Распространители идей или заговорщики
Вопрос о действительном, существенном образовании на тех началах, как я понимал его, был именно тот вопрос, которым, как говорили, я больше всего «надоедал» членам общества. Особенно же я требовал в приложении к нему того пожертвования личными интересами и удовольствиями, которое проявлялось у некоторых членов общества в отношении введения нового образа действий по другим сферам.
Известно, что некоторые члены общества пожертвовали личными интересами и удовольствиями столичной жизни, пожертвовали блестящею службою в гвардии и в министерстве иностранных дел, что считалось единственною приличною службою для высшего сословия, и пошли на такие должности (например, судебная и разные административные), которые были тогда в дурной славе; пошли именно для того, чтобы личными достоинствами и действиями в ином духе исправить и возвысить их. Я требовал поэтому, чтобы сделали то же и для учебной части: чтобы вместо праздного пребывания без всякого дела в столице, единственно для удовольствия, жили в деревнях, изучая народ и научая его, заводя школы, и даже заняли бы учительские места в губернских и уездных городах, возвыся это звание всею независимостью своего положения.
Я со своей стороны всячески старался, чтобы люди, принимаемые мною в общество, понимали и убедились, что в стремлении к общественному преобразованию и улучшению надо начинать с самого себя, возвышением в самом себе нравственной силы и расширением круга образования на истинных основах его. Этому, бесспорно, и обязаны были все лица, приговоренные мною, что в их действиях 14 декабря явилось более единства и сознательности, чем в действиях других членов.
Не так смотрели, к прискорбию, на дело люди, руководившие в то время движением, и в руках которых находилась распорядительная власть общества, чем и объяснилась слабость действия его в решительную минуту. Когда я спрашивал Рылеева, неужели он верит, что действительная свобода может быть чем иным, как не проявлением нравственной силы, а эта может быть прочна без религии, и неужели он думает, что народ примет руководителей, которые могут быть предметом соблазна в нравственном и религиозном отношении, то он отвечал мне, что относительно высшего существа он мало размышлял, хотя и думает, что есть «что-то такое»; что относительно нравственности ему мало дела, лишь бы были умны и способны, что относительно народа будет сначала сила, которая заставит его повиноваться, а там он и сам поймет свою пользу; т.е. Рылеев и мыслившие одинаково с ним, как я не раз им замечал, впадали в те же ошибки, принимали те же правила, что и противная сторона. Последствием этого неминуемо было нравственное послабление в выборе членов общества, что дозволяло втираться в него людям неискренним, но достаточно умным, чтобы усвоить себе язык либерализма, и достаточно способным, чтоб отсутствие солидного образования заменить шарлатанством. Видя это, я начал сомневаться в успехе дела, так как имел уже право усомниться в искренности побуждений и многих деятелей и в действительности той цели, которую провозглашали.
«Я приготовлю своих, — сказал я Рылееву, — к полному пожертвованию собою именно за свободу, без всякого обольщения мечтою, что предприятие с первого раза удастся и уверен, что именно поэтому они и будут действовать хорошо, так как у них не может быть никакой эгоистической цели; но что касается до вас и до ваших, то мне кажется, что у вас дело идет о борьбе с правительством вовсе не за свободу, а за власть. В таком случае я наперед вас скажу, что ничего доброго не предвижу, не только для последствий, если бы предприятие и удалось, но и для возможности создать условия успеха самого предприятия. Помяните мое слово, что борьба за власть в самом обществе уничтожит все условия успеха борьбы за нее с правительством».
Слова мои сбылись: но еще гораздо прежде того мне неожиданно суждено было и самому подвергнуться вражде властолюбия по одному только опасению людей, имевших власть в обществе, что эта власть может перейти ко мне от них, хотя я не только не искал ее, но всячески уклонялся от всего, что только могло привести к тому, и принес даже в этом отношении многие жертвы.
Говорят, что покойный Ермолов сказал, что все страсти с летами могут угаснуть, но что кто раз прикоснулся устами к чаше власти, не оторвется уже от нее, если не отнимут у него ее насильно. Конечно, бывали исключения, но в общем это справедливо. Властолюбие держится в человеке и дольше, и упорнее страсти, и неохотнее всего он из начальствующего делается подчиненным. Властолюбие разделило уже общество так, что разные люди добивались власти и искали удержать ее за собою, не соглашаясь подчиниться одни другим; несогласие же насчет будущей формы правления не было ни существенным делом, ни неодолимым препятствием, так как ни та, ни другая сторона, сколько я их ни испытывал, не были сознательно убеждены в своем взгляде на дело и даже сами смотрели на отстаиваемые ими формы, как на переходные.
Но различие формы давало всегда желанный и удобный предлог к отделению и к поставлению себя во главе отделившихся. Властолюбие, требовательное для себя, требующее, чтоб безусловно верили его намерениям и подчинялись его действиям, как бы оно ни злоупотребляло властью, всегда особенно подозрительно относительно людей способных и с характером. Оно показывает, что если удерживает власть даже, неправильными средствами, то это не для себя, и даже, пожалуй, вопреки своему желанию, но единственно для того, будто бы, чтобы не передать власть в руки, могущие употребить ее во зло. Поэтому оно само всячески разжигает и преувеличивает опасения злоупотребления властью другими; поэтому если по необходимости оно хоть для виду должно ограничить свою власть или в каком-либо деле дать хоть наружное первенство другому, то старается всячески, чтобы выбор не пал на людей способных, — из боязни, чтоб власть и в действительности не перешла к ним.
