ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРИ

В Уставе «Союза благоденствия» было записано, что одна из ближайших задач движения заключается в просвещении народа, которое сделает его способным устроить свою жизнь в согласии с ее действительными потребностями.

Являясь образованнейшими людьми своего времени, первые русские революционеры были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями просвещения в России, видными представителями которого были М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, И. Пнин, Н. И. Новиков, А. Ф. Бестужев — отец четырех декабристов и Другие.

Опираясь на передовые идеи в воспитании и обучении западноевропейских педагогов, декабристы подчеркивали, что нельзя переносить в Россию их учение механически, а следует использовать его в соответствии с национальными особенностями последней, учитывать особенности построения русской системы обучения и воспитания.

Педагогические воззрения декабристов имели философскую методологическую основу. Хотя по своим философским воззрениям декабристы не представляли единого лагеря, в их мировоззрении доминировала материалистическая тенденция. И. Д. Якушкин, П. И. Борисов, Н. А. Крюков, В. Ф. Раевский и другие в объяснении явлений природы, в вопросе о познаваемости мира стояли на материалистических позициях (Следует оговориться, что материалистическая тенденция в воззрениях этой части декабристов зачастую облекалась в форму деизма). П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, П. Ф. Выгодовский, В. И. Штейнгель, колеблясь между материализмом и идеализмом, атеизмом и религией, в ряде вопросов стояли ближе к материализму.

Педагогические взгляды декабристов нашли свое отражение в их программных документах. Еще до восстания 14 декабря 1825 г. сложилась демократическая система воспитания и образования, сложились принципы этой системы. В «Русской правде» декабристами были сформулированы такие принципы, как всеобщность, всесословность обучения, государственность, светскость. Что же касается самой системы народного образования, то предполагались дошкольное воспитание, три типа школ (начальная, уездная, губернская) и высшее образование (педагогическое и университетское) .

В статьях и записках как до восстания 14 декабря 1825 г., так и в период сибирской ссылки первые русские революционеры ставили вопрос о содержании, принципах и методах преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение, эксперимент, указывали они, способствуют прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют образованию у учащихся навыков самостоятельной работы.

Решительно выступали декабристы против иностранного влияния на воспитание подрастающего поколения в России. В статье «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 г.» А. Бестужев указывал на пороки воспитания «по-французски», которое обезличивает учение, «во все мешается, все смешивает и ничего не извлекает» (Избранные социально-политические и философские произ’ ведения декабристов. Т. 1. М., 1951, с. 473).

Что же представляло народное образование в период ссылки первых русских революционеров в Сибири?

Во второй четверти XIX в. в Сибири существовало всего три гимназии, из которых Иркутская в 1825 г. насчитывала 47 учащихся, Тобольская в 1827 г. —40 и Томская в 1838 г. — 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания.

Анализ работы декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, Якутске, селах Олонки, Урик, Усть-Куда, Оек, Малая Разводная, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, всемерно стремились приложить и совершенствовать активные методы преподавания в своей практике.

В школах декабристов было увеличено количество учебных дисциплин по сравнению с обычными школами этого типа, выбраны наиболее целесообразные для образования учебные предметы, а главное, расширились программы этих предметов. Это указывает, что декабристы изменили, углубили содержание образования.

Ученик декабристов Андрей Белоголовый писал своему отцу: «…Проходим дроби, возвышение чисел в степень, извлечение корней и нумерацию. Вчера с М. К- и П. И. (Марией Казимировной Юшневской и Петром Ивановичем Борисовым — Э. X.) были мы на Юпитере, Сатурне и Уране. Видели, папа, затемнение Солнца, которое было 26-го июня. Мы глядели на него в закопченное стекло». В другом письме от 12 июля 1843 г. Андрей писал: «Мы с Анкудиновым учим из географии Португалию, из арифметики повторяем десятичные дроби, из немецкой грамматики неправильные глаголы, а французскую граматику прошли давно уже» (Письма учеников декабристов. — «Сибирский архив», 1912, № 5, с. 37).

В одной из крупных школ, организованных декабристами, школе Якушкина, было введено преподавание синтаксиса; вторая часть арифметики, затем геометрия, а за ней механика; были введены география и русская история. Для готовящихся поступать в семинарию, помимо латинского языка, были введены уроки греческого. Кроме того, преподавались чистописание, рисование и черчение. Таковы были официально признанные предметы, которые неизменно фигурировали в подаваемых отчетах. Но знакомясь с конспектами ялуторовской школы и просматривая воспоминания ее учеников, мы узнаем, что декабрист пошел значительно дальше. Оставаясь верным идее естественнонаучного образования, Якушкин ввел в виде «неофициальных» и нефиксированных в отчетах еще два предмета — ботанику и зоологию. Кроме того, он мечтал преподавать практическое законоведение, с этой целью поручил «одному из товарищей-юристов» составить руководство по крестьянским законам. Такая разносторонняя программа не могла уложиться в рамки официального двухлетнего курса. Объем сообщаемого материала фактически был увеличен Якушкиным до пределов четырехлетнего курса. Даже в женских школах обучение было изменено. Так, если до декабристов в женских школах учили «только шитью и рукоделию», а по общеобразовательным предметам давали самые элементарные знания, то в женской школе И. Д. Якушкина рукоделие отодвигалось на второй план, на первое место ставилась задача общеобразовательной подготовки. Кроме того, преподавались пение, музыка, гимнастика, чего не было в других школах.

