Фамилия члена Союза Благоденствия Прижевского фигурирует только лишь в одном из источников, относящихся к истории движения декабристов – «Записке» М.К. Грибовского, представленной А.Х. Бенкендорфу в мае 1821 года.
Ни во время следствия по делу декабристов, ни позднее эта фамилия не всплывала. Член Союза Благоденствия Прижевский остался неизвестным следственному комитету. Оказался он вне внимания историков и в дальнейшем.
В настоящее время у исследователей нет однозначного мнения по поводу личности Прижевского.
Так, П.В. Ильин вообще никак не идентифицировал его. («Безвестные декабристы: о лицах, не вошедших в "Алфавит" А.Д. Боровкова» в сборнике «14 ДЕКАБРЯ 1825 ГОДА: ИСТОЧНИКИ. ИССЛЕДОВАНИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ. БИБЛИОГРАФИЯ. Вып. IV. К 175-летию восстания декабристов». — СПб.; Кишинев: Nestor-Histona, 2001.)
А. Рейтблат в рецензии на вышеуказанное издание (опубликована: Новое литературное обозрение. 2003. № 61.) по поводу личности Прижевского выказывает предположение, что:
«это, возможно, Николай Прокофьевич Пражевский (1787–1849), который служил в Главной квартире 10-й армии и был уволен, так как у него собиралась свободомыслящая молодежь (см.: ГАРФ. Ф. 109. СА. Он. 3. Ед. хр. 3188. Л. 6-6 об.). С 1825 г. он был начальником 1-го отделения канцелярии Министерства финансов, а с 1828 г. — бессарабским гражданским губернатором».
По моему мнению, вывод А. Рейтблата является ошибочным.
Давайте еще раз внимательно перечитаем источник. На первый взгляд, в тексте Грибовского отсутствуют какие-либо ключи к разгадке личности Прижевского. Но не является ли ключом сам перечень лиц, перечисленных Грибовским?
Подумаем, на какое обстоятельство хотел Грибовский обратить внимание Бенкендорфа? Так, он указывает, что тайное общество увеличивается. Принимаются все новые и новые лица. В их числе даже «с густыми эполетами». И перечень начинается с генерала, командира 16 пехотной дивизии М.Ф. Орлова. Далее следуют П.Х. Граббе – командир Лубенского гусарского полка, Н.А. Реад – командир Ольвиопольского гусарского полка, А.П. Юшневский – генерал-интендант 2-й армии. Следующим в этом перечне значится Прижевский. А далее указано: «и другие».
Н.П. Пражевский, служивший в Главной квартире все же 1-й, а не 10-й армии (явная ошибка А.Рейтблат), как-то выбивается из этого перечня и должен был бы относится к категории «и другие», т.к. таких членов Общества можно было бы исчислять десятками.
Логично было бы предложить, что названный Грибовским Прижевский – также носил к тому моменту «густые эполеты»: занимал какую-либо видную должность либо имел под командованием воинскую часть.
В одном я могу согласиться с А.Рейблат: я допускаю, что Грибовский, не будучи лично знакомым, исказил фамилию лица, записав ее на слух, через букву «и».
Я полагаю, в своей записке Грибовский указывал на Пряжевского Николая Ивановича, на то время подполковника, командира Рязанского пехотного полка. Полк входил в состав 5-го пехотного корпуса, штаб которого размещался в Москве. Большая часть полка в 1820-1821 годах размещалась в Москве, полк нес караулы при штабе корпуса.
Пряжевский Николай Иванович, (фамилия в разных источниках воспроизводится как через "я", так и через "е", я её здесь привожу так, как она значится в полковых документах).
Родился в 1782 году. Биографических данных о нем я нашел немного. Так, в феврале 1811 года он в чине капитана был назначен командиром 2-й мушкетерской роты Рязанского пехотного полка. Вместе с полком принял участие в Отечественной войне. Участвовал в Бородинском сражении. После боя под Малоярославцем остался самым старшим из уцелевших офицеров полка и фактически принял командование полком.
Назначен командиром полка 17 октября 1817 года.
Награжден орденом Св.Георгия 4-го класса – 26 ноября 1819 года.
Произведен в полковники – 26 ноября 1823 года.
Умер 13 июля 1829 года в Москве, похоронен в Донском монастыре.
Источники:
История 69 пехотного Рязанского полка т.2
Отредактировано Александр (26-10-2017 16:08:02)