Седьмые всероссийские краеведческие чтения
Москва – Омск, 13-17 мая 2013 г.
Э.Б. Штец (г. Москва)

Проблемные аспекты декабристоведения в сибирском краеведении.

Выступление посвящено анализу взаимоувязки декабристоведения с сибирским краеведением и рассмотрению проблемных вопросов по сохранению объектов, связанных с пребыванием декабристов в Сибири.
О пребывании декабристов в ссылке написано такое множество работ по различным направлениям их жизни и деятельности, что порой создается впечатление о невозможности сказать что-то новое об их сибирском периоде жизни. В каждом населенном пункте, где находились на поселении декабристы, местными краеведами исписано и переписано масса статей, в сибирских музеях (пусть это будут даже школьные музеи) имеются залы, выставки, экспозиции, стенды, посвященные «первенцам свободы», а в Чите, Иркутске, Петровск-Забайкальском, Новоселенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Туринске и др. функционируют специализированные музеи (филиалы музеев) декабристов. До сих пор декабристская тема является немаловажной для сибирских музеев, и мощным туристическим брендом. Методическую работу осуществляет сильнейшая школа сибирских ученых и исследователей, изучающих историю декабризма, авторитет которой считается непререкаемым.
Тем не менее нельзя не согласится с мнением современного историка П.В. Ильина, что при наличии обширного перечня литературы о декабристов, в т.ч. и о сибирском периоде, найдется всего лишь несколько достойных биографических и историко-краеведческих работ, а «иллюзия исчерпанности, изученности темы исчезает на глазах», и читатель понимает, что оказывается «на почве невспаханной целины» (Ильин П.В. От составителя // Декабристы в Петербурге. Новые материалы и исследования. СПб., 2009. С.3) . Это при том, что долгие годы в нашей стране данной тематике уделялось должное внимание, и у исследователей данная тема считалась «беспроигрышной».
В глаза бросается следующие проблемные аспекты декабристоведения в сибирском краеведении, а именно недостаточная ориентация декабристоведов в географии мест пребывания декабристов в Сибири и регулярные утраты объектов, связанных с ними. Рассмотрим данную проблематику на примере своеобразного симбиоза краеведения и декабристоведения в Восточной Сибири.
Так, особую гордость у сибирских декабристоведов вызывает 6-томная серия «Сибирь и декабристы», выпущенная в Иркутске Восточно-Сибирским издательством и в которой действительно есть немало достойных работ. В редакционную коллегию этой сери входили такие видные декабристоведы, как М.В. Нечкина, С.Ф. Коваль, Б.С. Мейлих, М.Д. Сергеев и пр. Но именно 5-й том этой серии (ответственный редактор С.Ф. Коваль) показал, что у сибирских декабристоведов отсутствуют полное взаимодействие и взаимоувязка с краеведением, а именно то, что они не в полной мере ориентируются в вопросе, когда и где именно в сибирской ссылке находились декабристы. В данном томе представлена совместная работа двух сибирских краеведов Ю.П. Павлова и В.И. Воробьева «Декабристы в Сибири (справочные материалы)», в которой представлен табличный вариант мест каторги и поселения декабристов в Восточной и Западной Сибири (Павлов Ю.П., Воробьев В.И. Декабристы в Сибири (Справочные материалы) // Сибирь и декабристы. Вып. 5. Иркутск, 1988. С.238-271). Редакционная коллегия издания рекомендовала эту работу не только для широкого круга читателей, но также краеведам и исследователям, позиционируя ее, как «своеобразный путеводителем в большом и сложном лабиринте имен и фамилий, географических пунктов, названий сел, которых уже нет на географических картах, в запутанной сети передвижений декабристов в Сибири» (Коваль С.Ф. Предисловие // Сибирь и декабристы. Вып. 5. Иркутск, 1988. С.6).
Однако в данной работе допущен ряд ошибок и нелепостей, которые не простительны именно для краеведов. Но поскольку до настоящего времени соответствующие правки и оговорки в работу Ю.П. Павлова и В.И. Воробьева не внесены, данный справочник-путеводитель является авторитетным и, пожалуй, единственным печатным источником по местам пребывания декабристов в Сибири.
В разделе «Места каторги и поселения декабристов» авторы-краеведы прописывали как исторические названия населенных пунктов, так и современные их названия. Однако по непонятным причинам авторы-краеведы не указали современные названия бывших населенных пунктов: Благодатского рудника   д. Благодатка Нерчинско-Заводского района, Зерентуйского рудника   с. Горный Зерентуй Нерчинско-Заводского района, Усольского солеваренного завода   г. Усолье-Сибирское Усольского района, Акатуйской тюрьмы   с. Новый Акатуй Александрово-Заводского района, с. Елани   с. Большая Елань Черемховского района, с. Тесинского   с. Тесь Минусинского района, с. Жилкино – сейчас район г. Иркутска, заштатного города Туруханска   с. Старотуруханск Туруханского района, с. Балыхтинского   с. Балахта Балахтинского района. В результате, в современной географии населенных пунктов так и остались названия XIX в.
