Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » ГАББЕ Михаил Андреевич.


ГАББЕ Михаил Андреевич.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ГАББЕ

(18.4.1794 — 14.5.1834).

Полковник, командир 16 егерского полка.

Из дворян С.-Петербургской губернии.

Лютеранин.

Отец — коллежский советник Андрей Андреевич Габбе (1761 — 1831), помещик Инсарского уезда Пензенской губернии; мать — Анна Ивановна Данненберг.
Воспитывался в 1 кадетском корпусе, куда поступил в 1802, окончил корпус — 1811. прапорщик л.-гв. Литовского полка — 1812, во время Отечественной войны был в канцелярии Главного штаба, прикомандирован к генерал-лейтенант К.Ф. Толю — 26.8.1813, с 1817 офицер л.-гв. Московского полка, полковник — 7.3.1819.

Масон, член ложи «Св. Иоанна».

По показанию М.И. Муравьёва-Апостола, член Союза благоденствия, по показанию А.И. Тютчева, член Южного общества.

Следственный комитет оставил это без внимания.

Генерал-майор — 1833.

Братья:

Александр (1793 — 1830), в 1821—1827 командир Шлиссельбургского пехотного полка;
Пётр (1796 — после 1841), писатель, поэт, знакомый П.А. Вяземского;
Павел (р. 1799);

сестра — Софья в замужестве Загю.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 257.

2

Алфави́т Боровко́ва

ГАББЕ Михайло Андреев.

Полковник 16-го егерского полка.

По поводу показания Матвея Муравьева-Апостола, что Габбе состоял в числе членов Союза благоденствия и был принят Фон-Визиным, Комиссия спрашивала о том сего последнего.

Но он на сие отозвался, что Габбе вовсе и не знает.

Сверх того Тютчев сказал о слышанном от Бестужева-Рюмина, что Габбе принят в общество в лагере при Лещине. Но Бестужев и другие главные члены общества на вопросы о сем утвердительно отвечали, что он не принадлежал к обществу и в действиях их никакого участия не принимал.

Итак Комиссия оставила сие без внимания.

3

Из книги П.В. Ильина "Новое о декабристах" СПб 2004

https://img-fotki.yandex.ru/get/760582/199368979.c5/0_21922f_8e92bbbd_XXXL.png

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/769006/199368979.c5/0_219230_c74ed38b_XL.png

5

П. А. ГАББЕ — П. А. ВЯЗЕМСКОМУ

с. Городок. 7 ноября 1825 г.

...Известия Ваши о трудах Пушкина меня обрадовали: он, один он живит нашу литературу! Да ниспошлет Аполлон более глубины, нежели протяжения его Гению. Вот всё, чего остается желать молодому сподвижнику Бейрона! Где он теперь? Кажется, более не в Одессе?...

Автограф. ЦГЛА. Фонд Вяземских (№ 195, ед. хр. 5084, т. 3, л. 47 об.).

Петр Андреевич Габбе (р. 1796 — умер после 1833) — офицер-литератор, близкий к декабристским кругам.

В 1822—1823 гг. Габбе находился под тайным полицейским надзором, а в феврале 1823 г. за «дерзкие рассуждения о начальстве» был разжалован в солдаты. В марте 1826 г. его простили, но с запрещением въезда в столицы.

Вяземский, подружившийся с Габбе в Варшаве в 1820—1821 гг., поддерживал с ним переписку, и в конце двадцатых — начале тридцатых годов, в Москве, познакомил его с Пушкиным (см. записки Н. В. Веригина. — «Русская старина», 1893, № 2—3; о знакомстве с Пушкиным — № 4, стр. 115).

17 августа 1829 г. Габбе писал Вяземскому из Пензы о своей встрече с бывшим сослуживцем А. Афросимовым: «Мы перетолковали обо всем и про все: Хозрой Мирза и поэмы Пушкина, палата депутатов и русская барщина являлись попеременно на сцене» (В. Нечаева. В. Г. Белинский. М., 1949, стр. 151).

6

Пётр Андреевич Габбе

Загадочная биография поэта и публициста Петра Андреевича Габбе (1796 — после 1841) известна нам лишь в самых общих чертах. 1 Один из четырех сыновей мелкого чиновника, коллежского советника А. А. Габбе, он воспитывался, однако, в исключительных условиях: очень рано, еще ребенком, он оказался в атмосфере павловского двора вдовствующей императрицы. Глухие слухи о таинственном и значительно более высоком происхождении П. А. Габбе сопровождали его всю жизнь. Он окончил кадетский корпус, из которого был выпущен в действующую армию в 1813 году, включен в списки Литовского полка и прикомандирован к партизанской «партии» Сеславина. После войны он был направлен в лейб-гвардии Литовский полк, размещенный в Варшаве. Здесь он сблизился с приехавшим позже в Варшаву П. А. Вяземским, который стал литературным наставником Габбе. После отъезда Вяземского из Варшавы Габбе писал ему: «Нарушаю все правила синтаксиса, ибо правила почитаю деспотизмом, и стихи свои оставляю будущему потомству в рукописях. Увы! теперь некому здесь показать своих произведений: пожалуй, станут еще судить по артикулу Петра Великого и музу мою выпишут без выслуги в рядовые».2

