Настоящая статья размещена на данном форуме прежде всего из-за того, что часть донесений имеет непосредственное отношение к некоторым из участников декабристского движения, оставшихся на свободе. В них есть как новые для нас биографические факты, так и интересные, не приглаженные характеристики их личностей.
Масоны в жандармских донесениях (конец 20-х — начало 30-х гг. XIX в.)
Корнеев В. Е. Вступительная статья: Масоны в жандармских донесениях (конец 20-х — начало 30-х гг. XIX в.) // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 171—172. — [Т. XII].
История легального существования масонских организаций в России официально заканчивается в 1822 г., после принятия Александром I Высочайшего рескрипта о запрещении тайных обществ и масонских лож. Напуганный выступлением декабристов, Николай I в 1826 г. подтвердил это запрещение и, переводя его в практическое русло, создал на базе Особенной канцелярии Министерства внутренних дел III Отделение при своей канцелярии, вменив ему в обязанность осуществление политического надзора и сыска. Возглавивший III Отделение граф А. Х. Бенкендорф и подчиненный ему корпус жандармов бдительно следили за всеми проявлениями общественной активности в стране. В поле их зрения находились и члены запрещенных масонских лож, являвшихся, по мнению правительства, в недавнем прошлом рассадником свободолюбивых и противоправных мыслей, подрывавших основы монархии и российской государственности. Явный и негласный надзор за лицами, подозреваемыми в организации и деятельности запрещенных масонских лож, отражен в переписке, рапортах и отчетах жандармов, допросах подозреваемых и их объяснительных записках, списках масонской литературы и ритуальных предметов, изъятых при обысках и т. д.
Публикуемая переписка А. Х. Бенкендорфа с начальником 2-го округа корпуса жандармов генерал-лейтенантом А. А. Волковым и московским генерал-губернатором Д. В. Голицыным, а также агентурные сведения, реестры вещей, найденных при обысках и пр., свидетельствуют о том, что масонские организации в Москве и после их запрета продолжали свое существование.
Наиболее стойкие масоны не собирались отказываться от своих убеждений, о чем говорит, например, письмо от 5 марта 1828 г. коллежского советника, правителя Московской конторы адресов Н. А. Головина Д. В. Голицыну по поводу произведенного в его доме обыска. Среди публикуемых документов следует также отметить “Список лиц, обративших на себя замечания”, отправленный в декабре 1827 г. А. А. Волковым графу А. Х. Бенкендорфу. В этом документе, составленном на основе агентурных данных, приводятся яркие биографические, бытовые и морально-этические характеристики лиц, заподозренных в деятельности запрещенного масонского общества. Если же учесть, что здесь фигурируют многие члены легально функционировавшей до 1822 г. ложи Ищущих манны (А. О. Поздеев, Ф. В. Окуньков, В. Д. Каманин, Н. А. Головин и др.), то складывается весьма полное представление об активных деятелях масонского движения в Москве в первой трети XIX в.
Материалы публикуются по подлинникам, хранящимся в ГАРФ. Ф. 109. III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1—10 документы — I эксп. Д. 275. Л. 3—3 об., 6—8 об., 13 об. — 23, 30—31 об., 47—51 об.; 11—12 документы — I эксп. 1833. Д. 71. Л. 1, 2; д. 216. Л. 3—3 об.); орфография по возможности приближена к современной, основные языковые и стилистические особенности первой половины XIX в. сохранены.
Волков А. А. Донесение генерал-лейтенанта А. А. Волкова графу А. Х. Бенкендорфу, 1 октября 1827 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 174—175. — [Т. XII].
4
ДОНЕСЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА А. А. ВОЛКОВА ГРАФУ А. Х. БЕНКЕНДОРФУ
1 октября 1827 г.
Исполняя предписание Вашего Превосходительства от 8 сентября № 2096 о собраниях в домах гг. Головина, Шатрова и Поздеева, какие на сей раз мог я получить сведения о лицах, имеющих съезды у них, об оных честь имею донести.
1) Коллежский советник Николай Александрович Головин находящегося в С. Петербурге в Гвардейском корпусе генерал-майора Головина есть действительно брат родной.
