Вместо вступления.
Предисловие к записанным В.И. Штейнгелем воспоминаниям В.П. Колесникова "Записки несчастного, содержащие путешествие в Сибирь по канату"*
Duns unetatdespotique, la justice criminelleest un
instrument meurtieurdans la maim du maitre, elle frappe
docilement et en aveugle les victimesgu’il a designees.
Dupin. **2
Un jeunehomme de 17 ans, homme Lebrun, etait
traduitdevant la courd’assises pour crisseditieux. Il
avaitcrie au milieu de la rue: “A bas le roi!J’ai
dans le Bouton de mon habit de qouituer le roi! Le jury
a diclareLebrune non coupable.
Paris, 8 mars 1833, Journal
de Francfort.***
Есть истины, которые забываются именно от излишней известности; потому не мешает от времени до времени напоминать о них. Во всяком государстве, управляемом на праве отчином, нет и не может быть гласности. Там, где нет гласности, там все под Домоклесовым мечом; там попасть под суд и пропасть – синонимы; там законы – обольстительная, обманчивая благовидность для пасомых, верный костыль – для пасущих.
................
* К рукописи приложена записка:"Любезный друг, восемь лет проведя в одной тюрьме, мы могли узнать друг друга: я узнал тебя, полюбил, люблю всею душою и не разлюблю уже, конечно, пока судьба оставит меня еще на этой грязной кучке, на которой так мало добра и так много зла. Она скоро разлучит нас, и, вероятно, в последний раз в моей жизни день ангела твоего мы прооведем вместе. Хотелось бы мне подарить тебе в этот день что-нибудь на память; но мы с тобой едва имеем. на что под голодный час купить омуля, и то капитал отрицательный. Пусть же хотя эта бедная рукопись напомнит тебе в грустный час бедного, седого друга - бедного карманом, но богатого чувствами, который тебя не забудет, доколе мозг не лишится способности возобновлять принятые впечатления.
Штейнгель.
Любезному другу, товарищу несчастия, Михайлу Александровичу Бестужеву.
8-го ноября 1835. Петровский каземат"
** В деспотическом государстве правосудие – это губительный инструмент в руках владыки, оно бьет послушно и слепо те жертвы, которых он наметил. Дюпен (фр.).
*** Юноша 17 лет, по имени Лебрюн, за бунтовские выкрики предстал перед судом присяжных. Посреди улицы он кричал: «Долой короля! В пуговице моего костюма есть нечто, что убьет короля!». Жюри признало Любрюна невиновным. - Париж, 8 марта 1833 г. Франкфуртская газета №72 (фр).