Об учебных военных заведениях не говорю я ни слова потому что они принадлежать должны к Государственному Приказу Просвещения в коем об них и будет подробно объяснено.
Кремельская Палата заведывает построение крепостей и Ратожилей (Казарм), Содержание оных и весь вообще оборонительный Государственный объем (систему) равно как и то войско, которое для устройства и действия сей части необходимо и о котором под названием вспомогательного было упомянуто.
Поелику оборонительные военные действия разделяются на Полевые и крепостные, то и войско для сих действий назначенное разделяется на полевое и крепостное. Крепостное войско состоит из кремельских (Инженерных) Дружин, а полевое из окопных Сразинов (Пионерных батальонов). Каждое Ополчение должно иметь по одному окопному Сразину долженствующему состоять из пяти Дружин: одной дружины подкопщиков (Минеров) для работ под землей и четырех окопных для работ на поверхности земли. Десятниками (Ефрейторами) сих дружин могли бы быть теперешние Саперы для которых следовательно не нужно особенного названия.
Касательно построения Крепостей и устройства общего Государственного оборонительного объема (Системы) предложу я следующее рассуждение: Если бы Военачальники уверились в той неоспоримой истине, что Государства только благоустроенными войсками могут быть защищаемы, но что войска только под покровительством крепостей могут быть составлены, образованы, обезопасены, в случае неудачи могут иметь их твердыми оплотами против сильного и могущественного Неприятеля тогда бы они взирали на оборонительную войну с надлежащей точки; и одни не почитали бы крепостей и укреплений достаточно защитой Государства, а другие согласились бы что войска без надежных оплотов и верных Складов (Депо) не могут обезопасить Государства: ибо одно несчастное сражение уничтожает иногда целые Рати и открывает свободный путь Неприятелю. Таким образом отдавая крепостям настоящую цену, легко можно определить места где их строить надо и каковы они быть должны. Тогда уверятся что малые крепости редко полезны а что большие имеют две цели:
1. Защищать главный какой-нибудь город или
2. быть надежным Оплотом и складом для Войска.
В первом случае следует учредить под крепостями укрепленные станы на известных правилах; а во втором полезнее на чистом месте строить крепость не включающую в себе жителей. Тогда при выборе места для построения таковых крепостей можно будет следовать единственно правилам Кремельской науки (фортификации) и по не состоянию в оных обывателей, они могут быть гораздо надежнее ибо довольно известно сколько препятствуют и вредят часто обороне боязнь и мятежный дух городских жителей. Крепости первого рода наиболее должны находиться внутри Государства и в особенности для защиты тех городов где устроены вещественные военные заведения, а крепости второго рода на границах и на тех именно местах, которые всего важнее для оборонительной и Наступательной войны. Из сего явствует, что не многочисленные но хорошо построенные крепости нужны и что великое их число столь же вредно сколь и слишком малое.
Для устройства и содержания крепостей должно Государство быть разделено на Кремельские округи по соображению оборонительного объема Государства. Для каждого Округа должен быть один общий Начальник по Кремельской части; В каждой же крепости должен состоять особенный Начальник под ведением окружного. Кроме Кремельской Дружины должна быть в каждой крепости Воеметная (Артиллерийская) дружина. Кремельская дружина имеет свои обязанности и зависит от Кремельской палаты. Воеметная имеет свои обязанности и зависит от Оружейной Палаты. Для наблюдения же чтобы та и другая исполняли свои обязанности должен в каждую крепость назначаться Крепостной Начальник (Комендант). Он надзирает за обеими дружинами и следовательно не должен быть под начальством ни оружейной ни Кремельской Палаты, но под ведением Палаты Верстанья. С начальниками округов находится он в таковых сношениях, что их уведомляет о замеченных им неисправностях; в случае неуважения его представлений, имеет он право к самим сим палатам обращаться или к Верстанной, которая доводит его донесение до сведения Государственного Главы. Крепостные Начальники должны существовать только в крепостях второго рода ибо только сии крепости должны находится всегда на военном положении.
Для лучшего усмотрения изложенных здесь правил представлю я в виде примера назначение Крепостей по Западной границе Российского Государства.
Оружейная палата должна таким образом быть названа дабы отличить сие правление от воеметного войска, ибо оружейная Палата заведывает устройство заведений доставляющих войску всякого рода оружия и снабжающих его потом сим оружием; между тем как воемет (Артиллерия) есть только та часть войска которая действует оружием особенного рода и которая не должна следовательно быть смешана с оружейным правлением.
Обязанности оружейной Палаты состоят в 3-х предметах:
1. В устройстве заведений производящих оружие.
2. в устройстве заведений сохраняющих оружие и
3. в Распределении оружия по разным частям войска.