2) Федор Яковлевич Граве есть Надворный Советник, смотритель Петровского Дворца, в котором живет с роду 14 лет и содержится в большой милости у князя Юсупова, пожилых лет, с год тому женился на дочери чиновника, управляющего имением князя Горганова, имеет хороший капитал, простирающийся до 100 т. руб., которые хранятся в ломбарде; он чрезвычайно скуп; однако знакомства имеет в хорошем кругу, а выезжает мало, особенно после женитьбы, равно и к нему приезд также невелик.
Сказывают, что в 1812 году во время нашествия неприятеля оставался в Москве и был у Мюрата переводчиком, потом бывшим главнокомандующим в Москве графом Растопчиным за что-то был посажен в острог. Сие однако ж требует еще подтверждения.
3) Яков Христофорович Венстерн, жительство имеет Арбатской части 5 квартала в Мамоновом переулке в собственном доме, лет 20-ть как управляет имением и домом графини Разумовской, нигде не служил, но имеет чин Титулярного Советника через ходатайство покойного графа Разумовского. Ныне числится чиновником по Университетской типографии, где должности никакой не несет, а считается уже несколько лет единственно для получения награждения. Он также пожилых лет; вдов, имеет пятерых детей от двух жен, которые обе умерли. Состояние имеет незначительное, но и не бедное; жизнь ведет скромную и трезвую; выездов частых и большого знакомства не имеет, но бывает в доме Шатрова. В прочем отзывы об нем вообще с выгодной стороны.
Что же касается до прочих лиц, означенных в списке от меня представленном, по мере успехов в разведаниях моих буду иметь честь постепенно доносить Вашему Превосходительству.
А. Волков
Волков А. А. Донесение генерал-лейтенанта А. А. Волкова графу А. Х. Бенкендорфу, 3 декабря 1827 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 175—176. — [Т. XII].
5
ДОНЕСЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА А. А. ВОЛКОВА ГРАФУ А. Х. БЕНКЕНДОРФУ
3 декабря 1827 г.
Продолжая исполнять первоначальное Вашего Превосходительства от 9 сентября № 2096 предписание о собраниях в домах гг. Головина, Шатрова и Поздеева, прикрываемых некоторою тайною, в дополнение прежних моих по сему предмету донесений, я старался собирать самую подробную характеристику и биографию лиц, съезды сии составляющих, равномерно сведения о прежней службе их, настоящих их занятиях и политическом и нравственном образе жизни и поведении их.
По сему из доставленных мне под рукою известий, сколько по крайней возможности в состоянии был я получить оных, представляя при сем Вашему Превосходительству список о означенных лицах, обративших на себя замечания, со своей стороны долгом поставляю присовокупить:
1) Что из дому Шатрова, из запертых его хранилищ, самому мне приносили знаки масонские, принадлежащие к прежней ложе их, как-то: мантию, одежду с жертвенника и подушку — черной коленкоровой материи с вышитыми золотом галуном и бахрамою треугольниками; причем донесено мне, что и других подобных оных знаков хранится в сундуках число немалое; но все оне, уже при нынешних съездах не употребительны.
2) Мнение общества, как из списка усмотреть изволите, основано на том Правиле, что будто б то только Правление и хорошо и там только народы благоденствуют, где Царствующая особа и окружающие ее суть Масоны.
3) Они рассуждают, что необходимо должно членами их окружать Особу Государя для общего благоденствия, ибо долг их есть всегда представлять Ему истину, а зло узнавать и преследовать; чего не принадлежащие к Обществу сделать страшатся.
4) Они обязаны поддерживать состояние недостаточных своих собратий разными способами и вводить их в правительство сильных принадлежащих к своему братству, кои иногда и представительствуют у правительства о помещении их к выгодным должностям, дабы тем приобрести от них к себе уважение, откровенность и слепое повиновение; а в других не принадлежащих к ним возбуждать желание поступить охотнее в сочлены их и показать свое могущество. Словом, главная цель есть — иметь везде себе преданных.
5) Учение их преподается через книги, которые предлагают читать, как, например, Иоана Арндта и прочие касающиеся религии.
