51. В. Греч "Записки о моей жизни", с. 394, 395.
52. А. Розен "Записки декабриста". -- Лейпциг, 1870, с. 364.
53. Письмо к А.С.Хомякову его отца о событии 14 декабря 1825 г. // "Русский архив", 1893, 11, с. 127-128.
54. "А.Д. Боровков и его автобиографические записки" // "Русская старина", 1898, ноябрь, с. 340,341.
55. Из видных деятелей он принял только Б.С. Батенкова56.
56. "Донесение" 56. "Г.С. Батенков" // "Русская старина", 1889, август, с. 313, 362. Бестужев, кажется, имел виды и на князя Вяземского. "Полное собрание сочинений князя П.А. Вяземского", IX, с. 107.
57. "Верховному уголовному суду от комиссии, избранной для основания разрядов -- Донесение". -- СПб., 1826.
58. Такова, например, записка о внутренней организации тайного общества и характеристики всех наиболее выдающихся членов северной группы. Смотри в конце книги приложение I и II.
59. 0 притеснениях земских чиновников можно написать книгу. Малейший распорядок свыше дает им повод к тысяче насилий и взяток. То сберут крестьян в сенокос или жатву и месяц ничего не делают. То дадут сделать и потом ломают, говоря, что это не по форме. Назначают на работу ближних в даль и наоборот, чтобы взять за увольнение несколько рублей с брата. Да и кроме того, сбирают прибавочные мелочи без всякого вида, так что с души сходит втрое против указных податей и проч.
60. Поведение русских дворян в отношении (крестьян) ужасно. Негры на плантациях счастливее многих помещичьих крестьян. Продавать в розницу семьи, похитить невинность, развратить жен крестьянских считается ни во что и делается явно. Не говорю уже о барщине и оброках, но есть изверги, которые раздают борзых щенков для выкормления грудью крестьянок. К счастью человечества, такие примеры не часты, но к стыду оного, они существуют.
61. Отчего города наши пустеют -- решить не трудно. Нижние инстанции не имеют решительно голоса и тяжущиеся едут в столицу; по сей же причине лучшее дворянство уклоняется от неуваженных должностей и за крестами спешит ничего не делать в какой-нибудь министерской канцелярии. На кого же так работать ремесленнику? да и кому? ибо дворянство наше держит доморощенных мастеровых.
62. Устраняя прежнее право на личность банкрота (contrainte par coprs).
63. Им позволено только заниматься оптовою куплею, не вступаясь в мелкие сделки.
64. В Петербургском и Кронштадтском Адмиралтействах положено в 1-м 90 лошадей для таскания бревен, во 2-м не знаю числа. Но дело в том, что ни одна лошадь не работает, а возит по гостям разных чиновников. Вместо же их запрягают несчастных матросов. Брат мой Николай и К.Л. Торсон могут дать подробнейшее сведение о многом множестве злоупотреблений по флоту.
65. Ошибка наша состояла в том, что мы не знали о назначении Вашего Величества наследником престола.
66. Зачем, например, существует северный канал, по которому в год плывет по две лодки? Зачем преднамерен Кубинский? Чем нам торговать с полюсом? Для чего начать Сестринский? ибо удобовозимые гужом предметы роскоши, из Петербурга в Москву посылаемые, не есть главная необходимость жизни.
67. Я не помню, упоминал ли о сем в показаниях комитету, ибо, считая себя виновным без числа, не прибегал к частным извинениям.
68. Хранится в Государственном архиве.
69. "Из записок декабриста Якушкина" // "Русский архив", 1870, с. 1569-1570, 573-577, 1584-1585.
70. Письмо к К. Полевому. -- Дербент, 1831, 12/II // "Русский вестник", 1861, том XXXII, с. 293.
71. А. Розен "Записки декабриста". -- Лейпциг, 1870, с. 324.
72. "Воспоминания Матвея Ивановича Муравьева-Апостола" // "Русская старина", 1886, сентябрь, с. 525-528.
73. Встреча А. Бестужева с братьями рассказана несколько иначе в записках И.Д. Якушина.
74. Они изданы М. Семевским в статье "Александр Бестужев в Якутске. Неизданные письма к его родным 1827-1829" // "Русский вестник", 870, V, с. 213-264.
75. Есть, впрочем, сведение, что Бестужев в Якутске давал уроки детям А.П. Злобина -- начальника соловаренных заводов в Якутской области76.
76. А. Розен "Записки декабриста". -- Лейпциг, с. 271.
77. Ученое письмо Бестужева из Сибири Эрман не получил и только спустя много лет прочитал его в собрании сочинений Бестужева.
78. A. Erman. Reise um die Erde. -- Berlin, 1838, 1, 2, 269-271, 274-275.
79. Стихи, как видим, не блещут отделкой. Но в них есть порой и образность, и сила. Любопытны также неологизмы, к которым Бестужев вообще питал пристрастие.
В числе запрещенных стихотворений декабристов помещаются обыкновенно 2 стихотворения ("Песня" и дума "Прокаженный"), приписываемые А. Бестужеву. Им ли они написаны и где они сочинены -- неизвестно80.
Одно из них -- описание битвы под Белой Церковью, 2 января 1826 года, где сражался восставший батальон Черниговского полка под начальством Сергея Ивановича Муравьева-Апостола.
Песня (на голос: "Уж как пал туман на сине море")
Что не ветер шумит во сыром бору --
Муравьев идет на кровавый пир
С ним Черниговцы идут грудью стать,
Сложить голову за Россию мать!
И не бурей пал долу крепкий дуб,
А изменник -- червь подточил его.
Закатилася воля-солнышко --
Смерти ночь легла в поле бранное...
Как на поле том бранный конь стоит:
На земле пред ним витязь млад лежит.
Конь мой, конь! скачи в святой Киев-град;
Там товарищи, там мой милый брат.
Отнеси ты к ним мой последний вздох,
И скажи: "цепей я нести не мог...
Пережить нельзя мысли горестной,
Что не мог купить кровью вольности!"
1827
Другое стихотворение как будто вариация на тему о "Пророке" с очень гуманной тенденцией:
Прокаженный. Дума
Народ зовет его безумным, прокаженным;
Но ум его покрыт таинственною мглой:
В нем старец опытный с младенцем откровенным,
Граничат в жизни меж собой.
В издранном рубище, как труженик убогий,
Я зрел, как он спешит к играющим птенцам,
Как мрачно он взирал на пышные чертоги,
И радостно на Божий храм.
Он взоры отвращал, встречался с преступным,
Как будто б мысль его мгновенно он проник;
И человечеству казался недоступным
Его двусмысленный язык.
На страждущую чернь чего-то содрогаясь,
С тупым вниманием, как часто он глядел,
На хартию судеб как будто опираясь,
Он что-то высказать хотел.
С молитвою в устах, в движеньях исступленных,
Для нищей братии он милостынь молил,
И страждущих сирот, и вдов изнеможенных,
Рукой иссохшею крестил.
И твердый, как скала, против ударов грома,
Безропотно носил страдальчески венец:
Скитаясь по свету без кровных и без дома,
Казалось, был живой мертвец.
Я сам внимал ему, когда он без боязни,
Злодею сильному паденье предрекал;
Я зрел его, как он на страшном месте казни,
За осужденного страдал.
Как жадно он внимал напевам погребальным,
И смерть благословлял, как грань земной борьбы,
Объятья простирал к развалинам печальным,
Он сам -- развалина судьбы.
Таинственный глагол, чувств праведных избыток,
Как цепи узника томили старика,
И тщетно перед ним развертывала свиток
Времен маститая рука.
Мир праху твоему! Всевышнего избранник,
Предвидений твоих никто не оценит,
Лишь я, младой певец, родной земли изгнанник,
Твой подвиг думаю почтить.
80. "Собрание стихотворений декабристов". -- Лейпциг, 1862, с. 183-185, 225.
81. "Письмо Александра Бестужева -- графу Дибичу, 1829" // "Русская старина", 1881, декабрь, с. 886, 887.
82. 18 сентября 1829 он был переведен рядовым в 41 Егерский полк.
8 декабря 1829 назначен в Грузинский линейный батальон No 10.
9 декабря 1833 переведен в Грузинский линейный батальон No 2.
4 июня 1836 произведен в унтер-офицеры и переведен в Черногорский линейный батальон в экспедицию против горцев.
3 мая 1836 за отличие произведен в прапорщики и переведен в Черногорский батальон No 5. 18 октября 1836 переведен в Черногорский батальон No 10. 7 июня 1837 убит.
83. Письмо к Н. Полевому, 1831, 29 января // "Русский вестник", 1861, XXXII, с. 292.
84. Жизнь Бестужева на Кавказе может быть с достаточной полнотой восстановлена по его обширной переписке 1829-1837 годов. Переписка эта напечатана М.И. Семевским и Полевым, см.: М.И. Семевский "А.А. Бестужев на Кавказе" // "Русский вестник", 1870, V, VI и VII; "Письма А.А. Бестужева к Н.А. и К.А. Полевым" // "Русский вестник", 1861, т. XXXII.
85. В Тифлисе он съехался со своими братьями Павлом и Петром.
86. "Воспоминания" Гангеблова, с. 204-205.
87. "Воспоминания о Кавказе и Грузии" // "Русский вестник", 1869, т. 80, апрель, с. 701.
