Из Европы в Азию
Камера в Зотовом бастионе, где содержались декабристы
Впервые ссылка в Сибирь получает право официального гражданства по соборному уложению 1649 года, где она применена к 10 наиболее тогда распространенным видам преступных действий мошенничеству, разбою, корчемству, табачничеству. С течением времени круг этих действий эаконодательством расширяется,благодаря чему к половине XVII столетия правительство получает многочисленный класс подневольных выходцев из Росии.В сферу действий этого круга впоследствии вводятся преступления политические,также замена смертной казни.
Законодательство того времени запрещало телесные наказания в отношении представителей высшего сословия. Однако, декабристы как важнейшие преступники этапировались к местам каторги, закованные в ножные, а некоторые и в ручные кандалы. Тяжелее пришлось тем, кто шёл по этапу пешком. Вес оков доходил до 9 кг, от железа кандалов перетирались голенища сапог, летом железо раскалялось, а зимой способствовало обморожению.
Время нахождения в пути не входило в срок каторжных работ. А черниговцы Мозалевский и его товарищи шли по этапу 1 год, 6 месяцев и 11 дней....
Нет ничего более прекрасного в мире, чем звездное небо и чувство долга в сердце человека.
Нелегко мне было оставить ребенка. Бедная девочка моя как будто предчувствовала, что я покидаю ее: когда я стала с нею прощаться, она обвила меня ручонками и так вцепилась, что насилу могли оттащить, но везти ее с собою было немыслимо.
Анненкова П.Е
Последняя станция
До Читы оставалась только одна станция, и сердце во мне все сильнее и сильнее билось по мере того, как я приближалась к цели моего путешествия.
Анненкова П.ЕТы не можешь себе представить, как мне тяжело без тебя...И.А. Анненков
Почтовая станция в Ачинске А.МИЧИ - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АМУРУ И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
За Байкалом совершенно другая природа. Мрачные, вековые, девственные леса покрывают землю на необъятные пространства. Кажется, нога человеческая не ступала по этим трущобам. Огромные реки катят свои воды, не оживленные ни одной баркой, лодкой, и тишина редко прерывается. Все окружающее как-то дико-грандиозно.
ЛорерЗлая участь его преследовала, жена его впала в чахотку, от которой скончалась,
повергнув Лорера в отчаяние и оставив на его руках трех малолетних детей,
из коих вторая дочь, прелестное существо, и маленький сын вскоре умерли.
По ту сторону Байкала климат заметно мягче, теплее, и лучи солнца уже греют; зато пустота страшная,и оседлой жизни ни признака, и русского поселянина не встретите нигде. Зато как приятно мы были удивлены, когда однажды вдруг увидели, верстах в двух в стороне, беленький домик с красной крышей, с большими окнами и длинным забором. Кто мог из цивилизованных людей обречь себя на такое добровольное изгнание и уединение? Мы справились, и нам объяснили,что это были англичане-миссионеры.
Лорер
Англичане-миссионеры в Забайкалье
От Верхне-Удинска до Читы 700 верст. Я с трудом подвигалась даже в своих легких повозках, так как снегу было очень мало и мы ехали буквально по мерзлой земле.В Восточной Сибири никогда не бывает глубоких снегов.
П.Е. АННЕНКОВА
Я переехала Байкал ночью при жесточайшем морозе: слеза замерзала в глазу, дыхание казалось леденело. В Верхнеудинске, я не нашла снега; почва там такая песчаная, что вбирает в себя весь снег; то же самое происходит и в Кяхте, в нашем пограничном городе, - холод там ужасный, но нет санного пути.
М.Н. ВОЛКОНСКАЯВ 1863 г. Волконская умерла от нажитой в Сибири болезни сердца.
После нее остались записки, замечательный по скромности,
искренности и простоте человеческий документ.
Вид Кяхты Гравюра Не и Нике по рис. Ш. Леспинаса
Надо сказать, что за Нижнеудинском сказали на одной станции, что «недавно пробежала в Читу Муравьиха», и тут только Воробьев решился сообщить мне, что и меня везет он не в Нерчинске рудники, а в Читу, где будут собраны и все другие мои товарищи.
Завалишин, Д.ИД. И.Завалишин умер последним из декабристов в 1892г.
В то время как я взошла на станцию, в комнате было совершенно темно, так что трудно было различить что-нибудь, но мне показалось, что тут кто-то был до меня и при моем появлении исчез за перегородку, затворив дверь и задвинув задвижку.Когда начало светать, из-за перегородки вышел ко мне молодой человек, наружность которого и костюм поразили меня. Высокого роста, стройный, очень красивый, он мне вежливо и чрезвычайно ловко поклонился, хотя совсем не по-европейски. Лицо его, хотя совершенно азиатское, выражало очень много кротости, одет он был очень изящно, и чрезвычайно богато: на нем был халат азиатского покроя из голубой камфы, затканный шелком с серебром и обшитый бобровым мехом. Голова была обрита кругом, и коса, как носят китайцы. В руках бурятская шапка, тоже обшитая великолепным бобром. Это был тайша, бурятский князь, начальник этих инородцев.
Анненкова
В почтовой станции Посольске все с нетерпением добивались самовара,потому что русские не не могут ни зачто приняться, не выпив нескольких стаканов чаю. Разумеется, почтальоны получили самовар всех раньше, по знакомству с кухарками. Кухня почтового дома составляетъ также единственное место, где можно добыть несколько
воды для умывании, которую, однакож, за недостатком рукопомоиников, приходится черпать руками.
А.МИЧИ - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АМУРУ И ВОСТОЧНОЙ
СИБИРИ
При этом я голодала: меня не предупредили, что я ничего не найду на станциях, а они содержались бурятами, питавшимися только сырой, сушеной или соленой говядиной и кирпичным чаем с топленым жиром.
М.Н. ВОЛКОНСКАЯ
Наконец, после разных метаморфоз, то на санях, то на колесах, поднимаясь, спускаясь, мы очутились в прекраснейшей, обширной равнине, земле бурят. Часто стали попадаться нам верховые с луком, колчаном, со стрелами у бедра; женщины в кожаных шароварах, верхом на быках, многочисленные стада и юрты этого кочевого народа. Станции стоят одиноко, и лошадей нам запрягали почти диких. Вскочит, бывало, бурят на передок повозки, отпрыгнут те, которые удерживали запряженных кой-как коней с словом «гайда!», и пустимся мы без дороги во всю прыть вперед с мыслию, что не сносить нам нашей головы.
Лорер
Отредактировано gedas (27-02-2017 14:18:44)