Про любовь и смерть в русско-грузинской истории.
Анастасия Давидовна Орбелиани, дочь знаменитой тифлисской красавицы Мананы Орбелиани, была второй женой князя Александра Ивановича Гагарина, адъютанта графа Воронцова.
С первой женой князя, Марией Андреевной Бороздиной, дочерью первого губернатора Крыма А.М. Бороздина случилась трагическая история. Она влюбилась в итальянца Иосифа Поджио, брата декабриста Поджио, вдовца, с четырьмя детьми, оставшимися после умершей в родах жены. Вопреки воле родителей, Мария Андреевна вышла за Поджио замуж. После Декабрьского восстания Иосиф был арестован. Чтобы его не отправили в Сибирь, и дочь не последовала за мужем, отец Марии, Андрей Михайлович, в то время уже всесильный сенатор, написал личное письмо государю с просьбой заключить зятя в крепость.
Почти восемь лет Иосиф Поджио провел в одиночной камере в Шлиссельбургской крепости. Отец же сказал дочери, что участь несчастного будет смягчена, если она разойдется с мужем и выйдет замуж вторично. Чтобы облегчить участь любимого мужа, она согласилась. По прошествии 8 лет, отчаявшаяся Мария Поджио, уступив настоянию отца, вышла замуж за 33-х летнего князя Александра Ивановича Гагарина, состоявшего в свите губернатора Воронцова.
Жили они в Кучук-Ламбаде, которое после смерти А.М.Бороздина перешло в полное владение Гагарина и до 1845 года чета Гагариных безвыездно живет там.
Вскоре граф Михаил Семенович Воронцов назначается наместником на Кавказе и отправляется в Тифлис, Александр Иванович Гагарин с женой следует за ним.
Затем, Гагарин назначается губернатором Кутаиси, а 1849 году умирает Мария Андреевна. Четыре года Гагарин оставался одиноким, затем он женится на красивой грузинской княжне Тасо – Анастасии Давидовне Орбелиани.
Прожили они вместе совсем недолго, всего 4 года. В 1857г губернатор Кутаиси Александр Иванович Гагарин был убит сванским князем Константином Дадешкелиани. Ужасное известие Анастасия Давидовна получает в то время, когда она в Зугдиди утешает Екатерину Чавчавадзе-Дадиани, получившую известие о смерти мужа.
Анастасия замкнулась. Больше двух месяцев она не выходила из своей комнаты. Обеспокоенная Манана молится, прося Бога, чтобы ее дочь не потеряла рассудок. Однажды Тасо появляется в гостиной и сообщает, что уезжает в имение своего мужа Кучук-Ламбат в Крым. Мать пыталась отговорить дочь, но Анастасия была непреклонна.
Летом 1857 года молодая вдова Анастасия Гагарина переехала навсегда в имение Кучук-Ламбат, процветавшее стараниями её покойного мужа. Молодая вдова привозит тело погибшего Гагарина в Кучук-Ламбад(достоверно не известно), и навсегда, затворницей, поселяется там.
А в начале 1900-х годов в взрасте 70 лет, княгиня Гагарина начинает строительство на мысе Плака. Ею был приглашён известный архитектор Н.П. Краснов для проектирования дворца и домовой Александро-Невской церкви.
В 1907 году, когда строительство было завершено, княгиня Анастасия Давидовна Орбелиани-Гагарина ушла из жизни. Она похоронена во дворике домовой Александро-Невской церкви.
Унаследовала имение её племянница, княгиня Елена Тархан-Моурави. После революции имение превратилось в дом отдыха, а княгиня так и доживала свой век в двух комнатах бывшего своего дворца. Здесь составляла она каталог богатой библиотеки, которую подарила при открытии дому отдыха.
Княгиня Тархан-Моурави скончалась в 1922 году и похоронена рядом с могилой Гагариной. Драгоценная библиотека исчезла в годы гитлеровской оккупации.
Две версии причины убийства Гагарина князем Дадешкелиани.
1 версия
Константин Дадешкелиани правил княжеской Сванетией, правил сурово. Его подданные начали роптать. Особенно их возмущало, что князь слишком прилежно пользуется правом первой ночи. Его вызвал в Кутаиси генерал-губернатор Гагарин.
