Фёдор Николаевич Глинка
Фёдор Николаевич Глинка — поэт пушкинской эпохи, герой Отечественной войны 1812 года, декабрист, географ и археолог.
94 года, почти целый век, прожил на свете этот замечательный человек.
Родился он в Смоленской губернии в военной дворянской семье отставного капитана.
Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, Фёдор Глинка принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награждён золотым оружием за храбрость. Отечественная война разбудила поэтический дар Глинки: он пишет стихотворения на патриотическую тему, просто и понятно, без лишних украшений. Эти стихотворения принесли ему поэтическую славу. Поэзию Глинки высоко ценил Пушкин.
«Из всех наших поэтов Ф.Н. Глинка, может быть, самый оригинальный», — писал он.
Глинка боролся за освобождение родины и как воин, и как поэт. Им были написаны «Военная песнь», «Солдатская песнь», «Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою», стихи о партизанах Давыдове, Сеславине, Фигнере. Впитавшие в себя традиции солдатского фольклора, эти безыскусные, искренне-взволнованные произведения сложились в своеобразную поэтическую летопись героической эпохи русской истории. Они воспевают решимость погибнуть, но не склонить голову перед захватчиком и тираном.
В известном смысле эти стихи стали источником позднейшей гражданской лирики Глинки — участника тайных обществ, поэта-декабриста. В том же ряду стоят и «Письма русского офицера», благодаря которым Глинка стал знаменитым писателем. Они написаны в традициях «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, полны впечатляющих картин открывшейся писателю жизни, тягот крепостного состояния, размышлений о бедности и богатстве и путях совершенствования общества. Военная проза Глинки отличается яркой образностью, редкой наблюдательностью, мастерством бытописания, включающего фольклорные записи, исторические анекдоты, стихи, афоризмы.
Истинные сыны отечества, отстоявшие его свободу в грозные годы войн с Наполеоном, не могли равнодушно относиться к крепостной неволе, ужасам аракчеевских порядков в армии, подавлению всякой свободной мысли.
В 1816 году Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций — «Союз спасения», программа которого предусматривала введение конституционной монархии и уничтожение крепостного права мирным путём, исключающим насильственное свержение правящей династии. Чувства, которыми был охвачен в те годы поэт, выразились в его «Опытах двух трагических явлений» и «Отрывках из Фарсалии» — восторженный призыв к свободе нередко перекрывал умеренную программу.
Глинка был одним из вождей другой организации декабристов — «Союза благоденствия». Вольное общество любителей российской словесности, которое он возглавлял с 1819 по 1825 год, стало под его руководством важнейшим центром декабристской литературы. Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, одним из первых, кто поддержал опального поэта, был Глинка. По отношению к нему Глинка проявил много доброты и участия; ссыльного Пушкина Глинка напутствовал сочувственными стихами, на которые благодарный Пушкин ответил ему посланием, где назвал Глинку «великодушным гражданином», голос которого был отрадой опальному поэту:
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Произведения, созданные Глинкой в первой половине 1820-х годов, были объединены в сборнике «Опыты священной поэзии» (1826). Многие из них строились на аллегории, их подлинный смысл выражался иносказательно. Излюбленным жанром Глинки был, пользуясь пушкинским выражением, «элегический псалом» — стихотворение, в котором библейские образы и темы переосмысливались и насыщались революционным содержанием, призывали к божьему суду над земными властителями.
Идеями декабризма проникнута в творчестве Глинки тема поэта-избранника, призванного нести людям священные идеалы вольнолюбия и гражданственности.
Глинка хотя и был вовлечён в водоворот декабристского движения, но всегда был против бунта, революции и смуты. Мирное решение нравственных проблем для него было важнее радикальных мер. В этом он убеждал и своих товарищей-декабристов, но напрасно. Он говорил им, что вооружённое восстание ничего не даст, что, наоборот, оно только обозлит общество и власть. Он говорил, что надо не на Сенатскую площадь выходить, а вести просветительскую работу изнутри общества. Надо стремиться к нравственному обновлению граждан. Сам Глинка принимал самое деятельное участие в «распространении правил нравственности». Он считал, что «чистота нравов, целомудрие народа — есть вернейший его капитал, неоценимое сокровище!».