88. Еще при командировании в армию за Бестужевым приказано было иметь тайный бдительный надзор. Следили очень ревностно и строго. Паскевич даже сместил Тифлисского коменданта Бухарина, у которого бывал Бестужев, когда для закупки различных потребностей он вместе с другими нижними чинами приезжал в Тифлис в ноябре 1829 года89.
89. "Дело" А. Бестужева в Архиве III Отделения Собственной Его Величества Канцелярии.
90. "Воспоминания о Кавказе и Грузии" // "Русский вестник", 1869, т. 80, апрель, с. 701.
А. А. Бестужев. Его жизнь и литературная деятельность.
Сообщений 41 страница 46 из 46
Поделиться4107-04-2015 19:59:19
Поделиться4207-04-2015 20:05:37
91. "Воспоминания А.С. Гангеблова", с. 204-209.
92. Виновником этого заточения был, кажется, Паскевич. "Меня обошли при Байбурте, -- писал Бестужев Булгарину. -- Бог судья Паскевичу, который положил представление обо мне под сукно и потом преследовал меня как лютый зверь и как лютого зверя".
93. А штрафованный офицер носил солдатскую шинель из тонкого серого сукна, особого, довольно красивого, им самим изобретенного фасона94. Я.И. Костенецкий, который тогда с ним встречался, так описывает его наружность. "Ко мне вышел Бестужев в персидском халате и шелковой на голове шапочке. Это был мужчина довольно высокого роста и плотного телосложения, брюнет, с небольшими сверкающими карими глазами и с самым приятным и добродушным выражением лица. Здесь замечу, что все гравированные его портреты, какие мне случалось видеть, нисколько на него не похожи: они изображают его каким-то суровым человеком, тогда как лицо у него было самое доброе и симпатичное95.
94. Из воспоминаний Я.И. Костенецкого // "Русская старина", 1900, XI, с. 443.
95. Из воспоминаний Я.И. Костенецкого // "Русская старина", 1900, XI, с. 442.
96. "Меня берет досада, что я так удален от европейской образованности: она едва долетает сюда по капле, а я жажду выпить Сену, и Темзу, и Рейн... 0! как много души надо на терпение" (Из письма 1832 г.)97.
97. "Русский вестник", XXXII, с. 326. Письмо к Н. Полевому, 1832,19/V.
98. "Русский архив", 1874, II, с. 7-8. Письмо к Н. Полевому. Дербент, 1833.
99. "Русская старина", 1886, сентябрь, с. 702.
100. "Пусть бы меня, как Прометея, терзали орлы и коршуны... но сносить ляганье осла!" (Из письма 1832 г.)101.
101. "Русское обозрение", 1894, X, с. 824. "Письма А. Бестужева к братьям Полевым", письмо 1832,1/IX.
102. "Дорога была трудна, но так прелестна, что я помнить ее буду как самую сладостную прогулку об руку с природою, -- пишет он в одном письме. -- Этого ни в сказке сказать, ни пером написать. Да и как написать, в самом деле, чувство? Ибо тогда я весь был чувство, ум и душа, душа и тело. Эти горы в девственном покрывале зимы, реки, вздутые тающими снегами, эти бури весны, эти дожди, рассыпающиеся зеленью и цветами, и свежесть гор, и дыхание лугов, и небосклон, обрамленный радугою хребтов и облаков... 0! какая кисть подобна персту Божию? Там, только там можно забыть, что в нас подле сердца есть желчь, что около нас горе. Над головой кружились орлы и коршуны, но в голове ни одна хищная мысль не смела шевельнуть крылом: вся жизнь прошлая и будущая сливалась в какую-то сладкую дрему: мир совершался в груди моей без отношений к человеку, без отношений к самому себе; я не шарил в небе, как метафизик, не рылся в земле, как рудокоп, я был рад, что далек от людей, от их истории, спящей во прахе, от их страстишек, достойных праха... Я жил, не чувствуя жизни. Говор ручьев и листьев наводил на меня мечты без мыслей, усталость дарила сон без грозы. Но кратки промежутки жизненной лихорадки!"103.
103. Письмо к Н. Полевому из Дербента, 1834, 3 мая.
104. "А.А. Бестужев. Из воспоминаний Я.И. Костенецкого" // "Русская старина", 1900, ноябрь, с. 452-453.
105. Этот романтический эпизод из жизни Бестужева так рассказан в воспоминаниях Я.И. Костенецкого: "В 8 часов вечера 23 февраля 1833 г. А.А. Бестужев сидел за чаем у штабс-капитана Жукова, который жил с ним в одном доме, этажом выше. В это время в его квартиру вошла девица Ольга Нестерцова и, не заставши его дома, попросила денщика Жукова, Аксена Сысоева, который часто бывал в комнате Бестужева и прислуживал ему, чтобы он попросил Александра Александровича сойти на несколько минут вниз. Нестерцова приходила к Бестужеву часто, знали об этом все, даже ее мать, которую она уверяла, что ходит к Бестужеву, потому что взялась шить ему белье. Бестужев явился на зов и застал Нестерцову сидевшей на его кровати. Спустя четверть часа после входа Бестужева между ним и Нестерцовой завязался разговор, принявший скоро оживленный характер. Собеседники много хохотали, Нестерцова в порыве веселости соскакивала с кровати, прыгала по комнате и потом бросалась опять на кровать. Она "весело резвилась", по ее собственному выражению; но вдруг комната оглушилась выстрелом, и Бестужев услышал отчаянные возгласы: "помогите! умираю!".
Выстрел произошел из пистолета, который постоянно лежал за подушкой; Бестужев клал его туда, чтобы быть постоянно готовым защищаться от разбойников, число которых в то время в Дербенте значительно увеличилось от бывшего голода. Бестужев говорил, что, не страшась опасности в бою, он содрогался при мысли, что может быть исподтишка убит каким-нибудь презренным вором. Пистолет этот лежал обыкновенно между подушками и стеной. Бестужев обращался с ним неосторожно: при малейшем шуме ночью он взводил курок и нередко в таком положении клал его на место. Весьма вероятно, что в таком положении пистолет был и в то время, когда Нестерцова резвилась. Она могла так налечь на подушку, что курок опустился и произошел выстрел. Нестерцова ранила себя в правое плечо, в то место, где плечевая кость соединяется с лопаткой. В испуге Бестужев схватил свечу, но уронил ее, -- она погасла; он побежал к хозяину за огнем. Когда он воротился и приблизился к Нестерцовой, то она лежала уже без чувств. Наскоро осмотрев ее и увидевши, в чем дело, Бестужев побежал позвать свидетелей и попросил дать знать о случившемся коменданту крепости майору Шнитникову. По зову Бестужева в его комнату очень скоро явились штабс-капитаны придурок и Жуков, доктора Рожественский и Тимофеев, священник Демьянович и другие.
Нестерцова успела уже очнуться и рассказывала, что всему причиной она одна, что выстрел произошел единственно от того, что она "резвилась", прыгала и бросалась на подушки, совсем не подозревая, что за ними лежал пистолет. Затем она рассказывала, что Бестужев стоял от нее поодаль, около печки и при выстреле бросился было к ней, но уронил свечу и убежал из комнаты. Что произошло затем, она не помнила. Все это Нестерцова рассказывала несколько раз и всем совершенно одинаково; даже в бреду, до самой смерти, которая последовала на третий день, она твердила, "что она сама всему виновата и чтобы не обвиняли в ее смерти Бестужева"106.
106. "Из воспоминаний Я.И. Костенецкого" // "Русская старина", 1900, ноябрь, с. 445-447.
107. Эта легенда жила очень долго и даже проникла в литературу. Ее подхватил Александр Дюма, путешествовавший по Кавказу, и рассказал со свойственной ему развязностью и ухарством. Он даже воспел могилу Нестерцовой, довольно, впрочем, красивыми стихами. Эту же легенду повторил затем В.И. Немирович-Данченко, который положительно утверждал, что Нестерцова была убита Бестужевым в припадке ревности. Свои сведения В.И. Немирович-Данченко почерпнул от некоего Кочергина, дербентского старожила, который читал по подлинным документам все это дело108. А. Зиссерман утверждал также на основании положительных сведений, что Бестужев застрелил Нестерцову. Он тоже читал дело о смерти Нестерцовой и говорит, что, по всем данным, смерть ее была умышленным убийством и Бестужев был виновен, но что в нем принимали такое участие (?) все дербентские власти (?), что делу дан был оборот, якобы Нестерцова застрелилась сама нечаянно. Такого же мнения были граф Евдокимов109. М.И. Семевский утверждал обратное110, наконец, Я.И. Костенецкий заявил, что и он читал выписку из следственных дел, хранящихся в архиве Дербентской полиции (No 839 и No 1232), и что эта выписка подтверждает полную невинность Бестужева.
108. "Русские ведомости", 1888, No 91, VII. "Дербент" В.И. Немировича-Данченко.
109. "Новое время", 1888, No 4349. "Письмо в редакцию" А. Зиссермана.
110. "Бестужев на Кавказе" // "Русский вестник", 1870, VII, с. 48-49.
111. "Кавказ чересчур гранитен для авторства, мне нужен другой верстак",-- писал Бестужев водном частном письме112.