По первому предмету — заведывает оружейная палата
а.) пороховые Заводы к которым принадлежат Военные Приспешии (Лаборатории).
Ь.) Оружейные Заводы в которых все те оружия делаются коими один человек действовать может,
и с.) Литейные дворы в которых делаются или выливаются воеметные (Артиллерийские) орудия всякого рода. —
По второму предмету заведывает сия палата:
a) Оружейни (Арсеналы) в которых хранятся все запасные воеметные орудия, равно как и всякое другое оружие войску еще не розданное и в
b) Снарядни (Парки) в которых хранятся все те наряды коими действуют орудии всякого рода. Снарядни бывают местные или хранилища настоящие и подвижные или при войсках находящиеся. Каждое ополчение должно иметь по одной Такой Подвижной Снарядни. По третьему Предмету заведывает она рассылку оружия по всем частям войска и доставление войску оружия из Оружейн а Снарядов из Снарядней. — Для устройства всех сих оружейных Заведений полезно разделить Государство на 11 округов. 10 для полевых ополчений и 1 для всех царских опричников (Гвардии) Каждый округ имел бы свою оружейню, свою снарядню, свой Пороховой Завод, свой Оружейный Завод и свой Литейный двор. Крепостные воеметные Дружины входили бы в состав этих округов хотя и не все оружейные Округи соединены бы были с кремельскими округами. —
Мостовые (Понтонные) Дружины учреждающие переправы через реки принадлежат по настоящему к части Размысла занимающейся устройством Движений войска; но во уважение хозяйственной части сих Мостовых дружин присоединены они к Оружейной части которая более имеет средств для устройства сего хозяйства нежели Палата Размысла. Каждое ополчение должно иметь свой Мостовой Сразин (батальон) так точно как оно имеет свой Окопный Сразин; при чем Мостовой сразин должен состоять из трех дружин ибо одного моста для целого ополчения недостаточно.
Верстатная палата или палата Верстанья есть та часть Военного Правления, которая занимается составлением, пехотного, Конного и несметного Войска, принятием в службу, распределением наборных ратников (рекрут), назначением военных Чиновников в различные Должности, перемещением их, увольнением в отпуск и в отставку, приведением в исполнение приговоров военных судов и устройством Военного благочиния.
Вступающие в военную службу разделяются на вольноопределяющихся и на наборных ратников. Вольноопределяющимися разумею я не только ратников (Солдат), но и всех Чиновников (офицеров). При объявлении желания вступить в службу должен каждый Вольноопределяющийся выдержать испытание (экзамен) ежели хочет прямо поступить в чиновники (офицеры) и на основании сего испытания должны быть ему должность и звание определены; но во всяком случае должен он быть обязан предварительно прослужить один месяц рядовым, другой Десятником (Ефрейтором), третий наконец Урядником (Унтер-офицером) дабы таким образом познать службу во всех ее Степенях.
Лучший способ для набора Ратников Состоял бы по моему мнению в соединении Правил французского набора (Конскрипции) с правилами российского Набора.
Военная служба есть личная Повинность, которую по настоящему каждый Гражданин или член общества должен сам нести; но поелику таковой порядок был бы невозможен и для Государства чрезвычайно вреден, то и довольствоваться должно тем что только часть Граждан участвует в военной службе. Сия часть может быть назначена или выбрана двояким образом: посредством поселений и посредством Наборов. При поселениях назначаются целые округи на всегдашнее время для военной службы; при наборах же берутся Ратники из среды всего Государства, в каковой повинности все сословия без изъятия должны учавствовать ибо все равномерно пользуются выгодами от внешней безопасности происходящими. Каждый Гражданин имея от роду 18 или 20 лет должен подлежать набору. По соображению Народонаселения должно быть определяемо число наборных ратников коих всякий раз каждая волость поставить должна. Из молодых Людей подлежащих Набору должны назначаться наперед пятые сыновья семейств, потом четвертые и так далее пока все число не пополнится при чем жеребь или очередь решает в тех случаях когда Набору подлежащих молодых Людей более нежели сколько оных требуется. Кто не хочет быть рядовым или простым ратником тот может вступить в военную или другую службу выдержав определенное испытание.
Срок службы нижним чинам определил бы я 15 лет в следствии чего каждый из них имел бы 33 или 35 лет когда бы выходил в отставку и любое себе потом избирал Состояние. Таковое распоряжение имело бы для России два действия:
1. Способствовало бы освобождению Крестьян от рабства и
2. Распространяло бы между Народом то именно Просвещение, которое Правительству было бы угодно.
За наказание Людей отдавать в военную службу должно быть запрещено ибо воинское звание столь почтенно, что не должно соделываться уделом недостойного Человека. Эти люди могут в те же самые поступать места в которые отсылаются Ратники из полков выключаемые.