Старое с. Кондинское Тобольской губернии авторы ассоциируют с одноименным селом Тюменской области. В то время как бывшее с. Кондинское – это нынешнее с. Октябрьское Тюменской области.
В процессе освоения и промышленного развития Сибири в середине XX в. ряд сибирских сел были снесены или затоплены. Если про села Малую Разводную и Большую Разводную было указано, что они не существуют по причине их затопления в связи со строительством Иркутской ГЭС, то о затопленных иркутских селах Буреть, Каменка, Михалево и Братский острог в процессе строительства Иркутской ГЭС и Братской ГЭС ничего не сказано. Вероятно по незнанию, что данные села затоплены, их стали ассоциировать с вновь отстроенными населенными пунктами и ошибочно считать их местами пребывания декабристов.
Аналогичным образом авторами-краеведами не учтено, что бывшее с. Онашино Енисейской губернии, место поселения братьев А.А. и Н.А. Крюковых, также было затоплено в связи со строительством Красноярской ГЭС в 1960-х гг. По их мнению, Онашино – это современный, вновь отстроенный поселок Анаш (Анашино) Новоселовского района Красноярского края. Местные журналисты так же ошибочно считают п. Анаш местом пребывания братьев Крюковых (Владимиров Е. Декабристы Крюковы в Анаше // Сиб. хлебороб, Ужур, Краснояр. край, 1962, 27 июля; Коноплев М. Декабристы Крюковы в Анаше // Путь Ильича. Новоселово, Краснояр. край, 1988. 7 янв.).
Поселок Витим Ленского района Республики Саха (Якутия), место поселения С.Г. Краснокутского, М.А. Назимова, Н.Ф. Заикина и Н.А. Загорецкого, был ошибочно отнесен к Иркутской области. Это не смотря на то, что в этом же томе петербургский историк А.Б. Шешин указывал на ошибочное отнесение Витима к Иркутской области его якутским коллегой В.Е. Охлопковым, но это осталось без внимания у редакционного совета тома (Шешин А.Б. Декабристы в Якутии (По поводу книги В.Е. Охлопкова) // Сибирь и декабристы. Вып. 5. Иркутск, 1988. С.212).
Назвав Туркинские воды, как место пребывания декабристов на лечении, они почему-то не указали другой, посещаемый декабристами курорт   Тункинские воды. Обойден вниманием и курорт Дарасун.
При подсчете декабристов, находящихся в разное время в Чите, авторы посчитали Д.И. Завалишина дважды. В тоже время, как поселенцем Читы не указан П.В. Аврамов. Декабриста П.П. Беляева авторы отправили вместе с братом А.П. Беляевым на поселение в Илгинский завод, где он никогда там не был. И такие погрешности не единичны.
Заканчивая обзор справочника-путеводителя необходимо заметить, что Ю.П. Павлов и В.И. Воробьев на момент написания своей работы считали по-прежнему существующими давно упраздненные населенные пункты   Илгинско-Заводской (Илгинский завод), Култума, Мертвый Култук и Николаевский винокуренный завод.
До настоящего времени в декабристкой литературе отсутствует единое мнение о месте нахождения Николаевского винокуренного завода, на котором отбывали каторгу в 1826 г. С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский и братья А.И. и П.И. Борисовы. Обычно когда писали о пребывании вышеуказанных декабристов в Николаевском винокуренном заводе, то пространственно указывали, что завод располагался где-то в Иркутском уезде. Так, без указания конкретики, местонахождение завода определяли в 54 верстах от Иркутска (http://st.free-lance.ru/users/Karlos_91 … 94d41a.doc); декабрист А.З. Муравьев в письме к жене от 28 августа 1826 г. его отодвинул на 60 верст (Муравьев А.З. Письма / Издание подготовлено Т.Г. Любарской. Иркутск, 2010. С.120); комментировавшая эпистолярное наследие декабриста С.П. Трубецкого, В.П. Павлова удалила завод на 70 верст от губернской столицы (Павлова В.П. Декабрист Сергей Петрович Трубецкой // Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Письма. Дневник 1857 1858 гг. Иркутск, 1987. С.4).