112. М. Семевский "А.А. Бестужев" // "Отечественные записки", 1860, No 5, с. 159.
113. "Русский вестник", 1861, XXXII, с. 310-311. Письмо к Н. Полевому, 16 декабря, 1831.
114. "А.А. Бестужев. Из воспоминаний Я.И. Костенецкого" // "Русская старина", 1900, ноябрь, с. 455.
115. Второе полное собрание сочинений А. Марлинского. -- СПб., 1847, т. X, с. 5-12, "Прощание с Каспием".
116. Сочинения Марлинского, 1847, X, с. 13-83.
117. Бестужев ценил и понимал поэзию опасности и храбрости, хотя и начал уставать очень быстро. "Природа, -- писал он, -- не обделила меня животною дерзостью, которую величают храбростью; но я уже не запальчив, как бывало. Слава не заслоняет мне опасностей своими лазоревыми крылышками, и надежда не золотит порохового дыма. Я кидаюсь вперед, но это более по долгу, чем по вдохновению. Труды, и усталость, и непогоду сношу терпеливо: никто не слыхал, чтоб я роптал на что-нибудь: потеряв голову, по бороде не плачут"118.
118. "Путь до города Кубы" // Сочинения Марлинского, 1847, X, с. 60-62.
119. Бестужев описал поход в Геленджик в особой реляции, которую думал напечатать в "Северной пчеле". Эта реляция была написана увлекательно, живо и в очень повышенном патриотическом тоне. Военная цензура ее, однако, не пропустила, боясь, вероятно, как бы на ее автора не было обращено слишком много внимания120.
120. "Русский вестник", XXXII, с. 316.
121. Г.И. Филипсон так рассказывает об этом случае:
"В третий год бытности на Кавказе доктор Майер очень сблизился с А. Бестужевым и С. Палицыным -- декабристами, которые из каторжной работы были присланы на Кавказ служить рядовыми. Оба они были люди легкомысленные и тщеславные, и во всех отношениях не стоили Майера. Бестужеву Полевой прислал белую пуховую шляпу, которая тогда в Западной Европе служила признаком карбонари. Донос о таком важном событии обратил на себя особенное внимание усердного ничтожества, занимавшего должность губернского жандармского штаб-офицера. При обыске квартиры, в которой жили Майер, Бестужев и Палицын, шляпа найдена в печи, Майер объявил, что она принадлежит ему, основательно соображая, что в противном случае кто-нибудь из его товарищей должен был неминуемо отправиться обратно в Сибирь. За эту дружескую услугу, по распоряжению высшего начальства, Майер выдержал полгода под арестом в Темнолесской крепости122.
122. "К истории покорения Кавказа. Письмо из отряда, действующего за Кубанью, 24 октября 1894" // "Русский архив", 1877, III, с. 106-109.
123. Хотя Государь еще раз подтвердил свое приказание: "строго смотреть за Бестужевым".
124. "Воспоминания" Г.И. Филипсона. -- Москва, 1886, с. 107.
125. "С декабристом Бестужевым-Марлинским, -- рассказывает И. Ховен, -- я познакомился за обедом у начальника отряда генерал-лейтенанта А.Л. Вельяминова. Бестужев только что был произведен в прапорщики. Я его нашел в столовой юрте, в которой обыкновенно обедали адъютант начальника отряда и состоящие при его штабе офицеры. В новеньком мундире, напомаженный, надушенный, он представлялся в этот день генералу и невольно обратил на себя общее внимание отрядных офицеров, составлявших с ним полный контраст. Он потешал всех своими остротами"126.
126. А.П. Берже "А.А. Бестужев в Пятигорске в 1835 г." // "Русская старина", т. XXIX, с. 417-422.
127. На должность чиновника особых поручений при керченском губернаторе. К этому времени относится, кажется, и попытка В.А. Перовского перевести Бестужева на службу в Оренбургский край, "чтобы описать край и ознакомить читателей с кочующими жителями степей". На свое прошение Перовский получил будто бы сверху ответ, что "Бестужева следует послать не туда, где он может быть полезнее, а туда, где может быть безвреднее"128.
128. Ср.: "Из Архива Ф.В. Булгарина" // "Русская старина", 1901, февраль.
129. "Одна и единственная мольба перед отцом монархом есть: увенчать свои благодеяния дарованием затишья этой бедами и раскаяньем измученной душе", -- писал он царю 13 июля 1836 г.130
130. И. Ховен "Мое знакомство с декабристами" // "Древняя и новая Россия", 1877,1, с. 221.
131. А. Розен "Записки декабриста". -- Лейпциг, 1870, с. 367.
132. В бумагах III Отделения Собственной Его Величества Канцелярии.
133. "Он был убит" // Сочинения Марлинского, 1847, IX, 93,106,108,112,113,119,126,127,133.
134. М. Семевский "А.А. Бестужев" // "Отечественные записки", 1860, июль, с. 71-72.
135. "Восточная поэма на смерть Пушкина" // "Русская старина", 1874, сентябрь, с. 76-79.
136. Как, например, в повести "Страшное гадание", где такой неизвестный увлекает героя, правда, во сне, от преступления к преступлению.
137. В повести "Следствие вечера на Кавказских водах" (1830) Марлинский попытался этот таинственный тип приблизить к типу разочарованного нелюдима, пострадавшего от эгоизма общества. Повесть осталась неоконченной.
138. Много этнографического материала, описаний нравов, жизни, характера якутов сохранено в письмах Бестужева к его братьям и знакомым. Описанию особого празднества "начатков-кумыса" посвящена маленькая статейка "Сибирские нравы Исых" (1831). Целый ряд картин природы дан в статье "Отрывки из рассказов о Сибири" (1830-1832).
139. "Поэты сделали из (Кавказа) этого великана в ледяном венце и в ризе бурь какой-то миндальный пирог, по которому текут лимонадные ручьи. Я, как умел, вернее старался изобразить ужасающие красоты кавказской природы и дикие обычаи горцев, этот доселе живой обломок рыцарства, погасшего в целом мире. Описал жажду славы, по их образцу созданной, их страсть к независимости и разбою, их невероятную храбрость, достойную лучшего времени и лучшей цели" ("Часы и зеркало", 1832).
140. Почти все свои ученые наблюдения над жизнью кавказских горцев Марлинский втеснил в свои повести. Исключение представляют только две статьи: "Кавказская стена" (1831-1832) -- археологическая заметка об остатках старинной стены около Дербента, заметка, написанная необычайно красиво и живо, как бы отчет о прогулке; и "Шах-Гуссеин" (1831) -- краткое описание религиозного праздника мусульман Шагидов в Дербенте.
141. До него и одновременно с ним эту сторону нашей жизни пытались осветить Лажечников, Загоскин и Булгарин. Лажечников был слишком сух; Загоскин и Булгарин -- приторно тенденциозны. Один лишь Полевой в "Рассказах русского солдата" дал два ярких очерка из солдатской жизни.
142. "Чтобы узнать добрый, смышленый народ наш, надо жизнью пожить с ним, надо его языком заставить его разговориться... быть с ним в розхмель на престольном празднике, ездить с ним в лес на медведя, в озеро за рыбой, тянуться с ним в обозе, драться вместе стена на стену. А солдат наш? Какое оригинальное существо, какое святое существо, и какой чудный, дикий зверь с этим вместе! Как многогранна его деятельность, но как отличны его понятия от тех, под которыми по форме привыкли его рисовать! Этот газетный мундир вовсе ему не впору... Солдат наш не гренадер старой гвардии, ной не Храбров драм Федорова, не то, как описывают его старинные песни, всего менее певун Федора Глинки. Кто видел солдат только на разводе, тот их не знает; кто видел их с фухтелем в руке, тот их и не узнает никогда, хоть бы век прослужил с ними. Надо спать с ними на одной доске в карауле, лежать в морозную ночь в секрете, идти грудь с грудью на завал, на батарею; лежать под пулями в траншеях, под перевязкой в лазарете; да безделица: ко всему этому надо гениальный взор, чтобы отличить перлы в кучах всякого хлама, и потом дар, чтобы снизать из этих перл ожерелье. О! сколько раз проклинал я бесплодное мое воображение за то, что из стольких материалов, под рукою моей рассыпанных, не мог я состроить ничего доселе! Дай Бог, чтобы время починило дырявые мои карманы, а то все занимательное высыпается из них, словно орехи у школьника. Я был так счастлив (или, пожалуй, так несчастлив), что вблизи разглядел народ наш и, кажется, многое угадал в нем; вопрос: удастся ли мне извлечь когда-нибудь из этих дробей знаменателя?.. Хочу и сомневаюсь"143.
143. "Последние минуты Марлинского" // "Иллюстрация", 1848 г., No 24.
144. По словам Греча, это была первая повесть, которую прислал Бестужев для напечатания. Она была прислана из Дербента, навернутая на деревянную палку, зашитая в холсте без всякого письма. Повесть была переписана писарскою рукою и только на тетради рукою Бестужева сделана была на немецком языке приписка без подписи; он посылал поклон жене Ф. Булгарина, с которою до ссылки был очень дружен и близок. Греч по слогу тотчас узнал, кто автор повести и с особого разрешения, впрочем, без имени и псевдонима автора, напечатал ее в издаваемом им тогда "Сыне отечества"145.