Если при ланкастерской системе обучения роль учителя сводилась к наблюдению, а весь процесс обучения осуществлялся учениками по принципу, «которые более знают, учат остальных» (Гамель И. Описание способа взаимного обучения по системе Белля, Ланкастера и других. СПб, 1820, с. 13), то в декабристских школах решающая роль в обучении принадлежала учителю, который непосредственно руководил всем учебным процессом (т. е. ликвидирован основной принцип ланкастерской системы взаимного обучения).

Рассматривая учение как процесс, они меняли характер обучения, подчеркивая роль учителя как воспитателя. Наряду с образовательной они хорошо усматривали и воспитательную сторону обучения.

В свои учебные программы декабристы вводили произведения А. С. Пушкина, К- Ф. Рылеева, И. Крылова, М. Ю. Лермонтова. Из мировой литературы —Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

Анализ учебных тетрадей показывает, что В. Ф. Раевский преподавал в школе материал, в котором были ярко выражены политические взгляды декабристов (Базанов В. Г. Владимир Федосеевич Раевский. Новые материалы. Изд. АН СССР. Л.—М., 1949). Владимир Федосеевич впервые применил историю, исторические аналогии как фактор политического воспитания. Подходил к ней по-новому, используя историческое прошлое для понимания настоящего. При изучении истории В. Ф. Раевский, Л. О. Кориилович, Н. М. Муравьев проводили мысль о том, что именно народ делает историю. Примеры из военной истории использовались ими для патриотического воспитания.

Выступая против старой системы обучения, которая механически развивала память, но не мыслительные приемы, Д. И. Завалишин вспоминал, что он постоянно беседовал с воспитанниками, старался всегда вывести их мышление из тесного круга сухих школьных учебников (Завалишин Д. Записки декабриста. СПб, 1906, с. 120).

В письме из Петровского Завода от 29 января 1837 г. А. П. Юшневский давал советы брату, чтобы тот при обучении больше опирался на аналитико-син-тетическую деятельность воспитанника, учил бы его рассматривать предмет, анализировать, уметь делать обобщения (Письма декабриста Алексея Петровича Юшневского и его жены Марии Казимировны из Сибири. Сообщены проф. П. В. Голубовским. Киев, 1908, с. 116. (Письмо 79.)).

Постоянное нацеливание в декабристских школах на решение практических задач при обучении точным дисциплинам активизировало мышление учащихся, не допускало зубрежки, «механического исчисления». Анализируя «Записку о физике» С. Трубецкого (ЦГАОР, ф. 1143 (Трубецкой), oп. 1, д. 17), мы убедились, что учителя-декабристы предлагали задачи с использованием местного материала, что Трубецкой выводил формулы наглядно, делая чертежи, которые аккуратно вычерчены в записке, четко давал определения о силе, массе, скорости, весе и т. д. и здесь же подкреплял их примерами. Вычисления и все заметки делал сбоку с пометкой («х»). Применение знаний на практике являлось одним из важнейших целей обучения, способствовало сознательному и активному усвоению предмета.

Декабристы были хорошо знакомы с трудами таких передовых ученых и преподавателей, как профессор К. Ф. Рулье, А. И. Галич, Н. П. Щеглов, Э. X. Ленц, В. Ф. Одоевский, Ф. Лоренц, Ф. Б. Фишер и другие.

Поновому подходили они к преподаванию гуманитарных дисциплин. Объяснения делались самими учителями. Наряду с лекциями ввели в практику школ чтение, пересказ и разбор текста.

М. Лунин, Н. Муравьев, С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, Ф. Башмаков и другие были превосходными рассказчиками, хорошими чтецами. Русским языком, его грамматикой занимались Ф. Шаховской, В. Раевский, С. Волконский, А. Одоевский и другие декабристы. Через составляемые для школ пособия они старались знакомить учащихся с богатством русского языка, его многообразием и звучностью, используя для этого лучшие литературные образцы.