Для выходящих в отставку после отличной службы надобно приготовлять выгодные и покойные места, коими бы они пользоваться могли если того будут желать. Эти Воины выходящие в отставку разделяются на два разряда: на могущих служить по другим частям и на не могущих нигде более служить. Первых можно определять Смотрителями по правлению Путей Сообщений, Надзирателями за Ямами (почтами) и тому подобное. Для других должны быть учреждены Старостные (Инвалидные) Дома.
Для устройства Военного Благочиния должны быть учреждены Рынды (Жандармы) кои должны находиться при Ополчениях. Две Дружины будут для каждого ополчения достаточны.
В начале сей главы было сказано что различие мирного и Военного положения может касаться только тех предметов, которые по первому востребованию устроены и образованы быть могут. Из сего правила следует что Конница и воемет не допускают различия между мирным и военным Положением и что сие различие состоять может единственно в числе Рядовых в пехотных полках в которых в мирное время могут оставаться на лицо одни Основы (кадры).
О различных должностях и званиях в войске было много уже сказано и в следующих статьях будет еще более сказано; почему и сделаю я здесь одно только то предложение чтобы все Чины были уничтожены и заменены одними названиями должностей. Если чин ответствует должности то напрасно давать два названия одной и той же вещи; а если чин никакой должности не означает то он есть один пустой звук льстящий может быть надутому самолюбию и смешному тщеславию, но противный основательному рассудку и беспристрастному рассмотрению сущности сего предмета. Между различными должностями может однако же быть назначена некоторая соразмерность или постепенность; о чем весьма подробно будет объяснено в Главе о Приказе Грамотных Дел. Производство или назначение от одной Должности к важнейшей должно быть основано на способностях и отличии а отнюдь не на Старшинстве: ибо не служба для пользы чиновников устанавливается но чиновники для пользы службы определяются.
Но если не смотря на эту истину признано будет необходимым удержать хотя на время существование военных чинов, то я тогда следующие сделаю предложения:
1. Производству происходить для второстепенных чинов (Обер-офицеров) по Войродам (Дивизиям); Для Первостепенных чинов (Штаб-офицеров) по Ополчениям а для Воевод (Генералов) в мирное время по всему воинству а в военное по той Действующей Рати к которой они принадлежат; причем надлежит Коль скоро какое-нибудь звание, должность или чин упразднится, немедленно назначить другого чиновника дабы никогда не было праздного места.
2. Чин Прапорщика и Корнета совершенно уничтожить и переименовать их в Подпорутчики дабы все Чиновники (офицеры) взводы замыкающие носили одно общее название.
3. Ротмистров, Капитанов, Штаб Ротмистров и Штабс-Капитанов переименовать всех в Дружинные (Ротмистры от слова Рота), дабы не было никакой разницы между Дружинными Начальниками и дабы все Первостепенные Чины (Штаб-офицеры) считались в Управах (Штабах) Сразинов (Батальонов) и полков а не в Дружинах.
4. Переименовать: Майоров в Второстепенные Подполковники; Подполковников в Первостепенные Подполковники; Генерал-Майоров в Второстепенные Воеводы а Генерал-Лейтенантов в Первостепенные Воеводы.
5. Генералов от Инфантерии, Кавалерии и Артиллерии переименовать в Главные Воеводы (Генерал-Полковники): ибо они начальствуют войсками всякого рода, а не одной пехотой, Конницей или воеметом.
6. Второстепенным Подполковникам (Майорам) назначить быть младшими первостепенными чинами в сразинах а Подполковникам быть Начальниками Сразинов.
7. Полкам трех отрядов Царских Опричников (Гвардии) дать преимущество одного чина перед полевыми полками и для сего не быть в сем войске второстепенных Подполковников так чтобы младшие первостепенные чины были Подполковники; Начальники Сразинов: Полковники; Начальники Полков: второстепенные Воеводы (Генерал-майоры); Начальники Отрядов: первостепенные Воеводы (Генерал-Лейтенанты), а Начальники Войродов: Главные Воеводы (Генерал-Полковники).
8. В полку Царских Мечников (Кавалергардском Корпусе) быть Вождем (Шефом): Главному Воеводе; Полковым Начальником: Первостепенному Воеводе; Начальниками Сразинов (Легионов): Второстепенным воеводам; Начальниками Дружин: Полковникам; Начальниками взводов: Дружинным а взводы замыкающими: Порутчикам.
