Центральное Черноземье в истории декабристского движения
Диссертация
Артикул: 78998
Год:
2000
Автор научной работы:
Федосова, Светлана Викторовна
Ученая cтепень:
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации:
Курск
Код cпециальности ВАК:
07.00.02
Специальность:
Отечественная история
Количество cтраниц:
196
Введение диссертации (часть автореферата)
На тему "Центральное Черноземье в истории декабристского движения".
Актуальность темы исследования. XIX столетие занимает особое место в истории России. С его началомна вступила в бурную эпоху политических потрясений, войн, попыток реформирования путем "революции сверху" и "революционной атакой масс". Сегодня на рубеже двух тысячетелетий, когда вновь остро встал вопрос о выборе путей развития и самоопределения России, вполне понятен и оправдан резко возросший интерес широких слоев общества к самому яркому политическому явлению того периода - восстанию декабристов.
Движение декабристов представляло собой первую достаточно многочисленную политическую оппозицию, вобравшую в себя лучшие силы дворянской интеллигенции и выступившую под демократическими лозунгами обновления России. Стремление освободить свою страну от царского деспотизма привело декабристов к идее конституционных порядков, к республиканизму.
Однако было бы очевидной ошибкой приуменьшать историческое значение декабризма для российской истории и современности. Выбор путей развития страны, борьба различных социальных слоев за новый государственный строй, судьба крестьянства - все эти проблемы в последнее время привлекают особое внимание.
Несомненно, движение декабристов нельзя ограничивать только революционными заслугами. Вклад передового дворянства 20-х годов XIX века в культурную жизнь страны был чрезвычайно многообразен. Необычайно широкая образованность, деятельный патриотизм, стремление к благу для всех и каждого выдвинули декабристов в первые ряды создателей русской литературы, науки и просвещения. В борьбе с косными устоями старого феодального мира рождались новые духовные ценности, новые представления, связанные с процессами становления национальной культуры.
Движение декабристов последнее время являлось одной из центральных тем исследования в исторической науке, однако, тема роли регионов, в частности Центрального Черноземья, оставалось слабо освещенной. Хотя бесспорно является весьма существенной частью истории общественно-политических течений.
Таким образом, актуальность темы исследования очевидна как в практико-политическом, научно-познавательном, так и в нравственном аспектах.
Во-первых, многочисленные политические партии, появившиеся в последнее время, несут на себе груз проблем, опыт решения которых уже накоплен в отечественной истории: поиск эффективных путей и средств пропаганды, умение гармоничного сочетания политических идей Запада с русскими традициями и т.д.
Во-вторых, в наше время, когда, наконец, стало известно, что отечественная история во многих своих главах была откровенно фальсифицирована, сделалось модным "пробовать на излом" кумиров недавнего прошлого. В очередной раз жертвами политической конъюктуры стали декабристы. Некоторые историки со рвением занялись ниспровержением недавних "рыцарей, кованных из чистой стали", объявляя их нарушителями присяги, цареубийцами, злонамеренными проводниками нерусского духа и др. Таким образом, речь идет о складывающейся на наших глазах новой оценке, ничуть не менее фальсифицированной, чем та, что существовала ранее. В связи с этим назрела необходимость создания новой научной концепции декабристского движения, лишенной заидеологизированности, которая учтет и объяснит все его своеобразие, все многообразие составляющих его элементов.
Таким образом, для восстановления исторической правды и реальной оценки места и роли декабристов в истории важно исследовать деятельность первенцев свободы из различных регионов страны.
В третьих, в наше время, когда проблемы нравственности, долга и чести выступают на первый план, необходимо обратиться к истории.
Именно в теме декабризма есть все необходимое для примеров нравственного воспитания молодежи: яркость характеров, обаяние героической и юной эпохи, а самое главное моральный урок, т.к. именно на российской земле не так уж давно существовали верная любовь к Отечеству, и личное достоинство, которое никто и ничто не способны сломать, и нравственная сила, не позволяющая никогда не при каких обстоятельствах опуститься и потерять человеческий облик, и то поразительное в наш циничный и меркантильный век чувство, которое побуждало человека, имеющего все: деньги, знатность, ум, силу, здоровье - все положить к ногам своего Отечества основанием его будущего благополучия.
Предметом данной работы является политическая судьба членов первых русских тайных организаций, тесно связанных с Центральным Черноземьем.
В декабристском движении была географически представлена вся Россия", - справедливо отметила курский исследователь декабризма академик А.Ю. Друговская. Участники восстания 14 декабря 1825 года были связаны и с Центральным Черноземьем. Непосредственное отношение к истории региона имеет 22 представителя когорты первых русских революционеров. Среди них члены ранних декабристских организаций Союза спасения и Союза благоденствия - Николай Константинович Воейков, Григорий Александрович Римский-Корсаков. Членами Северного общества являлись Михаил Сергеевич Лунин, Алексей Иванович Сабуров. Михаил Николаевич Глебов не г принадлежал к данной тайной организации, но о существовании общества знал и не раз присутствовал на собрании декабристов. Представители Южного общества - Владимир Федосеевич Раевский, Иван Николаевич Хотяинцов, Михаил Николаевич Паскевич, Николай Федорович Заикин, Евдоким Емельянович Лачинов. Разделял взгляды декабристов Южного общества Николай Николаевич Семичев.