145. Этот рассказ о смерти Бестужева напечатан в статье М. Семевского "Александр Бестужев на Кавказе" // "Русский вестник", 1870, VII, с. 79-83. Он составлен главным образом на основании воспоминаний К.А. Давыдова ("Несколько слов о смерти А.А. Бестужева" // "Московские ведомости", 1861, No 24).
146. "Никогда никакая проза не заменит нам поэзии, но только для выражения мечты, а не действительности. Действительность так разнообразна, что ей не впору никакой размер. Там, где слово должно рифмоваться с мыслью, созвучие ребяческая игрушка" ("Он был убит", 1834).
147. "Вообразите себе мое положение, я не могу жить ни со стариной, ни с новизной русскою, я должен угадывать все на все! Можно ли не ошибиться?"148
148. В. Савинов "Куда девался Марлинский" // "Семейный круг", 1858-1859,1, с. 1-21.
149. Письмо к Н. Полевому, 1833,18 марта.
150. "Русский вестник", XXXII, 1861, с. 439.
Поделиться4307-04-2015 20:10:42
151. Письмо 1833 г., 18 марта.
152. Так прозвал их Греч.
153. "Отечественные записки", 1860, СХХХ, с. 332.
154. Он, кажется, был в полном довольстве от такого, например, определения, которое он разрешил своему "вдохновению", когда вопрос зашел о том, что такое творчество: "Хаос -- предтеча творения чего-нибудь истинного, высокого поэтического. Пусть только луч гения пронзит этот мрак; враждующие, равносильные доселе пылинки оживут любовью и гармонией, стекутся к одной сильнейшей, сменятся стройно, улягутся блестящими кристаллами, возникнут горами, разольются морем, и живая сила испишет чело нового мира своими исполинскими иероглифами, как чело нашего мира избраждено ущельями"155.
155. М. Бестужев "Детство и юность А. Бестужева", с. 10.
156. "Ты -- все ты: ты мил, жив, умен. Прощай, мой милый Walter... Да, возьмись за роман. Что тебя держит? У нас ты будешь первый во всех значениях слова: в Европе также получишь свою цену: во-первых, как истинный талант; во-вторых, по новизне предметов, красок etc. Подумай, брат, об этом на досуге... но тебе хочется в ротмистры... Твой "Турнир" напоминает турнир W. Se. Брось немцев и обратись к нам, православным; да полно тебе писать быстрые повести с романтическими переходами, это хорошо для поэмы романтической. Роман требует болтовни; высказывай все начисто... Возьмись-ка за целый роман, и пиши его со всею свободою разговора или письма, иначе все будет сбиваться на Коцебятину"157.
157. Письмо к Н. Полевому, 1832,1 сентября // "Русское обозрение", 1894, X, с. 824.
158. Письма Пушкина к А. Бестужеву, 1824 г., 12 января; 1825, 21 марта; 1826, 30 ноября.
159. Письмо Вяземского к Бестужеву, 1823 г., 23 января // "Русская старина", 1888, XI, с 313.
160. "С большим удовольствием прочел я прекрасную повесть А. М. "Испытание", -- заносит Кюхельбекер в свой дневник. -- В ней столько жизни, ума, движения и чувства, что без малейшего сомнения ее должно причислить к лучшим повестям на нашем языке. Автора я, кажется, угадал и сердечно радуюсь, если угадал. Благослови Бог того, кто любезному отечеству нашему сохранил человека с талантом. Sapienti sat.".
"Сегодня прочел я повесть Марлинского "Лейтенант Белозор". В ней изредка автор сбивает на скоромный лад Густава Шиллинга, и это истинно жаль, потому что тут терпит все, даже вкус и прелесть слога. Впрочем, и эта повесть несомненное доказательство истинного, прекрасного таланта Марлинского и его неимоверных успехов. Есть в ней даже места истинно высокие, хотя целое более в прежнем роде Марлинского -- легком, шутливом, пенящемся, как шампанское или неустоявшаяся брага".
"Где М. дает разгул не просто шалуну-воображению, а восторгу дум и поэзии, -- талант его является в прекрасном, дивном блеске. В повести "Мореход Никитин" есть несколько картин и мыслей таких, за который я готов признать М. самым глубоким из наших умствователей, самым вдохновенным из наших писателей".
"Особенно мне не по нутру это злоупотребление остроты и дарования, эта неугомонная ловля каламбуров, иногда, впрочем, удачных, которою Марлинский в письме к Эрману меня иногда совершенно выводит из терпения".
"Фрегат Надежда" -- из лучших сочинений Марлинского. Особенно она мне потому нравится, что тут автор не так расточителен на "Бестужевские капли"; их тут мало и везде кстати. Единственный недостаток этого прелестного творения -- морские варваризмы. Марлинский -- человек высокого таланта: дай Бог ему обстоятельств благоприятных! У нас мало людей, которые могли бы поспорить с ним о первенстве. Пушкин, он и Кукольник -- надежда и подпора нашей словесности"161.
161. Письма Грибоедова, 1825, 22 ноября // "Русская старина", 1889, с. 322.
162. Дневники В. Кюхельбекера // "Русская старина", XXXIX, 1883, с. 253, 271; 1884, II, с. 340; 1883, с. 263; 1884, II, с. 362.
163. Но именно Марлинского тогда и читала наиболее разношерстная публика.
164. А. Кирпичников "Между славянофилами и западниками" // "Русская старина", 1898, XI, с. 318. Кениг. Очерки русской литературы. -- СПб., 1862, с. 150,151.
165. Аллегория эта стоит того, чтобы ее выписать: "Повести Бестужева -- удивленье и загляденье. Хочу представить в иносказании его заслуги нашей словесности. Куча сравнений в моей голове, выбираю наудачу, и мне думается, что оно верно.
Карамзин вывел нас, нашу поэзию и нашу прозу, из густого леса, который в его время начинали уже подстригать по-французски, в сад, им самим возделанный и обработанный. Гладки, ровны были его дорожки, деревца обстрижены и цветки в куртинах; не зная, что его окружает высокая стена, мы за ним вслед. Как понравилось нам гулять и отдыхать в этом чистеньком парке; мало-помалу, забывши о своей отчизне, мы в нем совсем обжились; а выбрести из него и не думали. Так прошло много лет. Старички и выход позабыли, а подрастающей молодежи скучно становилось жить хоть в довольстве, да не на приволье. Стена была закрыта мхом давно принятых мнений и сорокалетнею древностью. Глядь-поглядь повсюду, молодежь догадалась по сказкам и по преданиям, что есть какая-то благословенная страна, хоть не так гладка и ровна, да зато обширная и великолепная и куда с давних времен и тропы не пролегало. Старичок хозяин (Карамзин) также об этом знал и сам хоть иногда за ограду и хаживал и двери за собой не затворял, только за ним худо смотрели, с места не трогались и некоторые даже так приросли к чужой земле, что их теперь не выдернешь, разве с корнем. Особливо под конец Карамзин ходил в этот обетованный край для своей истории, там был для него и воздух чище, и внешний ветерок так и грел грудь старика. Молодцы подрастали и начинали вдаль заглядывать; и (проложили) след; Жуковский, вышедши из французского сада, попал в английский парк и на немецкую аренду и за собой многих сманил. И Пушкин выпрыгнул; зашел было в свою родимую землю, стал ею любоваться, да побоялся совсем потерять дорогу домой, бродил то около своей стены, то около соседних: немецкой и английской. Наконец и Бестужев соскочил молодцом со стены и попал не на окольную, а на прямую дорогу к нашей милой отчизне; удивился ее красоте, хотя еще не обработанной, но могущественно прекрасной. Долго он стоял в онемении; посмотрел на звездочки, чтобы и ночью прямо на север дороги не потерять. "Друзья! товарищи! -- возопил он. -- Я нашел выход, оставьте стариков сидеть на лавочках и ходить по желтенькому песку; ступайте за мною, дальше и дальше", -- а сам пошел напереди. Нужно ли говорить об открытиях, ими сделанных... Вот только беда: теперь, как вожатый пропал, чтобы грехом опять назад не воротились. Помилуй Бог, как это будет худо" (1826)166.
166. Письмо Сенковского к Пушкину // "Русский архив", 1881, 1, с. 444.
167. "Исторический вестник", 1889, VII, с. 116,117.
168. "Марлинский дитя пламенного воображения и в идеях и в выражении их, яркий колорист страстей, природы и слова, человек впечатлительный, но не самобытный, угадчик, а не исследователь жизни, был корифеем новейшей повести нашей"169.
169. "Воспоминания М.О. Каменской" // "Исторический вестник", 1894, IV, с. 34.
170. Н. Полевой. Взгляд на русскую литературу 1838 и 1839 годов // "Сын отечества", 1840, 1, с. 435.
171. "Марлинский в буквальном смысле романтик -- певец современного рыцарства под фирмою удальства и наездничества. Вечно восторженный, текучий, блистательный, волшебник фразы, академик художественного построения повестей, с весьма ординарной философией, еще меньшею религиозностью и еще меньшей народностью -- блистательным, недостижимым успехом своим увлек множество молодых и старых подражателей своей неподражаемой фразе.
