ДЕКАБРИСТЫ НА БЕРЕГАХ ЕНИСЕЯ
Декабристы - первые русские революционеры, выступившие против самодержавия и крепостного права. Потерпев поражение, большинство из них было приговорено к каторжным работам и ссылке в Сибирь. 32 участника декабристского движения в разное время, начиная с 1826 года, находились в Енисейской губернии, из них десять человек - в Красноярске.
C амая яркая личность из этих десятерых - Василий Львович Давыдов, бывший адъютант Багратиона, герой Бородинского сражения, соратник Пестеля, друг Пушкина. Поэт на всю жизнь сохранил к нему дружеские симпатии, именно Давыдову посвятил он свое знаменитое "Послание".
Дом В. Л. Давыдова в Красноярске стоял на четной стороне Воскресенской улицы, между нынешними улицами Декабристов и Робеспьера. Был снесен в 1937 году. (Такая же участь постигла и дом его соратника М. Ф. Митькова, находившийся рядом.) Из архивных источников мы узнаем, что дом Давыдовых был "на шести саженях, в коем пять комнат с коридором и прихожей, печей голландских - пять, наверху мезонин холодный. На дворе кухня - одна, амбаров - два, сарай, конюшня и завозня".
Давыдовский дом сразу же стал своеобразной штаб-квартирой декабристов. Две-три комнаты всегда были к их услугам. Здесь, не стесняясь и не опасаясь, высказывали смелые, нелицеприятные суждения не только о правителях губернии, но и о самом монархе. В. И. Суриков, например, с детских лет запомнил рассказы матери о том, как Давыдов презирал царя и не скрывал этого.
Умер В. Л. Давыдов 25 октября 1855 года. Сын поставил на его могиле мраморное надгробье, увенчанное шаром с металлическим крестом. Памятник с надписью: "Здесь покоится раб божий Василий Львович Давыдов. Помяни гди во царствии твоем" - сохранился до сих пор.
Через 14 лет после смерти декабриста красноярский епископ в своем дневнике запишет: "Прочитал акт следственной комиссии о заговоре и государственном мятеже 14 декабря 1825 года. Главные из них повешены. Большая часть усеяла своими костями широкую Сибирь. Давыдов один из главных".
У Василия Львовича было большое семейство. Его сын, тоже Василий, стал довольно известным художником. Красноярскому историку Г. Быконе посчастливилось в Москве, в Государственном историческом музее увидеть ценный, почти неизвестный даже специалистам альбом из 25 акварелей, написанных им. Это полная портретная галерея членов семьи Давыдовых, зарисовки дома и его комнат. Огромный интерес представляют акварели, запечатлевшие старые улицы, дома, виды, окрестности Красноярска. Уже одни названия говорят сами за себя: "Вид Воскресенской улицы", "Вид Красноярска с восточной части левого берега", "Таракановка" (для несведущих - одна из окраин города. - К. П.), "Верховья Качи", "Такмак", "Столбы"...
Как бы хотелось, чтобы хотя бы фотокопии этих картин появились в одном из музеев Красноярска!
Любопытно проследить жизненный путь некоторых потомков знаменитого декабриста. Установлен факт, что один из его внуков, Юрий Львович, посетил Красноярск в годы гражданской войны. На руках у него был мандат чрезвычайного уполномоченного Наркомпрода с подписью самого В. И. Ленина... И уже в 80-е годы XX века в Красноярске побывала правнучка декабриста Ксения Юрьевна...
Ещё один хорошо известный всем жителям краевого центра дом по пр. Мира, 67. Он был построен в 1854-1856 годах по проекту декабриста Г. С. Батенькова, сосланного в Томск. А уговорил его на этот шаг Василий Львович Давыдов. Таким образом и появилось в Красноярске городское Общественное собрание (иногда его называли еще "Благородным собранием").
Разумеется, сосланные в Сибирь декабристы нуждались в общении. В Красноярске в разные годы проживали, помимо В. Л. Давыдова, такие незаурядные, яркие личности, как Михаил Фотиевич Митьков, который увлекался точными науками, вел в Красноярске регулярно метеонаблюдения; Михаил Александович Фонвизин, племянник знаменитого драматурга, участник Отечественной войны 1812 года, продолжавший и в ссылке исторические исследования и издавший позже "Обозрение проявлений политической жизни в России"; Федор Петрович Шаховский, занимавшийся научной деятельностью, устройством школ для обучения детей грамоте, и другие.
