сажал Медокса в крепость «на всю жизнь» за то, что тот под видом адъютанта министра полиции разъезжал по Кавказу и собирал деньги на «организацию ополчения» для борьбы с Наполеоном.
Огромной поддержкой для декабристов оказался приезд к некоторым из них жен, сестер и невест. Их сначала было одиннадцать — тех, кто проделал путешествие, именуемое самими властями «ужасным», одиннадцать героинь, совершивших то, что под силу не каждому мужчине. Однако не преувеличиваем ли мы, считая поступок женщин подвигом? Возки, сделанные лучшими столичными мастерами, в багаже — по два десятка чепчиков и шляпок, по три десятка пар перчаток и тому подобного… Да и в Сибири через год-другой женщины устроились прочно: собственный дом, кое-какая прислуга. Кстати, и сами они не считали свой поступок геройским. «Что же тут удивительного, — говорила М. Н. Волконская, имея в виду жен уголовных ссыльнокаторжных. — Пять тысяч женщин каждый год добровольно делают то же самое». И все же… Вспомним, что все эти княгини, генеральши, просто дворянки, поехав за мужьями, во-первых, становились женами ссыльнокаторжных, лишались титулов и дворянства вместе со всеми немалыми привилегиями дворян. Их дети, рожденные в Сибири, записывались в разряд государственных крестьян. Кроме того, оказывая поддержку государственным преступникам, женщины переходили в оппозицию к власти, их поведение оказывалось формой общественного протеста против запрета императора на всякую память о декабристах. К тому же, разрешив женам ехать к мужьям, Николай I запретил им брать с собой детей, родившихся до 14 декабря. Оставаться в Сибири уехавшим предстояло до смерти мужей, а то и до собственной кончины. Нет, все-таки это был действительно подвиг — и человеческий, и гражданский…
Первой, уже в июле 1826 г., уехала за мужем Е. И. Трубецкая, за ней — М. Н. Волконская и А. Г. Муравьева. Далее, с 1827 по 1837 г., на каторгу приехали: Нарышкина, Давыдова, Фонвизина, Гебль, Розен, Юшневская, Ледантю. Первые месяцы были особенно трудными. Деньги у жен преступников отбирались, и начальство выдавало их по своему усмотрению частями «на прожитие». Мизерность выдаваемых сумм держала женщин на грани нищеты. Приготовленные обеды жены узников отправляли в тюрьму, от ужина отказывались, чтобы сэкономить на еду для мужей и их товарищей. Аристократки ограничивались супом и кашей, а то и вовсе сидели на черном хлебе и квасе.
Княгиня Трубецкая ходила в Благодатском руднике в настолько истрепанных башмаках, что в результате обморозила ноги. Зато из новых теплых башмаков она сшила шапку одному из декабристов. Мария Николаевна Волконская приобрела для уголовных преступников холст и одела их в новые рубахи. Бурнашев рвал и метал, заподозрив в этом возможность подкупа уголовников или сговора их с политическими, но сделать ничего не мог, так как княгиня заявила ему, что одела людей из соображений элементарного приличия, ведь до этого они ходили полуголыми.
В 1830 г. декабристов перевели в Петровский Завод. Церемония переселения была обставлена весьма торжественно и своеобразно. Впереди шли вооруженные солдаты, затем — государственные преступники, за ними подводы с поклажей и, наконец, арьергард—опять вооруженные солдаты. А по бокам кортежа — видимо, для местного колорита — расположились буряты с луками и колчанами стрел. За всем этим великолепием наблюдали офицеры, ехавшие верхом. Легче на новом месте заключенным не стало. П. Анненкова (Гебль) вспоминала: «Петровский завод был в яме, кругом горы, фабрика, где плавят железо, — совершенный ад. Тут ни днем, ни ночью нет покоя, монотонный, постоянный звук молота никогда не прекращается, кругом черная пыль от железа». К тому же, торопясь с постройкой новой тюрьмы, начальство забыло об окнах, а потом, спохватившись, приказало прорубить их в коридор. В маленьких душных комнатах вечно стояли полумрак и сырость. Только письма женщин к родным в Петербург, наполненные отчаянными просьбами, помогли к маю 1831 г. решить вопрос с окнами, их все-таки прорубили как и следует — на улицу.