Близкие связи с Константином Павловичем, казалось, обеспечивали Габбе служебное продвижение. Однако жизнь его сложилась трагически. Еще в Петербурге Габбе, видимо, проникся идеями, далекими от тех, которые могли способствовать успехам при варшавском дворе Константина. Во время похода он был принят в походную ложу «Св. Иоанна», а позже, в Петербурге, был членом ложи

1 Наиболее полный свод биографических данных см.: А. Рогинский, П. А. Габбе, биографический очерк. — Сб. «Русская филология», Тарту, 1967, с. 83—112.

2 «Русская старина», 1889, № 11, с. 318.

«Избранного Михаила». Свободолюбивая ориентация обеих этих лож, их связь с зарождением декабризма известны. В Варшаве Габбе вошел в кружок свободолюбивых офицеров, полных решимости сопротивляться деспотизму великого князя.

После неудачных попыток смирить недовольных офицеров великий князь доложил императору о волнениях в Литовском полку и получил распоряжение недовольных «наказать примерно»: Габбе и другие офицеры были арестованы, около года провели в заключении в ожидании смертной казни. Видимо, именно в это время Габбе написал элегию «Бейрон в темнице». В 1823 году их лишили чинов и орденов и разослали рядовыми по армейским полкам. Особенно тяжелой была участь Габбе: «Ему дали одежду с умершего солдата, и все лето исправлял он службу как рядовой, поступивший из крестьянского звания. Ему дозволено было писать к родственникам, но через начальников, которые приносили к нему распечатанные письма». 1

В это время, при посредстве Вяземского, он активизирует сотрудничество со столичными журналами. Отдельной брошюрой выходит его книга о мадам де Сталь, ряд стихотворений появляется в «Московском телеграфе», среди них и «Бейрон в темнице». В апреле 1826 года он добился разрешения выйти в отставку без права жительства в обеих столицах и Варшаве.

Несмотря на болезни и материальные трудности, Габбе, видимо, продолжает стремиться к активной роли в литературе. Он даже совершил тайную поездку в Москву, где встретился с Пушкиным.

Просьбы его о возвращении ему прав, орденов и бумаг неизменно отклонялись. Живя в Одессе в 1833 году, он однажды вышел на улицу и начал разбрасывать листовки. Явно желая замять дело, М. С. Воронцов, в доме которого Габбе был своим человеком, представил весь эпизод начальству как результат помешательства. Воронцов ходатайствовал о разрешении Габбе выехать за границу «для излечения». Габбе выехал в Дрезден. Смерть брата оборвала его связи с Россией и лишила его источников существования. Больной, без денег, навсегда изгнанный с родины, он и в самом деле вскоре оказался в дрезденской больнице для душевнобольных. Дата смерти его неизвестна.

Большинство сочинений его оставалось в рукописях и погибло при аресте. Стихи, печатавшиеся в журналах, никогда не были собраны отдельной книгой.

1. А. Рогинский, указ. соч., с. 101.

7

Пётр Андреевич Габбе (1796 — после 1841) — русский писатель и поэт; участник Отечественной войны 1812 года.

Пётр Габбе родился в 1796 году в семье коллежского советника Андрея Андреевича Габбе. С раннего детства находился под особенным покровительством цесаревича Константина Павловича, называвшего его «своим Петрушей»; его знала также и даже носила на руках российская императрица Мария Фёдоровна (жена Павла I Петровича).

По окончании Первого кадетского корпуса, он служил в лейб-гвардии Литовском полку и в чине штабс-капитана командовал 5-й мушкетерской ротой.

Принимал участие в Отечественной войне 1812 года.

Согласно отзывам современников, по своим нравственным качествам, уму и образованию Пётр Габбе занимал выдающееся положение среди полковых товарищей, уважавших его за смелость и благородный образ мыслей. Научная любознательность Габбе в связи с любовью к чтению, открытое порицание господствовавшей тогда палочной системы воспитания солдат и попытки защитить их навлекли на него подозрение в политической неблагонадежности.