6) Члены общества называют детей своих собственным их выражением Волчьи дети; и дабы ложи не прекращались, то у них существует правило, что сии Волчьи дети непременно должны вступить в общество хотя бы один; о чем и Отец обязан заботиться.
7) Не смею тоже выдавать за истину, но полагают многие, как передано мне, будто б члены здешнего Общества, имея скрытую переписку с своими собратиями, как-то Нечаевым, служащим в собственной Его Величества канцелярии, с графом Вельегорским и другими, зная обо всем, что до них касается, и даже говорят, будто уведомлены и о настоящем требовании об них сиих списков.
А. Волков
[i]Головин Н. А. Письмо московскому военному генерал-губернатору князю Голицыну Д. В., 5 марта 1828 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 181—182. — [Т. XII].[/i]
7
ПИСЬМО Н. А. ГОЛОВИНА МОСКОВСКОМУ ВОЕННОМУ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ КНЯЗЮ Д. В. ГОЛИЦЫНУ
Сиятельнейший Князь!
Милостивый Государь!
Исполняя приказание Вашего Сиятельства, объявленное мне г-м Обер-полицмейстером и Действительным статским советником и кавалером Тургеневым, которые приезжали ко мне для освидетельствования книг и бумаг моих, я имею честь донести Вашему Сиятельству, что у меня и у г-на Венкстерна действительно бывают, а перед сим бывали также и у г-на Красильникова дружеские свидания с моими приятелями, что при том никогда не было у нас намерения скрывать от правительства сии свидания и что в доказательство симу назначались даже известные оным дни, для удобнейшего взаимного распоряжения временем. В сих дружеских свиданиях мы, по исполнении взаимных наших гражданских или домашних обязанностей, находим отдохновение, а вместе и существенную для себя пользу в разговорах или чтении, имеющих целию — более и более вразумлять и утверждать нас в познании наших должностей,
в рассуждении Бога, Государя и отечества, дабы таким образом, при помощи Всевышнего, отчасу более соделываться нам вернейшими сынами церкви нашей, преданнейшими подданными Государя и полнейшими гражданами отечества нашего. Из всего изложенного и искреннего изложения цели наших дружеских свиданий, Ваше Сиятельство, конечно изволите сами уже заключить, что как разговоры наши, так и наше чтение необходимо должны быть христианско-нравственные, и что если сии свидания могут быть названы тайными, то разве в смысле относительном, т. е. что они таковые в отношении к тем только, кои к подобному препровождению времени не имеют одинаковых с нами мыслей и склонностей: так как наоборот сказать можно, что другие какие-либо в общежитии дружеские свидания бывают для нас тайными, потому что наши мысли и склонности неодинаковы с предметами сих свиданий, хотя впрочем также для общества безвредных и даже полезных. Из сего же краткого изложения моего Ваше Сиятельство усмотреть изволите, что и правила, коими руководствуемся мы при наших свиданиях, необходимо должны быть христианско-нравственными. Итак, при подобной цели и подобных правилах свиданий наших, чего должны мы были опасаться, или для чего укрывать себя от правительства, особливо же наслаждаясь счастием иметь столь мудрого и правдолюбивого Монарха, которого одно из главных попечений есть укоренять и распространять между подданными своими христианскую нравственность, яко единственную основу и истинному просвещению и благоденствию государства? Напротив, мы, по совести своей, смели и смеем еще надеяться, что содействуя таким образом благодетельным и отеческим намерениям возлюбленного Монарха нашего, мы удостоимся августейшего одобрения Его, и не подвергнем себя никакому лишению тех преимуществ, ибо даруются от него прочим Его верным и послушным подданым.
При сем имею также честь донести Вашему Сиятельству, что при жизни еще покойного Надворного советника Степанова я точно получил от него в подарок несколько ученых и нравственных христианских книг; но сколько и какие именно теперь поистине не помню, рукописей же вовсе никаких он мне не дарил. Я однако ж могу утвердительно и по совести донести Вашему Сиятельству, что ни в книгах, ни в рукописях покойного г-на Степанова не было ничего противного Богу, Государю или отечеству.