Заслуга декабристок также в том, что узников не удалось изолировать от внешнего мира. Запретив революционерам переписку, Николай I хотел заставить всех забыть о своих «друзьях 14_го». Не удалось. Женщины пишут за мужей и их товарищей письма от своего имени, получают ответы, посылки, выписывают газеты и журналы. Каждой из них приходилось писать по десять — двадцать и более писем в неделю. Корреспонденция плутала и проверялась месяцами, но все-таки доходила до адресата.
С декабристками связаны две довольно известные романтические истории, получившие развязку именно в Сибири. Уже в конце 1825 г. в Петербурге энергичная француженка Полина Гебль подкупает унтер-офицера, служившего в Петропавловской крепости, и организует переписку со своим гражданским мужем Иваном Анненковым. Она разрабатывает план побега, от которого приходится отказаться из-за нехватки средств. После отправки осужденных в Сибирь Гебль едет за Николаем I на маневры в Вязьму и там подает ему прошение, желая разделить ссылку с мужем. На успех прошения рассчитывать не приходилось, так как Полина являлась иностранкой, да и отношения их с Анненковым не были узаконены. Однако все кончилось благополучно. Николай I удовлетворил просьбу Гебль, и в апреле 1828 г. она уже оказалась в Чите. Необходимо отметить, что приехала она очень вовремя. Анненков, подавленный разгромом восстания и условиями каторжного существования, находился, по мнению товарищей, на грани самоубийства. Венчание счастливой пары состоялось в Чите. «Это была любопытная и, может быть, единственная свадьба в мире,— вспоминал Н. Басаргин,—на время венчания с Анненкова сняли железа и сейчас же по окончании обряда опять надели и увели обратно в тюрьму».
Осенью 1831 г. в Петровском Заводе сыграли еще одну свадьбу. К Василию Ивашеву приехала другая француженка, Камилла Ледантю. Женитьба на ней явилась для Ивашева истинным спасением, поскольку незадолго до этого он замыслил совершенно безнадежный побег. Поддаваясь уговорам своего друга Басаргина, Ивашев откладывал побег со дня на день, но от своей авантюры никак не хотел отказываться. Свадьба Ивашева и Ледантю была несколько пышнее, чем у Анненковых, в роли посаженого отца невесты выступал сам Лепарский.
Конечно, с приездом женщин в жизнь декабристов вошли новые заботы, тревоги, а то и трагедии. Княгиню Трубецкую караульный солдат однажды ударил кулаком, что чуть не вызвало восстание заключенных, а 22 ноября 1832 г. умерла А. Г. Муравьева, и ее муж, Никита Муравьев, поседел в день похорон жены. В 1839 г. умирает Камилла Ледантю. Ивашев, убитый горем, пережил ее ровно на год, скончавшись в 1840 г. в день ее смерти.
Но все это пока впереди. После отказа от идеи побега декабристы открывают «каторжную академию». Никита Муравьев «из головы» читает лекции по стратегии и тактике; Ф. Вольф—«личный врач декабристов»—по физике, химии, анатомии; А. Корнилович и П. Муханов — по истории России; П. Бобрищев-Пушкин 2-й — по высшей математике; А. Одоевский—по русской словесности. Каторжники активно изучают иностранные языки: Бриген обучает желающих латыни, Оболенский и З. Чернышев — английскому. Возникает уговор — читать все, что тот или иной написал в Сибири. Вскоре уже звучат стихи Одоевского, Бестужев знакомит друзей со своими морскими повестями. Начинаются спевки хора, которым руководили А. Беляев и П. Свистунов, музицирование. Н. Крюков и А. Юшневский оказываются неплохими скрипачами, П. Свистунов —виолончелистом. Открывается знаменитая школа Якушкина для местной детворы.
Обстоятельства и время позже развели декабристов, им выпали разные дороги и судьбы. С. Семенову и А. Муравьеву удалось попасть на гражданскую службу, А. Бестужеву, А. Одоевскому, Н. Лореру и другим пришлось отправиться на Кавказ.