История литературы вечно будет жалеть, что Марлинский и Пушкин оба в молодости попали на превратное направление, удовольствовались ограниченным просвещением без правильного образования воли. Эти два исполина, разрешившиеся превосходными игрушками, которыми литературные малолетки до сих пор не нарадуются, -- высоко бы подняли нашу литературу. Все, что они сделали, сделали природным умом с помощью легкой начитанности"172.
172. "Телескоп", 1832, No 17, с. 1116.
173. "Маяк", 1832, No 4, 192, 193.
174. Н. Куликов. "А.С. Пушкин и П.В. Нащокин" // "Русская старина", 1881, VIII, с. 599.
175. Дневник А.В. Никитенко, 1834 г.
176. "Не понимаю, писал Загоскин, как мог Бурачек назвать Марлинского колоссом? 0, Господи да простится ему этот грех и в сей и в будущей жизни! Что такое был Марлинский? Рассказчик с талантом и воображением. Марлинский, этот, по временам, самый рабский подражатель неистовой французской школы, этот бонмотист, щеголяющий самыми нелепыми сравнениями и остротами, этот умник, который, живя на Кавказе, описывал нравы московского общества по Бальзаку и, вероятно, лучше знал быт дербентских татар, чем русских мужиков; этот исковерканный, вычурный, осыпанный полинялыми французскими блестками Марлинский, который говорит, что улитка разговора перешла на другой предмет, и думает, что сказал очень умно; этот безусловный обожатель запада и всех его мерзостей, этот Марлинский, который находит, что между диким чеченцем и русским дворянином менее расстояния, чем между этим последним и какими-нибудь французским маркизом или английским лордом, как будто бы все маркизы и лорды люди истинно просвещенные, а все русские дворяне решительно невежды, -- Марлинский, у которого во всех сочинениях подобные нелепости рассыпаны тысячами; Марлинский, который коверкал, увечил, ломал, терзал без всякой пощады русский язык; Марлинский, который изредка говорил языком человеческим; никогда не согревал души читателя ни одной высокой религиозной мыслью; наконец, Марлинский, в котором я только потому и признаю истинный талант, что, несмотря на все эти дрязги, он читается с удовольствием, -- этот Марлинский -- колосс! Что ж после этого тот, кого Бурачек называет пигмеем? Что ж он такое? Инфузорий?"177.
177. С. Венгеров. Полное собрание сочинений Белинского, I, с. 444.
178. Он утверждал сам, что брал по 1000 рублей ассигнациями за печатный лист с Сенковского. Вернее будет, однако, если мы предположим, что он мечтал о таком гонораре179.
179. Письмо к издателю "Маска" приведено в статье А. Григорьева "Оппозиция застоя" 1861 г. // Сочинения А. Григорьева I, с. 582.
180. "В это время только что начала издаваться Сенковским знаменитая "Библиотека для чтения". Сенковский в числе литераторов, приглашенных участвовать в этом журнале, поместил Марлинского, не спрося предварительно его на то согласия.
-- Такая наглость Сенковского, -- говорил Бестужев, -- мне очень не понравилась, и когда он потом, в письме своем ко мне, просил присылать статьи мои для помещения в журнале, то, чтобы наказать его, я согласился на это не иначе, как с платою за каждый печатный лист по тысяче рублей ассигнациями, и Сенковский принял это условие.
Так дорого ценились тогда сочинения Марлинского". "Из воспоминаний Костенецкого" // "Русская старина", 1900, XI, с. 448.
181. В.В. Стасов "Училище правоведения" // "Русская старина", 1881, II, с. 409, 410.
182. С. Венгеров "Критико-биографический словарь". -- СПб., 1892, III, с. 149.
183. А. Григорьев "Сочинения", I, с. 289, 250, 331, 528, 521.
184. Н. Чернышевский "Очерки гоголевского периода", с. 250.
185. С. Венгеров. Полное собрание сочинений Белинского. -- СПб., 1900,1, с. 443,444.
186. "Характеры Марии Стюарт и Елисаветы" (перевод из Робертсона) // "Соревнователь", 1824, No V, с. 222-229. "К читателям "Сына отечества" // "Сын отечества", 1825, No VII, с. 303-304. "0 нынешнем нравственном и физическом состоянии лифляндских и эстляндских крестьян" (из книги де Брея Essai critique sur l'histoire de la Livonie) // "Сын отечества", 1818, No 38, с. 211-254. (В статье дано описание нравов, одежды, древних обычаев, и приведены песни. Много сказано комплиментов по адресу русских крестьян ввиду их нравственных преимуществ над другими.)
187. "0 деревянном строении в России", 1825.
188. Письмо попа к епископу Рочестерскому перед его изгнанием" // "Соревнователь", 1824, No III, с. 298-301 (с английского).
189. "Оратор" // "Соревнователь", 1824, No III, с. 302, 303.
190. "Речь Лорда Чатама об американских делах в 1777 году" // "Соревнователь", 1824, No VIII, с. 113-118.
191. "История серебряного рубля", 1820.
192. Удачно вышли, например, портреты красавиц в разные периоды их жизни, от ребенка в фижмах до семидесятилетней старухи в статье: "Портретная галерея" // "Соревнователь", 1824, No VII, с. 40-43.
193. Смотри, например, описание мокрого пасмурного дня в английском трактире в статье "День в трактире английского городка" // "Соревнователь", 1824, No VII, с. 44-49.
194. Так, например, купчик, желающий в трактире спросить у соседа воды, говорит: "Я ведь, впрочем, не для ради чего иного прочего, а так, из компанства, хотел только, утрудив, побеспокоя вас, попросить соблаговоления, чтобы нашему чайнику возыметь соединяемое купносообщение с этим самоваром-с" // "Новый русский язык", 1833.
195. 0 публике. Письмо к издателю (с французского). // "Благонамеренный", 1820, No XXI, с. 166-171.
196. "Рекомендательное письмо", 1834.
197. "Объявление от общества приспособления точных наук к словесности", 1831.
198. "Письмо к издателю" // "Благонамеренный", 1820, No VI, с. 398-408.
199. "Утешение в несчастиях" (из Вейса) // "Литературные листки", 1824, No XXI, XXII, с. 81-86.
200. "Учение" // "Соревнователь", 1824, No VII, с. 50-52.
Поделиться4407-04-2015 20:15:07
201. В одной сказке рассказывается путешествие в подземных фивских гробницах ("Соревнователь", 1822, No VIII, с. 163-181). Другая любовная: о дервише и его свиданиях с царевной ("Устье Босфора", из путешествия по Востоку I. Сенковского // "Соревнователь", 1822, No VII, с. 39-73). Бестужеву, кажется, принадлежит перевод "Прокаженного города Аосты", напечатанный в "Библиотеке для чтения", 1822-1823, II, с. 1-35.
202. "История знаков препинания", 1821.
203. "Страсть спорит" // "Соревнователь", 1824, No 5, с. 230-235.
204. "Способ объяснения посредством музыки и живописи" (с франц. Бершу) // "Благонамеренный",
1820, No IX, с. 200-202 (пустой анекдот о музыканте, который в трактире спрашивал суп с клецками, итальянские макароны и ничего не мог добиться).
205. Агафон, Арак // "Соревнователь", 1819, No X, с. 87.
206. "Кавалерийская школа", сочинение de la Гериньера // "Сын отечества", 1820, No 26, с. 308-317.
207. "0 верховой езде. Введение" // "Соревнователь", 1824. No VII, с. 53-73. Бестужев, как он сам заявляет, намеревался извлечь из лучших учителей основные правила выездки, приспособить их к фронту и составить из этого ручную книжку для употребления в конных полках. Он успел написать только главу "Общие понятия о выездке".
208. "Письмо к издателю" // "Сын отечества", 1820, No XLIV, с. 157-172. Как на удачный образчик его критики можно, например, указать на следующие строки: "Улисс, претерпевший кораблекрушение перед Навзикаей" работы Карла Брюллова показывает богатство воображения в изобретении, но малую опытность в исполнении. Зато "Нарцисс" его прекрасен в полном смысле этого слова. Художник весьма замысловато скрыл лицо его, ибо для изображения идеальной прелести Нарцисса едва ли бы довлело живой кисти Апеллесса. Жаль только, что правая нога не совсем кругла и не сохраняет в колорите общего тона в целом, будучи желтее корпуса. Левый бок в абрисе своем мог бы иметь более игры, поскольку согнут в дугу, но со всем тем талант и вкус молодого артиста заметны в каждой черте".
209. "Критика на Походные записки русского офицера, изд. И. Ложечниковым" // "Соревнователь",
1821, No II, с. 301-302.
210. "Отчет о торжественном заседании Императорской Академии Наук" // "Соревнователь", 1821, No II, с. 305-311. Бестужев, разбирая в этом отчете речь Шишкова "0 древности и превосходстве русского языка пред другими в звукоподражательном и логическом отношениях", высказывал несколько опасений и сомнений насчет такого превосходства и указывал на отсутствие, например, у нас языка философского. Эта заметка рассердила читателей и один из них в очень неуклюжей статье ("Письмо к издателям "Соревнователя" // "Соревнователь", 1821, No IV, с. 91-102) выговаривал Бестужеву за то, что он, имея мало знаний, стал критиковать Шишкова. Бестужев отвечал на эту заметку статьей ("Ответ на письмо к издателям "Соревнователя" // "Соревнователь", 1821, No V, с. 209-219), в которой говорил о том значении, какое имеет писатель как творец языка.