С. Трубецкой, В. Раевский, Е. Оболенский, Д. Завалишин, В. Давыдов, В. Ивашев считали детское чтение важнейшей частью воспитательно-образовательной работы семьи. Они понимали необходимость расширения круга понятий и знаний детей. Это подтверждает сибирский дневник С. Трубецкого.

В. Г. Базанов, вслед за П. Е. Щеголевым, указывает, что в своих школах декабристы пользовались таблицами, прописями, устным рассказом учителя, катехизической беседой, которые помогали «воспитывать дух свободомыслия [...] отстаивать независимость человеческой личности [...] развивать чувства подлинного патриотизма и любви к своему отечеству» (Базанов В. Г. Владимир Федосеевич Раевский, с. 95—96).

С методической стороны таблицы составлялись на прогрессивных началах обучения чтению — по методу слогов и целых слов. Арифметические таблицы, исходя из стремления облегчить обучение, составлялись наглядно с использованием учебных счет. Декабристы явились одними из создателей рациональных вариантов звукового аналитико-синтетического метода. Они старались применять новые приемы в обучении. Например, вместо письма в период начального обучения Использовали составление слов из букв разрезной азбуки. Наглядность служила и принципом и методом обучения.

Совершая экскурсии в природу, учителя увязывали с темой подбор стихотворений: «Осень», «Зима» А. С. Пушкина, «Есть в осени первоначальной», «Листья», «Первый лист» Ф. Тютчева и целый ряд других художественных произведений. То же следует сказать о таких предметах, как география, физика, астрономия.

Как вспоминал Н. Белоголовый, Петр Иванович Борисов увлекал учеников «большой своей страстью к природе и к естественным наукам, которые изучил недурно, особенно растительное и пернатое царство Сибири; рисовал же он птиц и животных… с замечательным мастерством. По окончании уроков он, если день был хороший, тотчас же брал нас с собой на прогулку в лес, и для нас это составляло великое удовольствие; в лесу мы не столько резвились на просторе, сколько ловили бабочек и насекомых и несли их к Борисову, и он тут же определял зоологический вид добычи и старался поделиться с нами своими сведениями».

«В жилище Борисова нас всегда манила собранная им небольшая коллекция сибирских птиц и мелких животных, а также великое множество его собственных рисунков [...]» (Старая Сибирь в воспоминаниях современников. Иркутск, 1939, с. 49). В результате ботанических экскурсий квартира Борисовых была превращена в научную лабораторию, заполненную гербариями и коллекциями.

В этих экскурсиях сказывалась не только любовь к природе, но и стремление учителей-декабристов соединить теоретические знания по ботанике с практическими навыками. Следует отметить, что стремление к обогащению теоретических знаний учеников практическими навыками пронизывает весь педагогический процесс.

В середине мая до половины сентября декабрист А. В. Поджио увозил учеников в деревню Усть-Куда, где у него было огородное и полевое хозяйство. Ученики на практике знакомились с парниковым хозяйством, огородными культурами, их посадкой, всходами, цветением, созреванием, уборкой.

Разнообразные методы обучения использовались декабристами-учителями не только для сообщения новых знаний, по и для последующего совершенствования и закрепления. Обучая свою дочь Лизу, С. Трубецкой закрепления в памяти достигал путем пересказа прочитанного своими словами, многократного повторения, заучивания наизусть стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.

Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитывающего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали па уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами. Многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и «вольнодумство», готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.

Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования Сибири. В ссылке они продолжали служить «словом и примером делу, которому себя посвятили».

Из среды учеников и друзей первых русских революционеров выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели: А. П. Першин — организатор и руководитель первой в истории русского рабочего движения забастовки забайкальских рабочих, организатор первого в России независимого рабочего потребительского общества; М. Знаменский — учитель рисования, известный сибирский художник-карикатурист, А. П. Созонович и О. Н. Балакшина — учительницы рукоделия ялуторовской женской школы; Т. И. Сай-лотов-Крюков (сын декабриста Н. Крюкова) — учитель Минусинского городского училища. Последний много сделал для начального женского образования в городе. Михаил Кюхельбекер (сын декабриста В. К. Кюхельбекера), получив юридическое образование, с 1876 г. был директором общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения в Петербурге. Одна из дочерей декабриста М. Кюхельбекера (а их было семь) занималась педагогической деятельностью в Екатеринбурге. Сын декабриста Волконского, Михаил, с 1872 г. был товарищем министра народного просвещения в России; Мария Свистунова, Варвара Поджио и другие — прекрасная музыкальная династия декабристов. Сестры Мария и Вера Ивашевы явились пламенными проповедницами и организаторами кружков женского равноправия в России. Они энергично выступали в 60-х гг. XIX в. за свободу и права женщин.

Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в дальнейшее культурное развитие не только сибирского народа, но и всей России.

Э. Г. ХАПТАГАЕВА