С июля 1822 года за ним был учрежден тайный полицейский надзор, продолжавшийся до февраля 1823 года, когда «за дерзкие суждения о высших себя в чине и даже о начальниках своих» Габбе был разжалован в солдаты с зачислением в Волынский пехотный полк. 18 сентября того же года он получил прощение, с возвращением чинов и с оставлением в Волынском полку, из которого вскоре перевелся в 49-й егерский полк, а в марте 1826 года уволен в отставку с запрещением въезда в Санкт-Петербург, Москву и Варшаву. Запрет этот был, по всей вероятности, вызван причастностью Габбе к делу декабристов, о чём сохранилось известие в записках И. И. Горбачевского — одного из членов общества соединенных славян «Общества соединённых славян».

В 1826 году он получил место главного управляющего обширных имений Л. А. Нарышкина в Тамбовской и Саратовской губерниях. Находясь под надзором полиции, он проживал сперва в селе Березовке Саратовской губернии, а потом в киевском имении жены Нарышкина.

Живя в деревне, Габбе свой досуг посвящал литературе, чтению и переписке с друзьями, к числу коих принадлежал и поэт кн. П. А. Вяземский, с которым он познакомился ещё в польской столице.

Довольно большая его библиотека состояла из французских, немецких, итальянских, английских, русских и польских книг. Габбе помещал свои стихотворения и прозаические статьи в разных журналах. Ценителем его литературных трудов был князь П. А. Вяземский, приезжавший к нему и в Березовку. Когда Габбе приехал однажды под чужим именем в Москву, Пётр Вяземский познакомил его с Александром Пушкиным.

В 1833 году у Габбе диагностировали серьёзное психическое расстройство и он был отправлен в город Николаев. По ходатайству Льва Нарышкина и графа Михаила Воронцова император Николай I дозволил Габбе отправиться за границу «с тем, чтобы впредь не въезжать в Россию ни под своим, ни под чужим именем».

Дальнейшая судьба Петра Андреевича Габбе неизвестна.

8

Маленькие сёла Мордовии. Мельцаны

https://img-fotki.yandex.ru/get/874316/199368979.c5/0_219231_306f4b42_XL.jpg

с. Мельцаны. Фото нач. ХХ в.

Мельцаны - один из старейших населённых пунктов Старошайговского района. Село расположено на правом берегу небольшой реки Ирсеть и речки Мельцанки, которой оно обязано своим названием. Его возникновение датируется первой половиной ХVII века. Первое упоминание о селе в архивных источниках датируется 1705 годом, когда Мельцаны по указу Петра I перешли в крепостную зависимость князя Петра Голицына. После этого население села начало быстро расти. В 1712 году было 36 дворов и проживало около 230 человек. В 1725 году это уже был самый крупный населенный пункт района, где проживало около 1100 человек.

https://img-fotki.yandex.ru/get/516848/199368979.c5/0_219234_b9647efe_XL.jpg

После Голицыных поместье перешло в собственность господ Габбе. «Мельцанская» ветка рода Габбе пошла от генерал-майора Александра Андреевича Габбе. После его смерти в Мельцаны, переехала Варвара Григорьевна - жена Александра Андреевича - с трехлетним сыном. Она восстановила усадьбу по прежним границам, распахала пустующие земли. Григорий Габбе - сын Александра Андреевича – открыл в селе сначала суконную фабрику, а после отмены крепостного права вместо нее организовал молочную ферму. Последний мельцанский барин - Александр Григорьевич Габбе ( на фото сидит) остался в памяти жителей как добрый и отзывчивый человек. В 1892 году при нем была открыта церковно-приходская школа. В 1914 году он построил винокуренный завод, известный сегодня как Мельцанский спиртзавод.

Единственное, что сохранилось до наших времен – остатки барского сада. По воспоминаниям местных жителей, внутри парка, обнесенного изгородью были не только яблони, которые давали небывалый урожай, но и огромная оранжерея, где росли апельсины, персики и прочие экзотические фрукты. Барин Габбе раздавал яблоки возами. Бывало и такое, что крестьяне ими кормили скотину. Габбе на зиму уезжал в Грецию, первым в округе заимел автомобиль, привез водителя-грека, которого народ называл «черный». Алексанр Габбе спокойно принял октябрьский переворот. Убеждал крестьян, что ломать и жечь ничего не надо – самим пригодится при новом строе. Но барский дом все же разграбили.

https://img-fotki.yandex.ru/get/963734/199368979.c5/0_219235_62e4b6b1_XL.jpg

Дорога к барскому дому. Фото нач. ХХ в.

https://img-fotki.yandex.ru/get/878590/199368979.c5/0_219236_f74316d8_XL.jpg

Усадьба семьи Габбе. Фото нач. ХХ в.

Была даже попытка сжечь, но кирпичному дому огонь вреда не причинил.

https://img-fotki.yandex.ru/get/478681/199368979.c5/0_219232_73d7b661_XL.jpg

Барыня с дочерьми собрались на прогулку. Фото нач. ХХ в.