211. На эти мелкие рецензии указывает П. Каратыгин в своих "Записках".
212. "Метромания, или страсть к стихотворству, комедия в 5 действиях в стихах, сочинение Пирона, вольный перевод Н.В. Сушкова" // "Сын отечества", 1821, No VII, с. 307-320.
213. "0 сем божестве нам мало известно. По одному только словопроизводству утверждают, что Зимцерла была богиня весны, потому что имя ее, говорят, составлено из слов "зима" и "стереть" (И. Кайсаров. Славянская и российская мифология. -- Москва, 1810, с. 86). "Зимцерла -- богиня, владычествующая над началом дня, то есть заря". (М. Чулков. Абевега русских суеверий. -- Москва, 1786, с. 201). "Зимцерла" или Зимстерла -- весна (зиму стерла) (Г. Глинка. Древняя религия славян. -- Митава, 1804, с. 13). Сообщено В.И. Саитовым.
214. Этот разбор "Эсфири" ("Сын отечества", 1819, ч. LVI, No 3, с. 107-124) чуть-чуть не вовлек Бестужева в дуэль с Катениным (Записки М.А. Бестужева // "Русская старина", 1881, XI, с. 628). Случай этот наделал тогда много шума и повеселил литературную братию. По крайней мере, Пушкин в веселую минуту предлагал Гнедичу опять стравить Бестужева с Катениным (письмо Гнедичу 27 июня 1822). Сам Катенин долго не мог забыть этой критики (письмо Катенина к Пушкину, 24 ноября 1825 // "Русский архив" 1881,1).
215. "Сын отечества", 1819, ч. LI, No б, с. 252-273.
216. "Русская старина", 1900, VIII, с. 391-395. "Беседы в обществе любителей русской словесности", III, 1871, III, с. 25-27.
217. "Звезда" издавалась регулярно в продолжение 3 лет, в 1823; 1824 и 1825 годах. В 1825 году издатели, тогда занятые усложнившимися делами тайного общества (Записки М.А. Бестужева // "Русская старина", 1881, XI, с. 630), за недосугом решили издать вместо "Звезды" "Звездочку", объемом поменьше. Несколько листов этой "Звездочки" было набрано до 14 декабря, и она затем почти полвека хранилась в кладовой департамента Генерального Штаба ("Русский архив", 1869, "Альманах Звездочка", 1826). Все хлопоты по составлению и печатанию "Полярной звезды" лежали на Бестужеве ("Отечественные записки", 1860, СХХХ, с. 136).
218. "Сын отечества", 1823, No IV, с. 174-175. "Ответ на критику, помещенную в No 4, 5, б, 7 "Русского инвалида"".
219. "Благонамеренный", 1824, No 1, с. 77.
220. "Литературные листки" Булгарина, 1824, No I, с. 64. Издатели печатно протестовали против "варварского права Корсаров" и запрещали перепечатки ("Русский архив", 1871, No 4, 5,0964).
221. "Литературные листки" Булгарина 1824, No II, с. 64. Едва справедливо известие ("Русский архив", 1890, VI, с. 146), что издатели "подкупали" цензора.
222. "Северный архив", 1823, No 4, с. 406-407.
223. "Литературные листки", 1824, No 1, с. 27-29.
224. Скажи мне, звездочка златая,
С какой счастливой стороны --
Полярных льдов от пасмурного края,
Иль с неба вечныя весны
Ты верной гостьей к нам приходишь.
Придешь, прельстишь, опять уходишь,
Чтоб в пору срочную опять
По нашим небесам гулять!
. . . . . . . . . . . . . . .
И я люблю довольными очами
По своду темному вслед за тобой блуждать,
Твоей игрой сребристой любоваться,
С тобой в дали неведомой теряться
И мыслию в морях безбрежных утопать,
Где ты, как лебедь горделивый,
Плывешь, свершая путь и светлый и красивый.
Люблю смотреть, как тучи над тобой
Покровы черные сбирают,
Шумят завистницы, затмить тебя мечтают;
Но вдруг сошлись -- и отбегают,
Как бы невидимой развеяны рукой225.
225. "Русский инвалид", 1823, No 4, 5, б, 7.
226. Д. Р. К. "Четвертое письмо на Кавказ" // "Сын отечества", 1825, NoХ, с. 202-216.
227. "Сын отечества" (1825, No II, с. 223-225), стихотворение П. Катенина "Знакомая звезда".
228. "Письмо Хомякова о событии 14 декабря" // "Русский архив", 1893,11, с. 127-128.
229. К матери 1829, 25 мая // "Русский вестник", 1870, т. 87, с. 262-263.
230. "0 вкусе" из Кюльса // "Благонамеренный", 1820. No XI, с. 315-325.
231. "Определение поэзии" (санглийского) // "Соревнователь просвещения", 1824, No III, с. 304-305.
232. Письмо к бр. Полевым, 29 января 1831.
233. Пушкин, признавая "едкость остроты Бестужева", говорил, что "Бестужев драгун" иногда "дает карачун смыслу". Но большинству читателей эта "драгунская полемика"234 и "партизанская критика", как ее называл Вяземский, нравилась.
234. "Подарок сыновьям моим на новый год". Повести А. Коцебу // "Сын отечества", 1820, No XLVII, с. 21-28.
235. "Письмо к издателю", А. Б. // "Сын отечества", 1824, No XII, с. 244-257.
236. Письмо О. Сомова к Рылееву. П. Ефремов "Сочинения Рылеева", 1875.
237. "Письмо к издателю" // "Сын Отечества", 1821, No XIII.
238. Разбор "Краткого памятника для полевых офицеров". М. Бестужева-Рюмина, Вильманстрандского полка адъютанта // "Сын отечества", 1819, No 15, с. 132-136.
239. Так случилось тогда с небезызвестным писателем Жандром, который на одну строку Бестужева ответил целой статьей ("Разговор от "Полярной звезды" // "Сын отечества", 1823, No 9, с. 64-72). В спор ввязался какой-то другой любитель и написал свой ответ Жандру ("Письмо к А.А. Бестужеву" // "Сын отечества", 1823, No 12, с. 223-229), на что Жандр опять стал твердить свое ("Беда от правды" // "Сын отечества", 1823, No 14, с. 310-312), но получил опять сдачи ("Беда от неправды" // "Сын отечества", 1823, No 15, с. 32-35). Жандр не успокоился и поставил вновь какие-то "Вопросы вместо ответа" ("Сын отечества", 1823, No 16, с. 83-86), на что неугомонный спорщик отвечал "Ответами на вопросы" ("Сын отечества", 1823, No 17, с. 124-128). И долго, вероятно, длилась бы эта перебранка, если бы сам редактор Греч не закричал на своих сотрудников: пора перестать! и не пригрозил им, что дальше этой белиберды печатать не будет ("Письма на Кавказ" // "Сын отечества", 1823, No 20, с. 265). И все это из-за двух-трех строк Бестужева.
За этого Жандра сочла нужным заступиться даже сама цензура, которая предложила Бестужеву произвести в его статье кое-какие поправки. Бестужев ответил письменно, что он признает неприкосновенность г-на Жандра наравне со священными цыплятами Капитолия, но печатать свою статью в исправленном цензурой виде не желает (Ср.: В.Е. Якушкин "К литературной и общественной истории 1820-1830 гг." // "Русская старина", 1888, X, с. 167-168).
Поделиться4507-04-2015 20:21:41
240. "Нечто о глупцах" // "Соревнователь просвещения", 1820, No XII, с. 305-307.
241. "Главные периоды датской литературы" (из немецкого журнала) // "Сын отечества", 1822, No LXXIX, с. 145-155.
242. "Поездка в Ревель", 1821, "Станция Варгель".
243. "Почему?" // "Сын отечества", 1822, ч. LXXVII, с. 158-168. В этой же статье он делает Гречу упрек в том, что он при обзоре современной русской литературы обошел молчанием "политические сочинения" Н.И. Тургенева.
244. Замечания на критику, помещенную в No 13 "Сына отечества", касательно опыта краткой истории русской литературы" // "Сын отечества", 1822, ч. LXXVII, с. 253-269.
245. Разбор "Essai sur l'origine du mal par un officier" // "Сын отечества", 1819, ч. LIV, с. 70-75.
246. "О разборе книги: Опыты Василия Перевощикова" // "Сын отечества", 1822, ч. LXXX, с. 108-109. Статья любопытна по восторгу, с каким Бестужев при случае говорит о "благороднейшем" человеке Таците, авторе "Жизни Агриколы", которую должны с благоговением читать все имеющие "сердца".
247. "Соревнователь просвещения", 1823, No II, с. 228-229.
248. Сочинения Пушкина в издании Литературного фонда, VII, с. 32, 50, 70, 116, 128.
249. "Соревнователь", 1823. No 1. Критика, с. 97-116. "Сын Отечества", 1823, No II, с. 111.
250. "Вестник Европы", 1823, No 2, с. 134-136. Несколько замечаний на книгу "Полярная звезда".
251. M. E. "О взгляде на старую и новую словесность в России" // "Вестник Европы", 1823, No 2, с. 139-147.
252. "Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву". -- СПб., 1866, с. 345.