Так бывает и везде, так было и в тайных обществах, и в этом заключается основная причина ослабления общества и неудачи 14 декабря. Здесь я разумею неуспех в военном отношении, а не то бессмыслие, что вместо провозглашения нового порядка увлекли солдат в защиту существенной основы старого, разрушив основы всего предприятия.
Я позволю себе здесь привести свой отзыв о том и о другом тотчас после события в том виде, как он произнесен, т.е. по-французски: «La societe a peri a cause сГ avoir outre le motif qui fut le principe de son existence et determinait son but, c'est-a-dire la crainte de Tabus du pouvoir. A force de chercher en tout et pour tout quelqu'un, qui ne soit pas capable d'abuser du pouvoir, on a fini par tomber sur un homme (Трубецкой), qui n'etait pas capable d'en bien user».
И Пестель, и Рылеев, стоявшие во главе обществ Южного и Северного, были слишком властолюбивы, чтоб не только согласиться подчиниться один другому, но и сносить соперничество каждый в своем обществе. Поэтому и тот, и другой старались на места других директоров посадить людей себе сподручных, уступавших им по способностям или по характеру, и никак не допустить людей, в которых боялись найти опасных себе соперников. И если Пестель, не имея возможности не допустить выбора Сергея Муравьева-Апостола, согласился на выбор его в директоры потому только, что тот, не находясь в центре действия, поневоле был номинальным директором, то Рылеев всячески искал подавить возрастающее мое влияние — как удалением меня, хотя и под почетным предлогом, из центра действия, так и захватом в свое распоряжение во время моего отсутствия тех членов общества, которые были приготовлены мною.
Приняв либеральное и революционное начало (тогда их считали нераздельными), я был искренен вполне в приложении его, и ни страх, ни эгоистические результаты не удерживали меня. Я был неутомим и отважен, действовал всесторонне по всем направлениям, во всех сферах, действовал настойчиво, действовал для самого дела, мало заботясь о себе ни со стороны опасности, ни со стороны похвал. Но как ни мало искал я выказывать свои действия и добиваться, подобно иным, сознательного засвидетельствования моих действий членами общества, влияние мое быстро возрастало. Но не одни деятельность и энергия мои, которые называли беспримерными и которые грозили людям, имевшим в руках своих власть, что она перейдет ко мне, возбуждали зависть, — было нечто такое, что внушало еще больший страх им.
Явилось у многих как бы предчувствие, что именно во мне зарождались и готовы были проявиться те начала, которые способны уничтожить противоречие и борьбу не только между отдельными тайными обществами, но и вообще между властью и свободою — а тогда люди, завидовавшие мне, должны были лишиться не только распорядительной власти делами общества, но и нравственной, как представители известного рода идей, из которых они хотели сделать монополию себе, а такая потеря была неминуемо сопряжена с лишением значения самих идей, по их односторонности и ошибочности их оснований, в случае проявления идеи высшей и всесторонней.
Грустно сказать, до чего увлекало людей желание «сбить меня с поля», как выражались они. Верные люди, из числа членов, негодующих на подобный образ действий, сообщили мне, что Рылеев предлагал даже донести на меня Милорадовичу, с тем, чтоб меня куда-нибудь «запрятали», а донесший приобрел бы в глазах правительства более доверия. Они рассчитывали прямо на благородство мое, что я ничего не открою; а если бы даже и открыл что, то согласились утверждать, что они, видя мою пылкость и увлечение, просто мистифицировали меня, что никаких обществ, кроме того, которое я сам учреждал, не существует и пр. Думали также (что считали и еще для себя безопаснее) сделать донос анонимный или наконец просто заставить меня удалиться из общества, возбуждая против меня неприятности. И может быть, они и покусились бы на это, если бы всю их интригу не разрушил Каховский, который мне и открыл ее. «Я сказал им, — говорил он мне, — что они из-за властолюбия готовы погубить дело, что все их интриги и замыслы против вас только из зависти к вашим способностям и деятельности, которые несомненно дают вам первенство, несмотря на то, что власть не в ваших руках, а в их. Но если они эту власть употребят до такой степени во зло, как они хотят это сделать — против вас, то я сумею обратить против виновного тот самый кинжал, который они направляют против других. Вы знаете, на что иные меня подстрекают».
Этим Каховский намекал на то, что Рылеев твердил ему, пользуясь его восторженностью, что величайшую честь, которую может оказать общество своему члену, — это поручить ему нанести удар.
Видя интриги свои разрушенными, завидовавшие мне люди, однако, не успокоились, а старались только прикрыть свои замыслы об удалении меня под каким-нибудь благовидным предлогом. Вскоре представился им к этому случай, тем более благоприятный, что он основывался на собственных моих замечаниях о неизвестности нам, что действительно делается в провинциях, и давал им возможность прикрыть свое желание предлогом особенного доверия ко мне и особого почетного мне поручения.