На поселении, когда декабристов приравняли к государственным крестьянам, С. Волконский и В. Раевский увлеклись земледелием, М. и Н. Бестужевы, И. Пущин, Якушкин, Фонвизин занялись просветительской деятельностью. Бобрищев-Пушкин, Е. Оболенский вступили на путь религиозных исканий. Но до конца оставалось в них нечто общее, объединяющее. «Каждый из них в отдельности, — вспоминал сибиряк Н. А. Белоголовый, — и все вместе взятые они были такими живыми образцами культуры, что естественным образом поднимали значение и достоинства ее в глазах всякого, кто с ними приходил в соприкосновение, и особенно в тех, в ком бродило смутное сознание чего-то лучшего в жизни, чем то животное прозябание и самоопошление, какими отличалась жизнь тогдашнего провинциального захолустья…»
Россия вступила в 1850_е годы. Заканчивался предпоследний этап одиссеи декабристов, приближалась амнистия… Она пришла, когда ее почти перестали ждать, и совсем не такая, какой ее хотелось бы видеть дворянским революционерам. Через тридцать лет после восстания из-под пера николаевских вельмож — В. Долгорукова, Д. Блудова, А. Орлова — вышел достаточно куцый коронационный манифест взошедшего на престол Александра II «с тощей, скупой, бедной и жалкой», по словам А. И. Герцена, амнистией. Согласно этому документу, возвращавшимся в Европу декабристам запрещалось жить в столицах, и они попадали под гласный надзор полиции. Как иронично, но справедливо заметил Басаргин, полное прощение получил только Н. Тургенев, «…и именно потому, что в продолжение ссылки жил очень спокойно в чужих краях, принял даже иностранное подданство и на призыв покойного императора к суду отказался явиться, предоставив очень справедливую причину — отсутствие правосудия в этом деле».
По распоряжению нового императора манифест об освобождении декабристов привез в Сибирь сын С. Г. Волконского Михаил, служивший в Иркутске и оказавшийся по делам в Москве. Амнистии дождались немногие, в Сибири оставалось в живых тридцать четыре декабриста и восемь декабристок (не дожила до этого дня и Е. И. Трубецкая, умершая в 1854 г.). Восемь человек отказались возвращаться в Европейскую Россию — кого-то оскорбили условия освобождения, кому-то не к кому и не к чему было возвращаться. Те же, кто тронулся в путь, вскоре почувствовали пристальное внимание к себе со стороны правительства. Начальник III отделения В. А. Долгоруков незамедлительно информировал Александра II о маршруте движения каждого декабриста. Оскорбленный этой слежкой Н. Басаргин подумывал о возвращении обратно в Сибирь, однако Европейская Россия тянула к себе, оттуда веяло постниколаевской «оттепелью», ощущалось оживление общественной жизни. Путь большинства освобожденных лежал через Нижний Новгород, где их радостно приветствовал старый товарищ А. Н. Муравьев.
Вскоре полицейские власти начали испытывать растерянность и некоторую досаду в связи с образом жизни и поведением амнистированных. Начальник корпуса жандармов генерал Перфильев с удивлением сообщал о декабристах императору: «Они не выказывают никаких странностей, ни унижения, ни застенчивости; свободно вступают в разговор, рассуждают об общих интересах… словом сказать, 30-летнее их отсутствие ничем не выказывается, не наложило на них никакого особого отпечатка».
Действительно, все шло как встарь. Не успел С. П. Трубецкой прибыть в Москву, а агенты уже донесли начальству о том, что он и Волконский позволяют себе «…входить в самые неприличные разговоры о существующем порядке вещей». Петр Андреевич Вяземский, давно разошедшийся с товарищами 1820-х годов, распрощавшийся и с собственными тогдашними взглядами, после нескольких встреч с декабристами раздраженно бросил: «Ни в одном из них нет и тени раскаяния и сознания, что они затеяли дело безумное, не говорю уже преступное… Они увековечились и окостенели в 14 декабря». Нет, было что-то если не магическое, то притягательное в этой цифре — 14.
Выслушаем и другую точку зрения — противоположную той, что высказал Вяземский. «Довелось мне видеть, — вспоминал Л. Н. Толстой,—возвращенных из Сибири декабристов, и я знал их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всякими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и проведшие жизнь в службе, обедах, картах были жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем было и помянуть свою жизнь».