Братья Андрей Иванович и Петр Иванович Борисовы были учредителями
Общества соединенных славян. Членами этого Общества являлись братья Алексей Васильевич и Аполлон Васильевич Веденяпины. Некоторые дворяне не принадлежали к тайный организациям, но выступили на стороне восставших в ходе выступления Черниговского полка, увлеченные благородными целями декабристов. Нам известны их имена: Александр Евтихиевич Мозалевский, Василий Николаевич Петин, Василий Яковлевич Кондырев, Владимир Николаевич Рыбаковский.
Одни из них родились в губерниях Центрального Черноземья и провели свои детские годы; другие получили здесь яркие жизненные впечатления; третьих забрасывали сюда служба и революционная работа. За дерзость и "неприличное поведение" для продолжения дальнейшей службы в Курск из привилегированного Кавалергардского полка был переведен Федор Федорович Вадковский. По делам службы здесь с 1822 по 1824 гг. пребывал другой декабрист Степан Михайлович Семенов. Был женат на воронежской дворянке Петр Иванович Фаленберг.1
Хронологические рамки исследования включают период с 1812 г. по 60-ые гг. XIX века, что позволяет создать целостную картину революционной деятельности декабристов. Начальная дата связана с первым пробуждением политической мысли во время Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов, а конечная ограничена 60-ми гг. XIX века, поскольку последующая отмена крепостного права положила начало новому этапу в жизни страны.
Географические границы диссертации охватывают территорию Центрального Черноземья, представленного в работе тремя губерниями: Воронежской, Тамбовской и Курской.
Историография исследования. Чуть меньше двух веков назад произошло восстание декабристов. Все это время историки радовали нас все новыми находками по этой теме в виде личных архивных фондов, материалов следствия, новых трактовок судеб и взглядов деятелей 1825 года. Проблемы
1 См. приложение. декабризма сегодня решаются на высоком информативном уровне и все чаще на стыке наук: философии, истории, литературоведения и правоведения. Все это является поводом подвести итоги пройденного пути, наметить новые подходы к изучению нашего прошлого. С этой точки зрения движение декабристов - одна из наиболее актуальных сегодня тем.
Первый этап изучения восстания 14 декабря 1825 года как научной проблемы начался в конце 40-х - начале 50-х гг. XIX века в связи с появлением статьи А,И, Герцена «О развитии революционных идей в России».1 В работе содержится философское осмысление декабризма как социально-исторического явления.
Либеральная историография проблемы до последнего времени интерпретировалась как искажение марксистской концепции, игнорировались многие ценные выводы и замечания историков, придерживающихся позитивистского метода исторического исследования: А.Н. Пыпина, В.И. Семевского, М.В. Довнар-Запольского и др.2
Четырежды переизданное сочинение А.Н. Пыпина «Общественное движение в России при Александре I» ставило задачей изучение причин и механизмов восприятия русским обществом «новых политических представлений. А.Н. Пыпин высоко оценивает деятельность декабристов, отмечая, что благодаря им первая четверть XIX в. является самостоятельным «историческим периодом», ставшим исходным для развития общественного движения и общественного сознания, гласного проявления политической г мысли, что поставило Россию на новую ступень общественного развития. Анализируя содержание Устава Союза Благоденствия, Пыпин приходит к выводу, что декабризм черпал свои идейные основы в либеральной политике
1 Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. М., 1954 - 1966, О развитии революционных идей в России. М., 1956.Т.7. С.137-263.
2 Бороздин А.К. Из писем и показаний декабристов. СПб., 1906; Василич Г. Междуцарствие и восстание 1825. М., 1907; Государственные преступления в России в XIX века. СПб., 1906.
3 Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1900. александровского царствования, а программный документ свидетельствует о стремлении деятелей тайных обществ содействовать правительству в проведении реформ, средством чего виделось формирование общественного мнения.
Энциклопедическое по характеру исследование В.И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов»1 отличается широким использованием следующих документов, анализом программ тайных обществ в сопоставлении с европейскими и американскими аналогами. Это позволило автору сделать вывод о глубоком знании декабристами политических доктрин своего времени и рассматривать декабризм как течение общественной мысли, своеобразный синтез результатов действия двух факторов: западноевропейской мысли и российской действительности.
В двух работах М.В. Довнар-Запольского «Тайное общество декабристов: Исторический очерк, написанный на основании следственного дела»2 и «Идеалы декабристов»3 вводит в научный оборот новые документальные материалы. Однако подача материала исходит главным образом из этических качеств декабристов, служивших для автора образцом самоотверженности, героизма, высокой духовной силы. Автор отмечает, что «нужны были особые личные качества, чтобы критика государственных порядков, недовольство правительством могли привести к сознательной необходимости вступать с ними в борьбу».4 Но не только благородство и самоотверженность предрешили выбор декабристов. Стремление действовать на пользу Отечества родилось в «результате серьезной выработки миросозерцания по вопросам общественным и политическим» и явилось плодом основательного изучения вопроса государственного и общественного строя в России и в иностранных
1 Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909.
2 Довнар-Запольский М.В. Тайное общество декабристов. М, 1906.
3 Он же. Идеалы декабристов. М., 1907
4 Там же, С. 194. государствах.1
Таким образом, несмотря, на то, что в ходе первого этапа были выявлены некоторые источники и проанализирован ряд частных проблем, ни в одной из работ того времени не дается единого представления о ходе восстания, причины его возникновения и поражения.