Дополнение. Убийство Собаньского.
(По публ: Сибирский архив, 1913, № 12, С. 503-504.)
В то время, когда в Ялуторовске жили декабристы, город был потрясен ужасным преступлением. Был убит в своей квартире ссыльный Сабаньский, ссылку которого в Ялуторовск ставили в прямую связь с декабрьским восстанием.
Сабаньский был человек состоятельный. Жил он одиноко в собственном особняке, имел лошадей и даже повара; этот то повар и сыграл роковую роль в жизни Сабаньского.
Однажды Сабаньский был в гостях у Балакшина; возвратившись от него уже в два часа ночи, Сабаньский прошел к себе, сказав кучеру, что он свободен и может идти в людскую.
Наутро прислуга, обеспокоенная долгим сном барина, заглянула в окно и подняла переполох. Сабаньский оказался убитым. Прибывшие власти констатировали зверское преступление, Сабаньский был зарезан несколькими ударами ножа в шею. Картина, представившаяся глазам первым вошедшим в комнату, была ужасна. Сабаньский лежал ничком, уткнувшись в молитвенник, который держал в руках, развернутым на "отходной" молитве. Кровь от удара ножом брызнула на стену и на ней образовалось огромное пятно. Вся комната была залита кровью и мебель и стены забрызганы ею.
Сундуки и шкафы были изломаны и ценные вещи и деньги похищены.
Подозрение сначала пало на кучера, которого взяли в острог и, как он говорил впоследствии, пытали, но потом, в связи с исчезновением повара покойного, заподозрили в убийстве его и, надо отдать справедливость тогдашней Ялуторовской полиции, подняли на ноги весь край.
Недели через две, где-то под Тюменью, были пойманы трое бродяг, оказавшихся поваром и двумя его товарищами. Бродяги недолго запирались. Вскоре один из них, более слабый, сознался как было совершено преступление. Инициатором убийства оказался повар, прослуживший у Сабаньского три года. Когда Сабаньский в роковую ночь вошел в дом, убийцы уже ждали его там. Собаньский страстно просил оставить ему жизнь. Он отдавал грабителям все имущество и клялся никогда не доносить на них. Оба бродяги сжалились было над ним и предлагали связать его и посадить в подполье, а самим тотчас бежать. Тем более, говорили они, что все равно подозрение падет на нас и за убийство нас с большим старанием будут искать и тяжелее накажут, чем за грабительство по жалобе Сабаньского, если он и не сдержит клятвы, но повар остался непреклонным. Тогда Сабаньский стал просить, чтобы разрешили умереть по-христански, покаявшись в грехах, и это разрешение ему было дано; когда несчастный, стоя на коленях, прочел себе отходную молитву — повар ударил его ножом в горло.
Варварское преступление возмутило тихий и мирный городок. Как общественное мнение, так и власти были сильно возмущены убийцами. Повара охранял усиленный наряд караульных, так как боялись самосуда толпы.
Когда было окончено следствие и суд приговорил убийц к наказанию кнутом и ссылки навечно в каторжные работы, из Тюмени был выписан знаменитый в то время заплечный мастер, которому администрацией было приказано запороть повара насмерть. Утром, в день совершения казни, толпа народа окружила невысокий помост - „кобылу". По помосту ходил огромного роста и широкоплечий мужик с бритой бородой, длинными усами и копной курчавых волос. Он был в красной рубахе и широких плисовых шароварах. При ходьбе он игриво помахивал толстым кнутом. Это был Тюменский палач, который, как говорили, мог с двух ударов убить человека. Два других заплечных мастера - наш Ялуторовский и Тобольский стояли у своих мест.
Не буду описывать самый процесс казни. Да, признаться, и не выдержал я картины, ушел домой, но Тюменский палач сдержал слово и запорол повара до смерти.
По поводу убийства товарища по несчастью, у декабристов состоялось несколько собраний, на которых оживленно комментировалось событие.
В общем на декабристов преступление подействовало угнетающим образом. Собаньского жалели.
Примечания:
Воспоминания Сергея Семенова были опубликованы в журнале «Сибирский архив» (1913, № 6—8, с. 276—284) с добавлением в скобках: «Воспоминания современника». Вторично они были напечатаны во второй книге «сибирского трехтомника» (Дум высокое стремленье. Иркутск, 1975, с. 285—291) с ошибочным отнесением авторства декабристу С. М. Семенову. В настоящем сборнике воспоминания С. Семенова печатаются по первой публикации «Сибирского архива». Авторство устанавливается по письму от 2 июня 1913 г. редактора «Сибирского архива» А. Линькова из Минусинска, куда было перенесено издание журнала, к М. П. Овчинникову, оставшемуся в Иркутске: «Нет ли у Вас письма от Семенова, который дал мне статью о Декабристах в Ялуторовске? Он просил меня выслать ему журнал, но я забыл теперь его адрес. Если напишет — вышлите ему журнал за прошлый и нынешний год» (ГАИО, ф. 778, оп. 1, д. 50, л. 2). В этом же фонде М. П. Овчинникова (д. 104) сохранилось письмо Семенова к редактору журнала «Сибирский архив» (А. И. Линькову.— С. К.), от 27 июня 1913 г., в котором выражалась неудовлетворенность задержкой гонорара и номеров журнала с его статьей. «Между тем в редакции газеты «Жизнь Алтая» уже давно получена последняя книжка журнала «Сибирский архив», и в этой книжке напечатана одна из моих рукописей: «Декабристы в Ялуторовске». И далее: «Прошу Вас, милостивый государь, не печатать второй моей рукописи: «Религиозный перелом на Алтае», пока не выяснится вышеизложенное обстоятельство, а по отношению уже напечатанной статьи «Декабристы в Ялуторовске» еще раз прошу выслать мне причитающийся за нее гонорар и № журнала, в котором статья напечатана.