С барской семьёй крестьяне обошлись по-хорошему, видимо, помня доброе к ним отношение. Александру Габбе всем миром отстроили новый дом, выделили земельный участок и дали семян. Вместо побега за границу Габбе остались жить в Мельцанах. Дочери вели домашнее хозяйство, отец работал на земле. Так они прожили в Мельцанах почти десять лет. Жили бы, может, и дольше, но в 1926 году случился пожар, во время которого сгорел их дом. Габбе вместе с семьей переехал в Москву.

В конце 1970 - х годов в селе Мельцаны был вскрыт фамильный склеп Габбе. Эксгумация проводилась силами местных жителей, которыми двигало исключительно чувство любопытства. Могилы считались не то что забытыми, но даже более того - через них пролегала центральная дорога, ведущая к спиртзаводу. Захоронение было "открыто" совершенно случайным образом, когда колёса проезжающего грузовика провалились в какую - то яму. По другой версии, дорога обрушилась под ногами проходящего мужика. Осмотрев открывшуюся дыру, он обнаружил кирпичную кладку, сбегал домой за ломом ( он жил совсем недалеко) и с помощью инструмента расширил отверстие так, чтобы можно было спуститься вниз. Тут, конечно же, набежали помощники. Взору их открылся цинковый гроб. Поверхность его покрывала узорчатая гравировка. По углам гроба находились фигуры ангелов, их впоследствии растащили на сувениры. На крышке выделялось по грудь стеклянное окошко, сквозь которые смутно виднелись череп и рёбра. Попытки поднять крышку гроба успехом не увенчались, она была запаяна. Ничего не оставалось, как проникнуть внутрь через стекло. По другой же версии, гроб удалось разрубить. Среди костей находились кое - какие украшения; в волосах лежал гребешок. Судя по надписи на чёрном полированном граните, здесь покоился прах мельцанской барыни Елизаветы Александровны Габбе, вдовы коллежского секретаря. Елизавета Александровна скончалась в 1906 году, старожилы помнили пышные похороны и обильные поминки. Каждому крестьянину, помянувшему барыню, давали с собой пшеничный калач, чтобы не с пустыми руками отправляться домой с трапезы. Её могила была не единственной. Мужики тут же принялись долбить кирпичные стены склепа, чтобы проникнуть в "соседнее помещение" Однако крепкая кладка поддавалась с большим трудом. Местный участковый, подоспевший в самый разгар работ, прекратил безобразия, разогнав «археологов» по домам. Сотрудники Старошайговского РОВД, прибывшие из райцентра к месту событий, составили необходимые акты и протоколы. Некоторое время гроб стоял в морге при больнице, любопытные ребятишки бегали смотреть на страшную находку. Потом вдову похоронили на сельском кладбище. Теперь уж вряд ли кто вспомнит, где находится её могила и стоит ли над ней какой-нибудь знак. По слухам, из гроба был похищен золотой нательный крест. Однако он не принес новому хозяину ни благосостояния, ни счастья, а, напротив, одно расстройство и неприятности. С тех пор по ночам хозяина стали преследовать бессонница и кошмары. Очевидно, это говорил голос совести, а может быть, ещё что. Всё наваждение закончилось только после того, как он пошёл на кладбище и оставил там своё сокровище. Школьники, охочие до острых ощущений, продолжали лазить в склеп и обнаружили подземный ход, ведущий в направлении спиртзавода. Тоннель, однако, оказался засыпан землёй, поэтому выяснить, куда он выводит, не удалось. Вскоре склеп завалили грунтом, а всю дорогу выложили бетонными плитами. Впрочем, гроб Елизаветы Александровны был не первой находкой подобного рода. Когда в 51-м году ломали каменный мельцанский храм, в подвале обнаружили цинковый гроб, висящий на огромных цепях. Более всего рабочим завода запомнилось шёлковое тёмно-коричневое платье, вовсе не тронутое тлением, и почему-то подошвы тапочек. Гроб погрузили на телегу и отвезли на кладбище. Фамильный склеп Габбе находился при храме, и когда храм снесли, то новую дорогу к спиртзаводу, видимо, по идеологическим соображениям проложили прямо по тому месту, где стояло здание церкви.

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/5012/199368979.c5/0_219233_61a25004_XXL.jpg

Надгробие Михаила Андреевича Габбе на кладбище Св. Троицы в Дрездене.

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/912395/199368979.121/0_226ad1_8991f97a_XXL.jpg

Надгробие Михаила Андреевича Габбе на кладбище Св. Троицы в Дрездене.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » ГАББЕ Михаил Андреевич.