Это не просто приговор российской действительности 1830–1840-х гг. Льву Николаевичу Толстому, как всегда, удалось подметить то главное, что отличало декабристов. Жандармский генерал Перфильев был не прав: тридцатилетнее отсутствие декабристов, конечно, наложило на них особый отпечаток. Состоял он в том, что эти люди, окостеневшие, по словам Вяземского, в 14 декабря, оказались готовы к переменам, про исходившим в России в конце 1850-х гг. Они были более терпимы, нежели многие прежние их товарищи, и к разночинной демократии, которая начинала определять в то время общественную жизнь страны (хотя сама эта демократия не всегда казалась декабристам такой уж демократичной). Иными словами, они являлись более живыми, чуткими, гибкими людьми, чем их сверстники, добровольно или из-под палки служившие Николаю I. Утопия николаевского режима, искалечившая души двух поколений российских людей, забросив революционеров в Сибирь, обошла их стороной, больно зацепила, но не изувечила. Осудившая наших героев власть коснулась их лишь своей карательной дланью, и они, естественно, сопротивлялись ей как могли. Николаевская действительность не сумела развратить декабристов идейно, купить их совесть или запачкать их руки. Те, кто выжил и вернулся, быстро доказали это. Дворянские радикалы были и остались отрядом единомышленников, хотя возвращение в Россию проходило у них по-разному. Трубецкой, оставив свою библиотеку Восточно-Сибирскому отделу Русского географического общества и Иркутскому девичьему институту, поспешил в Киев, к замужней дочери. В свои шестьдесят семь лет он вел в Киеве очень деятельный образ жизни: переписывался с друзьями, родными, возобновил работу над своими записками, готовил замечания и рецензии на воспоминания товарищей. Переписывался Трубецкой и с И. А. Гончаровым, с которым познакомился и подружился в Иркутске, куда писатель заехал после воспетого им позже путешествия на фрегате «Паллада». Через своего зятя Н. Д. Свербеева, который в 1858 г. побывал в Лондоне, Сергей Петрович установил связь с А. И. Герценом.
Совсем иначе выглядело возвращение домой В. И. Штейнгейля. Радости оно ему не принесло, поскольку в доме сына Вячеслава (инспектора Александровского лицея) он оказался чужим человеком. Еще в Сибири Владимир Иванович уничтожил записки, которые вел, — сын, навестивший там отца, их осудил и счел опасными для своей карьеры. Прошедшие с того времени годы ничего не изменили — В. В. Штейнгейль считал жизнь отца растраченной впустую, «злополучной». Чтобы избежать восторженной встречи старого декабриста учащейся молодежью, он привез его в свой дом поздней ночью, тайком. Да и хоронил сын отца тайно, без публичного объявления о смерти. Видимо, полученные на похороны от правительства пятьсот сорок один рубль пятьдесят копеек обязывали инспектора «соблюдать приличия».
Все это не значит, будто В. И. Штейнгейль после возвращения в Россию погряз в семейных неурядицах. Нет, как и другие его товарищи, он пером продолжал затянувшуюся войну с правительством. Начнем с того, что Штейнгейль восстановил «Автобиографические записки», которые довел до 1858 г., и «Записку о восстании». Первого февраля 1858 г. Штейнгейль просит жандармское начальство снять с декабристов «остаток кары». В. А. Долгорукову поручено «пристращать Штейнгейля нотациею». Но нотации на старых мятежников не действовали, вернее, подвигали их на новые прошения. В конце того же года декабрист обратился непосредственно к императору и добился того, что с некоторых его товарищей сняли полицейский надзор. Кроме того, им разрешили проживать в столицах. Владимир Иванович тоже был связан с герценовским «Колоколом». Ничего странного в этом нет, недаром он называл ближайшего сотрудника Чернышевского Н. А. Серно-Соловьевича «внуком по духу»… Как бы ни были различны частные обстоятельства жизни вернувшихся декабристов, общего в их поведении имеется гораздо больше. Прежде всего они жадно набросились на новинки русской и европейской литературы и публицистики, завели личное знакомство с Некрасовым, Аксаковыми, Гончаровым, Кавелиным, Салтыковым-Щедриным и, конечно, с Герценом, деятельность которого считали необычайно важной для России. По крайней мере восемь декабристов сносились с Вольной русской типографией в Лондоне. Они печатали в ней исторические работы («Записка о происхождении Павла I» А. Ф. Бригена, труды Лунина), воспоминания и отрывки из мемуаров (Пущин, Якушкин, Цебриков). А. Поджио гостил у Герцена в Лондоне и в своих работах называл себя сторонником крестьянской революции. В 1860 г. знаменитый М. А. Бакунин, отец русского анархизма, встречался в Сибири с В. Ф. Раевским и записал: «По всему образу мыслей он демократ и социалист».
Не будем преувеличивать, далеко не все декабристы приветствовали идею крестьянской революции. Проблема «управляемости» народных масс, направления их энергии не к бунту, а к строительству новой России оставалась и в 1850–1860-х гг. не только крайне актуальной, но и самой сложной. Однако все без исключения декабристы активно участвовали в решении крестьянского вопроса в стране во второй половине 1850-х гг.