Наместник русского царя сидел за большим письменным столом, когда князь вошел к нему в сопровождении восьми своих джигитов. За спиной губернатора висел портрет государя во весь рост. У дверей стояла охрана. Генерал не поднялся приветствовать князя. Сидя за столом, он начал сразу же отчитывать Дадешкелиани за его недостойное поведение.
Князь стоял перед ним с высоко поднятой головой и слушал. Это был красивый и очень сильный человек. О силе Константина Дадешкелиани до сих пор рассказывают в Сванетии легенды. Говорят, он мог, стоя на балконе своего дома, держать на весу одной рукой трехгодовалого бычка, пока с того снимали шкуру. Кроме того, князь был весьма образованный для своего времени человек. И, как всякий сван, очень гордый. Он долго стоял и слушал молча. Потом, так же ни слова не говоря, выхватил саблю и одним ударом рассек Гагарина пополам. Перебив бросившуюся на них охрану, сваны вскочили на коней и ускакали в горы.
2 версия
Благодаря своей неприступности Сванетия всегда могла стать убежищем для недовольных царизмом элементов. Поэтому стремление какого-либо владетельного князя к укреплению своей мощи и независимости не устраивало царское правительство.
Под видом оказания помощи в восстановлении прав второй ветви Дадешкелиани в июле 1857 г. было предусмотрено ввести войска в Сванетию с четырех сторон (из Мегрелии, Цебельды, Кисловодска и Нальчика). Командование отрядами, собранными в Мегрелии, и ведение переговоров с Дадешкелиани было поручено начальнику штаба Гагарина — полковнику П. Услару. Эта военная экспедиция ставила себе целью также сбор сведений о свободных общинах Сванетии, имея целью их упразднение.
К. Дадешкелиани, считая нецелесообразным вести борьбу против России, решил помириться с правительством. Он явился к Услару, находившемуся в Верхней Сванетии, и сдался ему. Братьев Константина и Александра Дадешкелиани отправили в Тбилиси. Константина, не принимавшего участия в убийстве Джансуга, оправдали, а его младших братьев Тенгиза и Исмаила приговорили к ссылке в одну из отдаленных губерний России.
Барятинский, считавший незаконным стремление обеих ветвей к захвату поместий друг у друга, решил восстановить их права на владение личными поместьями. Для того чтобы прекратить распри между владетелями Сванетии, полковнику Услару было поручено составить список владении обоих домов Дадешкелиани и уточнить границы между ними.
Хотя официально и было решено вернуть Константину его владения, но власти не доверяли ему и решили до возвращения братьев Тенгиза и Исмаила не выпускать его из Кутаиси. К Константину был приставлен в качестве «опекуна» русский чиновник, который не только издевался над ним, но и отравлял жизнь и без того измученному неопределенностью своего положения К. Дадешкелиани. Тем временем из Сванетии вернулся полковник П. Услар. Последний представил кавказскому наместнику записку, в которой доказывал недопустимость возвращения К. Дадешкелиани в Сванетию.
До окончательного рассмотрения императором участи кн. К. Дадешкелиани кавказский наместник А. Барятинский распорядился временно сослать его в Ереван. Об этом решении наместника кутаисский генерал-губернатор А. Гагарин объявил кн. К. Дадешкелиани 24 октября 1857 г. К. Дадешкелиани, со своей стороны, попросил разрешения вернуться в Сванетию на несколько месяцев для приведения в порядок своих расстроенных домашних дел, обещая беспрекословно повиноваться распоряжениям наместника. Гагарин, однако, не посчитался с его просьбой, между губернатором и князем произошла ссора, закончившаяся кровавой драмой: К. Дадешкелиани смертельно ранил А. Гагарина, убил чиновников Ильина и Ардишвили, пытавшихся защитить своего начальника, ранил телохранителя губернатора.
За этот поступок К. Дадешкелиани был арестован, отдан под суд, по приговору которого вскоре был казнен. Его сыновья и братья были высланы из Верхней Сванетии.