К истории восстания Черниговского пехотного полка
О.И. Киянская
Размышляя над биографией подполковника С.И. Муравьева-Апостола, один из первых историков декабризма М.Ф. Шугуров писал о «тайне обаятельного действия» личности этого человека на современников и потомков{1}. Фразу эту можно распространить и на все движение декабристов в целом: более полутора веков не ослабевает интерес исследователей и читателей к романтической эпохе 20-х гг. XIX в., к деятелям тайных обществ.
Интерес этот вполне объясним: неизменно «суровая» российская действительность заставляет искать идеалы в прошлом. В том времени, когда, по преданию, «помыслы были чисты», и молодые русские дворяне, люди в большинстве своем вполне благополучные и обеспеченные, ставили на карту не только карьеру, но и жизнь для того, чтобы искоренить царящую в обществе несправедливость.
Вполне естественно, что декабризм вообще и восстание Черниговского пехотного полка (29 декабря 1825–3 января 1826 г.) в частности изучены достаточно полно. Начиная с 1870 г., когда в российской печати впервые появились мемуары одного из мятежных офицеров, барона В.Н. Соловьева{2}, систематически издаются документальные материалы, посвященные восстанию на юге страны. Через год после выхода воспоминаний В.Н. Соловьева М.Ф. Шугуров опубликовал серию официальных документов о восстании Черниговского полка и о мерах по его ликвидации; вторая часть этих бумаг увидела свет в 1902 г.{3}
Изучение истории этого восстания началось сразу же после появления документальных публикаций. В этой области первенство принадлежит М. Балласу, написавшему в 1873 г. биографический очерк, посвященный лидеру черниговцев подполковнику С.И. Муравьеву-Апостолу{4}. Небольшая статья М.Ф. Шугурова «О бунте Черниговского полка» стала своеобразным комментарием к подготовленной им публикации архивных документов.
Однако ни М. Баллас, ни М.Ф. Шугуров, ни другие дореволюционные историки не смогли в своих статьях нарисовать полную картину восстания; они ограничивались чаще всего либо анализом частных фактов{5}, либо самыми общими рассуждениями. Ситуация эта в корне изменилась после Октября 1917 г.: деятели революции не без оснований именно от декабристов вели свою «торжественную генеалогию», и изучение этого движения фактически приобрело статус общегосударственной задачи.
В 1925 г. была опубликована одна из первых работ М.В. Нечкиной – статья о восстании Черниговского полка{6}, в которой впервые была воссоздана общая его картина, определена точная схема движения восставших рот. Спустя четыре года Ю.Г. Оксман выпустил в свет шестой том многотомного издания «Восстание декабристов», целиком посвященный южному мятежу{7}. Документальной части этого тома было предпослано обширное историографическое исследование, практически полностью сохранившее свою научную ценность вплоть до наших дней. В 20-х гг. активно издавались и переиздавались и источники мемуарного характера: «Записки» И.И. Горбачевского{8}, воспоминания И. Руликовского{9} и ряд других, менее значимых для истории восстания Черниговского полка свидетельств современников.
Большой вклад в изучение этого восстания внес И.В. Порох, резонно рассматривавший его как закономерный итог деятельности Васильковской управы Южного общества{10}. Научно-публицистическую биографию С.И. Муравьева-Апостола написал Н.Я. Эйдельман{11}. Даже простое перечисление всех работ о мятежных черниговцах может занять несколько страниц.
Однако постепенно в советском декабристоведении сложилась парадоксальная ситуация: большое количество документов, как опубликованных, так и хорошо известных архивистам, оказалось выключенным из научного оборота, материалы эти не учитывались при написании статей и монографий. Традиционное для русских историков восхищение декабризмом стало сочетаться с четко оформленным социальным заказом. В результате тщательно обходились стороной известные еще М.Ф. Шугурову данные о бесчинствах солдат в дни восстания, о. нравственном падении офицеров, не сумевших удержать в полку дисциплину и вынужденных потакать своим подчиненным. Следуя политической конъюнктуре, советские ученые были вынуждены «забывать» о давно опубликованных фактах, доказывать, что «правительство распускало клеветническую легенду о „неистовствах" черниговцев во время восстания». И убеждать себя и читателей, что «большинство источников, в том числе и официальных, наоборот, отмечают строгую дисциплину в революционных ротах Черниговского полка»{12}.