Как видим, декабристы заметно оживили общественную жизнь в Красноярске, способствовали развитию здесь науки, образования и культуры. Это не устраивало ни самодержца, ни местные власти, надеявшихся раз и навсегда вытравить из памяти народа имена "бунтовщиков". Тут уместно привести почти неизвестный массовому читателю циркуляр, посланный генерал-губернатором Восточной Сибири Рупертом Енисейскому губернатору 27 сентября 1842 года:
"Дошло до сведения моего, что находящиеся в Красноярске государственные преступники посещают общества и даже многолюдные публичные собрания, оставаясь там для препровождения времени.
А как подобные посещения не только по званию их несвойственны, но и противны высочайше утвержденным об них постановлениям, то я долгом считаю покорнейше просить ваше превосходительство ныне воспретить государственным преступникам появляться в общественных собраниях и вместе с тем на будущее время иметь неослабное с вашей стороны за точным исполнением сего наблюдение. О чем, сколько мне помнится, я уже и прежде имел честь просить ваше превосходительство".
Судя по этому документу, декабристы в Красноярске все же нарушали грозное предписание и принимали активное участие в политической и культурной жизни города. Нетрудно предположить, что они встречались и в здании "Благородного собрания". Таковым оно оставалось еще несколько десятилетий. Здесь проводились различного рода общегородские мероприятия, устраивались концерты. Например, в начале декабря 1908 года в зале Общественного собрания прошел концерт И. Левицкого, одного из учеников знаменитого В. В. Андреева. Капелла и оркестр имели шумный успех, вместо запланированного одного концерта пришлось дать пять.
В годы советской власти здесь находился клуб имени III Интернационала, работало издательство "Приступ", потом разместился спортивный клуб "Динамо". Была установлена мемориальная доска: "Здесь в 1917-1918 годах проходили собрания Красноярской организации РСДРП(б)".
Однако общественность города упорно добивалась того, чтобы в доме по пр. Мира, 67, был открыт музей декабристов. Ведь в Красноярске, его музеях собрано огромное количество экспонатов, относящихся к декабристам, 69 подлинников писем руководителей декабристского движения, когда-то принадлежавших известному библиофилу Г. В. Юдину. Большой интерес представляют письма И. И. Пущина, В. Л. Давыдова, А. И. Якубовича и других.
Нелишне отметить, с каким вниманием и любовью сохраняются памятники, связанные с пребыванием декабристов, в Томске, Иркутске, Чите, Петровске-Забайкальском и других местах Сибири. Было время, когда казалось, что вот-вот откроется музей и в Красноярске. В интервью заместителя председателя крайисполкома В. Н. Семенова, данного им журналистам в марте 1987 года, есть такие строки:
"Очень много споров и вопросов вызывает судьба дома, построенного по проекту декабриста Г. С. Батенькова, по пр. Мира, 67. Вопрос этот решен однозначно. После завершения строительства школы борьбы по ул. Марковского это здание будет освобождено. Управлению культуры крайисполкома и исполкому горсовета поручено открыть здесь филиал краеведческого музея, развернув в нем постоянно действующую экспозицию "Декабристы в Енисейской губернии".
Последствия всех этих сладких речей и обещаний налицо - музея декабристов как не было, так и нет. Зато родилась совсем новая идея - отдать это здание под... французский культурно-досуговый центр. Заказчиком реставрации выступил департамент Верхней Сены (один из административных округов Парижа). Одна из местных газет Красноярска с умилением написала: "Любопытно, что для сокращения расходов часть стройматериалов будет доставляться в наш город из Франции. Как оказалось, это намного выгоднее, чем покупать их здесь".
Ура! Радуйтесь, красноярцы! Поправ свою собственную историю, забыв имена предков своих, будем приветствовать на берегах Енисея французов... Неужели декабрист Николай Басаргин ошибся, когда сказал: "Я уверен, что добрая молва о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило"?
Нет, еще не поздно исправить ошибку. Нельзя допустить несправедливости! Музей декабристов должен быть в Красноярске!
К. Попов.