253. "Письма А. Измайлова к И.И. Дмитриеву", январь, 1823. "Русский архив", 1871, с. 975.
254. "Ответ на критику "Полярной звезде", помещенную в 4, 5, б, 7 номерах "Русского инвалида" 1823 г., "Сын отечества" 1823; No IV, с. 174-190.
255. "Письма на Кавказ" // "Сын отечества", 1823, No I, с. 17-18,111-113.
256. "Совестно было похвалить "Обозрение", -- писал А.И. Тургенев И. Дмитриеву. -- И в наших журналах редко встречаешь такую нелепицу. Бестужев перещеголял Мольеровских барынь! И какое наглое бесстыдное самохвальство патриотизма! Мы превзошли немцев и французов журналами! Немцы отнимают суму у Ольдекопа! У французов один журнал сносный"257.
"Кроме некоторых стихотворений, -- писал Измайлов И. Дмитриеву, -- я прочел в "Полярной звезде" только "Взгляд" Завирашки на русскую словесность 1824 и 1825 годов, "Взгляд" Завирашки поднял всю мою желчь, хотя истинно я очень хладнокровен. Какой варварский язык! Какой решительный дерзкий тон! Ах!"258.
257. Письмо кн. И.А. Вяземского к А.А. Бестужеву, 20 января 1824 // "Русская старина", 1888, XI, с. 322-325.
258. "Московский телеграф" отнесся, впрочем, очень благодушно к этому наскоку Бестужева. Рецензент "Телеграфа" назвал статью Бестужева неправильной, ошибочной, несправедливой, но остроумной, резкой и выразительной. Основная мысль, говорил он, положим, ошибочна: у нас много критик, но критиков пока еще нет. Они -- на западе, и нам, живущим на чужой счет, не следует ругать иностранные журналы. Бестужев любит софизмы, но они искренни и потому могут быть прочтены с пользой. Бестужев, вообще по слогу, обещает хорошего писателя, но только слогу его нужно перебеситься ("Московский телеграф", 1825, No VIII, с. 320-336. Подпись "А").
259. В стремлении к "народности" Бестужев доходил иногда до смешного, заменяя иностранные слова русскими. Так, пейзаж обратился у него в "видопись", карниз -- в "прилеп", антикварий в "старинаря" и т.п.
260. "С наслаждением прочел Гюго "Ceci tuera cela"; он великий мыслитель: другие перебивают мысль из его выжимок. Он звезда -- прочие спутники; но и он звезда-комета, звезда-предтеча. 0, зачем не доживем мы до обновленного мира, после потопа, уже вздувающегося!"261
261. "Письма А.И. Тургенева к И.И. Дмитриеву, 1825" // "Русский архив", 1867, с. 669.
262. "Письма А. Измайлова к И.И. Дмитриеву. 1825" // "Русский архив", 1871, с. 988.
263. Письмо к Полевому, 1883 // "Русский архив", 1874, 11, с. 8.
264. Письма к бр. Полевым 9 марта и 8 мая 1833, 16 декабря 1831 и письмо к матери 21 декабря 1833.
265. Письма к бр. Полевым 26 января 1833; к братьям 21 декабря 1833.
266. "О потерянном рае" // "Соревнователь просвещения и благотворения", 1820, No XII, с. 285-293.
267. Бартенев. Бумаги А.С. Пушкина I, с. 148.
268. "Кенильворт". Роман Вальтера Скотта (Edinburg Rewiew) // "Соревнователь просвещения", 1824, No VI, с. 325-330.
269. Правда, не без греха, смотри "Он был убит", 1834.
270. М. Бестужев "Детство А.А. Бестужева".
271. "Русская антология или образчики русских поэтов, Джона Бауринга, ч. II" // "Литературные листки" Булгарина, 1824, No XIX, XX, с. 32-45.
272. Письмо к братьям из Якутска 9 марта 1829.
273. Еще в 1821 году Бестужев поместил в "Соревнователе" переводную статью из Gossip's history "0 романтическом характере". В этой статье говорилось, что романтические характеры не имеют довольно здравого рассудка для обращения в свете, для образа жизни; что героическое великодушие, романтическая дружба, рыцарская любовь бледнеют перед христианским учением. Автор статьи выражал писателям-романтикам порицание за то, что они приучают нас стенать от бедствий собственного вымысла и скучать жизнью прежде, нежели солнце бытия достигнет своего меридиана. "Умерьтесь! -- говорил Бестужев со слов автора. -- И не забывайте, что блаженство сотворено не для здешнего испытательного мира"274.
274. "Письмо к Эрману", 1829.
275. Письмо к бр. Полевым, 21 февраля 1831.
276. "Соревнователь", 1821. VI, с. 294-298.
277. "О духе поэзии XIX века". Из Artaud пер. А.Б. // "Сын отечества", 1825, No XV, с. 276-288, No XVI, с. 386-398.
278. "Письмо к Эрману", 1829.
279. "Мореход Никитин", 1834.
280. Письмо к бр. Полевым, 13 августа 1831.
281. Письмо к бр. Полевым, 1 января 1832.
282. "Путь до города Кубы", 1834.
283. Письмо к бр. Полевым, 1 сентября 1832.
284. Письмо к бр. Полевым, 27 июля 1834.
285. Письмо к братьям из Якутска 9 марта 1829 // "Русский вестник", 1870, т. 87, с. 252.
286. Письма к бр. Полевым, 28 мая, 18 августа 1831,4 января 1833.
287. Письмо к бр. Полевым, 14 декабря 1832.
288. Письмо к бр. Полевым, 25 июня 1832.
289. Об этой "пудре" говорится и в известной эпиграмме Бестужева на Жуковского:
Из савана оделся он в ливрею,
На пудру променял свой лавровый венец,
С указкой втерся во дворец
И там, пред знатными сгибая шею,
Он руку жмет камер-лакею.
Бедный певец!
Эту эпиграмму Бестужев, по словам его брата Михаила, сочинил на одном из "русских завтраков" Рылеева.
Поделиться4607-04-2015 20:26:30
290. Письмо к брату Павлу 26 мая 1835 (ср. отзыв о "Телеграфе" выше от 1829 года), письмо к матери 19 января 1831.
291. Иногда отзыв поражает своей несправедливой резкостью, например, следующее место из письма к К. Полевому: "Про Пушкина пожал плечами... ужели и за его душу пора петь панихиду? Я всегда знал его за бесхарактерного человека, едва ли не за безнравственного"292.
292. Письма к Полевым 1 января 1832 и 4 января 1833.
293. Письмо к Пушкину 9 марта 1825. Бартенев. Бумаги А.С. Пушкина. I, с. 148.
294. Письмо к Полевому, 22 сентября 1832.
295. Письма к бр. Полевым, 26 января и 9 марта 1833.
296. Письмо к матери, 19 января 1831.
297. Письмо к бр. Полевым, 29 января 1831.
298. Письмо к бр. Полевым, 24 мая 1832.
299. Письмо к бр. Полевым, 13 августа 1831.
300. Письмо к В. Туманскому 1825,15 января // "Киевская старина" 1899, т. 64, No 3, с. 300.
301. Пушкин Бестужеву 25 января 1825. Изд. Лит. Фонда VII, с. 106-107,116,117.
302. Белинский в "Литературных мечтаниях" намекал на эту статью, когда говорил об "авторах обозревателях, которые, наскучив своим долговременными скромным молчанием, принатужив свои умственные способности, одним разом высыпают из своих голов весь неистощимый запас своих огромных и разнообразных сведений и умещают его на нескольких страничках приятельского журнала или альманаха". Белинский в своем отзыве был неправ303.
303. Письмо к братьям, 25 декабря 1828.
304. Письмо к бр. Полевым, 28 июня 1832.
305. Эти выключенные цензурою страницы о Евангелии сохранились в Архиве III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии как отдельная статья под заглавием "О христианской религии". Статья написана с хорошим и искренним пафосом:
О христианской религии.
Сперва гонимая, терзаемая скиталица христианская вера восторжествовала, наконец, благочестием первых христиан; и не мечом войны, не топором казни покорила она души полумира, нет, но убеждением слова, но истиною правил святого Евангелия.
Из подземных пещер она овладела землею и соединила землю с небом. Боги языческие были порочны, как люди -- Апостолы чисты, как Ангелы. Язычник унизил божество до себя, христианин вознес человека до Бога. Философия была верою немногих мудрецов, а христианская вера стала философиею целых народов, практическою мудростью граждан, не только законом, но и наставницей совести. Вникните в сущность Евангелия, прочтите его даже просто как книгу, и вы убедитесь, что оно есть высокая поэма, тем драгоценнейшая, что каждая страница его -- действительность, что каждое слово его освящено примером и запечатлено кровью Спасителя мира. Да, я смело утверждаю, что Евангелие было первообразом новой словесности, первым рассадником идеализма. Оно заключало в себе все, что сказалось и свершилось потом и совершается доселе. Каких стихий новой поэзии нет в благовестии, в этом завете неба земле, в завете Бога с человеком? Не стройно ли сохранено в нем одно единство, возможное в природе -- единство цели? Не проникнуто ль оно одною смелою, пылкою священною мыслию побратать все народы любовью, обратить любовь в веру, возвысить и усовершить людей этою верою в Бога, который сам себя назвал Любовь, который завещал платить добром за зло, любить врагов своих, который произнес: Месть Мне.
