М.В. Вершевская
«ПРЕД КОНЦОМ МОИМ»
В С.-Петербурге, в Петропавловской гранитной крепости, — Кронверкской куртине предстоит очень важная роль в истории. Там содержались наши пять Мучеников.
Н.Р. Цебриков.
«Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною», — писал, прощаясь с женой, Рылеев. Где-то рядом Муравьев-Апостол уговаривал не предаваться отчаянию Бестужева-Рюмина. В разговоре Пестеля с Каховским сквозило равнодушие к смерти. Несколько часов назад в парадном зале Комендантского дома Петропавловской крепости им огласили приговор, на рассвете предстояло взойти на эшафот. А пока — одиночные камеры в Кронверкской куртине, где суждено было провести ночь перед казнью.
Возможно ли установить, какие казематы стали свидетелями последних часов жизни осужденных декабристов?
Прошло полгода, как цитадель в центре столицы была превращена в настоящий тюремный комплекс, став после подавления восстания на Сенатской площади в Петербурге и выступления Черниговского полка на Украине основным местом заключения участников этих событий и привлеченных к следствию деятелей декабристских обществ. Для содержания узников не хватило двух десятков одиночек в Секретном доме Алексеевского равелина и примерно такого же количества камер на других крепостных объектах. Около 150 новых арестантских помещений оборудовали в казематах практически всех бастионов и куртин1. Одной из наиболее «населенных» стала тогда Кронверкская куртина. Основываясь на изучении документальных, графических и Мемуарных источников, попробуем реконструировать обстановку того времени в куртине2.
Первые арестантские камеры в Кронверкской куртине появились уже через несколько дней после того, как 31 декабря 1825 года были выведены квартировавшие здесь прежде солдаты Сводного пехотного батальона (РГИА. Ф. 1280. Оп. 2. Д. 209. Л. 214). Работы велись спешно, не только днем, но и ночью, при свечах (Там же. Оп. 1. Д. б. Л. 177). Когда 4 января 1826 года М.И. Пущина привели в одну из только что устроенных камер, «то еще кельи достраивались, и несносный шум топоров наводил какую-то грусть» (Пущин 1988: 398). По завершении работ 13 января командир Санкт-Петербургского инженерного округа И.Х. Трузсон рапортовал коменданту крепости А.Я.Сукину, что в Кронверкской куртине «отделено бревенчатыми перегородками для содержания арестантов 35 мест» (РГИА. Там же. Л. 37).
Исполнительский чертеж, «сочиненный при Санкт-Петербургской инженерной команде» 31 января 1826 года, дает представление о расположении 33 камер (РГАВМФ. Ф. Зл. Оп. 34. Д. 3334). Арестантские номера занимали второй ярус казематов от Кронверкских ворот до Меншикова бастиона. Первый, восьмой и четырнадцатый казематы, считая от ворот, служили сенями. В тринадцатом каземате оборудовали две камеры: одну у наружной, эскарповой стены, другую у внутренней, валганговой. В сенях (восьмой каземат) была одна камера у эскарпа, в остальных десяти казематах по три камеры, распределение которых соответствовало количеству и ориентации окон: одна у эскарпа с окнами на Кронверк и две у валганга с окнами на крепостной двор.
Помимо показанных на чертеже, в куртине имелись еще две камеры. Документы свидетельствуют, что одна из них находилась на углу с Меншиковым бастионом, а другая — слева от Кронверкских ворот (РГИА. Там же. Оп. 2 доп. Д. 6. Л. 117 об.-119).
На чертеже нумерация камер отсутствует. Установить ее позволило сопоставление ряда документальных и графических материалов. В результате удалось соотнести известные по спискам узников номера арестантских камер с определенными помещениями внутри куртины, выяснив, где же именно был заключен тот или иной декабрист в период следствия3.
Многие декабристы, содержавшиеся в Кронверкской куртине, оставили об этом свои воспоминания. В большинстве повествований мемуаристы живо рисуют картины тюремного заточения. Их рассказы не противоречат документам и имеют высокую степень достоверности в том, что касается крепостной топографии.