Имею честь быть Вашим покорнейшим слугою Александр (Сергей) Семенов. Адрес: Барнаул, Томской губ., Томская, ул., д. № 95 Чупрунова» (там же, д. 104, л. 1 об.—2 об.)
По сообщениям сибирских газет, в «Алтайском альманахе» за 1913 г. напечатана статья А. Семенова «Белый Бурхан». Таким образом, автор воспоминаний «Декабристы и Ялуторовске Сергей Семенов — на самом деле Александр Семенов, Неизвестно только его отчество, но по подписи: Александр (Сергей) Семенов можно предположить, что второе (литературное) имя его взято по отцу. Тогда это — Александр Сергеевич Семенов, о котором известно из его же воспоминаний, что он в юности жил в Ялуторовске и работал у почтмейстера Михаила Федоровича Филатова, и, видимо, помощником, если ему доверялась тайная пересылка писем от декабристов и к ним. О последующей службе А. С. Семенова судить трудно: она точно нигде в официальных источниках не зафиксирована. Сохранившееся единственное его (?!) письмо (не датированное) в редакцию «Русского богатства» на имя П. Ф. Якубовича (начало XX в. — С. К.) с просьбой вернуть его рукопись о бурсе мало что дополняет к его биографии (ИРЛИ, ф. 266, оп. 3, № 431, л. 1—2). Однако труднее предположить отчество, не связанное с именем Сергей, хотя и «легко» это сделать: одновременно с Филатовым в Тобольской губ. в 1861 г. служили: учителем уездного училища Тюменского округа — Александр Дмитриевич (вероятно, сын заседателя Тобольского земского суда в 1847 г. Дмитрия Алексеевича Семенова); брандмейстером Тобольской городской полиции — Егор Иванович Семенов; столоначальником Омского окружного земского суда — Петр Павлович Семенов. Трое только Семеновых! Кроме них из окружения ялуторовских декабристов продолжали службу: протоиерей С. Я. Знаменский, учитель иконописания и живописи М. С. Знаменский; городовой староста Константин Николаевич Балакшин, учительница Анисья Николаевна Балакшина, т. е. все из самого близкого декабристам круга, не считая других лиц. Из этого круга вышел, несомненно, и Александр Сергеевич Семенов — ученик, друг и почитатель декабристов, автор воспоминаний «Декабристы в Ялуторовске». Другие предположения возможны, но па первое место должно быть поставлено именно авторство этого Семенова.
1. Собаньский Г. М.— ссыльный, член польского тайного общества, существовавшего одновременно с декабристскими организациями и с ними связанного.
2. Далее опущен текст песни, который был уже приведен в воспоминаниях М. С. Знаменского (см. выше). Разночтения текстов у С. Семенова и М. С. Знаменского незначительны. Отмечу лишь замечание насчет распространения песни. «Песня,— пишет С. Семенов,— сделалась так популярна, что ее знали наизусть даже все школьники». Важность этого свидетельства современника в определении характера декабристского просветительства в Сибири трудно переоценить. В нем, может быть, состоит и ключ к определению рода деятельности Семенова после оставления службы в почтовом ведомстве.
[Кусок из воспоминаний Знаменского:
Товарищи Матвея Ивановича распевали популярную в Сибири песню.
Бывало, в доме преобширном,
В кругу друзей, среди родных
Живешь себе в веселье мирном
И спишь в постелях пуховых.
Теперь же в закоптелой хате
Между крестьян всегда живешь,
Забьешься, скорчась, на полати,
И на соломе так заснешь.
Бывало, пред тобой поставят
Уху стерляжью, соус, крем,
Лимоном бланманже приправят,
Сижу и ничего не ем.
Теперь похлебкою дурною
С мякинным хлебом — очень сыт.
Дадут капусты мне с водою, —
Ем, за ушами лишь пищит
Бывало, знатных по примеру,
Без лучшей водки есть нельзя.
Шампанское или мадера,
Стаканы с пуншем вкруг тебя.
Теперь, отбросив все безделки,
Стремглав бежишь всегда в корчму,
На гривну тяпнешь там горелки
И рад блаженству своему.]
3. В. К. Тизенгаузен вернулся на родину в Нарву в 1853 г., за три года до «амнистии». Сыновья его, Михаил и Александр, приезжали в Ялуторовск к отцу в 1851 г
4. Е. П. Оболенский выехал в Калугу, где и прожил остаток своей жизни. Умер в 1865 г.
C. Семенов. Декабристы в Ялуторовске. //В потомках ваше имя оживет. Воспоминания о декабристах в Сибири. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986, С.278-286, 334-335
Александр [Сергеевич] Семенов (ок. 1828—ок. 1915) — помощник почтмейстера в Ялуторовске в 1840—1850-е годы, писатель- краевед, журналист. Последние годы жил в Барнауле, сотрудничая в сибирских изданиях.