Не только на площадях, палатах и храмах является Спаситель, но и в пустыне, на торжище, в толпах простого народа, в кругу детей и прокаженных, на свадьбе, на погребении, на месте казни. Он беседует с мытарями, Он спасает блудницу; Он с двенадцатью рыбарями бросает живые семена слова в души простолюдинов. Но с какою драматическою занимательностью близится кровавая развязка этой умилительной, ужасной трагедии! Друг продает его врагам за серебро; предает на муки поцелуем. Любимый ученик отрицается его... робкий судья шепчет: он невинен, и дарит его злобной черни, в которой большинство --сановники-иудеи. И вот Спаситель мира гибнет позорною казнью, распятый между двумя разбойниками, молясь за своих злодеев! О, кто ни разу не плакал горькими слезами над Евангелием, тот, конечно, не испытал сам несчастия и не уважал его в других; тот не стоит и отрады, проливаемой в души этою святынею. Какой несчастливец не подымал из праха головы, подумав, что и Он страдал: как утешительно следить борение Божественного духа с земными скорбями, на которые осужден был Христос телом. "Лазарь, брат наш умер!" -- восклицает Он и горько плачет. Кровавый пот орошает чело Его, когда Он молит: "Да мимо идет чаша сия", -- отравленная чаша судьбы! Он, падая, изнемогает под крестом -- Он жаждет пригвожденный на кресте -- и Ему на острие копья подают уксус. Это страшно и отрадно вместе. Страшно потому, что в этом символе мы видим свет, каков он был всегда; действительную жизнь, какова она есть доныне -- тут нет ни награды добродетели, ни казни пороку.
Не извиняюсь, распространившись так о Евангелии, перед теми, у которых привычка очерствила сердце к красотам его; ни пред теми, которые Его исповедуют языком фарисеев и целуют устами Иуды! Мне необходимо нужно было указать на стихии, которые разовьются потом в нравах, обличаясь в переворотах; проявятся в отшельничестве, в крестовых походах, в освобожденном Иерусалиме, в "Аде", в Вертере, в Чайльд-Гарольде, в Notre Dame de Paris. Я сказал и повторяю, что Евангелие стало знамением новой словесности, как крест стал знамением нового мира, что оно было первою песнью, первым действием той огромной поэмы или драмы, которой история до сих пор не досказана.
306. С. Венгеров. Полное собрание сочинений Белинского, I, с. 314-315.
307. При своей нелюбви к Полевому Белинский, очевидно, преувеличил. Критика "Полярной звезды", как мы помним, была несравненно уже и голословнее всего того, что писалось в "Телеграфе".
308. Эта общественная тенденция в критике Бестужева была в первый раз оценена по достоинству С. Шишковым в 70-х годах. Шишков хвалил Бестужева даже за его суровые отзывы о Пушкине309.
309. Из архива Ф.В. Булгарина // "Русская старина", 1900,1, с. 392-404.
310. В свое время эта тенденция была отмечена цензурой и "Марлинского отзывы, в "Телеграфе" помещаемые", послужили обвинительными пунктами против Полевого, когда Уваров настоял на закрытии его журнала... В числе таких опасных отзывов и выражений Бестужева были приведены, например, следующие: "русский солдат -- животное в самой тяжкой доле", "государственные люди у Булгарина чересчур просты и трусливы; им ли быть главами заговорщиков?", "русский барин раз в мундире, он грудью полез в немцы", "история буянила, разбивала царства, ничтожила народы, выводила в князи из грязи" и т.п.311.
311. Друзья называли его "Шахерезада".
312. "Московский телеграф", 1833 г., No XV, август, с. 399-420; No XVI, с. 541-555; No XVII, сентябрь, с. 85-107; No XVIII, с. 216-244.
313. С. Шишков "Эпоха Белинского" // "Дело" 1877,1, с. 27-39.
314. М. Сухомлинов "Исследования и статьи", II, СПб., 1889. "Н.А. Полевой и его журнал" // "Московский телеграф", с. 415, 421-422, 425.
315. Как, например, в повестях "Вечера на бивуаке", "Листки из дневника гвардейского офицера", "Выстрел", "Журнал Вадимова", "Месть" "Он был убит", "Прощание с Каспием", "Путь до города Кубы", "Свиданье".
316. "Уж если верить гипотезам, то Велланский, последователь Шеллинга, всех правдоподобнее, хотя закутан в шубу едва понятных эпитетов. Давно бы пора бросить материализм сил природы, но привычка, не хуже зелена вина, так и тянет к матушке-грязи"317.
317. Письмо к Полевому, 19 мая 1839.
318. "Не думаете ли вы, любезные братья, что я всегда кукую? Право, нет: не могу при мысли о страданиях родных моих запретить себе печали; но вы очень хорошо знаете, что я от природы весьма веселого характера и самых миролюбивых привычек. Если бы от меня зависело все в свете, то люди плясали бы с утра до вечера"319.
Марлинский, временами столь воинственный, в статье "Кавказские очерки" высказывался решительно против завоевательной системы и насилия над горцами.
319. "Отечественные записки", No 7,1860, с. 48.
320. "Для меня, чем дальше я живу, я убеждаюсь, что злые люди -- сумасшедшие, и все зло, которое они делают, они делают по недоразумению..."321.
"Напрасно жалуются на злобу людей: надобно бы обвинять их глупость: слишком много чести называть этих копеечных Геростратов злодеями; они просто дураки. Они или ослы с тигровыми лапами, или хищные орлы с поросячьим рыльцем, и вот почему я никогда не принимал близко к сердцу ни обманов, ни коварства их. "Больше разницы между человеком и человеком, -- сказал Монтень, -- чем между человеком и скотом": может ли крайнее существо обидеть меня, будь оно хоть с рогом, хоть с зубом, хоть с жалом? Ей Богу, нет! Оно может уязвить, измучить, истерзать меня, но огорчить разве на минуту. Свет есть огромный желтый дом, в котором и лекаря, по несчастию, если не безумнее, то едва ли не глупее прочих. Последуйте мне, и вы увидите, как целебно подействует на вас это убеждение. Это не гордость, не презрение; сохрани Бог, нет, это сожаление, участие к злому мальчишке -- человечеству; ибо с мыслью о ребячестве связано желание делать ему добро, даже долг делать его, несмотря на отплату злом: дети всегда бранятся и плачут, когда их моют. Но все ли таковы люди?.. Один лукавый, мог бы отвечать: все"322.
"Я знал людей и прежде, я не разлюбил человечества и теперь; я был обязан рассекать сердца многих, как насекомое для исследования; видел их ничтожность и оттого мало ошибался, что мало от людей ожидал. Я убедился, что нельзя полагаться на правила, но можно вычислить страсти их, обращать в пользу общего не добродетели, а слабости..."323
321. "Русский вестник", 1861, XXXII, с. 430.
322. "Русский вестник", XXXII, с. 330.
323. Письмо к братьям. Дербент, 27 декабря, 1830.
324. "Труженик, труженик, утешься! Не ты один носишь неутоленную жажду в груди своей... Огонь Прометея светит и жжет вместе, или, лучше сказать, пожирает быстрее, чем озаряет. Один только неповитый глупец может быть доволен сам собою... Утешься, если отрадно знать, что и другие страдают наравне с нами: "На людях и смерть красна", говорят русские; но на людях не значит с людьми. Я бы презрел самолюбца, который бы пожелал, чтобы с ним умирали товарищи для компании"325.
325. "Отечественные записки", No 7,1860, с. 48.
326. "Я не люблю Наполеона. Он слишком думал о роли своей и слишком мало о долге. Сын прошлого века, он не мог понять нового"327.
327. "Русский вестник", XXXII, с. 330.
328. Письмо к братьям. Дербент, 27 декабря 1830.
329. Сперва распорядители были бессменны, но Рылеев, вступив в думу, настоял, чтобы их переменяли и вместо Трубецкого выбран был он вместе с оставшимся Оболенским (это было до меня).
330. В этом наше общество совершенно разнилось с бывшим (как я слышал) до сей истории. У нас система двойственная, а у них была десятичная, и каждый десяток составлял ложу или думу.
331. Сие правило не очень строго соблюдалось и многие члены между собою знались. Третьего принять тоже хотя редко позволялось, но смотря по члену.
332. По-настоящему должно бы спрашивать всех членов думы, но решали это обыкновенно распорядители, за тем, что дума редко сходилась.
333. Члену не поставлялось в обязанность непременно выбирать двух, он мог и одного и даже никого не выбрать, если не находил достойных.
334. Это крепко наблюдалось. Я, например, только прошлого лета открылся брату Михаилу.
335. Большею частью сношения были через верных членов, которые по службе или в отпуск ездили. Но в случае надобности посылали и нарочно, как, например, Свистунова в Киев.
336. "Отечественные записки", No 7,1860, с. 44.
337. Письмо к Н. Полевому, 16 декабря, 1831.
338. Письмо к Н. Полевому, 23 апреля, 1831.
339. Письмо к Н. Полевому, 16 декабря, 1831.
340. Письмо к Н. Полевому, 2 августа, 1834.
341. "Письма Бестужева к Н. и К. Полевым" // "Русское обозрение", 1894. X, с. 821.