Между тем факты – упрямая вещь. Они заставляют четко разграничить политические и нравственно-философские идеи, которыми жила в то время русская интеллигенция, и само революционное действие – результат воплощения этих идей в жизнь. Принципы бескровного переворота а lа Риего, которых придерживались декабристы, не выдержали проверку практикой – это стало ясно в первые же моменты мятежа. Как известно, южная трагедия началась в деревне Трилесы Васильковского уезда Киевской губернии. И первым ее актом стало нападение младших офицеров на командира полка подполковника Густава Гебеля и освобождение ими из-под ареста лидера тайного общества Сергея Муравьева-Апостола и его брата, Матвея. «Штабс-капитан барон Соловьев, поручики Кузьмин, Щепилло и Сухинов зачали спрашивать меня, за что Муравьевы арестуются, – показывал на следствии Густав Гебель, – когда же я им объявил, что это знать, гг. (господа. – О. К.), не ваше дело, и я даже сам того не знаю, то из них Щепилло, закричав на меня: „ты, варвар, хочешь погубить Муравьева", схватил у караульных ружье и пробили мне грудь штыком, а остальные трое взялись также за ружья <...> Все четверо офицеры бросились колоть меня штыками, я же, обороняясь сколько было сил и возможности, выскочил из кухни на двор, но был настигнут ими и Муравьевыми <...> Тут старший Муравьев{*} нанес мне сильную рану в живот, также и прочие кололи, но я, как-то и здесь от них вырвавшись, бежал»{13}. Показания эти абсолютно точны: они подтверждаются большинством имеющихся в распоряжении историков документов.
Видимо, не во всем согласны с действиями офицеров были наблюдавшие эту кровавую сцену солдаты. Во всяком случае, привычный тезис о ненависти рядовых к тирану-командиру как об одной из причин восстания документами не подтверждается. И официальные, и неофициальные свидетельства тех дней сходятся в одном: солдаты не помогали своим «любимым» офицерам избивать ненавистного Гебеля», они «остались также посторонними тут зрителями»{14}. Более того, рядовой 5-й роты Максим Иванов спас Гебеля от верной смерти, вывезя его, несмотря на угрозы мятежных офицеров, из Трилес.
Впрочем, это первое «недоразумение» между рядовыми и их начальниками быстро улаживается. Батальонный командир Сергей Муравьев-Апостол и командир роты поручик Анастасий Кузьмин без труда уговаривают солдат следовать за собой. Подчиняясь дисциплине, солдаты идут в г. Васильков на соединение с другими ротами.
Все исследователи, занимавшиеся историей этого восстания, сходятся в том, что кульминацией его был молебен на площади Василькова 31 декабря 1825 г. По приказу лидера восстания полковой священник читал солдатам «Православный катехизис» – совместное сочинение самого Сергея Муравьева-Апостола и его друга подпоручика Михаила Бестужева-Рюмина.
«Во втором часу зимнего дня на городской площади был провозглашен единым царем Вселенной Иисус Христос», – писал П.Е. Щеголев, буквально зачарованный этим документом{15}. Развивая щеголевские идеи в соответствии с собственной философской концепцией, Д. С. Мережковский считал «Катехизис» попыткой обосновать установление нового религиозно-нравственного порядка, «абсолютно противоположного всякому порядку государственному», провозгласить наступление «Царства Божия на Земле»{16}. Отсюда – всего лишь шаг до красивой, но абсолютно неправдоподобной концепции Н.Я. Эйдельмана, соотнесшего фразу «Катехизиса» о «глаголящем во имя Господне», за которым должно последовать «русское воинство»{17}, с личностью самого лидера черниговцев. Агитационный текст оказался под пером Н.Я. Эйдельмана чуть ли не «Откровением» «Апостола Сергея»{18}.
«Катехизис Муравьева не был хитрой революционной уловкой, революционным обманом», – утверждал Г. В. Вернадский в статье «Два лика декабристов»{19}. Конечно, этот документ не был обманом в бытовом смысле слова: Муравьев был глубоко верующим человеком и много размышлял о соотношении революции и религии. Однако вряд ли «Катехизис» мог преследовать цель изложить итоги этих размышлений восставшим солдатам.
Доказывая на примере библейских текстов, что цари «прокляты яко притеснители народа»{20}, С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин опирались в основном на 8-ю главу Первой Книги Царств, в которой повествуется о гневе Господа на израильтян, просящих у него царя. Священное Писание цитировалось весьма свободно: из текста выбрасывались «лишние», не соответствовавшие позиции авторов слова. Не упоминалось и о том, что, согласно библейскому рассказу, Господь в конце концов все же избирает в цари крестьянина Саула, а пророк Самуил помазывает его на царство. Вырывая из контекста Священного Писания подходящий сюжет, авторы не могли не знать убийственных для себя слов апостола Павла: «нет власти не от Бога <...> противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13. 1, 2; ср.: 1 Петр. 2. 13-17). Знали, но все же «редактировали» священный текст, ставя перед собой вполне прагматическую задачу: привлечь на свою сторону религиозные чувства солдат, опровергнуть утверждение, что «вера противна свободе». Солдата надо было сделать союзником, не вступая при этом в теологические споры с ним.