Наконец, должен я еще донести Вашему Сиятельству, что есть у меня и органы, на которых иногда один, иногда же вместе с приятелями моими играю я песни, по смыслу своему принаровленные к помянутой цели и к помянутым же правилам наших свиданий; почему и не мог по совести своей почитать сие за что-нибудь непозволительное, тем более, что они не составляют какой-либо необходимой принадлежности к нашим свиданиям; а я играю на них единственно для удовольствия, для которого и другие любители музыки играют на других инструментах. Разность и в сем случае находится, может быть, в том только, что песни наши соединяют — по крайней мере для нас — приятное с полезным.
С глубочайшим высокопочитанием имею честь быть, Сиятельнейший Князь!
Милостивый Государь! Преданный слуга Николай Головин
Марта 5 дня. 1828 года
[i]Бенкендорф А. Х. Письмо московскому военному генерал-губернатору князю Голицыну Д. В., май 1828 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 184—185. — [Т. XII].[/i]
10.
ПИСЬМО ГРАФА А. Х. БЕНКЕНДОРФА МОСКОВСКОМУ ВОЕННОМУ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ КНЯЗЮ Д. В. ГОЛИЦЫНУ**
(Не позднее мая 1828 г.)
Писано партикулярно по Высочайшему повелению.
Обратить внимание Князя Голицына на существующее в Москве общество алхимо-мистическое. Намерение Государя было то, чтобы местная полиция имела приличное, но негласное наблюдение за действиями сего общества и за политическим поведением членов оного. Его Величество не имел в виду явных действий полиции, которые в подобных случаях обыкновенно служат к заглушению, а не к обнаружению истины.
(...) Объяснение, данное г. Головиным, совершенно неудовлетворительно и представляет сплетение неясных мыслей и выражений. Изложенные в оном основные правила общества, заимствованы из древнего Масонства и выказаны с самой выгодной стороны. Доказано впрочем, что всякое тайное общество скрытое свое направление покрывает завесой добродетели и набожности. Из самих изъяснений г. Головина открывается, что религиозные понятия общества отступают от поучений Господствующей Веры и отражают какую-то ересь. Пение при звуке органа разных песен, приспособленных к предметам собраний, как то говорит сам г. Головин, свидетельствует, что члены общества составили себе особые понятия о Религии, кои называются Христианско-Нравственными.
Известно, по собранным под рукою наблюдениям, что члены сего общества занимаются также алхимическими бреднями: как то отыскивание философического камня и деланием золота. Заглавия книг, оставшихся после смерти г. Степанова, подтверждают как сие, так и то, что помянутое общество есть продолжение Мартинизма, или так называемой Новиковской секты.
Бумаги, оставшиеся после смерти г. Степанова, могут конечно заслуживать внимания, если оные сохранены в целости и не разошлись уже по рукам.
Должно также заметить, что не 8—9 человек, как говорит Кн. Голицын, составили сие общество, но что более 20-ти уже членов известны Правительству.
Реестр вещам, найденным при открытии сундука // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 184. — [Т. XII].
9
РЕЕСТР ВЕЩАМ*, НАЙДЕННЫМ ПРИ ОТКРЫТИИ СУНДУКА
1. Старый и Новый завет с каменьями и оправою.
2. Книга Моисеева бытия.
3. Библия.
4. Акт, данный от Гагарина, на принятие Грейга.
5. Акт на открытие Ложи.
6. Разного достоинства знаков, на разных лентах числом 24.
7. Маленьких лопаточек и прочих знаков 76.
8. Разных одежд числом 25.
9. Кисти, галун, бахрама и подушка.
10. Печать и три молотка.
11. В двух папках бумаги из библиотеки Головина: в первой 53, а во второй 24 номера. № 1.
12. Закон и Акты ложи в пяти книгах и при них тетрадь: Устав свободных каменщиков, из библиотеки Фон-Визина. № 2.
13. Из бумаг, принадлежащих Шатрову, тетрадей — 23. № 3.
14. Десять книг по назначенному реестру из библиотеки Фон-Визина.
Генерал от кавалерии Князь Голицын