Я тем более старался поддержать и упрочить нравственное достоинство наше, что оно имело огромное значение и для всего государства и для будущей участи каждого из нас на поселении. При общей слабости у нас религиозности и нравственности даже и в образованном классе, образование представляет мало привлекательного для массы народа, а между тем только одно образование могло дать разумение справедливости тех идей и требований для блага народа, которых мы были представителями, как одно только нравственное достоинство наше могло внушить уважение и любовь к нам. В отношении же личной участи каждого очень понятно, что внимание и уважение, какое могли мы встретить в местах нашего поселения, во многом зависело от общего понятия о нас, от значения, какое будет иметь казематское общество. И так все, что роняло общее к нам уважение, что подрывало нравственное значение и влияние наше, требовало сильного противодействия, и для меня несомненно было, что если дать развиться дурным побуждениям и привычкам в каземате, то они могут привести многих даже к гибели на поселении, где люди останутся одинокими, предоставленными самим себе, без нравственной поддержки товарищей, без обуздывающего противодействия.
Вот почему я так ревностно и настойчиво всем надоедал, как говорили, постоянными рассуждениями о том, чем обязаны мы в отношении к самим себе для личного своего блага. Вот почему восставал я также всеми силами против карт, гулянок, приучавших к расточительности и пьянству, против праздного препровождения времени, справедливо предвидя, что привычки ко всему этому невольно вовлекут в знакомства и товарищества, неприличные и несвойственные людям образованным и политическим. К несчастью, это сбылось впоследствии над многими и от этого погибли даже такие личности, как М.Кюхельбекер и Глебов, — и другие увлеклись в не оправдываемые нашими идеями занятия, не умели удержаться в свойственной нам сфере; и для удовлетворения искусственных потребностей кто пустился в разные обороты, кто пошел на службу в откуп или в администрацию и, вступив в связь с дурными людьми на почве интересов или удовольствий, устранили общее и личное значение и уважение к делу, которого были представителями.
Особенно часто предметом рассуждения и предубеждения была женитьба и вообще отношения к женщинам, так как с этой стороны грозила наибольшая опасность. Хотя нет сомнения, что в наше время либеральная партия заключала в себе лучших современных людей, более честных, олее справедливых, более образованных и готовых на самопожертвование, но по общей слабости веры и науки, отражавшейся и на них, их религиозные и нравственные понятия были неясны оттого, что не понималась необходимая связь между всяким добрым стремлением и справедливою идеею и нравственностью и истинною религией. Вследствие этого многие религиозные люди не смотрели на брак с истинно-христианскими понятиями и не понимали значения правильного супружества и семьи для общества; многие люди, считавшиеся в других отношениях за нравственных, легкомысленно смотрели на отношения к женитьбе.
На опыте моих товарищей, считавшихся лучшими людьми современного общества, на опыте казематского общества, имевшего, конечно, в отвлеченном смысле образцовое устройство, ясно обнаружилось, что если религиозность и нравственность, все хорошие идеи и побуждения, не поставлены на должное основание, т.е. на такое, из которого они вытекали бы по логической необходимости, то они всегда будут, так сказать, искусственны, шатки и не устоят при испытании. Люди увлекутся в противоречие с признаваемыми началами, а общество утратит внутреннюю связь, и люди, потеряв веру в значение своих стремлений, отрекутся от общественной деятельности и замкнутся в личном круге действия (это еще лучшие) или вполне предадутся эгоистическим целям.
Отсутствие правильных понятий о достоинстве брака и о нравственности не замедлило выказаться впоследствии и было причиною, что большая часть наших товарищей вступали на поселение в несвойственное супружество или вошли в непозволительные связи. Не то важно еще, что многие переженились на простых необразованных женщинах, но что они не сумели возвысить их до себя и создать себе достойных подруг, разумеющих их, а через то обнаружили, какого рода побуждения влекли их к самой женитьбе. Коль скоро жена не могла понять нравственного значения своего мужа как человека и политического деятеля, а смотрела на него как на поселенца, то, конечно, последствия могли быть только самые плачевные. Жена мучила мужа домашними дрязгами, и образованные люди впадали часто в такое положение, что забывали и свои идеи, и свое достоинство. Так, жена несчастного В.К.Кюхельбекера бранила его за всякий лист бумаги для его сочинений как за лишний расход, и ссоры мужа с женою доходили до того, что они ходили на суд к какому-нибудь заседателю или казачьему сотнику. С другой стороны, Штейнгель, очень пожилой человек, имевший в России жену и много детей и в том числе уже женатых сыновей и замужних дочерей, прижил детей и в Сибири, как оглашено было официально; и хотя им, по возвращении Штейнгеля в Россию к жене своей, и выхлопотали потомственное почетное гражданство, но этим нравственное зло не было уже, разумеется, исправлено, и мать детей его навсегда осталась жертвою неясных понятий о нравственности и противоречия с великими началами свободы и равенства, которых он был обязательным представителем. Даже такой уважаемый человек, как Иван Пущин, имел побочных детей в Сибири.