Но даже и такой весьма скромной цели сочинение Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина не достигло. «Когда читали солдатам „Катехизис", я слышал, но содержания оного не упомню. Нижние чины едва ли могли слышать читанное», – показывал на следствии разжалованный из офицеров солдат Игнатий Ракуза{21}. Случайный свидетель момента отмечал, что «один из нижних чинов спрашивал у него, кому они присягают, но, видя, что нижний чин пьян, он (свидетель. – О.К.) <...> удалился, а солдат, ходя, кричал: „теперь вольность"»{22}. Своеобразной была и реакция на «Катехизис» местных крестьян. «При выходе из церкви, он (С. Муравьев. – О.К.) им неоднократно читал упомянутые катехизисы < ... > на что жители ему отвечали: „Мы ничего не знаем, нам ничего не нужно"», – доносил один из правительственных агентов{23}.
Муравьев-Апостол ошибался, думая, что он способен воодушевить своих солдат «Словом Божьим». Однако, по всей видимости, он не исключал, что «Катехизис» может и не сыграть отведенной ему роли. Известно, что об этом его предупреждал старший брат, Матвей, считавший этот документ «ребячеством»{24}. Поэтому наряду с религиозной проповедью было пущено в ход и другое средство агитации, гораздо более действенное – прямая ложь.
Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что «корпусного командира закололи, а дивизионного начальника заковали уже в кандалы», и что сам он официально назначен полковым командиром вместо Гебеля. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, случайно оказавшегося под рукой в момент восстания, он постарался представить курьером цесаревича Константина, привезшим приказ, «чтобы Муравьев прибыл с полком в Варшаву»{26}. Матвей Муравьев-Апостол, подтверждая множество других показаний, признавал: «Во время мятежа говорили солдатам, что вся 8-я дивизия восстала, гусарские полки и проч., что все сии полки требуют великого князя цесаревича, что они ему присягали – вот главная причина мятежа Черниговского полка»{27}. Иван же Сухинов вспоминал на следствии о том, как братья Муравьевы читали и переводили с французского языка некое письмо, сообщавшее, «что в столице вся армия в действии»{28}. Даже за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, Сергей Муравьев-Апостол, по словам очевидцев, убеждал подчиненных, что войска эти «следовали к ним для присоединения»{29}.
Как известно, поднимая солдат на восстание, декабристы – и в Петербурге, и в Василькове – действовали «от имени» великого князя Константина Павловича. «Константиновская легенда» как составная часть выступлений декабристов неоднократно становилась предметом рассмотрения исследователей{30}. При этом никто из них не отрицал тот факт, что, подлаживаясь под наивную крестьянскую веру в «хорошего» царя, декабристы шли против своей совести. Еще за несколько дней до восстания Сергей Муравьев-Апостол просил членов Польского патриотического общества убить цесаревича. Однако члены тайных обществ понимали и то, что без монархических верований не обходилось ни одно крестьянское движение в России. Отцы декабристов были свидетелями Пугачевского бунта, предводитель которого прямо объявлял себя императором и раздавал чины и титулы своим сподвижникам. Опираться на этот пласт народного мировоззрения было легче, чем объяснять солдату непонятную для него цель «представительного правления». Не требовала специальных разъяснений и предпринимавшаяся мятежными офицерами раздача денег рядовым участникам мятежа.
«Финансовый вопрос» волновал декабристов задолго до восстания. Для революции нужны были средства, и предприимчивый Михаил Орлов предлагал завести станок для изготовления фальшивых денег; идея это была с негодованием отвергнута. Не меньшее негодование вызвало и предложение Бестужева-Рюмина воспользоваться артельными ящиками полков. «Я чужой собственности не касался и не коснусь», – заявил командир Полтавского полка В.К. Тизенгаузен{31}. Зная принципы Сергея Муравьева-Апостола, можно с уверенностью сказать, что он был не с теми, кто во имя «высшей цели» готов был стать фальшивомонетчиком. Можно полагать, что точка зрения Тизенгаузена была ему ближе, чем мнение лучшего друга – Бестужева-Рюмина.
