ЗАПИСКА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЛЕНИИ
П. ПЕСТЕЛЬ
Итак в каждой Области должны быть Шесть Управ, кои суть:
1. Управа Правосудия.
2. Управа Благочиния.
3. Управа Духовных Дел.
4. Управа Просвещения.
5. Управа Хозяйства и
6. Управа Казначейства.
Если бы Департаменты нашего Сената не были соединены в обеих Столицах но имели бы свое местопребывание в различных главных областных городах то были бы тоже самое что предлагаемые Управы Правосудия то есть местная третья Инстанция Судебной власти Сие определение есть круг действия Управы Правосудия.
Когда несколько округов состоят ныне под ведением одного Генерал Губернатора тогда Полицейская часть входит в его обязанность и он устраивает ее сам собой; но мог бы также устраивать ее и помощью какого-нибудь присудственного места. Сия самая обязанность составляет круг Действия Управы Благочиния, которая точно то значит для области что Губернское Правление значит теперь для Губернии. Начальник Округа Внутренней Стражи должен быть членом этой Управы ибо Внутренняя Стража должна принадлежать к приказу благочиния как ниже доказано будет.
Управа Духовных Дел ответствует теперешним Метрополиям а Управа Просвещения теперешним учебным Округам.
В России есть несколько почтамтов или областных Ямов и каждой из оных заведывает несколько округов. Точно также разделена Россия на несколько округов Путей Сообщения из коих каждой управляется одним Начальником. Хозяйственная Управа заведывает управление Ямами или почтами той области, управление округом Путей Сообщений той области и кроме того наблюдает за промышленностью, надзирает за богоугодными заведениями, печется о Колонистах или Переселенцах всякого рода и вообще занимается всеми вещественными предметами Народного Благоденствия. Из сего явствует что в числе членов сей Управы должен быть Начальник Ямов или Почт — Директор и Начальник округа Путей Сообщений.
Управа Казначейства имеет совершенно те же обязанности в отношении к области, какие приказ казначейства в отношении к целому Государству. Одна Горная и Монетная части не входят в круг действия сих Управ ибо Горная часть требует особенных сведений и совершенного знания сей науки, а монеты чеканются единственно в Столице. От учреждения Управы Казначейства будут неминуемо хозяйственные разряды окружных Управ соответствующие нынешним Казенным Палатам облегчены от весьма большого количества дел входящих ныне в обязанность Казенных палат ибо само собой разумеется что от учреждения новой инстанции нижняя гораздо менее будет иметь забот и всякого рода дел. Вот причины почему хозяйственному разряду окружной Управы могли быть поставлены в обязанность занятия по частям двух приказов.
Каждая управа состоит из Председателя, Прокурора и трех Заседателей, они суть все пятеро члены Управы и образуют ее присутствие. Письмоводство разделяется на столько отделений сколько в том приказе есть Палат а отделения разделяются на Столы. Обязанность председателя и Блюстителя описаны в статьи об Уездных и Окружных Управах. Все члены областных Управ определяются от Государя а Чиновники Письмоводства от Приказов. Члены Судебной Управы не могут быть лишены своих мест иначе как по приговору суда; но во время судапроизводства над ними устраняются они от должности.
В каждой Области должен быть один Генерал-Губернатор который назван быть может Главным или областным Посадником. Его обязанность состоит в двух должностях: Bo-Первых он есть Главный блюститель Области и исполняет посему званию ту должность о которой во 2 Главе было говорено. Во-Вторых он обязан содержать связь между областными Управами и между его областью и прочими частями Государства. Содержание сей связи в том состоит что он наблюдать должен дабы справедливые и законные требования одной Управы непременно исполняемы были другой управой и к сему Действию должен он непременно их понукать. Для исполнения сих обязанностей имеет он надобность в письмоводстве почему и должно быть при каждом Областном Посаднике особенное повытье учреждено под названием Департамента или Повытья такой-то Области.
Правитель сего Повытья мог бы носить название Статсекретаря или Главного Дьяка такой-то области. Каждое таковое областное Повытье состояло бы из четырех Отделений: 1-ое для дел Судебной и Благочинной Управ. 2-ое для дел Казначейской и Хозяйственной Управ. 3-е для дел Управ Духовной и Просвещения. 4-ое было бы Екзекуторское или Исполнительное. Председатели Управ имеют обязанность подносить Генерал Губернатору или Областному Посаднику протоколы заседаний их Управ на утверждение.
В Цареградском уделе или Столичном Округе никакой нет причины образовать земские, уездные и Окружную Управы иначе как во всех прочих округах; почему и могут они быть устроены наподобие тех: но что касается до областных управ, то они в сем уделе не могут существовать потому что оный удел составляет только округ а не Область. Однако же поелику для судебной Власти и для всех прочих отраслей правления нужна особенная степень между окружным и Вышним Начальством то и предлагаю я в Цареградском уделе учредить Удельную Управу, которая всего удобнее может состоять из двух разрядов: 1.) Судебного и 2.) Исполнительного. Судебный составлял бы третью степень (инстанцию) Судебного Делопроизводства а Исполнительный заведывал бы все дела прочих частей правления. В каждом разряде должен быть один Председатель, один Блюститель и три Заседателя. Удельный Посадник Цареградского удела имел бы обязанность учавствовать в делах Удельной Управы точно так как Областные Посадники в делах областных управ; он должен назначаться от Правительства равно как и все Члены Удельной Управы.
Причина учреждения Донского и Аральского Уделов состоит в цели устройства бесстройного или Иррегулярного войска, каковое суть Козаки и Киргизцы; из чего следует что все то полезно что способствует к сохранению главных свойств такового войска между тем как все то вредно что от сего удаляет. Посему и полагаю я необходимым устранить все причины могущие произвести в уделах сих какое бы то ни было различие между обывателями. Для сего должна Земля или Недвижимая Собственность принадлежать Станицам то есть всему обществу вообще а не частным Людям; чины же должны только быть названия должностей и носимы единственно во время нахождения в какой-либо должности, а по истечении сего времени должны они теряться переходя на других.