Не менее вреда принесло отсутствие всякого понятия о том, какие обязанности налагало на нас наше политическое значение. Не уяснив истинных оснований своих идей и побуждений и не закрепив их сознанием, не возведя их на степень живой силы, не могли защитить себя от вторжения дурных привычек и пустого препровождения времени, которые, овладевая людьми, все более и более приучали их отклоняться от политического изучения и деятельности, даже там, где, как, например, в каземате, были для того наилучшие условия, и подготовили то явление, что, по выходе на поселение, никто уже, за исключением меня и Лунина*, не продолжал ни политической, ни общественной деятельности.
Одни по бессилию ума, другие по лености, не сумевши разъяснить истинных основ своих прежних стремлений, не сумели совладать с противоречиями и, утратив веру в свои начала, погрузились в апатию или занялись исключительно своими личными делами, а нашлись и такие, которые, прикрывая свои интересы будто бы переменою убеждений, стали выслуживаться поклонением тому, что прежде осуждали и против чего восставали, жертвуя даже собою.
Общий результат казематского опыта и относительно людей, и относительно убеждений был таков: что касается до лиц, составлявших казематское общество, то грустные явления, которые представила большая часть из них, произошли вовсе не от того, чтобы эти люди были сами по себе и с самого начала так дурны, как хотели представить их противники. Совсем напротив, они были во многом несравненно лучше своих клеветников, что свидетельствовалось уже тем, что они, хотя большею частью и по увлечению, но все же были способны возвыситься до пожертвования всеми выгодами своего положения, и настолько искренни, что не отступили перед логическими выводами тех самых начал, которые прилагали к делу и противники их, только в пользу своих выгод, а не для общего блага; так что даже и в том, в чем идеи и действия так называемых декабристов были ошибочны, они были сами жертвою ложных понятий и правил общества, внушенных им воспитанием и примером, и извлекали только логические последствия и приложения, как и объяснил я это митрополиту Филарету.
*Лунин был заточен в Акатуй за статьи, напечатанные в одной английской газете, когда был уже на поселении. Он в Акатуе и умер.
Главное же несчастье моих товарищей впоследствии заключалось в том, что они слишком самонадеянно положились на превосходство своих идей и побуждений и не сумели воспользоваться теми превосходными условиями, какие представлял каземат для проверки своих идей и побуждений и очищения их от тех искаженных влияний, какие производила на них неразвитость современного русского общества и шаткость его религиозных и нравственных понятий, запутывающая людей в неисходные противоречия. Не укрепясь ни ясным сознанием, ни нравственною силою, они не выдержали гнета тяжелых обстоятельств; отступили назад оттого, что не умели идти вперед, и с потерею главного своего достояния — нравственного к себе уважения и значения, заимствованных от идей, которых они были представителями, они естественно должны были казаться павшими нравственно еще ниже, нежели люди противной партии, которые при отсутствии всякого внутреннего достоинства имели внешние преимущества, которые их ограждали и прикрывали нравственные недостатки.
Что же касается до учреждений, то казематский опыт ясно свидетельствовал, что наилучшие учреждения тогда только прочны, когда они составляют естественное проявление живой, разумной и потому правильно действующей силы, которую не могут заменить ни отвлеченные идеи, ни условные договоры; что утверждение власти и свободы не может быть достигнуто независимо от нравственности, одним установлением форм и признанием прав; что свобода немыслима для тех, кто не умеет противостоять порабощающим влияниям страха угроз, обольщения выгоды, приманки и привычки наслаждений: что нравственность не может разделяться и иметь одни правила для одной сферы и другие для другой; что истина не может быть найдена не только в каком-нибудь одностороннем виде или проявлении, но и в механическом смешении форм и в электрической средине между крайностями; а потому всякое подражание внешним видам бесплодно и бесполезно, и для проявления действительной жизни в обществе требуется органическое ее порождение; что власть и свобода составляют нравственное единство, и потому с отрешением нравственного начала, никакими искусственными сочетаниями и устройствами, никаким насилием и хитростью нельзя добиться, чтобы злоупотребление одной стороны не вызывало злоупотребления другой, так же, как нельзя сделать, чтобы, нажимая одну половину коромысла у весов, не заставить в то же время подниматься другую.