Однако вопреки собственным принципам в предпоследний день 1825 г. подполковник отдал приказ о захвате артельного ящика Черниговского полка. Он был вскрыт, и там оказалось около 10 тыс. руб. ассигнациями и 17 руб. серебром{32}. Эта сумма была немалой. Но на длительный поход ее все равно не хватило бы. И лидер мятежа стал лихорадочно изыскивать дополнительные средства. Это оказалось делом нелегким: добровольно Муравьеву никто давать не хотел (отказом ответил, например, Иосиф Руликовский, владелец деревни Мотовиловка, через которую проходил Черниговский полк), отбирать же силой не позволяла совесть. Однако через совесть подполковнику пришлось переступить.
Самым простым способом пополнения казны казалась продажа полкового провианта, на что Муравьев-Апостол как командир батальона, естественно, никакого права не имел. Васильковский купец-еврей Аврум Лейб Эппельбойм, отвечавший за полковое продовольствие, ссылаясь на отсутствие наличности, сначала не соглашался выдать вместо провианта деньги. И его силой привели к подполковнику, который «грозил ему, Авруму Лейбе, не шутить с ним». Бывший при разговоре поручик Щепилло присовокупил, что купец «будет застрелен, естьли не даст денег». Перепуганный Эппельбойм достал 250 руб. серебром (около 1000 руб. асс), одолжив их в местной питейной конторе{33}. Часть этих денег обнаружили позже при обыске среди вещей Сергея Муравьева, которому пришлось давать по этому поводу унизительные объяснения на следствии{34}.
От тысячи до полутора тысяч рублей (по разным свидетельствам) принес Муравьеву 30 декабря прапорщик Александр Мозалевский, командир караула на Васильковской заставе. Деньги эти были отобраны у пытавшихся въехать в город жандармов{35}.
Основную «статью расхода» добытых средств можно определить одним словом – подкуп. Уже 29 декабря унтер-офицер Григорьев получил от своего батальонного командира 25 руб. за помощь в побеге из-под ареста{36}. И если раньше, до восстания, раздача денег солдатам могла быть оправдана желанием облегчить их участь, то теперь речь могла идти только о покупке их лояльности. Солдаты брали деньги очень охотно.
Именно на эти цели ушли все «экспроприированные» у жандармов суммы. С. Муравьев-Апостол признал позже, что сразу отдал их «для раздачи в роты»{37}. 25 руб. он дал 1-й гренадерской роте, однако то ли сумма оказалась мала, то ли хорошо исполнял свой долг командир гренадеров капитан Козлов, но рота, взяв деньги, за Муравьевым не пошла{38}. 150 руб. получили от него нижние чины 2-й гренадерской роты{39}; 200 руб. пришлось выплатить полковому священнику перед молебном 31 декабря, иначе он не соглашался читать перед полком «Православный катехизис»{40}. Раздавали солдатам деньги и другие офицеры: поручики Петин и Кузьмин, прапорщик Мозалевский.
Анализ фактов подкупа солдат позволяет понять и необъяснимую с точки зрения обычных возвышенно-героических представлений о восстании на юге страны фразу из рапорта подполковника Де-Юнкера своему шефу, генерал-лейтенанту Гогелю: солдаты «в м. Василькове просили позволения пограбить, но подполковник (С. Муравьев-Апостол. – О.К.) оное запретил»{41}. Очевидно, запрет этот оказался неожиданностью для солдат. После полученных «подарков» подполковника наверняка стали считать «своим»; во всяком случае, уже 30 декабря рядовые свободно приходили на квартиру к Муравьеву «в пьяном виде и в большом беспорядке»{42}.
Можно много спорить об источниках финансирования восстания, о количестве розданных солдатам денег и о степени достоверности сведений о присоединении других полков. Несомненно одно: для того, чтобы Сергей Муравьев-Апостол, сын сенатора и потомок украинского гетмана, человек кристальной репутации, решился на подкуп и обман, нужны были особые обстоятельства. Причем обстоятельства эти должны были поломать не только привычный строй жизни, но и всю систему ценностей русского дворянина начала XIX в., которые до восстания, безусловно, были определяющими как для самого С. Муравьева-Апостола, так и для других офицеров-черниговцев.
Рискну утверждать: такой слом произошел, когда романтические представления о революции как о военном перевороте «без малейшего кровопролития»{43} столкнулись с жестокой реальностью мятежа. Мечты о благородной «кончине за народ», надежды на то, что в этом случае мир обязательно «поймет, кого лишился он», в действительности обернулись чуждым всякого романтизма насилием, погромами, грабежами. С. Муравьев-Апостол, как и его офицеры, оказался совершенно не готовым к этой новой ситуации и вынужден был принять чуждые ему правила игры.
* * *