Этот вопрос являлся экономической и социально-политической проблемой номер один. От его успешного решения зависело будущее России, и наши герои отлично это понимали. Поэтому имена большинства декабристов так или иначе связаны с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 г. Известны проекты освобождения крепостных А. Е. Розена и М. А. Назимова, послания дворянства императору, подготовленные по инициативе и при участии А. Н. Муравьева, П. Н. Свистунова, М. И. Муравьева-Апостола, Е. П. Оболенского. Еще четверо их товарищей служили мировыми посредниками, стояли у истоков Крестьянского банка, открывали школы для крестьянских детей. Весьма критически отнеслись старые революционеры к Манифесту и Положению от 19 февраля 1861 г. Условия освобождения крестьян, предложенные правительством, их явно не устроили.
Все же главным делом жизни вернувшихся декабристов стал правдивый рассказ о своем движении, о восстаниях на Сенатской площади и на Украине. Нельзя было позволить, чтобы Донесение Следственной комиссии, где отражалась официальная версия событий и искажалось их реальное течение, осталось единственным рассказом о первом политическом выступлении в России. По свидетельству Д. И. Завалишина, замысел коллективной истории 14 декабря возник еще в Читинской тюрьме в 1828 г. Многие из декабристов уже тогда начали писать мемуары, но эти записи, к сожалению, до нас не дошли. Позже работа над воспоминаниями продолжалась. Сегодня любой человек, даже не занимающийся историей декабризма, слышал об этих записках. Историки же просто не могут обойтись без работ П. Анненковой, М. и Н. Бестужевых, Н. Басаргина, Г. Батенькова, А. Беляева, А. Бригена, М. и С. Волконских, И. Горбачевского, Д. Завалишина, Н. Лорера, М. Лунина, А. Муравьева, М. Муравьева-Апостола, М. Назимова, А. и И. Поджио, В. Раевского, С. Трубецкого... Боюсь, что утомил читателя перечнем фамилий, но упомянуты в нем далеко не все мемуаристы — революционеры первой четверти XIX в.
Обнародование воспоминаний декабристов оказалось делом отнюдь не простым. Скажем, с «Записками» А. Е. Розена произошла совершенно детективная история. В 1869 г. они сначала выходят в Германии и во Франции, их фрагменты издают также в Англии. В том же году они выпущены в России, но арестованы в типографии обер-полицмейстером Петербурга по распоряжению Александра II. Правда, когда через год вскрыли опечатанный типографский склад, там вместо двух тысяч экземпляров оставалось штук десять. Так или иначе, в отрывках, искореженные цензурой, воспоминания декабристов все же доходили до читателя, и в этом огромная заслуга двух журналов, двух издателей: «Русского архива» и «Русской старины», П. И. Бартенева и М. И. Семевского.
Время не щадило декабристов. «Ряды наши редеют,— сетовал С. П. Трубецкой. — Смерть косит и здесь, и в Сибири». Особенно несчастливыми выдались конец 1850 — начало 1860_х гг., когда умерли Якушкин, Пущин, Басаргин, М. Нарышкин, Штейнгейль. Но и сама смерть декабристов зачастую становилась общественным событием, то есть продолжением их борьбы. Жандармский полковник Воейков, успокаивая начальство, докладывал, что похороны Трубецкого в 1860 г. в Москве прошли спокойно. Какое там! Они вылились в настоящую политическую демонстрацию. Вызвали с перепугу роту солдат, которая сопровождала процессию на кладбище (даже в последний путь Трубецкой отправился под конвоем). Около сотни студентов, участвовавших в похоронах, семь верст несли гроб на руках. После Трубецкого хоронить декабристов с охраной стало для правительства, видимо, хорошим тоном. На похороны Басаргина начальство прислало переодетого квартального и четырех жандармов. К тому же у родственников покойного тайная полиция произвела тщательный обыск.
Декабристы и через тридцать пять лет после своего восстания оставались для прогрессивной России символом свободомыслия. Они сумели передать гражданские идеалы своего движения следующему поколению революционеров. К сожалению, очень многим из последних не хватило ни осмотрительности, ни духовной зрелости декабристов, ни их благородных этико-политических сомнений. Однако мужество дворянских революционеров, их энергия передались молодежи будто по наследству.
«Избранный мною путь, — писал семидесятилетний С. Г. Волконский, — привел меня в Верховный уголовный суд, в Сибирь, в каторжную работу и к тридцатилетней жизни в ссылке, и тем не менее ни от одного слова своего и сейчас не откажусь». Под этим простым и гордым заявлением с удовольствием подписался бы отнюдь не один Сергей Григорьевич.