82
следы каких-то тяжелых тревог о своих друзьях и о мнении друзей о его, Грибоедова, достоинстве, которым он так дорожил. А далее следующая ассоциация от мнения друзей о его достоинстве неожиданно ведет непосредственно к Ермолову, и комментаторы письма, думается мне, окажутся бессильными истолковать это загадочное место без привлечения вопроса о киевском свидании. Вот это место (частично уже цитированное выше): «Помоги тебе Бог, будь меня достойнее во мнении друзей и недругов. Кстати о достоинстве: какой наш старик чудесный, невзирая на все о нем кривые толки; вот уже несколько дней, как я пристал к нему вроде тени, но ты не поверишь, как он занимателен, сколько свежих мыслей, глубокого познания людей всякого разбора, остроты рассыпаются полными горстями, ругатель безжалостный, но патриот, высокая душа, замыслы и способности точно государственные, истинно русская, мудрая голова». Как объяснить слова «кстати о достоинстве»? Далее в ермоловской характеристике об этом достоинстве — ни слова. Значит, речь идет о достоинстве Грибоедова, о котором и говорится с самого начала? Не задели ли южные декабристы вопроса о его достоинстве в бурных киевских разговорах? Не ощутил ли он возникновения какого-то нежелательного мнения о себе у друзей — киевских декабристов?
Заняв отрицательную позицию по отношению к киевским планам, Грибоедов не мог не испытывать тяжелых колебаний и сомнений. Переворот казался явно надвигающимся, близость его как бы ощутимой. О нем говорили и в Петербурге и в Киеве... «Но кто же, кроме полиции и правительства, не знал о нем? О заговоре кричали по всем переулкам»109, — писал А. С. Пушкин в письме к В. А. Жуковскому в январе 1826 г. Отказаться действовать значило остаться в стороне. Грибоедов был глубоко прав, говоря, что сто прапорщиков не могут изменить государственный быт России, но историческая ситуация была такова, что в тот момент в этой «сотне прапорщиков» сосредоточилась сила, двигавшая вперед его родину. Грибоедов не мог не колебаться. Европейская история последних лет говорила о том, что военные революции могли и побеждать, — существовал же пример победившей Испании, Неаполя, Пьемонта... Дело, казалось, было в том, какими способами удержать завоеванное.