ДМИТРИЙ ЗАВАЛИШИН
ЗАПИСКИ ДЕКАБРИСТА
Анализ причин всеобщего недовольства
В следственном комитете, учрежденном по случаю события 14 декабря 1825 года, почти всем лицам, соприкосновенным к этому событию, предлагался (хотя более или менее в различных видах или выражениях, но в сущности однообразный) вопрос: «В какой книге или из каких сочинений почерпнуты были революционные идеи?»
Мы давно уже стали на историческую точку зрения в суждениях и о самих себе, и о собственных наших действиях, не принимая даже тех оправданий, которыми искали возвеличить нас, не извлекая их из последующих событий и не пользуясь виною противников для оправдания себя, а поэтому и можем говорить обо всем с полною откровенностью, искренностью и беспристрастием. Мы вполне ознакомились с необходимыми взглядами и неизбежными ошибками всех партий, но всегда стояли выше их, не ставя никогда партии выше отечества и ничего выше справедливости, и потому глубоко убеждены, что наше изложение будет вполне правдивое, — одно, из которого все партии могут извлечь действительно справедливое разъяснение начал и событий и полезное наставление.
Вот почему на предложенный выше вопрос с полным убеждением и по совести, на основании всесторонних исследований, можем положительно отвечать, что как побуждение к преобразованию государства, так и допущение тех или других средств для достижения цели истекали вполне из данного положения государства и общества, из данного самим государством воспитания и из собственных исторических примеров, — подражание же внешним примерам и образцам было только уже последующим и второстепенным явлением. Все это имело не более значения, как обычный прием и во всяком деле, когда, приискивая своеобразные средства для удовлетворения и достижения известных желаний и целей, стараются в то же время узнать, как поступают в подобных обстоятельствах и в других местах. Мы не говорим уже о том, что трудно извлекать из подражания обвинение там, где очевидно, что все правительственные действия, особенно начиная с Петра I, грешили избытком подражания. Где принято, введено или положено такое начало, там невозможно связать совесть других и воспрепятствовать, чтобы не извлекли из него логических последствий, там невозможно отрекаться от них и отрицать у других право на то, что делают всегда сами.
Вне всякого сомнения, что в стремлениях к преобразованию государственного и общественного устройства для улучшения своего быта и возвышения народного достоинства, — стремлениях, присущих всякому обществу, сохранявшему еще жизненную силу, и возбужденных в России до такой степени реформою Петра I, — самый сильный толчок в последнее время дала война 1812 года и последующих годов. Она пробудила и высоко подняла сознание народного достоинства, а вместе с тем, с другой стороны, допущенное по необходимости и неизбежное свободное обсуждение обстоятельств, которые привели и сопровождали эту войну, раскрыло целый ряд ошибочных действий правительства, от гибельных последствий которых, по тогдашним суждениям и убеждениям, Россия избавилась только самостоятельным действием и доблестью народа, независимо от правительства и даже как бы вопреки ему.
Вот почему в доверенных разговорах и суждениях тогдашнего общества люди, нисколько не враждебные правительству, нисколько даже не знакомые с результатами иностранного мышления и примеров, — мало того, даже восставшие против подражания чужому и обвинявшие, напротив, в том само правительство — приходили, однако, почти всегда к следующим выводам: 1-е, что хотя Россия и избавилась от опасности, в которую вовлекли ее ошибки правительства, но это сопряжено было с такими пожертвованиями и с такою задержкою внутреннего развития, что необходимо приискать ручательства против возобновления чего-либо подобного в будущем. 2-е, что русский народ доказал, что он способен к самостоятельным действиям и, следовательно, и к самоуправлению, причем указывали на устройство ополчений и пожертвований, на истребление своей собственности, на партизанские и другие чисто народные действия, где народ дельно распоряжался без ведома и помимо распоряжений и указаний правительства. 3-е, что дружное действие и бескорыстное содействие одного другому всех сословий, даже и при существовании крепостного положения, показало, что в делах действительной государственной потребности и пользы, лишь бы она была ясно представляема и сознаваема, нечего опасаться антагонизма сословий, и следовательно, не существует и главного препятствия для устройства самоуправления. Наконец 4-е (и это будет иметь важное влияние на последующие идеи и объяснит их), что Россия из всех государств — страна наименее аристократическая, что аристократия не имеет в ней ни самобытной силы, ни исторических прав, и потому разделение сословий и крепостное право в ней — дело чисто искусственное и не может препятствовать установлению равноправности.
С другой стороны, если уж внешняя политика правительства возбуждала такое неудовольствие, заставлявшее признавать необходимость гарантии против его ошибок, то это неудовольствие еще более усиливалось образом действий правительства по внутренним делам. После того как неудачная попытка Сперанского устроить государство по отвлеченным идеям оказалась несостоятельною, и правительство, принявшееся было с таким жаром за переустройство, ослабло, видимо, в своей деятельности внутренних преобразований, улучшений и ограничения злоупотреблений, эти последние возросли до невероятной степени и в свою очередь побуждали также приискивать средства для врачевания и этого зла.
А что, впрочем, как недовольство, так и порицание правительственных действий по внешней и внутренней политике выходило — повторяем это — не из подражания и влияния чуждых идей, а было делом самостоятельного взгляда чисто русских людей на русскую жизнь, лучшим доказательством тому служит чрезвычайное распространение в то время в публике таких рукописных сочинений, как, например, «Трумф» и «Русский Жилблаз». Первое с уверенностью приписывалось Крылову, а если иные и называли другое имя, то и это имя было имя все-таки чисто русского человека (Державина), о сочинителе же второго хотя тогда и спорили, но и тут все имена, которые называли, были также имена чисто русских людей (между прочим, опять также и Крылова), или незнакомых ни с чем иностранным, или не любивших его.