9. Председателям Палат Приказа быть Главными Воеводами; Членам и блюстителям быть первостепенными воеводами; Начальникам ополчных управ (Корпусных Штабов) быть второстепенными воеводами; Начальники Ратных управ (Главных Штабов Армий) могут быть Главными или первостепенными Воеводами. Главный Приказной Дьяк (Статсекретарь Военного Департамента) и Начальники ратных разрядов (частей Главного Штаба Армии) могут быть или Первостепенные или Второстепенные Воеводы.
10. Воеводные Окольничии (Генеральские Адьютанты) нужны единственно в военное время и совершенно бесполезны в Мирное; тем более что они никакого не имеют занятия в мирное время, и что назначение окольничей отделяет весьма значительное число лучших молодых Чиновников от строевой службы для того только чтобы погружать их в совершенное бездействие, вредную праздность или унизительное занятие докладывать своим Воеводам (Генералам) о посещающих их особах, и тем исполнять должность домашних слуг а не военных чиновников. По самой сей причине полагаю я необходимым прекратить существование Деньщиков и определить Чиновникам некоторое количество денег дабы они на оные нанимали себе слуг а не Ратников для сего употребляли.
Кормовая Палата имеет обязанность заботиться о снабжении войск провиантом и фуражем, делать распоряжения по путевому продовольствию, устраивать ход дел по разным чрезвычайным заготовлениям, заниматься устроением всех запасов, наблюдать за исправным содержанием всех строений и зданий запасных и расходных Кормовых Хранилищей (Магазинов) и за постройкой новых, принимать казну отпускаемую от Казначейств и рассылать или назначать деньги по определенному порядку, удовлетворять иски (претензии) всякого рода по законным расчетам, исчислять казну следующую на годовую потребность для продовольствия всей военной Силы, проверять счеты, сочинять ведомости о долгах наблюдать за переходом Денег и составлять общий Годовой отчет.
Если пища Ратника состоять должна из одной муки с частью круп то она всегда будет совершенно недостаточна для доставления ему тех сил, которые необходимы для понесения трудов нераздельных от военной службы. Сей недостаток заменяется двумя средствами: артелями и содействием обывателей; но артели никогда не могут быть для сего предмета достаточны ибо они скоро совсем истощаться если таким образом часто будут употребляемы. Содействие же обывателей, то есть кормление Ратников ими бывает источником безпрестанных ссор и неприятностей между Ратниками и жителями, коих обоюдное положение в обеих производит ропот и неудовольствие на правительство. Для отвращения худых последствий от такового расположения произойти могущих почитаю я необходимым определить всем нижним Чинам сверх муки и крупы по полуфунту говядины на всякий скоромный день выдавая притом Соль и попеременно какую-нибудь овощь: капусту, горох или картофель. Деньги для сего предмета могут быть доставлены сбережением издержек долженствующих значительно уменьшится если в пехоте останутся одни только основы (Кадры).
Дабы Правительство не совершенно зависело от произвола принимающих продовольствие войск на свое попечение весьма полезно иметь всегда в Кормовых Хранилищах (провиантских магазинах) на лицо годовой Запас который по частям может быть израсходован и немедленно опять пополняем.
Цены для продовольствия должны быть назначаемы в то время когда урожай известен и хлеб с полей снят для чего и полезно устраивать продовольствие провиантом и овсом на целый год а сеном и говядиной на шесть месяцев. Начиная То и другое с 1-го Октября дабы не потерять удобнейшего для покупок времени ибо в Генваре месяце становится уже все дороже.
Продовольствие может быть устроено посредством Подрядчиков, Кормовых Чиновников и Полковых Начальников. Здесь надо следовать двум правилам:
1. Кто меньшие цены требует тому и должно продовольствие быть предоставлено. Подрядчики обеспечивают оное посредством залогов, Чиновники и Войска посредством доверенности ими в службе от Правительства приобретенной. Сия доверенность Почти всегда обеспечивает продовольствие более нежели залоги касающиеся обыкновенно только третей а иногда и пятой части подряда и оставляющие следовательно остальные части без всякого обеспечения.
2. Войска могут почти всегда представлять цены дешевейшие против Подрядчиков и Кормовых Чиновников ибо не имеют надобности в издержках для залогов, перевозок и браковок. Сему правилу однако же не подлежат те войска для продовольствия коих припасы должны быть доставляемы из дальних мест. Тогда кормовые Чиновники или Подрядчики соделываются необходимыми.
Годовые Сметы, долженствующие быть представляемы заблаговременно, не могут в одном году быть основаны на ценах существовавших в предшедшем году: ибо разница в урожае одного года с урожаем в другом году столь иногда бывает велика что и цены для продовольствия в одном году не могут определить цен в другом; а посему и думаю я полезным чтобы Годовые Сметы были делаемы по соображению десятилетней сложности цен предшествовавших годов. Таковые сметы будут надежны и основательны.