Декабристы: «дети 1812 года»

26 (14) декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, оставшееся в истории как восстание декабристов. Этот день повлиял на все последующее развитие общественной мысли Российской Империи. Декабристы выступали против самодержавной власти, против крепостного права. Они верили в силу реформ.

В отечественной историографии неоднократно подчеркивалось, что на мировоззрение декабристов огромное влияние оказала Отечественная война 1812 года. Собственно, можно говорить о том, что именно эта война пробудила в будущих декабристах мысли о судьбе и положении своей родины и своих соотечественников всех сословий.

«Мы были дети 1812 года»

Многие декабристы были участниками войны 1812 года. Некоторые из них принимали активное участие в войне, заслужили немало наград. Среди них, например, Михаил Федорович Орлов, Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов и, конечно же, Сергей Григорьевич Волконский. Кандидатуры этих генералов даже рассматривались на помещение их портретов в Военную галерею Зимнего дворца, посвященную войне 1812 года. Но по разным причинам они не были утверждены. Только с кандидатурой Волконского все было вполне очевидно: его портрет был написан, но поместить в Зимнем дворце портрет на тот момент уже осужденного государственного преступника было просто невозможно.

Большинство же будущих декабристов  в 1812 году были совсем молодыми офицерами, которые, несмотря на свой возраст, сражались за свою Родину против армии Наполеона. Такие видные декабристы, как князь Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Павел Пестель и многие другие  участвовали во многих важнейших сражениях кампании 1812 года, отличились в Бородинском сражении,  при Малоярославце. Они также участвовали в заграничных походах русской армии. Они тоже были героями войны, в тот момент еще не успевшими дослужиться до больших чинов.

Декабрист Никита Муравьев писал: «В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству». Этот высочайший патриотический порыв, который овладел всем русским народом,  навсегда изменил сознание будущих декабристов. Неслучайно, Матвей Иванович Муравьев-Апостол сказал о движении декабристов: «Мы были дети 1812 года».

«Дух преобразования заставляет умы клокотать»

Важным фактором в формировании мировоззрения декабристов стал поход в Западную Европу. По мнению русского историка Милицы Васильевны Нечкиной, именно заграничные походы 1813-1814 гг. явились ускорителем «развивающегося идеологического процесса».

Русские солдаты и офицеры побывали в европейских  странах, где не было крепостного права, где существовали хоть какие-то конституционные учреждения и понятия. Все увиденное произвело на  будущих декабристов огромное впечатление.  Их заботил вопрос – почему такого нет в России, победившей Наполеона, одной из сильнейших мировых держав.

Василий Осипович Ключевский писал о том, как эти события повлияли на русских людей: «События эти очень неодинаково действовали на русское общество и на русское правительство. В первом они вызвали необыкновенное политическое и нравственное возбуждение. Русские люди, только что пережившие такие опасности, вышли из них с более живым ощущением своих сил. Возбуждение это сказывалось и в литературе, даже официальной; в периодических официальных изданиях, продолжая прежний тон, с начала царствования установившийся в печати, встречались статьи о таких вопросах, как свобода печати и т.п. Еще живее сказывалось это возбуждение в неофициальной периодической литературе; здесь прямо печатались статьи под заглавием "О конституции", в которых доказывалась "доброта представительных учреждений"».

Русские солдаты и офицеры прошли Европу от Москвы и почти до западной ее окраины, участвовали в тех важнейших событиях, которые решали судьбу западноевропейских народов, чувствовали себя освободителями Европы от владычества Наполеона. Все то, что они увидели там, чему удивились и поразились, они прилагали к своему отечеству, сравнивали его с Европой.

Павел Иванович Пестель писал: «Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противуположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать... Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

Сергей Тимофеевич Аксаков писал в одном из своих стихотворений о разочаровании, которое открылось перед русскими людьми после победы над Наполеоном:

Ах, сколь ошиблись мы с тобой, любезный друг,
Сколь тщетною мечтою наш утешался дух!
Мы мнили, что сия ужасная година
Не только будет зла, но и добра причина;
Что разорение, пожары и грабеж,
Врагов неистовство, коварство, злоба, ложь,
Собратий наших смерть, страны опустошенье
К французам поселят навеки отвращенье…

Но что ж, увы, но что ж везде мой видит взор?
И в самом торжестве я вижу наш позор!
Рукою победя, мы рабствуем умами,
Клянем французов мы французскими словами.
Толпы сих пленников, грабителей, убийц,
В Россию вторгшися, как стаи хищных птиц,
Гораздо более вдыхают сожаленья,
Чем росски воины, израненны в сраженьях!