Ю.Г. Оксман
Записка Ф.Ф. Вадковского о восстании Черниговского полка.
Записка о восстании Черниговского полка, составленная Ф.Ф. Вадковским на основании рассказов трех непосредственных участников васильковских событий (штабс-капитана В.Н. Соловьева, подпоручика А.А. Быстрицкого и прапорщика А. Е. Мозалевского) и дополненная «примечаниями», как мы полагаем, М. И. Муравьева-Апостола – единственного лица, могущего быть столь фактически безупречным осведомителем составителя очерка (или его позднейшего издателя?), по большинству сделанных на с 199-201 поправок и дополнений, - принадлежит к числу основных источников по истории вооруженного восстания в войсках Первой армии в 1825-1826 г.
Несмотря на то, что никаких других исторических или мемуарных работ Федора Федоровича Вадковского до нас не дошло, его инициатива в деле собирания и подготовки к печати материалов о восстании Черниговского полка предоставляется далеко неслучайной.
Федор Федорович Вадковский (род. В 1800 г, ум. 8. 1. 1844) воспитывался в Московском университетском пансионе и в частных аристократических пансионах аббата Zemry, Гинрихса и Годениуса в Петербурге). С 1822 г. корнет Кавалергардского полка; в том же году принят в тайное общество, принадлежал к петербургской группе «южан»; 19. 6. 1824 г. переведен прапорщиком в Нежинский конно-егерский полк, стоявший в Курске; преданный Шервудом, которого он по неосторожности посвятил в планы тайного общества, был арестован на основании следующих данных: «Принадлежал к Северному и Южного обществам около четырех лет и разделял цель последнего – ввести республиканское правление с истреблением царской фамилии. Он считал возможным совершить сие злодеяние на придворном бале и там же провозгласить установление республики. Сообщив о сем некоторым из сочленов своих, спрашивал о готовности их участвовать в том и получил утвердительный ответ. В 1824 г. обещал содействовать Матвею Муравьеву-Апостолу, имевшему намерение покуситься на жизнь покойного императора в случае, если бы открытием общества подвергнулся опасности брат его Сергей. При сем случае Вадковский рассказывал, что когда он жил в Новой Деревне и имел духовое ружье, ему приходила мысль посягнуть на жизнь покойного государя. Он принял в общество 9 человек. Сверх того, хотел принять Шервуда, с которым писал к Пестелю, изъясняя сожаление о пропущенном случае к возмущению после кончины государя и предложение о продолжении действий общества при новом правителе, и в то же время говорил Шервуду, что дела общества, сверх чаяния, идут весьма хорошо и что он считает труднейшим только то, как истребить вдруг всю августейшую фамилию. По приговору Верховного уголовного суда осужден к лишению чинов и дворянства и ссылке в каторжную работу вечно». Каторжные работы, срок которых уменьшен был до 20 лет, отбывал Вадковский в Кексгольме, Шлиссельбурге и Нерчинске. 10.8.1839 вышел на поселение в с. Манзурское Иркутской губернии. Умер в Оеке. Литература о Ф.Ф. Вадковском и материалы о нем отмечены в справочниках С. В. Вознесенского, «Библиографические материалы для словаря декабристов». Л., 1929 ; Н. М. Ченцова. Библиография декабристов. М.; Л. 1929, известное прежде лишь в отрывках письмо Ф.Ф. Вадковского к Пестелю от 3. 11. 1825 г полностью опубликовано И. М. Троцким (в пер. с фр. подлинника) в «Каторге и ссылке». 1829, Кн. II, С.84-92.