Что поэтому ни одна сторона не должна ставить своих действий в нравственную зависимость от действий другой, и что человек, искренне желающий добра, будь он имеющий власть или ищущий свободы, только тогда может достигнуть уважения и признания власти и свободы, когда будет искать того или другого вне всяких эгоистических расчетов, с ясным сознанием и с твердым убеждением неразделенности законных требований одного и другого; что не выставляемая цель, а дух, побуждающий к действию, определяет последствия, так что если в побуждениях власти кроется произвол, то действия ее ведут неминуемо к анархии, а если стремление к свободе истекает из желания своеволия, то оно приведет неизбежно к деспотизму, под какою бы обманчивою формою он ни скрывался.
Что в окончательном выводе существенная ответственность есть нравственная, и никакие формальные права не составят действительного ограждения при отрешении понятий и действий от начал нравственности, что нравственность находится в неразрывной связи с религиозными чувствами, а религиозное чувство с истинностью религии. Что для всякого действия нужны сила и правильное разумение приложения ее; и что потому если люди и спасаются иногда непоследовательностью, то все-таки ошибочные понятия окончательно всегда подрывают силу, а отсутствие силы делает бесплодными даже и правильные понятия. Что основою и общественного устройства должны быть общечеловеческие условия, и что поэтому без правильного разрешения вопросов о положении женщины, о взаимной зависимости, о браке (искаженных в ложно понятой эмансипации), о правах и обязанностях родителей, о воспитании, о взаимной солидарности, основанной на том премудром устройстве, что истинное счастье может только быть наградою за содействие счастью других; что всякое изменение внешних условий в одной только сфере не улучшит общественного положения, а будет только перемещением выгод внешних, увеличением их одних на счет других, не доставляя и первым истинного удовлетворения.
Каждое из этих положений может составить предмет обширного рассуждения; и смело можно сказать, что никакое книжное изучение, никакое собственное наблюдение в других местах не могли доставить таких полных и таких точных доказательств, какие представил казематский опыт для уяснения и разрешения общественных вопросов.
На поселении в Чите
Начала, выработанные мною в каземате, выдержали с успехом испытание казематского опыта и оказались вполне верными в приложении к казематскому обществу. Но могли, однако, сказать, что само это общество находилось в исключительном положении; и потому, чтоб утвердить несомненно общую приложимость и значение этих начал, надобно было желать того, что называют contre epreuve, предпринять проверку их в приложении к обычным сферам жизни семейной, общественной и политической, но с такими, однако же, опять условиями, которые называли бы чисто нравственную силу этих начал, не затемняемую содействием никаких других средств. Поэтому-то чрезвычайно важно, что для полноты опыта, как бы нарочно, таково и было мое положение во время нахождения моего на поселении в Чите.
Чтобы охарактеризовать в кратких чертах деятельность мою в Чите, я, не боясь ни в чем опровержения, смело могу сказать, что результат моей жизни в Чите был следующий:
В семейной жизни я дал пример истинных условий благоустройства и счастья независимо от внешнего положения и средств. Умирающая жена моя дала мне свидетельство, что была так счастлива, как и не воображала, что можно быть счастливым на земле, и если сожалела о чем, так о том только, что сознавала, что не могла сделать и меня так счастливым, как была счастлива сама. Семейство ее, оставшееся при мне и по смерти ее, прониклось безграничною ко мне приверженностью и безусловною преданностью, и теперь, когда разлучено невольно со мною, считает идеалом счастья то время, которое провело под моим покровительством и моею защитою. Прислуга жила у меня безотходно до тех пор, пока какие-нибудь не зависящие от воли обстоятельства не удаляли ее. Совершенно наоборот против обычных мнений и поговорок, я имел то счастье, что только не знавшие меня, или судившие по слухам враждовали против меня: все же, кто приближался ко мне, тем сильнее привязывались ко мне, чем ближе были свидетелями моей жизни.
Народ питал ко мне безусловное доверие. Я был не только безвозмездным, но и жертвующим за него собою врачом, учителем, советником, утешителем, помощником и заступником; а когда влиянием моим на начальников я был действительным правителем области, то оставил об этом времени такое воспоминание, что один из лучших наших товарищей, сам личный свидетель всего, М.К.Кюхельбекер, писал ко мне по поводу первой еще попытки Муравьева вероломным образом удалить меня из Читы: «А что будет с бедным народом, который в твое управление и в самом деле поверил было, что справедливость может жить и на земле?»
Но не один народ прибегал ко мне. Все начальники от низших до самых высших генерал-губернаторов, ревизующих сенаторов, архиереев и пр., все искали моего совета и содействия, так что последнее средство во всяком затруднительном деле у всех было: «Надо спросить об этом Дмитрия Иринарховича».