Совместно с работниками Иркутского музея декабристов О.А. Акулич и Е.Н. Токаревой на основании трудов иркутского краеведа Ю.Душкина было установлено, что бывший Николаевский винокуренный завод располагался в 2 километрах от нынешнего с. Никольска Иркутского района рядом с бывшим Якутским трактом.
Коллектив иркутских декабристоведов (ответственный редактор С.Ф. Коваль) в 1985 году выпустили библиографический указатель «Декабристы и Сибирь», где в разделе «Географический указатель» ошибочно казахские населенные пункты Бухтарминск и Усть-Каменогорск отнесли к Алтайскому краю, томский Нарым – к Якутии, а свердловские Пелым и Туринск к Тюменской области (Декабристы и Сибирь: Библиографический указатель, Иркутск, 1985. С.149-151).
Путаницу у сибирских историков и краеведов вызывают два забайкальских населенных пункта Нерчинск и Нерчинский завод. В первой половине XIX в. город Нерчинск являлся центром одноименного горного округа, а в 200 верстах от него находился Нерчинский завод или Большой Нерчинский завод, в котором располагалось Главное управление Нерчинскими горными заводами, т.е. руководство Нерчинской каторгой.
И когда речь шла об отправке в рудники Нерчинской каторги, то в первую очередь имели в виду именно Большой Нерчинский завод, откуда и происходило распределение всех каторжников по горным заводам и рудникам.
Действительно, определенную неразбериху в названии этих двух населенных пунктов иногда вносили сами декабристы, когда в письмах Большой Нерчинский завод сокращали до Нерчинска. Например, М.Н. Волконская, находясь с мужем в Благодатском руднике Нерчинской каторги в 12 верстах от Большого Нерчинского завода, указывала в своих письмах обратный адрес Нерчинск, подразумевая Большой Нерчинский завод.
Тем не менее, сибирский коллектив историков и архивистов под руководством С.Ф. Коваля, перепутал место жительства декабриста А.Н. Луцкого и вместо г. Нерчинска указал на с. Нерчинский Завод (Изгачев В.Г. А.Н. Луцкий // К России любовью горя. Декабристы в Восточном Забайкалье. Иркутск, 1976. С.43). Также путеводитель «Сибирь», выпущенный авторитетным издательством «Вокруг света», дом купца Кондинского в Нерчинском заводе, в котором останавливались декабристки Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская, ошибочно поместил в г. Нерчинске (Вокруг света. Сибирь. М., 2006. С.586).
Поэтому естественным стал тот факт, что в 2006 г. потомков декабристов в рамках международной акции «Товарищ верь!..», посвященной 180-й годовщине восстания на Сенатской площади, отправили не в Нерчинский завод, а в г. Нерчинск, что уже на месте вызвало определенное недоумение и возмущение участников поездки.
Теперь перейдем к другой проблеме – к утрате объектов, связанных с пребыванием декабристов в сибирской ссылке (памятников истории, мемориальных досок и т.п.).
Самой большой утратой из интересуемых объектов в последние годы является снос в с. Бельском Иркутской области дома 1827 г. постройки, в котором в середине XIX в. проживал декабрист П.Ф. Громницкий. Так называемый «Дом декабриста Громницкого» был внесен в перечень памятников, подлежащих охране как имеющие государственное значение (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем  улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» в ред. Постановления Совета Министров РСФСР от 7 сентября 1976 г. № 495) (далее – Постановление № 1327). Данный дом являлся жилым, и его собственник из-за ветхости строения разобрал памятник истории и превратил его в небольшую груду бревен. Несмотря на обращения и письма руководства Музея декабристов в Иркутске к местным властям памятник спасти не удалось. Восстановление находящегося под охраной государства памятника истории «Дом декабриста Громницкого» в планах администрации иркутской власти не предусмотрено.
Немного ранее в Иркутске сгорел еще один объект, находящийся под охраной государства и включенный в вышеуказанный перечень. Это бывший дом купца Кузнецова (ныне Октябрьской революции ул., 7), в котором останавливались и в разное время проживали Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева и другие жены декабристов, а позже располагался иркутский гражданский губернатор.
В последние годы сибирскими краеведами выявлено несколько объектов, связанных с жизнью декабристов. Так, по архивным документам были определены дома, в которых проживали декабристы П.А. Муханов в г. Иркутске (ныне Тимирязева ул., 45), В.А. Бечаснов в с. Смоленщине Шелеховского района Иркутской обл. (ныне Мира ул., 12) и И.В. Киреев в г. Минусинске Красноярского края (ныне Подсинская ул., 60/2). Однако выявленные объекты являются жилыми домами и под охрану не взяты, сохранность и содержание которых полностью зависит от собственников этих домов. Такое положение может привести к их утрате, как в аналогичной ситуации с «Домом декабриста Громницкого» в Бельске.
