А.Н. Цамутали
ДЕКАБРИСТЫ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
Некоторые вопросы историографии.
В исторической литературе с середины 1980-х гг. все чаще возникают дискуссии, многие проблемы всемирной и отечественной истории рассматриваются под новым углом зрения. Оживилось обсуждение и таких тем, как история революционного движения, его особенности, этапы, соотношение революционных и реформаторских методов преобразования общества. В связи с общими проблемами истории революционного движения обсуждаются и вопросы истории движения декабристов.
П.В. Волобуев, обосновывая тезис «история как выбор», затрагивает и историю России конца XVIII — начала XIX вв. В частности, многие явления общественной мысли этого времени, такие, как влияние Великой французской революции, интерес к проблеме «Россия и Запад», П.В.Волобуев рассматривает на фоне сложных процессов в социально-экономическом развитии страны, в осознании в обществе необходимости коренных перемен. При этом, обратившись к истории восстания 14 декабря 1825 г., П.В.Волобуев решительно отвергает оценку этого события с позиций исторического фатализма, когда-то, что имело место в прошлом, признается единственно возможным. Он не разделяет взгляд на декабристское выступление 1825 г. как на заранее обреченное на поражение. «Восстание 1825 г., хотя и было вынужденным в отношении срока и повода, отнюдь не было фатально обречено на неудачу. Нельзя исключить и другой вариант исхода — его победу», — пишет П.В.Волобуев (Волобуев 1987: 103).
К этой точке зрения близок и взгляд Я.А. Гордина, автора интересных книг, посвященных восстанию декабристов (Гордин 1985; Гордин 1989). Полемизируя с теми, кто «действователей 14 декабря» называл «безумцами», в частности, с поэтом Ф.И.Тютчевым, воскликнувшим: «О, жертвы мысли безрассудной», Я.А. Гордин делает другой вывод: «Дальнейшая история показала, что безумцами были те, кто 14 декабря стрелял картечью в самых передовых и здравомыслящих людей» (Гордин 1989: 377). В книгах Я.А. Гордина прослеживается связь участников восстания 14 декабря с различными слоями общества, показана борьба группировок в правящих кругах, сложное переплетение интриг в придворной среде с планами и действиями членов тайных обществ.
Необходимость изучения истории тайных обществ, взглядов и поступков их участников в одном комплексе с изучением истории русского общества в целом подчеркнута и в коллективном исследовании революционной традиции в России, написанном И.К. Пантиным, Е.Г. Плимаком, В.Г. Хоросом (Пантин, Плимак, Хорос 1986). В главе, посвященной декабристам и написанной Е.Г. Плимаком и В.Г. Хоросом, с одной стороны, подчеркнуто преобладание в среде членов тайных обществ офицерской молодежи, которую авторы называют «революционерами в офицерских мундирах». С другой стороны, подчеркивая неразрывное единство декабристов и современного им общества, авторы пишут: «Хотя сами декабристские общества количественно были сравнительно немногочисленными (две-три сотни человек), они, несомненно, имели много точек опоры в дворянской и государственно-бюрократической среде. Уже в Союзе спасения мы видим представителей дворянской элиты, тесно связанной с сановными верхами (П.П.Лопухин, И.А.Долгоруков, Ф.П.Шаховской, С.П.Трубецкой)». Далее приводится перечень представителей титулованной знати, вошедших в состав Союза благоденствия, называются известные дворянские семьи, захваченные движением, упоминается ряд декабристов, «родственными узами переплетенных и с правительственным лагерем (Раевскими, Орловыми, Дурново и др.)» (Пантин, Плимак, Хорос 1986: 114). Все сказанное выше в целом не вызывает возражений, но нуждается в некоторых уточнениях и дополнениях. Члены тайных обществ не только «имели много точек опоры в дворянской и государственно-бюрократической среде». Именно в дворянской среде, более того, в наиболее привилегированной части дворянства российского возникли идеи, направленные на то, чтобы создать тайные общества.
На ранней стадии своего существования тайные общества переплетались с аристократической фрондой. Критика самодержавия, идея об ограничении власти монарха, во многом отражавшие оппозиционные настроения, присущие части старинных княжеских и дворянских родов, были изложены в переписке между М.Ф.Орловым и М.А. Дмитриевым-Мамоновым. По этой переписке можно судить о программных требованиях, выдвигавшихся «Орденом русских рыцарей» или «Орденом русского креста».