Деятельный участник с 1822 г. в работе левого фронта тайных декабристских организаций на севере и на юге, человек, известный своими литературными дарованиями (в 1824 г, он был «за стихи против начальства и Великого князя Михаила Павловича» уволен из гвардии и переведен тем же чином в армию; в ноябре 1825 г. развивал перед Пестелем планы постановки работ нелегальной типографии для печатания специальной агитационно-пропагандистской литературы; ему же принадлежат сатирические куплеты на французском языке, клеймившие деятелей суда над декабристами в 1826 г), Ф.Ф. Вадковский и на каторге и в ссылке поддерживал ближайшие отношения с радикально-демократической частью декабристов, а особый интерес его к восстанию Черниговского полка мог мотивироваться еще и участием в васильковских событиях его родного брата. Как известно, А. Ф. Вадковский, подпоручик 17-го егерского полка, член тайного общества, 31 декабря 1825 г. был в Василькове, откуда выехал в Белую Церковь для поднятия, по распоряжению С. И. Муравьева-Апостола, восстания егерей, но на самой заставе был арестован, заключен в крепость и 7 июля 1826 г. отправлен на Кавказ, под надзор военного начальства и тайной полиции.
Подлинная рукопись «Белой Церкви», хранившаяся в архиве Якушкиных, куда перешла «из бумаг (декабриста) И. И. Пущина», в недавнее время утрачена. Судя по дошедшему до нас ее внешнему описанию, представляла она собой «две с половиной страницы писчего листа, исписанного мелким узорным почерком Вадковского» (Крас. Арх. 1925, Т. Х. С. 137). Впервые опубликована была «Белая Церковь» в известном издании А. И. Герцена «Записки декабристов» (Вып. 2-3, Лондон: Вольная рус. тип. , 1863. С. 163-181), откуда перепечатывалась в начале 70-х годов в «Собрании материалов для истории возрождения России» (Лейпциг)/изд. Э.Л. Каспрович, Т. I, С. 79-94; ср. 3-е изд. этой книги, с измененным заголовком: Тайное общество и 14 декабря 1825 г. в России, без даты, Лейпциг/изд. Э.Л Каспрович, С. 79-94)
Воспроизводя в настоящем издании первопечатный текст «Белой Церкви», мы исправляли лишь такие явные дефекты зарубежного набора, как искаженные начертания фамилий некоторых участников восстания, названий селений Васильковского района, а также номеров некоторых рот и одного из полков («Суханов», «Башманов», «Гракольский», «Быстржицкий», «Рыбновский», «Мазолевский», «Пыпачев», «Кушилов», вместо Сухинов, Башмаков, Грахольский, Быстрицкий, Рыбаковский, Мозалевский, Пыхачев, Кушков; «Масновиловка» и «Поволоть» - вместо Мотовиловка и Паволочь; «19-й егерский» - вместо 17-й егерский полк; «7-ая рота», сместо 4-ая рота).
Протокольный характер повествования, свободного от всяких художественных прикрас, фиксирует внимание исследователя и читателя «Белой Церкви» на основных этапах похода, освещаемого, так сказать, изнутри, а строгая взаимная проверка сообщаемых каждым из информаторов Ф.Ф.Вадковского материалов [Подстрочные примечания к «Белой Церкви» обозначенные звездочками, принадлежат, вероятно, самому Ф.Ф. Вадковскому (В данном тексте я даю их в квадратных скобках - МЮ)], еще не сглаженных в памяти отдаленностью момента рассказа от времени самих событий (датировать «Записку» можно только порою пребывания всех ее составителей на петровском заводе, т .е. 1830-1839 гг), поднимает еще более историческую значимость всех показаний «Белой Церкви». [Основной документальный материал, дополняющий и корректирующий данные «Белой Церкви» собран в издании: Восстание Черниговского пехотного полка/ приготов. к печати Ю. Г. Оксман//Восстание декабристов. Т VI. М. ; Л. : Гос. Изд. 1929)] Приходится только помнить, что, не принадлежа к верхушке заговора, к его руководящему штабу, осведомители Ф.Ф. Вадковского не всегда верно учитывали общую перспективу событий, плохо разбирались в вопросах идеологического порядка, обнаруживали подчас свою явную непосвященность в планы и расчеты вождей Васильковской управы, в мотивы их оперативных мероприятий в декабрьские и январские дни, наконец, весьма преуменьшили, а частью и вовсе исключили из своих сообщений характернейшие данные об агитационно-пропагандистской работе, как предшествовавшей восстанию, так и связанной с провозглашением и распространением революционного «Катехизиса» С. И. Муравьева-Апостола.
Ю. Г. Оксман.