Находящийся в г. Минусинске «Дом декабриста Мозгалевского» также является жилым домом. Жильцы данного дома стали видоизменять его облик и фасад, приступив к обшивке дома белым сайдингом, постепенно превращая деревянный дом в пластиковую коробку.
По различным причинам пропадают без дальнейшего восстановления мемориальные доски на памятниках и в памятных местах, связанных с пребыванием декабристов. Так в г. Енисейске Красноярского края украдена чугунная мемориальная доска, гласившая, что на этом месте находился дом декабриста М.А. Фонвизина (ныне Ленина ул. и Пожарный пер., угол, 124/8).
Там же, в Енисейске, в ходе реставрационных работ Спасского монастыря со здания монастырских келий (ныне Рабоче-Крестьянская ул., 91) была демонтирована и обратно не установлена мемориальная доска, сообщающая, что здесь находился в заточении декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. Ранее в монастырских стенах располагался филиал местного краеведческого музея, но в связи с вступлением в силу Федерального закона 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», согласно которому все культовые сооружения, в т.ч. памятники культуры и истории, передаются в собственность соответствующих религиозных организаций, мемориальную доску на стену не вернули.
В связи с вышеуказанным законом в ближайшее время символ г. Читы «Музей декабристов», расположенный в деревянной Михайло-Архангельская церкви (1776 г.), прекратит свою деятельность в том виде, в котором он функционировал многие десятилетия и который помнят многие граждане. Памятник истории, так называемая «Церковь декабристов», где венчались декабристы И.А. Анненков и Д.И. Завалишин, и находятся могилы дочери С.Г. Волконского и жены Д.И. Завалишина, подлежит передаче Русской Православной церкви, а новые фонды под размещение экспозиции до настоящего времени не подготовлены.
Необходимо остановиться на сохранности и состоянии захоронений декабристов. В основном, могилы находятся под наблюдением местных властей и музеев, и пребывают в хорошем состоянии.
Однако некрополь декабриста В.Ф. Раевского в с. Олонки Боханского района Иркутской обл. требует обновления и реставрации – мраморные плиты расколоты, надписи на них читаются с трудом.
В с. Новый Акатуй Александрово-Заводского района Забайкальского края находится могила декабриста М.С. Лунина, являющая памятником истории федерального значения в соответствии с Постановлением № 1327. Длительное время на памятнике отсутствовала табличка с надписью, а сам памятник требовал ремонта. Летом 2012 г. супруги Беловы из г. Краснокаменска на могиле М.С. Лунина самостоятельно установили новый памятник совершенно иного формата, чем был предыдущий. Одобряя решения супругов об увековечивании памяти декабриста, нельзя не сказать о недостатках нового надгробия и о пассивной позиции забайкальских краеведов и историков. Так, не обращая внимания на то, что М.С. Лунин был римско-католического вероисповедания, супруги установили православный шестиконечный крест. Кроме того, дата смерти М.С. Лунина ошибочно выгравирована 15 декабря 1845 г., в то время как декабрист скончался 3 декабря 1845 г.
В заключении хотелось бы сказать, что, не смотря на существующие проблемы декабристоведения в Сибири, на местах музеями и краеведческими структурами проводится большая и кропотливая работа по сбережению объектов сибирского периода пребывания декабристов. Особенно это видно там, где функционируют специализированные музеи о декабристах. Руководством и персоналом этих музеев проводится системная работа по сохранению и пополнению фондов наследия декабристов.
Вопреки некоторым утратам, к 180-летию восстания на Сенатской площади, на месте захоронения декабристов Н.О. Мозгалевского и Н.А. Крюкова (ныне угол улиц Октябрьской и Затубинской) в 2005 г. установлен памятный знак из белого мрамора. В 2006 г. в г. Якутске установлен бюст декабристу А.А. Бестужеву-Марлинскому, отбывавшему там ссылку в 1827 – 1829 гг. Московскими школьниками под руководством Л.Д. Шипиловой в 2008 г. установили памятные знаки о пребываниях декабристов в с. Новоселенгинске Республики Бурятия, в с. Оёке и с. Урике Иркутской области. В Иркутске заново восстановлен и сдан в эксплуатацию в 2011 г. музейный комплекс «Дом декабриста С.П. Трубецкого». В том же году в Иркутске рядом с музеем «Дом декабриста С.Г. Волконского» установлен памятник, посвященный женам декабристов, а в п. Емельяново, под Красноярском, отреставрирована и приведена в порядок могила декабриста М.М. Спиридова.

Отредактировано Дэн (14-12-2013 23:58:21)