Будучи близок к кругу декабристов, он не принимал непосредственного участия в их восстании. Однако за дружбу с ними ему пришлось ответить. После восстания на Сенатской площади Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Весной 1826 г. он был отдан под суд и сослан в Карелию, в г. Петрозаводск.
После ссылки Глинка сначала поселяется в Твери и довольно долго служит на разных должностях. В первый же год пребывания в Твери в одном из городских собраний Фёдор Николаевич познакомился с Авдотьей Павловной Голенищевой-Кутузовой, дочерью тверского помещика Павла Ивановича Голенищева-Кутузова.
С Федором Николаевичем они познакомились случайно, и уже ничто не могло их оторвать друг от друга. Им казалось, что у них всё общее — и думы, и чувства, и чаяния сердца. И оба они были уже не в юношеском возрасте, чувства стали зрелыми, окрепли навсегда. Глинке же после всего пережитого встреча с Авдотьей Павловной показалась неожиданным подарком судьбы, нечаянной радостью. С тех пор они не расставались, «супруги жили не только дружно, но постоянно и добросовестно восхищаясь друг другом».
В тверской период своей жизни Фёдор Николаевич вместе с женой много занимаются благотворительностью. Помощь бедным, раненым, больным всегда была одним из любимых его занятий. Он создаёт в Твери ремесленное училище, которое потом будет Калининским индустриальным техникумом. Он помогает создавать Тверской краеведческий музей. Он будет в Твери почётным попечителем Тверской мужской гимназии. Он заинтересовался древностями тверской Карелии, о которых написал книгу (изд. в 1836 г.); Глинка первый обратил внимание на каменные древности северной России, первый указал на важные следы древнего исчезнувшего быта, сохранившиеся в каменных постройках и сооружениях.
В 1839 году Ф.Н. Глинка принял участие в открытии Московского комитета для призрения просящих милостыню. Целью комитета было постепенное уничтожение нищенства.
В Твери Глинка создаёт одно из самых значительных своих произведений — поэму «Карелия», высоко оценённую Пушкиным. Необычайной популярностью пользовалось у современников стихотворение Глинки «Песнь узника». Оно распространялось в списках, печаталось в заграничных изданиях. Успех объяснялся не только поэтическим мастерством Глинки, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем, что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в неволе декабристов.
Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!
А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!
«Прости отчизна, край любезный!
Прости мой дом, моя семья!
Здесь за решеткою железной -
Уже не свой вам больше я!
Сосватал я себе неволю,
Мой жребий — слезы и тоска!
Но я молчу,- такую долю
Взяла сама моя рука.
С раздумьями о недавних исторических потрясениях связан у Глинки и образ челна, попавшего в бурю, и картина гибели пловцов.
С годами Глинка всё реже выступал в печати, его творчество ограничивалось дружескими посланиями и религиозно-нравственными монологами. Но есть среди них и вещи, достойные нашей памяти и внимания. Так, стихотворение «Москва» было задумано как манифест славянофильства. Однако, независимо от субъективных устремлений автора, в нём так непосредственно и ярко проявился патриотизм поэта, его гордость древней русской столицей, что «Москва» заслуженно причисляется к самым высоким творческим достижениям Глинки.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Когда в 1856 году оставшиеся в живых декабристы получили возможность вернуться из ссылки, Глинка отозвался на это событие «Стихами о бывшем Семёновском полку», в которых прозвучали верность былым идеалам и гордость за своё декабристское прошлое.
По единодушному мнению современников Федор Глинка был человеком с исключительно ясной душой, с неисчерпаемым запасом добродушия и горячей любви к людям.
Вклад Глинки в русскую поэзию не столь значителен, как, допустим, вклад Тютчева или Ахматовой, но некоторые стихи Глинки, например «Не слышно шуму городского...» или «Вот мчится тройка удалая...», стали широко известны в народе, на них написана музыка, их пели и поют.
Глинка умер в 1880 году в преклонном возрасте. С благоговением хоронила Россия человека, жизнь которого была неразрывно связана с двумя важнейшими событиями XIX столетия — победой над Наполеоном и первым революционным выступлением против царизма. Федор Николаевич Глинка остался в русской истории как необыкновенно талантливый литератор, успешный офицер и как революционер-декабрист.
Патриотические «Письма русского гражданина» и «Очерки Бородинского сражения» Глинки наряду с «Наукой побеждать» Суворова и партизанскими дневниками Дениса Давыдова издавались в годы Великой Отечественной войны...
Источник