Устройство дома и хозяйства было образцовое. Все отрасли земледелия, огородничества, садоводства, скотоводства были доведены до высокой степени совершенства. Между тем я не получил ничего готового, но должен был все создавать сам, начиная от образования семьи до образцовых постройки дома и устройства хозяйства.
Вот почему во время возникшей потом борьбы у меня с местным начальством никто не мог, во-первых, противопоставить мне известного аргумента, что легко критиковать, а трудно сделать, так как я с меньшими средствами всегда делал и больше, и лучше, чем противники мои с огромными средствами; во-вторых, я мог смело призывать правительство к подробнейшему исследованию моих действий и с уверенностью сказал ему, что хотя и не называюсь графом Читинским, но что если Чита будет когда-либо известна, то именно потому, что я в ней жил и действовал.
Но действия мои в Чите имели не одно только местное значение. Они обнимали все стороны государственной и общественной жизни, и немногим даже из имевших большую власть и средства удалось совершить то, что сделал я без всякой власти и средств. Надо было бы занять слишком много места, если бы я хотел приводить одни только письменные свидетельства людей всех званий и положений.
«Сознаемся, что не имеем ни вашего мужества, ни вашего самоотвержения», — писал мне из Сибири один из высокопоставленных людей. «Сравнивать себя с вами не смею, — писал мне один товарищ, — вы человек истинно европейской учености; во мне нет вашей всепобеждающей стойкости». — «Надо быть вовсе лишену политического разумения, — писал мне глава социалистов, — чтобы не понять, что напечатанное вами выше всего, что произвела русская печать». — «Действия ваши, — писал мне один человек, исправляющий сам должность военного губернатора, — заставили бы еще больше уважать вас, если бы это было возможно, если бы наше уважение к вам и без того не было беспредельно». — «Не могу не отдать полной справедливости ясности и высоте видов ваших», — писал мне от имени сенатора старший советник ревизии. — «Слава вашей доблести, вашему слову, вашему геройству», — так оканчивался адрес, посланный из Москвы, и умирающий Ермолов посылал мне заочно радостный привет и благословение.
Поэтому-то, имея подтверждение тысячи свидетельств, я с полным сознанием правоты утверждаемого мною и мог смело написать правительству, что хотя я не добивался титула какого-нибудь светлейшего князя Забайкальского и Амурского, но буду всегда жить в памяти этого края, как твердый защитник его и лучший устроитель; что хотя я и не предъявлял притязаний на орден Св. Андрея и Владимира, но лучше исполнил их девизы, нежели люди, носящие видимые знаки этих орденов, потому что лучше их сохранил веру и верность отечеству и более радел о чести, славе и пользе его.
Надо помнить, что прибыл на поселение, лишенный всех политических и даже гражданских прав, и не имея других внешних средств в замену их, ни богатства, ни связей, чтобы понять, что все, что удалось мне совершить, было, стало быть, исключительно созданием нравственной силы тех начал, которые руководили мною.
Положение мое, по приезде в Читу, было самое затруднительное во всех отношениях. Я отказался взять какое-либо пособие из учрежденной мною артели для пособия живущим на поселении, имея полное право ожидать себе содействия от родных, постоянно твердивших мне об их заботах обо мне; ожидать тем скорее, что в последнее время нахождения моего в каземате мне присылали очень мало, и я, не зная домашних обстоятельств, не подозревая, куда и на кого истощались средства моих родных, не зная, что они были недостаточны, мог думать, что уменьшение присылки мне в каземат имело именно целью собрать побольше средств при времени отправления моего на поселение, зная, какие большие расходы предстоят при первоначальном устройстве, особенно имея в виду немедленную женитьбу по прибытии в Читу. К удивлению, я не получил сполна и той умеренной суммы, которую назначал как предел крайней необходимости. Из этого я должен был еще уплатить долги брата, который никогда не деликатничал ни относительно родных, ни относительно чужих и, мотая всегда свыше средств своих, наделал долгов в лавках, уверив купцов рассказами о богатых средствах наших родных. Вследствие такого неожиданного сокращения оставшихся у меня средств, я никак не мог приступить с самого начала ни к покупке своего дома, ни к постройке нового, а должен был издерживать часть средств своих на временные пристройки и переделки в доме моей тещи, оставаясь в нем жить по необходимости, что имело другого рода неудобства, о которых будет сказано ниже. А таких временных расходов оказалось очень много, так как дом моей тещи был очень древний и ветхий. Это был самый старинный дом в Чите, построенный еще при Бироне для местных начальников и купленный у казны моим тестем при выходе его в отставку и упразднении горного окружного управления в Чите.